Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Наследие Рерихов в опасности | Правда о коллекции С.Н. Рериха | Трагедия коллекции Ю.Н. Рериха Росимущество против МЦР | Наследие Рерихов в Индии | В защиту мецената МЦР | В защиту Музея имени Н.К. Рериха версия для печати

Денис Внуков

Господа претенденты! Зачем Вам наследие Рерихов?

Может ли Свет заключить союз с тьмою?
Он должен потухнуть, чтобы соединиться
с противоположным началом.
Пусть вождь Света не вздумает принять
в стан тушителей и противников Света.
Не может Свет увеличить тьму,
так же и тьма не может увеличить Свет,
значит, такие союзы противоречат природе.
Мир Огненный, часть II, п. 300

Спустя всего один день после прощания с Людмилой Васильевной Шапошниковой, генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха и первым вице-президентом Международного Центра Рерихов на сайте Музея-института семьи Рерихов было опубликовано письмо под заголовком «Директор Санкт-Петербургского государственного музея семьи Рерихов Алексей Бондаренко просит взять под защиту наследие Николая Рериха»1. Письмо адресовано министру культуры РФ В.Р. Мединскому.

Если обобщить все изложенные Алексеем Анатольевичем в письме доводы, то они в основном сводятся к следующему:

1. Как считает автор письма, «сейчас перед культурным сообществом нашей страны остро стоит проблема сохранения части рериховского наследия, оказавшегося в распоряжении Международного центра Рерихов после того, как СФР (Советский Фонд Рерихов) был лишён возможности исполнять свои функции»1. Как утверждает Бондаренко, если не предпринять срочных мер по передаче фондов этой организации в государственное управление, то произойдет катастрофа, схожая с той, что случилась с коллекциями Юрия Николаевича Рериха.

2. Автор письма призывает министра «предпринять все возможные меры для обеспечения государственной регистрации всех рериховских архивов и коллекций, находящихся в распоряжении Международного центра Рерихов, как того требует Российское законодательство и, в том числе, Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; обеспечить передачу государству всего наследия, удерживаемого без законных на то оснований»1.

3. Автор письма считает необходимым реформирование МЦР.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание в связи с этим – это история развития отношения министерства культуры к рериховскому наследию. Эта история поможет понять, почему в нашей стране сложилась именно такая ситуация с наследием Рерихов. Как справедливо пишет в начале своего письма Алексей Бондаренко, ни Министерство культуры СССР, ни его преемник Министерство культуры РФ не смогли «удовлетворительно разрешить» проблему «сохранения и актуализации многообразного и уникального наследия Н.К. Рериха и всей его без преувеличения великой семьи»1. На протяжении 58 лет с того момента, как в СССР вернулся Юрий Николаевич Рерих, нашим государством не было выполнено ни одно данное Рерихам обещание. Сначала Министерство культуры не сдержало слова, данного Ю.Н. Рериху, по созданию в СССР музея имени Н.К. Рериха на основе привезенной им в страну части наследия своих родителей. При этом вопреки его желанию, обозначенному в необходимости сохранения целостности привезенной им в страну коллекции, все картины, переданные для этой цели государству Юрием Николаевичем, были распределены по нескольким государственным музеям2. Затем министерство помешало С.Н. Рериху, единственному наследнику, вступить в права наследования на оставшуюся после смерти брата часть наследия своих родителей. В результате квартира Юрия Рериха была полностью разграблена. А Министерство культуры ничего не сделало, чтобы остановить гибель уникального культурного достояния, несмотря на многочисленные обращения общественных и культурных деятелей, организаций и простых граждан нашей Родины.

Такая же участь постигла и волю С.Н. Рериха. Сначала Министерство культуры не вернуло владельцу коллекцию из 288 картин, предназначенную им для Международного Центра Рерихов. А затем стало планомерно добиваться лишения МЦР права на хранящееся у него по воле и распоряжению Святослава Николаевича Рериха, единственного владельца, всего наследия этой великой семьи.

Более того, именно Министерство культуры продолжает тщательно скрывать от общественности факты исчезновения картин Рерихов из коллекции, находящейся в ГМВ, установленные рядом независимых журналистских расследований3. Министерство культуры не сочло возможным отпраздновать юбилеи сразу трех членов семьи Рерихов, состоявшиеся в 2014 г. Оно совершенно безучастно отнеслось к организованному МЦР международному выставочному проекту «Пакт Рериха. История и современность», получившему высокую оценку от таких выдающихся международных общественных деятелей, как Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

Видимо, именно поэтому Л.В. Шапошникова в своей последней книге «Свет и тернии Космического пути на планете Земля» приходит к выводу: «Наследие, которое раскрывает нам основы космической эволюции человечества и указывает направление этой эволюции и пути ее достижения, не нужно ни Министерству культуры, ни власти. И это при том, что оно было предназначено в первую очередь для России»4.

Так о какой же защите наследия Рерихов просит министра культуры Алексей Бондаренко?

Вопрос о защите, по мнению автора письма, заключается в необходимости изъять наследие Рерихов у Международного Центра Рерихов, как организации, якобы не имеющей отношения к Советскому Фонду Рерихов, и передать его в государственную собственность. Данное утверждение, А.А. Бондаренко подкрепляет своими выводами о преимуществе государственных музеев перед общественными. В частности, он, считая государственные музеи самой надежной формой музеев в нашей стране, приводит в доказательство свое мнение, что общественные музеи являются лишь «первичной формообразующей субстанцией, из которой вырастают новые музеи. Некоторые из них закрываются, некоторые развиваются, становятся муниципальными, государственными или корпоративными»1. Очевидная эволюция общественных музеев, выведенная автором письма, должна была быть, по его мнению, хорошо известна и всем Рерихам. Поэтому он подчеркивает, что успех всех созданных Рерихами в США организаций произошел только благодаря поддержке государства.

Однако, всем, кто занимается серьезно изучением наследия Рерихов хорошо известно, что, во-первых, все созданные Рерихами организации имели общественный статус. Во-вторых, все инициативы по продвижению идей Рерихов, организации культурных проектов и осуществлении научно-исследовательских экспедиций выдвигались этими организациями и лично Рерихами, что подчеркивает важнейшую роль в управлении данными организациями доверенных лиц Рерихов. Таким образом, в работе рериховских организаций исключительная роль принадлежала общественности, а не государству. Государство совместно с представителями бизнеса лишь в некоторой степени осуществляло финансирование отдельных проектов этих учреждений, но никогда не управляло ими и не распоряжалось их собственностью5.

Таким же образом, поступил и Святослав Николаевич Рерих. В своем программном письме «Медлить нельзя» он четко определил концепцию создаваемого им Центра-Музея: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания. Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда)»6. Поэтому совершенно точно известно, что Советский Фонд Рерихов не имел, как утверждает А.А. Бондаренко «defacto» «государственный статус и соответствующее финансирование»1. Об этом свидетельствуют два документа. Первый – это Устав Советского Фонда Рерихов, в п.1 которого было записано: «Советский фонд Рерихов (в дальнейшем – Фонд) – всесоюзная самоуправляемая общественная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Конституцией СССР, законодательством Союза ССР и союзных республик, а также с настоящим Уставом»7. Второй документ – открытое письмо членов правления МЦР под названием «Всем, всем, всем! Кому дорого уникальное духовное и художественное наследие семьи Рерихов», опубликованное 4 сентября 1993 г. В нем отмечалось следующее: «В 1990 году великим русским художником Святославом Николаевичем Рерихом было передано в дар согласно воле его родителей уникальное сокровище (картины, произведения искусства, архив, библиотека, личные вещи и другие реликвии семьи Рерихов) с условием создания общественного Музея имени Н.К. Рериха и Центра, носившего бы международный характер. Руководство страны предоставило С.Н. Рериху возможность самому выбрать для их размещения место и здания. Выбор дарителя пал на старинную красивую усадьбу Лопухиных в центре Москвы. В соответствии с решением Правительства здания, прилегающая территория с садом были переданы созданному Советскому Фонду Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов). Основными учредителями этой общественной организации стали Фонд мира и Фонд культуры. Профинансировать реставрацию главного дома усадьбы было поручено бывшему пользователю – Минтяжмашу СССР. Однако это поручение Правительства и требование законодательства оказались невыполненными, реставрация не проведена, в результате чего здания усадьбы находятся в аварийном состоянии. <…>

В настоящее время выполнена часть противоаварийных работ по главному дому, подготовлена в полном объеме проектно-сметная документация на проведение всего комплекса работ по реставрации и благоустройству усадьбы Лопухиных. Общий объем этих работ (в ценах на 01.08.93) составляет около 6 миллиардов рублей. На обращения в государственные инстанции о хотя бы долевом бюджетном финансировании – ответ отрицательный (выделено авт. статьи).

Международный Центр Рерихов, учитывая аварийное состояние зданий усадьбы, взял на себя функции заказчика и осуществление обязательств по их реставрации, не выполненных прежними пользователями. Однако, не имея никакой государственной финансовой поддержки, обеспечивая за счет собственных средств затраты на охрану и сохранение наследия Рерихов, проведение разносторонней деятельности, Международный Центр Рерихов как некоммерческая, общественная организация не имеет возможности профинансировать работы по усадьбе в требуемом объеме.

Уважаемые предприниматели, банкиры, будущие спонсоры, давайте же вместе выполним волю и завещание великих Рерихов и наш нравственный долг!»8 Что еще можно добавить к сказанному? Только то, что Центр-Музей имени Н.К. Рериха обещанной когда-то С.Н. Рериху государством помощи и поддержки так и не дождался до сих пор.

Что же касается высказанного А.А. Бондаренко в своем письме мнения о МЦР, как об организации, не имеющей отношения к Советскому Фонду Рерихов, то и на этот счет доказательством противного является документ, составленный С.Н. Рерихом. Это его дополнение к завещанию от 22 октября 1992 года, в котором говорится следующее: «Я, доктор Святослав Рерих, проживающий в поместье Татагуни, Канапура Роуд, Бангалор, Карнатака, Южная Индия, почетный Президент Международного Центра Рерихов в Москве, передавший Советскому Фонду Рерихов в 1990 году наследие моих родителей Н.К. и Е.И. Рерихов, подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе является правопреемником Советского Фонда Рерихов»9.

Несмотря на все эти обстоятельства, Центр-Музей имени Н.К. Рериха, созданный по инициативе С.Н. Рериха, не закрылся, никуда не пропал, не стал ни муниципальным, ни государственным, ни корпоративным. Он сохранил свой общественный статус и превратился в крупнейший в мире Центр по популяризации, исследованию и сохранению наследия Рерихов. Благодаря этому тысячи людей прикоснулись к философскому наследию Рерихов, через издаваемые труды Рерихов, многочисленные публикации исследователей и ученых, научно-общественные конференции, передвижные выставки. Постоянно обновляемая экспозиция музея знакомит каждого желающего с многогранным миром жизни и творчества наших выдающихся соотечественников. Центр-Музей постоянно занимается пополнением своих фондов, которые за время его существования увеличились только по количеству картин на несколько сотен единиц хранения. Многие ли государственные музеи могут похвастать тем же??? И это лишь малая доля того, что за 25 лет сделал и продолжает делать Международный Центр Рерихов. Разве это не есть лучшее доказательство того, что созданный Святославом Николаевичем Центр-Музей является одной из эффективнейших форм организации культуры в нашей стране.

Также не являются обоснованными и высказанные А.А. Бондаренко опасения, что если не включить в государственную часть Музейного фонда РФ наследие Рерихов, хранящееся в МЦР, то оно будет разграблено. Во-первых, вышеизложенные факты свидетельствуют, что МЦР своей 25-летней успешной деятельностью доказал, что не только очень бережно относится к хранению наследия Рерихов, но и постоянно преумножает свои художественные фонды. МЦР не дал ни одного повода общественности усомниться в полной сохранности наследия Рерихов из его фондов. Во-вторых, нахождение музейных ценностей под управлением государства не является гарантией пропажи этих ценностей из государственных музеев. И общественности России такие печальные факты, к сожалению, известны. Что же касается регистрации архива и коллекции МЦР в Музейном фонде РФ, то эта работа ведется в строгом соблюдении действующего законодательства. Приведу в доказательство выдержку из пояснений вице-президента МЦР А.В. Стеценко, направленных в Хамовническую межрайонную прокуратуру ЦАО г. Москвы: «В обращении Министерства культуры РФ имеется ссылка на приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии № 667 от 25.11.2005 г. о включении коллекции 696 картин, находящихся в МЦР, в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Из них 432 картины указаны в приложении № 3 завещательного распоряжения С.Н. Рериха от 19.03.1990 г., а остальные 264 картины, эскизы и рисунки Рерихов являются дарами частных лиц, которые на тот момент находились в Музее. В соответствии с положением ст.22 ФЗ “О Музейном фонде и музеях РФ” МЦР обязан хранить музейные предметы, включенные им в состав негосударственной части Музейного фонда РФ в соответствии с Положением о музейном фонде. Также следует отметить, что обязанность регистрации музейных предметов в музейном Фонде РФ в соответствии с ФЗ “О Музейном фонде и музеях РФ” и Положением о Музейном фонде РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 179 от 12.02.1989 г., относится только к государственным музеям и иным государственным учреждениям. Включение культурных ценностей в состав негосударственной части Музейного фонда РФ является правом, а не обязанностью их собственника. Тем не менее, МЦР начал эту процедуру в 2005 г., когда еще большинство государственных музеев не поставило на учет свои коллекции в государственную часть Музейного фонда, и намерен продолжать эту работу, требующую значительной подготовки, и в настоящее время»10.

Высказанное в письме А.А. Бондаренко требование необходимости реформирования МЦР также представляется необъективной по следующим причинам. Известно, что в последние два года МЦР испытывает серьезные финансовые трудности. Но это было вызвано отнюдь не отсутствием способности общественных музеев к существованию. Ведь это не общественность разрушила Мастер-Банк, а вмести с ним и лишила возможности мецената Центра-Музея оказывать ему финансовую поддержку. Это сделало государство, в то время, как МЦР на протяжении 25 лет успешно выполнял доверенное ему дело Рерихов. И даже сейчас, когда Центр-Музей испытывает финансовые трудности, он успешно продолжает свою культурную деятельность. Так и не получив никакой поддержки со стороны государства, даже несмотря на обращение к Президенту РФ В.В. Путину, подписанное более чем 124000 людей, он живет своей жизнью, ищет новые источники финансирования, развивает экономическую деятельность, расширяет сотрудничество с культурной общественностью, налаживает международные связи, так нужные сейчас России, популяризируя за рубежом миротворческие идеи Рерихов. И надо отдать должное сотрудникам МЦР, которым приходится работать в очень непростых условиях нехватки «рабочих рук» и денег, но они, тем не менее, не забывают о своем долге перед Культурой, Россией и ее будущим.

Одним из концептуальных положений разработанной Рерихами философии космической реальности – Живой Этики, составляющей основу всего творчества Рерихов, была новая наука, опирающаяся на новое космическое мышление. Новое проявлялось и во взглядах Рерихов на научные и культурные учреждения будущего. Так и в основе концепции Центра-Музея С.Н. Рериха лежали новые эволюционные идеи. Видимо, именно поэтому в последнее время наблюдается такое количество нападок на созданную Святославом Николаевичем организацию. Ведь все новое всегда вызывает большое противодействие отжившего старого, не желающего сдавать свои позиции и стремящегося это новое разрушить. Надо отметить, что, к сожалению, со временем выпады против МЦР стали приобретать все более изощренные формы, в том числе и среди тех, кто, казалось бы должен был созданный С.Н. Рерихом Центр-Музей защищать. Вот что писала по этому поводу в одной из своих статей Л.В. Шапошникова: «Новые тенденции на полюсе “против МЦР” породили и новую цель – разрушить созданный Святославом Николаевичем Музей имени Н.К. Рериха и Международный Центр Рерихов, ставший крупным культурным центром в России. Слова “закрыть”, “изъять”, “наказать”, “ликвидировать” все чаще и чаще звучат в письмах, в массовом порядке поступающих в различные инстанции. И то, что упомянутый полюс направил свои усилия против музея, где хранятся картины великих художников и другие ценные предметы искусства, говорит о том, что эти тенденции в рериховском движении имеют глубокую причину, в которой мы находим объяснение всего того, что сейчас в нем происходит. “Мы приступили, – сказано в Живой Этике, – к распространению советов о лучших способах хранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию <...> Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии. Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства”11»12.

Международный Центр Рерихов есть организация будущего, несущая в себе новую и перспективную форму общественной организации культуры. И в этом смысле МЦР – представляет собой еще одну грань творческого наследия Рерихов, так как он был создан самим Рерихом и в полном созвучии с идеями философии космической реальности. Таким образом, нарушение замыслов Рерихов, касающихся того, как нужно сохранять и популяризировать их наследие, приведет не только к разрушению последней созданной Рерихами организации, но и к нарушению целостности философского, художественного, научного и общественного наследия всех Рерихов.

Проходят годы, а призывы отобрать у МЦР наследие не прекращаются. Складывается впечатление, что по нашей стране прокатилась новая волна, вынесшая на поверхность очередную плеяду «детей лейтенанта Шмидта», которые теперь претендуют на самые лакомые куски в нашей жизни. В этой связи всегда возникает один и тот же вопрос. Зачем им это нужно?

Зачем нужно было директору государственного музея писать письмо министру культуры и выражать беспокойство о сохранности наследия Рерихов, не принадлежащего государству, и призывать министра изъять этого наследие? Зачем нужно было ему приводить в своем письме доводы, которые не соответствуют действительности? Зачем призывать к реформированию того, что было создано одним из великих людей и доказало свою эффективность на протяжении уже не одного десятка лет? Зачем? Только ради того, чтобы прозвучало слово «изъять»?

Хочется верить, что это не так. Ведь есть же более продуктивные способы помощи и сотрудничества, основанные на взаимоуважении, партнерстве, этике.

Хочется верить, что все несправедливые нападки на МЦР прекратятся, а правда, как бы она кому не нравилась, восторжествует.

А пока это время не наступило, будем помнить призыв Святослава Николаевича Рериха: «Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого. Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба в ваших руках. Да будет Свет!»13.

Да будет!

03.09.2015




2 См. подробнее: Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие. М.: МЦР, 2010.

3 См.: Стеценко А. Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха // Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог: живопись и рисунок. М.: МЦР, 2010. Т. 2 С. 382–461; Материалы журналистского расследования «Страшная сказка музея Востока» // Новая газета, 2009, № 77, 20 июля.

4 Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 448.

5 Вопрос финансирования учреждений Рерихов в США подробно обсуждался в переписке С.Н.Рериха и К.Кэмпбелл. См.: «...Действовать во имя добра – наш священный долг». Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1–3. М.: МЦР, 2013–2015.

6 Рерих С.Н. Медлить нельзя // Советская культура, 29.07.1989.

7 Устав Советского Фонда Рерихов.

11 Надземное, 122.

12 Шапошникова Л.В. «Рериховцы» против Рерихов// Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 4. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: Международный Центр Рерихов, 2007. С. 51.