Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
12.06.2020

Иван Приоров. Спасти часовню. Анастасиевская часовня, напоминающая об эпидемии ХVIII века, нуждается в реставрации // Частный Корреспондент

 chasovnia11.jpg

Часовая Святой Анастасии

Эпидемия коронавируса, пришедшая в Россию весной 2020 года, не оставила в стороне старинный Псков и его жителей, которые сегодня сотнями заболевают от тяжелого недуга. К сожалению, есть жертвы. Не выученные уроки истории повторяются и, похоже, что Псков сегодня проходит один из них. Урок на историческую память к своему духовному наследию. А вместе с псковичами проходит урок и вся страна.

Большинство псковичей даже не знают, что ровно триста десять лет тому назад, в 1710 году, Псков уже проходил через смертельную эпидемию. Тогда вымер почти весь город. «Весною из Риги, – сообщает псковская летопись, – занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие пригороды… моровая язва, от которой множество ежедневно умирало». Еще несколько месяцев назад строки этой старинной рукописи воспринимались бы как абстракция. Сегодня это действительность нашей повседневной жизни. Жизни в эпидемии.

Лет через сто потомки с неподдельным интересом будут читать сведения об эпидемии нашего времени. Но если сегодня мы ищем причины болезни в мутациях вируса, полностью снимая ответственность с человека, то наши предки связывали смертельный недуг с нравственным оскудением. И потому в начале восемнадцатого века псковичи поставили на левом берегу реки Великой небольшую деревянную часовню в честь святой великомученицы Анастасии – как обещание не нарушать духовных заповедей христианской веры. И болезнь отступила. Для жителей Пскова часовня стала своеобразным талисманом, оберегающим город от несчастий, и напоминанием о принесенной клятве вести чистую духовную жизнь.

Перестроенная в камне храмовая постройка на протяжении двух веков как страж стояла на подступах к Пскову, одного из древнейших русских городов с богатейшей историей и уникальной исторической архитектурой, которую на своих полотнах прославил всемирно известный художник Николай Рерих. В начале прошлого века он активно призывал власти сохранить памятники псковской старины. Между прочим и для нас, ныне живущих. «В медленном разрушении теряют лицо живописные подробности Новгорода и Пскова. И не перечесть всего погибающего». «От старого Пскова остается очень мало памятников. <…> Псковским бедам надо помочь». «Всеми силами сохранить единственные фрески древнего Пскова».

 pscov4.jpg

Анастасиевская часовня, 1911

Страшное пренебрежение к памятникам отечественной истории впоследствии привело Николая Рериха к идее создания Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получившего название Пакт Рериха. Этот уникальный документ защищал памятники культуры не только от военных разрушений, но и от вандализма мирного времени. Пакт был подписан 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны (треть государств мира на тот момент). СССР, к слову, договор не подписал. Документ послужил основой для создания международной защиты культурных ценностей. В этом году отмечается 85 лет со дня его принятия.

Незадолго до первой мировой войны Рерих совместно с выдающимся архитектором Алексеем Щусевым создает новый облик Анастасиевской часовни. Проект был воплощен в жизнь в 1911 году. Уникальные росписи, созданные по эскизам художника, были посвящены теме заступничества, покровительства и охранения псковской земли Небесными Силами. Над входом – образ Спаса Нерукотворного как символ заступничества Христа, по стенам – «ангелы ветров» с развевающимися знаменами защищают мир от «ветров земных» – поветрий, эпидемий, войн и стихийных бедствий. Над окном – Богородица возносит молитвы за род людской, преодолевающий житейские трудности.

Создавая эскизы своих невероятных по духовной силе и содержанию фресок, Рерих словно предчувствовал, что защита понадобится не только людям, но и самой часовне Святой Анастасии. Причем от рук самих же людей.

 chasovnia10.jpg

Настенные росписи Анастасиевской часовни, выполненные по эскизам Н.К.Рериха

После революции 1917 года часовню Святой Анастасии закрыли как «не представляющую никакой исторической и художественной ценности». Росписи замазали краской, купол и барабан разрушили. Изувеченный памятник был приспособлен под кассы кинотеатра, газетный киоск и даже керосиновую лавку. Мост, на котором была установлена храмовая постройка, трижды взрывали: в 1919-м – перед вступлением в Псков войск Белой гвардии, в июле 1941 года – перед немецкой оккупацией и в 1944-м – при отступлении фашистских войск из города. Но часовня удивительным образом сохранилась.

В 1969 году в связи с постройкой нового моста мешавшую движению транспорта часовню вновь хотели уничтожить. В последний момент местные градозащитники смогли доказать принадлежность Рериха к ее росписям, и это спасло памятник от неминуемой гибели. Храм решили сохранить, но для переноса с моста распилили пополам и поставили на берегу реки Великой. Нижняя часть росписей была при этом полностью уничтожена. В конце концов, часовню отреставрировали, поставили временный купол и в 1974 году присвоили статус памятника культуры федерального значения, взяв под охрану.

Сегодня часовня Святой Анастасии вновь на краю гибели. Состояние ее живописи близко к критическому. На знаменитых фресках Рериха начинает осыпаться красочный слой, увеличивается количество трещин.

На протяжении двадцати лет сотрудники Псково-Изборского музея-заповедника просят Министерство культуры выделить средства на сохранение часовни. Результат нулевой. Чиновники не могут найти несколько миллионов рублей на ее реставрацию. Ответ один – нет средств. Была надежда, что заявку этого года наконец-то удовлетворят. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников тоже поддержал музейщиков. Более четырехсот представителей общественности из России и других стран обратились к министру культуры Ольге Любимовой с просьбой помочь сохранить уникальный исторический памятник.

Была надежда, что в этот раз чиновники услышат голос общественности. Но снова пришел отказ: «Финансовые средства Минкультуры России на сохранение объектов культурного наследия в 2020 г. полностью распределены по объектам и мероприятиям, поэтому осуществить финансирование работ по Объекту в настоящее время, к сожалению, не представляется возможным». И далее: «Принимая во внимание историческую значимость объекта… Минкультуры России готово рассмотреть вопрос о проведении работ по его сохранению при формировании плана мероприятий на 2021 год». Учитывая аварийное состояние часовни, следующего раза может уже и не быть.

После отказа Минкультуры выделить средства на сохранение в Анастасиевской часовни на сайте Change.org начался сбор подписей в адрес губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, который пока единственный выразил заинтересованность в сохранении уникального памятника.

Общественность, не равнодушная к судьбе архитектурного шедевра, начала собирать пожертвования на его сохранение через Благотворительный Фонд Елены Рерих.

Представители Фонда заявили, что имя каждого жертвователя будет навечно вписано в книгу благотворителей Государственного Псковского музея-заповедника. В основание часовни после ее реставрации будет заложена капсула с именами благотворителей, а имена крупнейших меценатов будут представлены на памятной доске, установленной рядом с памятником.

Источник: Частный Корреспондент, 9.06.2020


Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007