Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2020

15.05.2020

Николаева Т.В., Мельникова И.А. Часовня Святой Анастасии в Пскове. Проблемы и перспективы сохранения // Международный круглый стол «Пакт Рериха – Мир через Культуру», 15.04.2020

 chsovnya2.jpg
 

Часовня Святой Анастасии в городе Пскове представляет собой уникальный памятник архитектуры и монументальной живописи, связанный с именами двух великих мастеров начала XX века – архитектора А.В.Щусева и художника Н.К.Рериха. Часовня была построена в 1911 году на месте более древнего сооружения, поставленного в 1710 году псковичами «по обещанию» [1] во время эпидемии чумы, пришедшей в Псков из Прибалтики. А в 1913 году она была расписана иконописцем и реставратором Г.И.Чириковым по эскизам Н.К.Рериха. Часовня органично вписалась в архитектурный ансамбль и стала градостроительной доминантой центральной части города. Внешне памятник отразил в себе лучшие традиции древнепсковской архитектуры. Внутреннее декоративное убранство было создано в тесной символической связи с панорамными видами из окон и дверей. В росписи Николай Константинович отразил идею заступничества святых и Небесных сил за град Псков и его жителей. Анастасиевская часовня представляет собой редкий образец практически полностью сохранившегося памятника монументальной живописи, принадлежащего творческому гению Николая Константиновича Рериха [2].

Судьба часовни сложилась достаточно трагично. Уже в 1924 году ее закрыли [3]. Предположительно в это же время разобрали главку и барабан, росписи забелили, а затем закрасили масляной краской. Часовня использовалась как газетный киоск, касса кинотеатра и даже как керосиновая лавка. В ней изменили внутренний режим: было устроено печное отопление, подведено электричество.

В 1969 году начались работы по замене бывшего Ольгинского моста, на котором располагалась часовня, новым (новой постройкой). Часовня мешала строительным работам, и ее решено было взорвать. Только благодаря усилиям псковских архитекторов-реставраторов Э.М.Петуховой, Н.П.Рахманиной и другим памятник удалось сохранить. Основную роль в этом спасении сыграли имена ее создателей: архитектора А.В.Щусева (это имя было «заново открыто» при прочтении текста храмозданной доски, находящейся на восточном фасаде здания [4]) и Н.К.Рериха, чьи эскизы росписей свода и одной из стен часовни были найдены в Русском музее. После этого памятник получил охранную грамоту. Однако для того, чтобы в сжатые сроки убрать часовню с территории строительной площадки, реставраторы были вынуждены разделить памятник на две части и перенести их от будущего моста в сторону на длину стрелы крана.

Безусловно, благодаря этому переносу часовня была спасена от полного уничтожения, однако она перестала быть градостроительной доминантой. Поменяв свое местоположение и ориентацию в пространстве, она утратила связь с окружающим ландшафтом. В месте распила была также утрачена и живопись. Появился ряд проблем, которые не решены до сих пор и которые со временем только усугубляются.

Так, выбор площадки при переносе был обусловлен возможностями подъемного крана, а не наиболее благоприятными условиями для установки памятника. В связи с этим фундамент часовни периодически подтапливается во время половодья реки Великой, что приводит к его постепенной деструкции. Часовня оказалась в непосредственной близости от моста, его северной стороны. Мост не защищает ее от осадков, а наоборот, перенаправляет их на северную стену памятника, что приводит к ее намоканию и протечкам на живописи. Кроме того, при монтаже после переноса часовня была установлена со значительным отклонением от вертикальной оси на юго-восток, что определило неравномерное распределение инженерных нагрузок на несущие конструкции и заложило предпосылки для развития поступательных деструктивных процессов. Негативно сказывается сильная вибрация, поступающая от близко расположенного моста.

После переноса в часовне была проведена противоаварийная реставрация архитектуры (1971–1972), но главка и барабан были выполнены не в исторических формах. Дверные и оконные заполнения также не соответствуют оригинальным, не был организован водоотвод от стен. Тогда же была выполнена реставрация живописи. С 1972 года и до настоящего времени (уже более 40 лет, уже почти 50 лет) реставрация памятника не проводилась.

В 1979 году по проекту псковского архитектора С.П.Михайлова вокруг часовни была организована прямоугольная площадка со ступенями, ведущими к западному входу в часовню [4]. На сегодняшний день она находится в деструктивном состоянии. Ее ремонт ни разу не проводился. Кроме того, в часовне отсутствует электроснабжение, поэтому в интерьере поддерживается температурно-влажностный режим для неотапливаемых помещений. Зимние промерзания стен и образование конденсата при повышении наружных температур плохо сказываются на состоянии живописи. Для создания оптимального режима сохранности фресок необходимо введение ограниченного подогрева. Отсутствие электричества также ограничивает возможности ее посещения, особенно в зимнее время.

Все вышеперечисленное привело к тому, что на сегодняшний день часовня находится в аварийном состоянии. Кроме того, в 2019 году ситуация усугубилась в связи с прокладкой в непосредственной близости от часовни коммуникаций к строящемуся жилому комплексу. Вибрации от проходящей в охранной зоне памятника тяжелой техники и подвижки грунта, вызванные вырытыми рядом с часовней траншеями, привели к осыпям живописного слоя.

В настоящее время часовня, которая является памятником федерального значения, находится в пользовании Псково-Изборского объединенного музея-заповедника. Сотрудники проводят мероприятия по сохранению часовни в рамках своей уставной деятельности. В частности, проводятся необходимые косметические ремонты (последний был сделан в 2019 году), составляются акты технического контроля и т.д. Хранители часовни регулярно выполняют все необходимые мероприятия для поддержания температурно-влажностного режима для неотапливаемых памятников (проветривание, консервация на холодное время). Также идет работа по изучению и популяризации памятника, проводятся экскурсии, мероприятия для псковичей и гостей города.

В апреле 2010 года музей совместно с Псковским отделением ВООПИиК организовал культурно-просветительское мероприятие, посвященное 75-летию Пакта Рериха и сохранению культурного наследия. Акцент был сделан на состоянии часовни, и важным результатом стала выработка стратегии для ее сохранения и популяризации. Было решено провести ряд мероприятий по привлечению внимания к состоянию часовни и изысканию средств на реставрацию в преддверии ее 100-летнего юбилея. В результате уже в 2011 году областная администрация выделила средства на разработку проектно-сметной документации по архитектуре Анастасиевской часовни, которая была выполнена в 2013 году, тем не менее реставрационные работы не проводились. Сотрудники музея регулярно подают заявки на участие в федеральных программах по государственному финансированию реставрационных работ, но на сегодняшний день они не находили поддержки со стороны Министерства культуры РФ.

Таким образом, при рассмотрении перспектив сохранения Анастасиевской часовни на первом месте сейчас, конечно, стоит вопрос проведения срочных противоаварийных реставрационных работ. Однако сотрудники музея также сформулировали и обосновали идею подъема часовни, что позволит предохранить фундамент и стены от намокания и деструкции в периоды половодья и, соответственно, уберечь живописный слой внутри, поможет вернуть часовне ее первоначальное положение и значение градостроительной доминанты. В постаменте появится техническое помещение для обслуживания часовни и расположения сотрудника музея. Часовня станет доступной для посещения не только экскурсионными группами, но и индивидуальными туристами. Предполагается также создание туристической дестинации «Завеличье», составной частью которой станет Анастасиевская часовня. Это позволит максимально реализовать музейно-туристический потенциал этого уникального памятника. На основании предложенных решений в 2019 году на корректировку проектно-сметной документации для проведения архитектурной реставрации и противоаварийного укрепления живописи Псковским музеем были поданы две заявки на финансирование по Государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2020 год, но пока решение по ним не вынесено.

В текущем году исполняется 85 лет со дня подписания Пакта Рериха. В основе этого документа лежит понимание необходимости сохранения мировых культурных ценностей, к которым, безусловно, относится Анастасиевская часовня в Пскове. Сегодня мы обращаемся к мировой общественности с просьбой о помощи в сохранении этого уникального памятника.


1. Митрополит Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского / Сост. Н.Ф.Левин, Т.В.Круглова. Псков: обл. типогр., 2009. С. 394.

2. Муравьева Н.П. Анастасиевская часовня в Пскове: история, архитектура и роспись // Культура и время. №1 (31). 2009. С. 50–61.

3. Ефимов А.Н. Православные часовни Пскова // Псков. №27. 2007. С. 135–151.

4. Голубева И.Б. Историческая справка // ПФ ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация». Предпроектная и проектная документация на ремонтно-реставрационные работы на ОКН ФЗ «Анастасиевская часовня с росписями, 1910–1911 гг.». Псков, 2013.

Татьяна Владимировна Николаева, Ирина Александровна Мельникова – старшие научные сотрудники ГБУК «Псково-Изборский объединенный музей-заповедник» (Псков)



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов