Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

Главная страница » Творческие отделы » Журнал «Культура и время»
      рус  eng
версия для печати

Первый номер журнала «Культура и время» за 2011 год насыщен интересными, сочетающими научный подход и тонкое чувствование Красоты материалами. Вниманию читателей предложена разнообразная информация – достижения мирового и современного искусства, философские взгляды великих личностей, новые факты, касающиеся семьи Рерихов, судьбы людей, оставивших заметный след в истории и т.д.

В рубрике «Восток-Запад» традиционно представлено искусство Востока. Статья Л.И. Глущенко рассказывает об уникальном памятнике буддийской культуры в Семиречье – Тамгалытасе или Писаных скалах. Расположенный на юге Казахстана, на правом берегу реки Или, он находится сейчас в плачевном состоянии, фактически на грани полной утраты. Автор материала рассказывает об истории исследования Писаных скал, а также раскрывает символику нанесенных на обломки скал изображений будд и текстов на тибетском, калмыкском и других языках.

В той же рубрике – материал Ксении Петровой «Зов Кайласа» об открывшейся 18 января в Музее имени Н.К. Рериха фотовыставке путешественника и исследователя духовной культуры Востока Сергея Балалаева. В статье говорится о расположенной в Тибете, на границе Китая, Непала и Индии священной горе Кайлас, которая почитается последователями четырех религий и является местом паломничества многочисленных верующих.

Рубрика «Альбом» традиционно представляет творчество заметных личностей в искусстве. На этот раз читатель имеет возможность познакомиться с биографией и художественным наследием члена объединения художников-космистов начала XX века «Амаравелла» Виктора Тихоновича Черноволенко – создателя необычных, похожих на чудесные видения полотен, наполненных новой неземной красотой. Имя художника тесно связано с музеем Н.К.Рериха. В стенах музея неоднократно устраивались персональные выставки картин Черноволенко, мало того – незадолго до своего ухода вдова художника Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко передала большое количество полотен Виктора Тихоновича в фонд Музея имени Н.К. Рериха. О судьбе и наследии Мастера, а также об особенностях его творческого метода – материал Ольги Троицкой «Человек преображенный».

Статья Светланы Колодиевой «Звезды в сердце моем» в рубрике «Красота спасет мир» продолжает тему интуитивного, космического творчества. В ней говорится о необычных пластических и живописных работах московского скульптора, художника-космиста Юрия Григорьевича Ушкова, представленных на выставке в МЦР в декабре прошлого – начале января этого года. Приуроченная к годовщине смерти Мастера экспозиция оставила яркий след в душах зрителей.

В той же рубрике – материал Ольги Троицкой «Когда Мгер вернется…» о выставке талантливой армянской художницы Карине Асламазян «Над временем», которая открылась в МЦР 25 января 2011 года, благодаря совместным усилиям Международного центра Рерихов и Парламента Республики Армения. В названии статьи Троицкая использовала имя славного героя тысячелетнего армянского эпоса «Давид Сасунский» – Мгера; его, в образе прекрасного всадника в латах и с факелом в руках, оседлавшего белого коня с огненной гривой, Карине изобразила на одной из свой картин. Автор публикации анализирует образную систему (картины, написанные на основе древних армянских легенд, лики Великих Учителей, портреты семьи Рерихов и Учителей Мории, образы, навеянные творчеством Николая Константиновича Рериха, выси Мира Огненного) и творческую манеру (цвет, форму, композицию, характер мазка) художницы.

Еще одна публикация рубрики – написанная живым, увлекательным языком статья Галины Смоленской «Хрустальный звон французского модерна». Это захватывающее приключение в богатую на неожиданные счастливые повороты жизнь основоположника французского модерна, великолепного ювелира, мастера золотого и серебряного дела, прекрасного рисовальщика, блестящего стилиста, дизайнера и мэтра художественного стекла, чьи творения еще при жизни стали классикой XX века Рене Лалика. Будучи революционером и новатором, Лалик впервые в истории ювелирного искусства стал использовать рог, кость, цветные полудрагоценные камни, не боялся экстравагантных, но всегда эстетически верных решений, любил удивлять и восхищать. Читатель узнает секреты его творчества, побывает на ретроспективной выставке «Искусство Рене Лалика» – первого в России масштабного показа уникальных произведений выдающегося художника, который состоялся в прошлом году в Музеях Московского Кремля.

Еще одно уникальное явление в искусстве сегодняшнего дня – иконы нашего современника, основоположника новой школы иконописи, сына талантливого художника-самоучки Юрия Эросовича Кузнецова. В 2010 году вышла в свет фундаментальная коллективная монография «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» (автор составитель К.Л. Кондратьева), освещающая все аспекты творчества иконописца. Статья ответственного секретаря журнала «Культура и время», географа и культуролога, ведущего научного сотрудника Российского института природного и культурного наследия имени Д.С. Лихачева О.А. Лавреновой «Откровение в красках (рубрика «Библиофил») представляет монографию как художественное произведение. Лавренова раскрывает не только содержание, но и внутреннюю, духовную составляющую книги. С ее точки зрения, читателям издания дается уникальный шанс – проникнуть в святая святых, в творческую мастерскую иконописца, а также постичь онтологию иконы, узнать о характерных чертах иконописной манеры Кузнецова, орнаменте в кузнецовском письме, увидеть альбом икон кисти художника.

Заглянуть за кулисы, встретиться с глазу на глаз со знаменитыми актерами помогает ведущий рубрики «Театральный разъезд» Галина Смоленская. В данном номере журнала она беседует с народным артистом России Игорем Квашой об искусстве, русской интеллигенции, подлинных ценностях России, современном театре, главных людях в судьбе актера, перипетиях и радостях его творческого пути, репертуаре, целях, задачах, истории создания театра «Современник».

В рубрике «Наследие» – материал, непосредственно касающийся великой семьи Рерихов — избранные места из переписки 1931–1932 гг. Ю. Н. Рериха и магистра гуманитарных наук, биохимика Гарвардского университета В.А.Перцова. В письмах идет речь о закупке оборудования, подаче воды и электричества для биохимической лаборатории в рамках Института Гималайских исследований «Урусвати» в Кулу, возглавить которую в перспективе должен был В.А. Перцов. К сожалению, проект был заморожен и Перцов так и не смог возглавить лабораторию. Отрывки из писем предваряет небольшое предисловие «Служить материей духу», которое сделала О.А. Лавренова. Она обращает внимание читателей на стремление В.А. Перцова «служить материей духу», так без необходимой материальной базы, как это и случилось с биохимической лабораторией, новые проекты, призванные нести в науку духовную составляющую, не могут состояться.

Обстоятельный обзор классиков русской философской мысли — статья научного сотрудника Главной Астрономической обсерватории НАН Украины, кандидата технических наук Т.П.Сергеевой «Космические корни мировоззрения Н.И. Пирогова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л.Чижевского» в рубрике «Грани космического мировоззрения». Т.П. Сергеева подробно исследует космическую природу научных достижений четырех ученых с мировым именем, основателей новых направлений в науке (Николай Иванович Пирогов заложил основы научной медицины, Константин Эдуардович Циолковский стал родоначальником космонавтики, Владимир Иванович Вернадский разработал учение о живом веществе — биосфере, Александр Леонидович Чижевский основал научное направление по изучению влияния космических объектов и их излучений на жизнь и творческую деятельность человечества). По мнению автора, они достигли необыкновенных результатов в научных изысканиях благодаря неразрывной связи с метанаучной реальностью энерго-информационного пространства Вселенной. Великие ученые понимали объективность ее существования и пытались осмыслить и объяснить ее в своих философских трудах. Т.П. Сергеева обращает внимание на то, что и Циолковский, и Вернадский, и Чижевский, и Пирогов были избранниками эволюции, чей жизненный путь был отмечен «предизбранностью». Она проявлялась в наличии ясно выраженной ведущей идеи (у Пирогова – это врачевание тела и души человека, у Циолковского – стремление к миру без пут тяготения, у Вернадского — работа над проблемами живого вещества, Чижевского – изучение внешних влияний на организм человека); в присутствии в жизни так называемой «руки судьбы»; в оказавших определяющие влияние на судьбы и творчество снах, видениях и озарениях, а также в особой чувствительности, чуткости и необычной восприимчивости натур ученых, которая давала им возможность прикасания к мирам надземным.

Известные личности прошлого, которые коренным образом повлияли на ход истории и эволюции, а также наши знаменитые современники – пожалуй, одна из наиболее интересных граней журнала.

В данном номере читатель имеет возможность познакомиться с жизнью, судьбой и наследием выдающегося человека своего времени, крупнейшего ученого и мыслителя, предтечи космического мироощущения в науке, идеи которого обогнали свое время на века Джордано Бруно. Статья В.Г.Соколова «Человек из будущего» – научно аргументированное и в то же время поэтически взволнованное повествование. Материал разделен на несколько ключевых блоков. Во-первых, автор публикации рассказывает об эпохе Бруно – времени жестокой борьбы против новых знаний, переломном периоде западноевропейской истории и культуры XVI – первой половины XVII века. Во-вторых, в статье идет речь о судьбе Джордано Бруно и этапах его жизни. В-третьих, В.Г.Соколов подробно останавливается на научно-философских идеях великого итальянца – это принципиально новая картина мира, в основе которой – Беспредельность, бесконечность Вселенной. В-четвертых, автор подробно останавливается на последнем, трагическом этапе в жизни Джордано Бруно – его аресте, пребывании в застенках инквизиции и героической смерти.

Круглым датам – 80-летию со дня рождения наших современников — великого педагога, самобытного духовного мыслителя, создателя концепции гуманно-личностной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили и оставившего яркий след в истории Российского государства политического деятеля, символа перестройки, свободы и гласности Михаила Сергеевича Горбачева посвящены материалы «Восхождение к совершенству…» и «Чтобы мир продолжал быть…» в рубрике «Юбилеи».

Как всегда, завершает номер рубрика «Хроника» – обзор важных событий культурной жизни. Читатель побывает на фестивале тибетской культуры, который состоялся в музее Н.К.Рериха с 6 по 14 ноября 2010 года, вечерах памяти выдающегося философа современности, «воительницы Света» Елены Ивановны Рерих и ее младшего сына, художника, ученого, философа Святослава Николаевича Рерих, которые также прошли в музее в феврале – январе прошлого года, поднимется вместе с альпинистами на Эльбрус и Пик Победы, чтобы водрузить на вершине Знамя Мира, примет участие в X международных педагогических чтениях, которые прошли в начале января 2010 года в Московском городском педагогическом университете; узнает, о чем шла речь на международной конференции «Президент Б.Н. Ельцин и новая Россия» в столичном «Президент-Отеле» 2 февраля этого года, а также познакомится с программой состоявшегося 12–14 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге XIV съезда Русского географического общества (РГО), в которую было включено сообщение о Великом путешествии Николая Константиновича Рериха – Центрально-Азиатской экспедиции.