Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Главная страница » Творческие отделы » Журнал «Культура и время»
версия для печати

Дорогие читатели!

журнал Культура и время №2-2010

Мы рады предложить вашему вниманию второй номер журнала «Культура и время» за 2010 год. Центральное место занимают материалы, посвященные 75-летию подписания Пакта Рериха – первого в истории международного соглашения об охране художественных и исторических памятников. Подписанный 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, документ стал серьезным шагом вперед на пути решении проблем, связанных с защитой культурного достояния человечества. Цикл публикаций открывает статья инициатора, вдохновителя и создателя Пакта Николая Константиновича Рериха – «Знамя Мира», где он призывает «повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего». В материале Лейлы Штробль «Охрана культурного достояния и международное право» рассказывается об истоках, истории создания и развитии Пакта. Статья Т.А. Ивановой «Магнит созвучия» посвящена совместной российско-индийской выставке «Николай Рерих: Вечный поиск», приуроченной к 75-летнему юбилею подписания документа. Выставка состоялась 12 марта – 11 апреля в Национальной галерее современного искусства в Нью-Дели. Продолжает тему материал Лейлы Штробль, Марги Куцаровой и Н.Н. Черкашиной «Знамя Мира в Вене», где речь идет о прошедшей 6–10 апреля в столице Австрии международной конференции «Археология во время конфликта»; одна из сессий форума была посвящена 75-летию подписания первого международного договора о защите культурных ценностей. Завершают юбилейный блок информация о пресс-конференции в МЦР «Юбилей Пакта Рериха», состоявшейся 19 апреля, и подготовленный главным редактором журнала Е.Е. Мишиной обзор «Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры» (как в России и других странах отмечали годовщину Пакта).

В рубрике «Грани космического мировоззрения» кандидат философских наук заведующая отделом научной пропаганды Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского В.И. Алексеева предлагает читателям несколько по-иному взглянуть на жизнь и творчество выдающегося русского драматурга, автора знаменитой трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». В статье «А.В. Сухово-Кобылин: эволюционный путь человечества» раскрываются его глубокие и самобытные философские взгляды. Сухово-Кобылин рассматривал три стадии развития человеческой цивилизации: теургическое, земное, человечество, заключенное в границах родной планеты; солярное, выходящее в просторы Солнечной системы; и, наконец, последнее, всемирное, сидерическое, человечество, обитающее в бесконечной Вселенной. По мнению философа, прогресс заключается в совершенствовании самосознания людей, в достижении ими внутреннего, душевного согласия; высшей ступенью общества он считал воплощенный в людях, реализовавшийся абсолютный дух, указывал на проективность человека, отводя ему огромную роль в эволюции мира.

Рубрику «Альбом» открывает статья доктора искусствоведения, профессора В.Д. Дажиной «Боттичелли и Флоренция его времени». Автор в увлекательной форме рассказывает о жизни великого художника, анализируя его творчество в контексте развития флорентийской культуры эпохи Просвещения. «Альбом» представляет вниманию читателей наиболее значительные творения мастера.

В рубрике «Красота спасет мир» освещается несколько культурных событий: выставка индийской миниатюрной живописи и скульптуры VII–XIX веков «Боги и смертные» из собрания Национального музея Нью-Дели, прошедшая этой зимой в Государственном историческом музее (материал подготовлен Ксенией Петровой); организованный в марте в стенах МЦР фестиваль искусств разных народов «Космическая мистерия», в рамках которого состоялась выставка членов Московского объединения художников-космистов «Преображение» (С.В. Колодиева); выставка детского изобразительного искусства «Объединенные космосом», по традиции прошедшая в МЦР в апреле (Ольга Троицкая).

А.А. Дановская в статье «Государственный музей В.В. Маяковского» (рубрика «Музейон») раскрывает образ знаменитого поэта через концепцию музея – своеобразного театра, где Маяковский – не только главный герой, но и сценарист, представивший нам сценарий своей жизни.

О национальных свадебных традициях корейского народа, церемонии тэрэ, сложной и многоступенчатой системе ритуальных актов и обрядов, практически не изменившейся на протяжении веков, – рассказ М.А. Мореходова «Тэрэ – великий ритуал» (рубрика «Восток–Запад»).

Рубрика «Театральный разъезд» предлагает вниманию читателей материал Галины Смоленской «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» – размышления о мастерстве актера и о человеческой судьбе. Публикация, проиллюстрированная редкими фотографиями, посвящена 80-летию великого русского актера Иннокентия Михайловича Смоктуновского.

Т.И. Чечина в статье «Обыкновенная богиня» рассказывает о жизненном пути и творческой судьбе великой балерины XX века Галины Улановой, о ее ролях, легендарных гастролях во Франции, Англии, США, педагогической деятельности. Материал богато иллюстрирован. Статья приурочена к 100-летию гения русского балета.

Журнал завершает рубрика «Хроника», в которой рассказывается о значимых культурных мероприятиях последнего времени: традиционном Дне Учителя (24 марта) в МЦР (К.А. Илюшина); международной научной конференции «Герасим Лебедев и его время», прошедшей в Ярославле в декабре 2009 года (А.С. Разводовская, С.В. Скородумов), выставке работ молодого украинского скульптора Алексея Леонова «Думая о вечном», состоявшейся в казанском Литературно-мемориальном музее А.М. Горького в конце января – начале февраля этого года (Д.И. Галлямова); торжественной церемонии открытия мемориальной доски, посвященной выдающемуся режиссеру XX столетия Валентину Николаевичу Плучеку (Галина Смоленская).