Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  История Усадьбы|Реставрация Усадьбы|Галерея реставрации|Видеотека|В журнале «Дворцы и Усадьбы»

Исторические сведения

Памятник истории и культуры XVII – XIX веков «Усадьба Лопухиных» располагается в непосредственной близости от Московского Кремля, на территории одного из старейших урочищ Белого города – Чертолья, в окружении усадебных ансамблей князей Голицыных, Долгоруких, Вяземских, в границах современного архитектурного комплекса туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы». Развитию этой территории, охватывающей исторический центр города, бесценный по своему значению для мировой культуры, московское правительство уделяет особое внимание.

В XVI веке между улицей Волхонка (б. Чертольская, позднее Пречистенка) и Гоголевским (б. Пречистенским) бульваром располагались стрелецкие слободы. Большой и Малый Знаменский переулки, расчленившие квартал в XVII веке, служили проездами к стоящим в глубине квартала церквям Ржевской Божьей Матери и Николы в Турыгине, построенным в середине XVII века. Весь квартал к тому времени был разбит на мелкие владения, принадлежавшие дворовым людям. Наиболее интенсивным изменениям квартал подвергся в конце XVII – 1-й половине XVIII вв., когда в этом районе старой Москвы, хорошо защищенном каменной стеной Белого города, стало селиться новое дворянство, выдвинувшееся при Петре I, – Лодыженские, Голицыны, Лопухины и другие. Скупив мелкие владения, они образовали здесь крупные барские городские усадьбы, застроенные каменными жилыми палатами и службами.

Неизвестный художник. Портрет Евдокии Лопухиной
Неизвестный художник.
Портрет Евдокии Лопухиной

Усадьба Лопухиных включает в себя главный дом с «Красным» крыльцом, флигель с каретным корпусом и ограду с пилонами парадных ворот. «Красное» крыльцо было разобрано к 70-м годам XVIII столетия, а часть флигеля и каретный корпус утрачены в 20-х годах XX века.

Основой существующего, многократно перестраивавшегося главного здания усадьбы Лопухиных являются палаты, возведенные около 1689 года Федором Авраамовичем Лопухиным (отцом первой жены Петра I Евдокии Федоровны) на подаренных царем землях. К концу XVII века палаты представляли собой большое трехэтажное каменное здание, включающее в себя два жилых этажа и глубокие белокаменные подвалы (подклет). Одним из самых выразительных и красивых элементов архитектуры западного фасада палат, насыщенного элементами декора XVII века, было двухъярусное «Красное» крыльцо, ведущее на второй парадный этаж. Кроме главного дома в комплекс усадьбы входил целый ряд служебных и хозяйственных построек, среди них был одноэтажный каменный флигель, одна из палат которого сохранилась в подвале ныне существующего флигеля.

Археологические раскопки 1990-х годов под руководством А.Г. Векслера свидетельствуют о том, что во второй половине XVII века на территории усадьбы работала мастерская, занимавшаяся плавкой цветных металлов, а неподалеку находилась богатая постройка. Имеются сведения, что вблизи этого участка в древности располагалось поселение домонгольского периода.

После казни в декабре 1718 года А.Ф. Лопухина (брата Евдокии Лопухиной), осужденного по розыскному делу царевича Алексея, усадьба была конфискована в казну и использовалась для содержания пленных шведских офицеров и генералов, среди которых были генерал-фельдмаршал Рейншильд и первый министр Карла XII граф Пипер, отмеченные особым к ним расположением Петра Великого после Полтавской битвы. Затем усадьба была передана Петром I голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, разместившему здесь один из филиалов своей полотняной фабрики, по поводу которой иностранец, камер-юнкер Берхгольц, бывший в то время в Москве, писал в своем дневнике, что он «никак не ожидал, чтобы хозяин фабрики мог устроить здесь такое цветущее заведение и привести его в столь цветущее состояние. Оно имеет 150 ткацких станков, за которыми работают почти исключительно одни русские, и производят все, чего только можно требовать от полотняной фабрики».

В 1728 году по указу Петра II усадьба была возвращена наследникам А.Ф. Лопухина. Именно при них начинается первая значительная перестройка палат.

В 1757 году владение перешло к вдове генерала Ф.А. Лопухина (внука тестя Петра I Федора Лопухина) – В.Б. Лопухиной, которая продала усадьбу предположительно в 1787 году.

В 1774 – 1775 годах палаты Лопухиных входили в состав Пречистенского дворца. Он был построен в сентябре-декабре 1774 года на Волхонке для размещения Екатерины II на время празднования победного для России Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией в ходе первой Русско-турецкой войны. Возведение дворца было поручено архитектору М.Ф. Казакову. Он объединил три частных владения – М.М. Голицына, купленную императрицей усадьбу В.С. Долгорукова и бывшую усадьбу Лопухиных – деревянным корпусом, вместившим в себя двухсветный тронный зал и другие помещения. Усадьба Лопухиных, связанная переходами с другими частями дворца, предназначалась для размещения Светлейшего князя Потёмкина-Таврического. В это время главный дом усадьбы Лопухиных активно перестраивается в классическом стиле (в дальнейшем главный дом переделывался в приемах зрелого классицизма XIX века). Планировочным изменениям подверглась и территория. На известном плане Пречистенского дворца М.Ф. Казаков впервые подробно показал планировки всех строений усадьбы. В течение 1775 года, который Императрица провела в Москве, она, за исключением летних месяцев, жила в Пречистенском дворце. После отъезда Екатерины II в Петербург деревянный корпус с тронным залом был разобран, перенесен на Воробьевы горы и смонтирован вновь на фундаментах дворца царя Алексея Михайловича, а спустя два-три года он был окончательно разобран.

В 1802 году усадьба уже принадлежала действительной тайной советнице графине В.А. Протасовой, вдове А.Я. Протасова – воспитателя великого князя и будущего Императора Александра I. В это время к восточному фасаду главного дома был пристроен портик с колоннами коринфского ордера, украшенный на фронтоне фамильным гербом Протасовых, владевших усадьбой около пятидесяти лет.

Герб Протасовых на фронтоне Главного здания Усадьбы Лопухиных
Герб Протасовых
на фронтоне главного здания
усадьбы Лопухиных

В 1830-х годах дом у Протасовых снимал генерал-майор Д.Н. Бологовский, человек интересной судьбы. Известно, что он был причастен к заговору против Павла I, участвовал в сражениях при Бородине и Лейпциге, водил дружбу с отцом и дядей А.С. Пушкина. Не исключено, что и сам поэт, также знавший Бологовского, бывал здесь у него.

В 1850 году усадьба перешла к церемониймейстерше А.П. Бахметьевой. Есть сведения, что состоявший в знакомстве с ее мужем Н.В. Гоголь посещал их в этом доме.

С 1890 по 1891 год усадьбой Лопухиных владел князь Д.А. Оболенский, а с 1891 года – фрейлина Их Императорского Величества Государыни Императрицы М.М. Петрово-Соловово. При этой последней владелице происходит самая значительная перестройка флигеля усадьбы сначала по проекту архитектора М.М. Глейнича, а затем – Д.И. Бабочкина. В новой центральной части флигеля устраиваются комфортабельные квартиры, сдававшиеся внаем. В одной из них в 1910 году жил историк Ю.В. Готье.

После 1917 года усадьба Лопухиных использовалась под жилые и административные нужды. В 1920-х годах в ней располагался филиал музея Маркса-Энгельса, затем жилые квартиры, а с 1965 года территорию усадьбы занимал один из трестов Министерства тяжелого машиностроения СССР.

В 1989 году Святослав Николаевич Рерих выступил с инициативой создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха. Руководством страны ему были предоставлены здания для размещения Музея. Святослав Николаевич остановил свой выбор на усадьбе Лопухиных.

































Современный вид заднего двора усадьбы