Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

МИСР против МЦР


Скребущийся, или Сказки от Бондаренко

Размышления по поводу Открытого письма Алексея Бондаренко
министру культуры РФ от 29.08.2015 г.

Знаю тебя, скребущийся в дверь, ты надеешься на плечах гостя проникнуть в
Мой дом. Знаю тебя! Ты стал изысканным и находчивым, даже находчивее
многих Моих. Ты прикрепил застежки и устроил одежды. Ты даже изучил все
слова Мои; слышу – даже повторяешь РАДОСТЬ. Но тут Я остановлю тебя. Ты
не дерзнешь сказать радость любви. Твоя радость – радость ненависти. Но за
ненавистью колышется безобразная тень сомнения, и не годится для щита
сомнение. Я приму в щит Мой все твои стрелы. Но если будешь упорствовать,
Я пошлю тебе с улыбкой только одну.
Зов, 02.12.1922

Силы Света, устремленные к мировому строительству, должны потому так
огненно вооружаться против сил темных, которые стараются проникать в
твердыню формулой – Господом твоим. На пути к Миру Огненному нужно
твердить об этих опасностях, ибо много попыток проникнуть в твердыню
Света. Так будем помнить все личины, под которыми прячутся скребущиеся.
Мир Огненный III, 267

Ох, молодец господин Бондаренко! Находчивый, быстрый! Даже быстрее своего коллеги господина Набатчикова. Тому потребовалось три с небольшим недели после ухода Святослава Николаевича Рериха, чтобы «огосударствить» коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, которые С.Н. Рерих завещал основанной им самим общественной организации – Международному Центру Рерихов. Бондаренко быстрее – не прошло и пяти дней после ухода из жизни Людмилы Васильевны Шапошниковой – доверенного лица С.Н. Рериха, генерального директора (общественного!) Музея им. Н.К. Рериха, как Алексей Бондаренко решил быстренько «огосударствить» коллекции МЦР, глядишь, и самому (как директору государственного (!) музея) что-нибудь перепадет. Вот это корыстное желание Бондаренко и скрывается под личиной заботы о наследии семьи Рерихов.

Так и хочется спросить: «Господа от Министерства (культуры), что ж вы так не любите-то Международный Центр Рерихов, что ж он у вас так поперек горла-то встал? Прикрываясь государством, личные амбиции удовлетворяете?»

Алексей Бондаренко считает себя не просто директором государственного музея, но и представителем рериховской общественности. Об этом он часто заявляет. И вот в своем Открытом письме он пишет (хорошо и правильно, кстати, пишет): «В последнее время появилась слишком уж большая охота у некоторых ангажированных лиц, именующих себя представителями рериховской общественности, выступать оракулами и публичными толкователями рериховских заветов, приватизаторами под различными предлогами Рериховского наследия как в материальной, так и в идейной его форме, генерировать чуждый Рерихам сектантский дух. Это, безусловно, а-культурно и губительно как для самого наследия, его сохранения и изучения, так и для сохранения общественного согласия и сотрудничества. Это бросает незаслуженную тень на великие имена. Это совсем не то, что нужно великому наследию. Горько и противно!» Вот и посмотрим, как сам Алексей Бондаренко публично толкует заветы Рерихов.

На протяжении всего письма господин Бондаренко упорно пытается доказать, что все Рерихи мечтали и стремились только к одному – к созданию государственных музеев. В таких музеях, по мнению Бондаренко, может быть доверенное лицо, но под строгим государственным контролем. А кто понимает это иначе – то все это «от лукавого!».

Не могу не привести цитату из статьи С.Н. Рериха «Медлить нельзя!» о том, как же сам Святослав Рерих видит новый музей (выделения мои. – Авт.): «В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать.

Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда).

Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство Центра. Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха, о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и, наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран. В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий».

«Ну, нет же! Рерих имел в виду совсем другое! Да не общественный музей он хотел создать, а государственный! Это все сказки об общественном музее Рерихов», – именно так пытается убедить нас господин Бондаренко. Кроме этого Бондаренко считает, что и общественная организация – Советский Фонд Рерихов «defacto имел государственный статус и соответствующее финансирование». Ну что, имеющий уши да слышит, имеющий разум да сам во всем разберется, без толкователей.

Для поддержки создаваемого общественного музея Святослав Николаевич создает Советский Фонд Рерихов, который спустя 2 года реорганизуется в Международный Центр Рерихов, в связи с известными событиями, происходящими в нашей стране. Произошло это в сентябре 1991 года, 24 года назад. И тут вдруг господин Бондаренко опомнился: «Сейчас (август 2015 года!) перед культурным сообществом нашей страны остро стоит проблема сохранения части рериховского наследия, оказавшегося в распоряжении Международного центра Рерихов после того, как СФР был лишен возможности исполнять свои функции». Вот оно как! 24 года не беспокоила, а тут вдруг остро встала. И что же нужно сделать, по мнению Бондаренко? А вот что: «Надо помочь выжить этому во многом замечательному музею, поставив его на прочные государственные рельсы, вернув его коллективу уверенность в завтрашнем дне, включив музей в сферу свободного межмузейного сотрудничества, выведя культурные сокровища нашей страны из тени на свет». Да уж… Как же отличается действительный Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха от грез и сказок Бондаренко. Не надо, господин Бондаренко, включать МЦР «в сферу свободного межмузейного сотрудничества» в соответствии с вашим пониманием! С 1991 года МЦР проводит передвижные выставки, международные конференции, международные и всероссийские выставочные проекты. Налажено сотрудничество со многими десятками музеев России и зарубежья! Только полный невежда или явный лжец и недоброжелатель может не знать о широкой культурно-просветительской деятельности Международного Центра Рерихов.

Вы сами-то давно были в Музее, чтобы кричать о гибели наследия или об «утратах «под шумок» из собрания Центра-Музея им. Н.К. Рериха»? Ну так зайдите и посмотрите, как бережно, с любовью и высоким профессионализмом хранится, изучается и экспонируется наследие Великой семьи Рерихов,в созданном Святославом Николаевичем Рерихом общественном Музее.

Не забота о Наследии движет вами, а личное корыстное желание. Может, на директора нового государственного (!) музея Рериха метите? Вы решили воспользоваться ситуацией – благоприятное к вам отношение высших чиновников от Министерства культуры, единодушное с ними желание задавить МЦР, уход из жизни доверенного лица Л.В. Шапошниковой. Карты складываются, пора действовать! Но остановитесь на мгновение. Вы называете себя рериховцем, так будьте же им! Не занимайтесь толкованиями и, откинув самость, прислушайтесь к мудрым словам Святослава Николаевича Рериха: «Дорогие друзья! Обращаюсь к вам в этот нелегкий для нашей Родины час. Вы, участники Рериховского движения, хорошо понимаете значение культуры и культурных начинаний. Именно культура может сейчас сыграть важную объединительную роль. Гуманистические идеи нашей семьи, имеющие высокий духовный потенциал, как никогда, приобретают огромное значение. Стремясь к самому прекрасному, стараясь внести в каждый день ту каплю духовности, которая поможет облегчить наш путь в будущее, мы всегда должны помнить об ответственности, которую мы с вами несем. Те, кто следуют путем Красоты, Добра и Совершенства, не могут позволить себе ни агрессивности, ни злобности, ни враждебности по отношению к другим. Вы должны нести тот свет, который поможет всем нам идти по лестнице Восхождения, поможет одолеть все темное, что стоит между нами и тем светлым будущим, к которому мы вместе с вами стремимся.

Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с рериховскими обществами…

Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов.

Хочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого. Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба в ваших руках. Да будет Свет!»

Алексей, судьба в наших руках. Да будет Свет!

С уважением,
руководитель Художественной студии «Пилигримы» (г. Минусинск)
Д.А. Дмитриев


 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов