Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Церковь против Рерихов


Б.Ю. Соколова,

кандидат культорологии,
научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР (г. Москва)

Т.Н. Горева,

член Международной ассоциации
писателей и публицистов,
г. Даугавпилс, Латвия

Кому мешает дорога в Космос?

Не будем изумляться, если среди работ
по психическим заболеваниям появятся
настоящие врачебные трактаты о клевете,
о причинах ее зарождения, о способах распространения
и, будем надеяться, о мерах пресечения.
Николай Рерих

Когда кидаете грязью в человека,
помните, что до него она может не долететь,
но на ваших руках уж точно останется.
Народная мудрость

8 апреля 2015 года в Музее имени Н.К. Рериха состоялось открытие выставки «Объединенные Космосом», подготовленной по итогам одноименного X Всероссийского конкурса детского художественного творчества. Организатором этого конкурса, который был приурочен к празднованию Дня авиации и космонавтики и 80-летию Пакта Рериха, выступил Международный Центр Рерихов совместно с представителями творческой интеллигенции при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы, Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, Учебно-методического центра развития образования в культуре и искусстве города Москвы, Московского Союза художников. Важнейшие задачи конкурса, который проводится уже не первый год, состоят в том, чтобы содействовать развитию детского и юношеского творчества, побуждать молодежь задумываться над глубинным смыслом слова «Космос», воспитывать чувство патриотизма. В конкурсе участвовали дети и подростки из общеобразовательных и художественных школ, творческих студий, детских домов из разных регионов Российской Федерации. Они не только учились творить, но и встречались с выдающимися деятелями науки и культуры. Герои космоса с радостью передавали свои знания подрастающему поколению, открывали детям новые горизонты и помогали им проложить дорогу в Космос.

Tokareva.jpg 
Токарева Татьяна, 14 лет. «Познавая Вселенную»

К сожалению, это мероприятие послужило поводом для очередной клеветы на членов семьи Рерихов и их идеи со стороны одного из служителей Русской Православной Церкви. Заметим, что представители церкви уже давно являются традиционными недоброжелателями космического мышления. В отзыве священника Алексия Мороза под названием «Они жаждут привлечь внимание молодежи к оккультным, демоническим сферам», который был приурочен к открытию упомянутой выставки и до сих пор находится на портале информационно-аналитической службы «Русская народная линия», воплотилось накопившееся раздражение церковных пастырей по отношению к Рерихам и их творчеству. Похоже, что иерей Мороз взял на себя неблаговидную роль продолжателя кураевской линии по очернению имени и творчества великих подвижников культуры, гуманистов и миротворцев. Этот очередной невежественный выпад, к сожалению, не является безобидным изложением личного мнения одного человека. Иерей Алексий Мороз – известный в лоне церкви священнослужитель, председатель «Собора православной интеллигенции», и его мнение о Рерихах, а также оценка конкурса детского художественного творчества, возможно, имеют определенное, хотя и не решающее, значение для отношения к ним со стороны многочисленной православной аудитории. Несмотря на то, что иерей Мороз строит свои суждения исключительно на личном мнении, без подтверждения какими бы то ни было аргументами, все же приведем факты, показывающие абсурдность его высказываний. Конечно, мы сделаем это не для иерея, дискутировать с которым совершенно бесполезно, а для тех, кто захочет узнать правду.

Диагноз: невежество

Признаюсь, с недавнего времени я начинаю
иногда слышать и видеть такие вещи,
которых никто еще не слыхивал и не видывал.
Николай Гоголь. Записки сумасшедшего

Иерей Мороз, кандидат педагогических (!) наук, прокомментировал детский конкурс «Объединенные Космосом» весьма своеобразным способом (текст дается в авторской редакции, курсив – авторов данной статьи): «Некое празднество юбилея Рериха, оккультиста, тесно общавшегося с миром падших духов, привязывается ко дню Космонавтики, общепризнанного и важного события успеха человека. Известно, что сам Рерих практиковал различного рода медитации, имел связь с т.н. махатмами, индуистскими учителями, а его жена была т.н. белой мадонной, учителем антропософии, имеющей 33-юю степень масонского посвящения. Она написала оккультный труд “Агни йога”, где пропагандировала демонические учения, выражала ненависть ко Христу и христианству. Попытка привить интерес к семейству Рерихов как к некоему положительному фактору является разрушительным действием. Если наша молодежь проглотит эту псевдодуховность, то это окажет сильное разрушительное действие на ее сознание, откроет молодые умы и сердца для воздействия демонического мира» [1].

После прочтения этого текста сразу же возникает главный вопрос: кому еще, кроме иерея Мороза, «известно» все то, о чем он с такой уверенностью написал о Рерихах? Из его высказывания отчетливо видно, что иерей, несмотря на свою ученую степень, – человек малограмотный. Он не знает разницы между философией Рерихов и антропософией, о вреде которой писали сами же Рерихи. Ему также ничего не известно об эволюционной ценности истинного, древнего масонства, еще во времена Рерихов выродившегося в бутафорию и профанацию. А ведь слово «масон» в апостольских посланиях использовалось для определения людей, обладающих высшим знанием (см.: [2, с. 90]).

Что же действительно известно об этих выдающихся людях, о подвижнической культурной деятельности Рерихов, их миротворческих и гуманистических идеях, их героизме и самопожертвовании во благо человечества? Факты о жизни и многогранной творческой деятельности Н.К. Рериха и Е.И. Рерих запечатлены в многочисленных воспоминаниях близких им сотрудников и их собственных записях, письмах и дневниках, философских трудах, а также в работах многих серьезных ученых. Многое опубликовано и доступно любому желающему для изучения. Известно, что Рерихи сотрудничали с мудрецами – Великими Учителями, Махатмами, о которых народам Востока известно давно. «Пройдя эти необычные нагорья Тибета с их магнитными волнами и световыми чудесами, прослушав свидетелей и будучи свидетелем, – вы знаете о Махатмах, – писал Николай Рерих. – Я не собираюсь начать убеждать в существовании Махатм. Множество людей их видели, беседовали с ними, получали письма и вещественные предметы от них» [3, с. 113]. Махатмы не принадлежат к какой-то одной религии (например, индуизму, как думает иерей). Они – носители высоких знаний, мудрости и синтеза, недоступных современным людям. Под руководством Великих Учителей Рерихами были осуществлены действия, связанные с космической эволюцией человечества, одним из которых стало создание философской системы Живой Этики.

Живая Этика – не «оккультный труд», как пытается ее представить иерей, а философия космической реальности – так называют ее современные ученые, применяющие этот источник в своих научных исследованиях. Эта философская система в удивительной целостности вмещает древние и современные знания, научную мысль Запада и духовные прозрения Востока, лучшие достижения культурно-исторического пути планеты. Живая Этика, как пишет Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ Л.В. Шапошникова, представляет собой «новую, синтетическую систему познания, вобравшую в себя реалии Космоса и отличающуюся от традиционных систем познания» [4, с. 160]. Философия Живой Этики является частью мировой культуры и науки, без знания которых понять глубину ее смысла невозможно. Живая Этика, которой Елена Ивановна Рерих посвятила более тридцати лет своей жизни, включает знания о космической эволюции человечества и содержит практическое руководство по духовному совершенствованию человека. Философия космической реальности утверждает истинные нравственные ценности – самоотверженность, общее благо, героизм, знание, творчество, духовность, она пронизана любовью к человеку и Высшему Началу. Приведем всего лишь несколько цитат из Живой Этики, содержащих не просто глубокие, а возвышенные философские размышления о Боге:

«Думайте о великом даре любви к Единому Богу и умейте развить великий дар прозрения в будущее Единство человечества» [5, Январь 1, 1921];

«Учи счастью слияния с Богом» [5, Июль 4, 1921];

«Люби лист придорожный – он создан Богом. Понимание – в сердце» [5, Апрель 15, 1922];

«Утеря религии пошатнула поступательное значение. Без Бога нет пути» [6, § 628];

«Тот может произносить на своем языке слово Бог, кто может чувствовать к Богу любовь. Только этим вездесущим понятием можно выразить достойное почитание» [6, § 629].

Мировой общественности также хорошо известно о международном «Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», или Пакте Рериха, подписанном в 1935 году, важнейшем документе, который впервые в истории планеты показал важность защиты культуры как основы любой цивилизации. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой в Гааге на конференции ООН в 1954 году. Инициатором Пакта был Н.К. Рерих, многие годы посвятивший заботе о культурном наследии. Миротворческие идеи Пакта отражены в глубинном смысле его отличительного знака – Знамени Мира. «…Охранив, подобно Красному Кресту, все творческие ценности человечества особым Знаменем, – писал Н.К. Рерих, – мы вытесняем этим порядком и само понятие войны. Если весь мир покроется Знаменем охранения сокровищ истинной культуры, то и воевать и враждовать будет негде» [7, с. 249–250]. Именно идеям мира, единения и сохранения культуры был посвящен X Всероссийский конкурс детского художественного творчества «Объединенные Космосом», проводившийся в честь 80-летнего юбилея Пакта Рериха.

Reduto.jpg 
Редуто Анна, 13 лет. «Пакт Мира»

Широко известно о том, что Н.К. Рерих организовал и провел крупномасштабную Центрально-Азиатскую экспедицию, уникальную по своим задачам и научным открытиям. Также известно о создании Рерихами в Индии, в долине Кулу, Гималайского Института научных исследований «Урусвати», с которым сотрудничали многие ученые, в том числе лауреаты Нобелевской премии, а также научные учреждения Америки, Европы, Индии. Академик Российской академии художеств Николай Рерих являлся почетным президентом, действительным и почетным членом многих научных и культурных организаций в разных странах мира. Его имя носят культурные общества, а также музеи и улицы. В конце ХХ века одной из малых планет Солнечной системы, открытой астрономами Крымской астрофизической обсерватории, было присвоено имя «Рерих» в честь всей семьи Рерихов.

Зато ученым ничего не известно ни о таинственных медитациях Н.К. Рериха, ни о его связях с масонами. Кстати сказать, слово «масон» было модным клеймом, которое использовали еще в 30-е годы прошлого века. Наши пастыри в этом отношении явно отстали от жизни. Заезженная ложь о связях Рерихов с масонами также восходит к 1930-м годам: им не раз приписывали членство в масонских организациях. В одном из писем Е.И. Рерих находим актуальные и по сей день строки: «…Занятно слышать, как среди наших “просвещенных” и якобы “культурных” сородичей термин “масон” (древнейший, употребл[явшийся] первыми апостолами и Отцами Церкви) означает ругательное слово, более того, оно связано с самым отвратительным проявлением чернокнижия и прочими преступлениями. И никто из них даже не поинтересовался исследовать, что же представляло из себя это масонство? Не задумаются даже, почему же главы правительств и государств и посейчас носят титул Вел[иких] Маст[еров] масонских лож своей страны? Право, стыдно за некультурность наших соотечественников. Конечно, сейчас много бутафории в этих организациях и даже вредных лож, но ведь в каждом движении, в каждом учреждении вплоть до Церковных Конгрегаций есть свои паршивые овцы» [2, c. 12]. И далее в этом же письме Елена Ивановна подчеркивает: «Н.К.[Рерих] может сказать, что он никогда ни в масонских ложах, ни в других подобных организациях членом не состоял и не состоит» [2, c. 12]. Эти же слова относятся и к самой Елене Ивановне.

Скажем несколько слов и о «различного рода медитациях», которые якобы «практиковал Н.К. Рерих». Здесь вообще непонятно, что именно иерей ставит в вину художнику. Ведь любое молитвенное состояние, обращение к Высшему, к Богу также можно назвать словом медитация. Разве молитва – не медитация? Если это не известно иерею, то не стоило писать о том, чего не знаешь. Другое дело – какую медитацию практиковать: сердечную молитву или концентрацию, направленную на искусственное раскрытие энергетических центров. К сожалению, именно в последнем значении это слово стало расхожим и получило определенное распространение в массовом сознании. Именно такая медитация опасна для психического здоровья и духовного развития человека, о чем неоднократно предупреждала в своих письмах Е.И. Рерих. Бездейственная медитация в Живой Этике названа «искусственной магией», которая должна быть забыта [8, § 156].

Химера оккультизма

…Я очень не люблю слово «оккультизм»,
оно так опошлено, и невежественные массы
склонны подразумевать под ним всякое
чернокнижие, всякое разрушение.
Елена Рерих

Традиционно церковные служители, подобные иерею, пугают свою паству оккультизмом, занятие которым церковь считает грехом. «Ныне нашей молодежи пытаются внушить совершенно чуждые ей идеалы, несвойственные русскому человеку, – ужасается иерей. – Например, сегодня идет широкое распространение и агрессивная пропаганда оккультизма. Молодым людям навязывают оккультизм, контакт с миром падших духов как норму общения через такие передачи, как “Битва экстрасенсов” и различные оккультистские фильмы». И далее следует то «откровение» иерея о Рерихах, которое уже приводилось выше.

Отметим, что термин «оккультный» многие малограмотные батюшки постоянно используют в качестве синонима слова «демонический». Но слово «оккультизм» означает «тайное знание», т.е. знание сокровенное, не доступное широким массам, а открытое только для посвященных. Это знание было связано с космическими законами и великими возможностями человеческого духа. Поэтому слово «оккультизм», конечно, не имело никакого отношения к «падшим духам» и «демонам», ведь оккультными по своей сути были мистерии Древнего Египта и Греции, друидические знания, школы Пифагора и Платона, философия многих мыслителей эпохи Средневековья и Возрождения.

К сожалению, к нашему времени понятие оккультизма исказилось, а смысл его настолько трансформировался, что под этим словом стали понимать всякие магические и даже колдовские ритуалы, вредящие физическому и духовному здоровью человека. Зная об искажении сути понятия оккультизма и стараясь не вносить путаницу в сознание людей, Е.И. Рерих предлагала избегать этого термина. Она писала: «…Я не люблю слово “оккультизм”. Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно везде избежать его, но где возможно я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня. Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность» [9, с. 20–21].

 Romanov.jpg
Романов Юрий, 10 лет. «Музыка сфер»

Крайне невежественным является и суждение иерея о том, что творчество Рерихов не имеет отношения ко Дню космонавтики. Вынуждены возразить: очень даже имеет. Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи занимают выдающееся место среди мыслителей, чье творчество пронизано явлением, которое сегодня принято называть космизмом. Возникнув на стыке XIX и ХХ веков, космизм стал мировоззрением, открывающим человеку величие Вселенной и его собственное место в ней. Уже тогда началось и сейчас продолжается формирование нового мышления, содержащего новый взгляд на человека, предполагающий целостное исследование его природы во всем богатстве его связей с мирозданием. Полеты человека в космос стали следствием формирования этого нового, космического, мышления, основы которого заложили труды Рерихов. Академик РАН А.Л. Яншин, отметил близость идей Рериха к исследованиям крупнейших русских ученых. «…Н.К. Рерих, – писал он, – должен быть причислен к той плеяде крупных ученых, которые еще до полета в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса, то есть рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, конечно, должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха» [10, с. 64].

Так в чем же, хотелось бы спросить иерея, «разрушительное воздействие» на сознание молодежи? В самом названии детского конкурса «Объединенные Космосом» отражен смысл сотрудничества и единения людей, к которым призывает Живая Этика, указывая на то, что именно Космос как пространство духа и света является основой этого единения. Разрушительным фактором является ложь и клевета на великих людей, навязывание им какого-то «мира падших духов» и «демонов». Новое миропонимание, рожденное временем и космической эволюцией, стучится в сознание человека и становится все более востребованным, осмысливаемым и признаваемым им. Оно может стать путеводной звездой для многих молодых людей на пути в будущее.

Рерихи и христианство

Не желай говорить какую бы то ни было ложь;
ибо повторение ее не послужит ко благу.
Ветхий Завет. Книга Премудрости
Иисуса, сына Сирахова, глава VII, 13

В очерке «Лихочасье» Николай Рерих с горечью пишет о многочисленных примерах осуждения и темного недоброжелательства по отношению к творческим и неординарным личностям в России. В этом же очерке художник приводит пророческие слова Гоголя, которые, как прожектор, высвечивают личину многих современных иереев: «А вот как скорбно поминает Гоголь в своей переписке о несправедливом к Пушкину отношении: “Не будьте похожи на тех святошей, которые желали бы разом уничтожить все, что ни есть в свете, видя во всем одно бесовское [здесь и далее в цитате курсив – авторов статьи]. Их удел – впадать в самые грубые ошибки. Нечто тому подобное случилось недавно в литературе. Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист, а не христианин; точно как будто они побывали в душе Пушкина… <…> Я не могу даже понять, как могло придти в ум критику печатно, в виду всех, возводить на Пушкина такое обвинение и что сочинения его служат к развращению света… <…> Публично выставлять нехристианином человека и даже противником Христа, разве это христианское дело?..”» [11, с. 49].

Наш же «критик» иерей, как и его коллега из приведенной цитаты, также запамятовал о девятой христианской заповеди «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», когда беззастенчиво оклеветал Е.И. Рерих, сказав, что она «написала оккультный труд “Агни йога”, где пропагандировала демонические учения, выражала ненависть ко Христу и христианству». Ложь и клевета – «осколки тьмы» [12, с. 33], как называл их Н.К. Рерих, эти инструменты из арсенала безнравственности и бескультурья в руках служителей христианской церкви не делают чести ей самой. «Если рассмотреть очаги клеветы, то, несомненно, будет замечено, что в чистой, достойной, в культурной атмосфере клевета не порождается», – размышлял великий художник и мыслитель [12, с. 34]. Глубоко почитая духовное величие Христа и христианских святых и подвижников, Николай Рерих посвятил им множество своих картин, среди которых «Христос», «Искушение Христа», «Чаша Христа», «Жанна д’Арк», «Святой Франциск», «Святая Женевьева», «Бэда-проповедник», «Святой Сергий Радонежский», «Святой Николай», «Пантелеймон-целитель», «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», «Святой Меркурий Смоленский» и другие.

Прекрасный облик Христа вел Елену Ивановну Рерих на протяжении всей жизни, от малых лет, когда она, будучи девочкой, тайком уносила из кабинета отца тяжелую Библию с иллюстрациями Гюстава Доре и рассматривала картины с любимым Обликом, сострадая его страданиям. Став взрослой, она бережно, с глубокой любовью и почтением хранила в своем сердце этот Великий Облик. «Христос с тобой!», «Да хранит тебя Христос!» – заканчивала она свои письма к сыновьям. «Я так люблю Христа! – писала она. – Помню, как, смотря на Его Изображение в терновом венце (в Новодевичьем Монастыре в Петрограде), я впервые ощутила физическое горение в сердце, как бы жаркое пламя зажглось в сердце. <…> Часто горюю, что не умею запечатлеть Его необыкновенный Лик, Его необыкновенную оригинальность» [13, c. 242]. Известный исследователь творчества Е.И. Рерих Т.О. Книжник подчеркивает, что для Елены Ивановны Христос «был не только реальным историческим лицом, но и Богочеловеком, олицетворением Божественного Начала» [14, с. 141]. Совершенно справедливо Е.И. Рерих отмечала, что христианство и Учение Христа – это две совершенно разные вещи. Церковь закостенела в своих догматах настолько, что истинное Учение Христа ей стало чуждо. Мы прекрасно можем видеть последствия этого закостенения на примере писаний церковных пастырей, которые, нарушая заповеди своей же веры, неустанно порочат светлые имена подвижников культуры. Ослепленные своим же догматизмом, они не хотят видеть, что корни великой Истины, запечатленной в разных философиях и религиозных учениях, едины. «Словесное признание и исповедание Христа – одно, – писала Е.И. Рерих, – но принятие сердцем и истинное следование Христу – совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной эволюции» [15, c. 126].

Е.И. Рерих с болью писала о том, как современной Церковью искажены истинные основы христианского учения, и всем сердцем стремилась к его очищению от грубых наслоений воинствующего невежества и ограниченности. Не потому ли церковные служители, искажающие и превратно толкующие мысли Христа, кощунственно обвиняют эту великую женщину – мыслителя и ученого – в антихристианских воззрениях, как в свое время обвинили и бросили за решетку Оригена, хранившего изначальную чистоту Учения любви? «…Бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик Истинного Христа живет в душе нашей… – утверждала Е.И. Рерих. – Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения. У нас достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных служителей различных церквей. <…> …Пришло время просмотреть все Учения и, отбросив все позднейшие наслоения, пойти к истокам, к чистым основам Заветов. Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика, Завет, общий всем великим Духовным Учителям – “Любите друг друга!” – и все стало бы на место» [15, c. 142–143].

Любовь к ближнему стремились привить человечеству и Авторы Живой Этики, философской системы, которая несет нравственные ценности, заповеданные самим Христом. Она пронизана глубокой любовью к Великому Учителю, чей прекрасный Облик встает перед нами во всем своем величии на ее страницах. Хотелось бы привести только несколько высказываний о Христе из Живой Этики, хотя их на самом деле значительно больше:

«Молись Христу, умей найти радость обращения к Творцу» [5, май 27, 1921].

«Ученики должны счастье узнать в Любви Христа» [5, июнь 4, 1921].

«Даже в малой мере старайтесь уподобиться Ему» [5, июль 25, 1922].

«И сердце поведет путем Христовым, как к ступени Преображения» [16, § 333].

«…Великий Путник учил вечности и силе мысли. Но такие Заветы были понятны лишь немногим. Даже невозможно представить, как мало было число запомнивших слова Учителя! Между тем Он умел говорить кратко и просто» [17, § 160].

«Твердо Он шел, ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления. Такое неуклонное движение не поддерживалось никем из окружающих, кроме Матери. Но Ее водительство заменяло Путнику все трудные страдания. Нужно запомнить эти черты жизни Великого Путника, чтобы проникнуться величием Его подвига» [17, § 149].

Интересно, что еще в 30-е годы прошлого века в Живой Этике прозвучали пророческие слова ее Авторов – Великих мудрецов Востока: «Люди любят обвинять Нас в том, что Мы многое отрицаем. Люди доходят до такой лжи и кощунства — скажут, что Мы отрицаем Христа. Можно ли поверить такому кощунству? Но, тем не менее, многие служители тьмы готовы сеять и такую клевету, лишь бы разъединить. Но каждый, кто знает построение и состав Братства, ужаснется невежеству такой клеветы» [17, § 11].

Так что нет в Живой Этике ни единого слова, которое выражало бы хоть каплю не то что ненависти, а даже непонимания по отношению к Великому Учителю Христу. Зато в ней есть строки, повествующие о печальной участи клеветников, сеющих темные зерна лжи в душах людей: «Клевета особенно вредна для самих клеветников. Эту истину нужно запомнить людям, имеющим дурные привычки. <…> Сеятели зла и клеветы, можете ли понять, какую душную темницу готовите себе? Мысли зла найдут своего хозяина. Такому темному хозяину не укрыться от своих порождений. Кто-то все-таки подумает о пугале придуманном, ибо он не допускает, что мысль есть вечная энергия» [6, § 428].

Служение Красоте

«По делам Моим видите меня», –
так неоднократно повторяет Священное Писание,
и пусть судят нас по делам, а не по своему
недомыслию или по чьей-то клевете.
Николай Рерих

Иерей Мороз призывает оградить молодежь от «псевдодуховности» Рерихов. Но ведь Рерихи своей жизнью и всем своим творчеством утверждали значение красоты и героизма, величие подвига, важность труда на общее благо, они несли людям важнейшие знания, которые необходимы им на пути совершенствования. Но позвольте, что же тогда для церковного служителя является духовностью? Это как раз тот клинический случай, когда черное кажется белым, а белое – черным.

Вообще в своем фанатическом и ревностном отторжении творческого наследия Рерихов церковь заходит все дальше и дальше, ведь к «демоническому миру» автоматически причисляются те прогрессивные и выдающиеся люди планеты, которые признавали мировое значение культурной деятельности Н.К. Рериха и восхищались его творчеством. Среди них – Л. Андреев, М. Метерлинк, С. Маковский, Ю. Балтрушайтис, Э. Голлербах, Вс. Иванов, Д. Лихачев, Р. Тагор, Дж. Неру, А. Эйнштейн, Б. Шоу, Т. Манн, Г. Уэллс и многие другие.

Не много ли «демонов» среди известных и уважаемых деятелей?

 Kalugina.jpg
Калугина Елизавета, 10 лет. «Город любви и красоты».

Н.К. Рерих считал Культуру основой жизни. Его лозунг «Мир через культуру» и сегодня вдохновляет людей во многих странах. «Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба, – писал академик Д.С. Лихачев. – Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования» [18, c. 984]. Младшему сыну Рерихов, известному художнику Святославу Николаевичу принадлежит призыв к совершенствованию человека, его преображению через Красоту, через искусство. Эту важную жизненную задачу он формулировал в виде тезиса: «Будем всегда стремиться к Прекрасному».

В сложные годы потрясений ХХ века Николай Рерих спрашивал: «Об искусстве ли думать?!», и отвечал: «Да, да, именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий. Для того же, чтобы хранить, нужно знать это сокровище, а для знания нужно изучать» [12, c. 146]. Сам Николай Константинович преданно и самоотверженно служил искусству, неся Красоту и озаряя ее светом сердца людей.

Развитие духовности зависит от человеческого духа, от его выбора – нести Свет или тьму. Любовь к искусству, которое является источником высокой энергетики, питающей дух, также способствует развитию духовности. Не случайно сказано в Живой Этике: «Через искусство имеете свет» [5, Январь 1, 1921 г.]. И в проведении творческого конкурса юных художников не было и нет других мотивов, кроме привнесения Света истинной духовности в молодые сердца и в окружающую жизнь.

Наивно полагать, что можно удержать молодежь от новых знаний о мире, о космической эволюции, о духовном преображении человека и расширении его сознания, от всех вопросов, которые будоражат молодые умы и которые будут их двигать вперед. Глупо и невежественно осуждать творческий конкурс, пробуждающий интерес к Космосу, когда человечество уже стоит на пороге его масштабного освоения и осознания своего места в нем. Примитивное средневековое запугивание «демонами» не остановит интереса молодежи к изучению мира и человека как его неотъемлемой части.

Будущее за молодыми творцами жизни, так как в наступающую эпоху творчество обретает жизненно важное значение. Оно пробуждает в человеке высшие духовные качества, необходимые для продвижения по эволюционному пути. «Вечное, непрестанное творчество Жизни Великой окружает нас, и мы, будучи частью этого великого Творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием», – писала Е.И. Рерих [19, c. 112]. И еще: «Нет ничего выше творчества, нет высшей радости, потому творите и радуйтесь» [2, c. 395]. Будет ли это творчество светоносным, вдохновляющим, озаряющим души, зависит от нас.

* * *

Творчество Рерихов – это, по сути, национальное достояние и гордость России. А национальная гордость не заслуживает грубого и невежественного отношения. Давно известно, что есть представители православной церкви, которые не любят космическое мышление и которым «не известны “законы космической эволюции”» [20, с. 448], но они не в силах остановить наступление Нового мира, как бы ни клеветали они на его Вестников. Наступление Нового мира неотвратимо, как восход солнца и приход нового дня, как величественная и прекрасная дорога человека в Космос.

Литература

1. Они жаждут привлечь внимание молодежи к оккультным, демоническим сферам [Электронный ресурс] // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба: сайт. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/08/oni_zhazhdut_privlech_vnimanie_molodezhi_k_okkultnym_demoniche... (дата обращения: 23.06.2015).

2. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 3 (1935). М.: МЦР, 2001.

3. Рерих Н. Сердце Азии. Алматы, 2007.

4. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: МЦР, 2003.

5. Живая Этика. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов.

6. Живая Этика. Мир Огненный. Часть 1.

7. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

8. Живая Этика. Агни Йога (Знаки Агни Йоги).

9. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 6 (1938–1939). М.: МЦР, 2006.

10. Цит. по: Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.

11. Рерих Н.К. Листы дневника: в 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.

12. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

13. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 7 (1940–1947). М.: МЦР, 2007.

14. Книжник Т.О. Елена Рерих и христианство // 100 лет со дня рождения С.Н. Рериха: материалы междунар. науч.-обществ. конф. 2004. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. См. также [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/1043 (дата обращения: 23.06.2015).

15. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 2 (1934). М.: МЦР, 2000.

16. Живая Этика. Сердце.

17. Живая Этика. Надземное.

18. Цит. по: Шапошникова Л.В. Великое путешествие: в 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005.

19. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 1 (1919–1933). М.: МЦР, 1999.

20. Письмо председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла президенту Международного Центра Рерихов Г.М. Печникову от 29 мая 1995 г. // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.


 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов