Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Наследие Рерихов в опасности|Правда о коллекции С.Н. Рериха | Трагедия коллекции Ю.Н. Рериха| Росимущество против МЦР | Наследие Рерихов в Индии | В защиту мецената МЦР | В защиту Музея имени Н.К.Рериха

Открытое письмо Президенту РФ
на действия Министерства культуры
в отношении Международного Центра Рерихов

За время своего удивительного и напряженного существования именно Международный Центр Рерихов стал центром, соединяющим в единую сеть многочисленные культурно-просветительские объединения России и других стран мира. Из центра по этой сети распространяются великие миротворческие идеи семьи Рерихов, идеи нового космического мировоззрения, изложенные в главном труде жизни Рерихов – Живой Этике, и пронизывающие все их творчество. И, в свою очередь, рериховские общественные организации на местах воплощают эти идеи в своем культурном строительстве. Такая схема работы соответствует законам сотрудничества. На основе этих идей происходит объединение людей разных качеств, поскольку они дают возможность культурного развития каждому. Философия Космической Реальности – это программа настоящего и будущего развития человечества, и именно будущему России и планеты препятствует Министерство культуры РФ, планируя уничтожить общественный Музей им. Н.К. Рериха!

Ведь очевидно, что создание в усадьбе Лопухиных государственного музея Рериха есть уничтожение общественного Музея им. Н.К. Рериха, хотя представители Министерства культуры и заявляют, что общественный Центр-Музей будет иметь возможность продолжать исследования философской части наследия семьи Рерихов. Но как можно отделить художественное творчество Рерихов от их Космического мировоззрения?! Ведь именно такое мировоззрение дало миру Мастеров Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов! И глубинно исследовать художественные произведения Рерихов возможно только с позиции научной системы познания Живая Этика. Именно так и ведется работа в Международном Центре Рерихов (МЦР) вот уже более 26 лет.

По всему миру невидимыми нитями соединены в энергообмене с МЦР сотни рериховских организаций и тысячи людских сердец. Уничтожить центральную клетку – значит лишить питания все периферийные центры, с ней связанные. В настоящее время Общественный Музей им. Н.К. Рериха – это живой организм, питающий народное сознание и народное творчество. Именно, общественный Музей – великая возможность для проявления народного творчества, свободного, устремленного в будущее, не скованное бюрократическими, давно изжившими себя рамками.

И в это же время Министерство культуры планомерно пытается разрушить на виду всего мира этот здоровый, успешно действующий организм, предлагая заменить его новоиспеченной общественной организацией (Национальным Рериховским комитетом), не имеющей доверенности от дарителя! Цели и задачи, которые ставятся Министерством культуры перед государственным музеем Рериха, не актуальны, не отвечают космическому течению эволюции и потенциалу народного духа. В своей постановке они умаляют все творческие достижения великой семьи Рерихов. Возможно ли, не навредив себе и миру, ограничивать Великое, делая Космические миротворческие идеи семьи Рерихов лишь политическим рычагом?! Но, похоже, что только в таком значении они могут быть вмещены сознанием чиновников, стоящих у власти в Министерстве культуры.

Кроме того, все попытки создать государственный музей Рериха на базе усадьбы Лопухиных основаны на грубой лжи, которая заметна всем, кто знаком с историей создания Международного Центра Рерихов и честно следит за развитием ситуации. Но разве можно построить что-то настоящее на лжи, и не противоречат ли такие методы самому понятию Культуры, выразителем которой должно являться соответствующее Министерство?

В конце января в «Российской газете» появилось интервью с Тиграном Мкртычевым, заместителем директора по научной работе Государственного музея Востока (ГМВ), подведомственного учреждения Министерства культуры. В этом интервью дается искаженное, ложное представление о культурно-просветительской деятельности МЦР и на этом основании предлагается концепция государственного музея Рериха (ГМР), якобы, для того, чтобы исправить «существенные недочеты и недостатки» в этой деятельности. Идеи этой лукавой концепции повторены и расширены на закрытой коллегии Министерства культуры от 16.02.2016 г. Суть концепции ГМР Т. Мкртычев видит в следующем: «...это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах» [1].

О каком новом подходе идет речь, если при этом имеет место быть «достаточно скептическое»[2] отношение «к научной продукции, которую выпускает МЦР» [3]? Новый подход – это изучение наследия Рерихов в свете нового Космического мышления, идущего по планете мощными шагами на смену устаревающему научному мышлению. Эволюционную закономерность такого процесса подробно исследовала Л.В. Шапошникова [4]. Т. Мкртычев не изучал труды Людмилы Васильевны, поэтому новый подход окажется, на деле, старым. Слова «академическая фундаментальность исследовательской работы» указывают на то, что представители ГМВ считают отсутствие таковой в МЦР. Это вновь есть искажение информации о научной деятельности МЦР, признанной прогрессивным российским и международным научным сообществом [5]. Постановкой задачи «максимальной открытости» ГМР упрекают МЦР в обратном, что снова есть ложь. «Сотрудничество со всеми рериховскими организациями», так же, как и с самим МЦР, в рамках концепции создания ГМР, которую в настоящее время предлагает Министерство культуры, невозможно. Этой позиции твердо, ясно и открыто уже 26 лет придерживается МЦР и рериховская общественность, понимающая истинные задачи общественного Музея им. Н.К. Рериха. «Столько говорят о сотрудничестве, но как мало его понимают! Это одно из самых искаженных понятий, ибо в общине человеческой так искажены понятия совместного труда. Жизнь в сообществе сотрудников не имеет в виду никакого навязывания ни чувств, ни обязательств, ни принуждений, но утверждение совместной работы во имя явленного блага. Если бы община человеческая приняла закон совместного труда как закон жизни, насколько очистилось бы человеческое сознание!» [6]. Отсутствие представителей МЦР и общественных организаций на коллегии Министерства культуры 16.02.2016 г. при решении вопроса, напрямую касающегося деятельности и самого существования МЦР, говорит о явном нежелании Министерства культуры сотрудничать с Центром.

ГМВ видит основную проблему МЦР «в том, что экспозиция общественного Музея им. Н.К. Рериха не отвечает современным стандартам музейного экспонирования. За последние несколько лет число посетителей Музея им. Н.К. Рериха значительно упало. И нежелание ничего менять в экспозиции, в политике по отношению к посетителям является основным камнем преткновения в переговорах между МЦР и ГМВ» [7]. И снова – неприкрытая ложь со стороны ГМВ и эфемерное оправдание своих действий, имеющих захватнический характер по отношению к общественному Музею им. Н.К. Рериха.

Каждый зал в Музее им. Н.К. Рериха был профессионально продуман Л.В. Шапошниковой, все экспозиции соединены друг с другом в целостную энергетическую структуру. Современная выразительная форма экспозиций, сочетающих в себе необычность и Красоту, соответствует высокому содержанию творчества Рерихов и существенно отличает общественный Музей им. Н.К. Рериха от других музейных организаций. МЦР является новой формой того Музейона, о котором мечтал еще Пифагор и мечту которого Рерихи хотели воплотить в России. МЦР на протяжении всей своей напряженной научно-общественной деятельности помогает раскрывать многие глубинные аспекты творчества семьи Рерихов и связанной с ним Философии Космической Реальности. Многолетними трудами Людмилы Васильевны Шапошниковой и научных сотрудников МЦР Живая Этика введена в научный оборот.

Что касается вопроса уменьшения количества посетителей, то после того как меценат Б.И. Булочник был лишен возможности помогать МЦР, в условиях жесточайших нападок со стороны Министерства культуры именно народ поддерживал и поддерживает МЦР всеми мерами. Не это ли свидетельствует о жизненности и эволюционной необходимости общественного Музея им. Н.К. Рериха?

Во всем мире деятельность МЦР оценивается на высочайшем уровне. МЦР – мировой оплот истинной Культуры. Культуры, какой определял её Николай Константинович: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» [8]. 16.02.2016 года Международный Центр Рерихов номинируется на Нобелевскую премию мира. И в это же время российские невежественные чиновники из Министерства культуры смеют поднимать руку на Великое. Истинно говорила Елена Ивановна Рерих: «<...> все творения и труды Н.К. <...> отмечены печатью высшего Иеровдохновения, потому низшие сознания, не могущие охватить все величие даваемого и творимого, в зависти своей стараются всячески опорочить и умалить носителя их. Но не будем гневаться на этих нападающих, это ни к чему. Ибо как карликовому сознанию, привязанному к земле и преходящим ценностям, дорасти до планетарного размаха сознания Гиганта. А новые русские так и называют Н.К. – "Гигантом мысли". Истинно, можно вспомнить мудрые слова: "Ты стал выше их, но чем выше подымаешься ты, тем меньшим кажешься ты в глазах зависти. Но больше всех ненавидят того, кто летает"» [9].

Таким образом, получается, что государство закрывает глаза на действия Министерства культуры, пытающегося всеми неправдами создать государственный музей Рериха на базе уже существующего, активно и успешно действующего общественного Музея им. Н.К. Рериха, тем самым разрушая его. Разве достойны такие действия сильного, развивающегося государства, заботящегося о славном будущем своего народа?! Разве достойно не выполнить Волю наших великих соотечественников, доверивших России бесценные культурные плоды своего творчества? Ведь Министерство культуры нарушает Волю Святослава Николаевича Рериха по всем пунктам. Еще в 1989 в своем знаменитом письме «Медлить нельзя!» он прямо и открыто обозначил свою позицию: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. <…> Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации <…>» [10]. Ту же мысль выражал и Николай Константинович: «Общество культурных сношений. Оно собирает в себе все, чем жив дух народа. Не холодно-официальными отношениями, но душевными зовами связано оно со всем миром, со всеми народами, мыслящими о Культуре. Безгранична Культура с ее постоянными достижениями. Также свободна и деятельность Общества, стоящего живым звеном со всем преуспевающим» [11]. Именно, Международный Центр Рерихов является таким «живым звеном со всем преуспевающим» поверх всех барьеров.

Если Министерство культуры желает выполнить когда-то данное государством обещание создать государственный музей Рерихов, то оно вполне может это сделать, собрав по всем музеям страны различные части наследия Рерихов. Ведь зачастую эти произведения не экспонируются, годами лежат в запасниках по тем или иным причинам. Это будет существенный вклад государства в дело сохранения и развития наследия Рерихов, но при этом останется жить уже успешно действующий в планетарном масштабе общественный Музей им. Н.К. Рериха.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Я обращаюсь к Вам как к Президенту Российской Федерации с просьбой помочь сохранить общественный статус Международного Центра Рерихов и помочь разрешить многолетний конфликт между Министерством культуры и Международным Центром Рерихов на основании имеющихся у него (МЦР) законных документов.

Я прошу Вас не допустить дальнейших недостойных действий со стороны Министерства культуры по отношению к Международному Центру Рерихов и исполнить Волю С.Н. Рериха, что поможет возвысить статус России как Великой Культурной Державы, во имя будущего которой творили Рерихи.

Омское Рериховское Общество,
Анастасия Говорова, канд. физ.-мат. наук.
16-18 февраля 2016.

_____________________________

[1] После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных // Российская газета. №6883 (15). 26.01.2016.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Л.В.Шапошникова. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – М.: МЦР, 2005. – С. 5 – 41.

[5] Космическое мировоззрение – новое мышление XXI. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003 Москва: Международный Центр Рерихов, 2004. В 3 т.

[6] Мир Огненный, ч.3, 35.

[7] После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных // Российская газета. №6883 (15). 26.01.2016.

[8] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63.

[9] Рерих Е.И. Письма Том III (1935 г.) М.: Международный Центр Рерихов, 2001, 768 с.

[10] Рерих С.Н. Медлить нельзя!: [Письмо Р.Б. Рыбакову от 3 июля 1989 г.] // Советская культура. 1989. 29 июля.

[11] Рерих Н.К. Листы дневника, Том 3, М: Международный Центр Рерихов,1996 – 688 с., илл. тон., цв. 1,5 п. л.