Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
07.05.2020

Р.А.Халилов. Пакт Рериха как космопланетарное явление // Международный круглый стол «Пакт Рериха – Мир через Культуру», 15.04.2020

 chintamani2.jpg    
 

Уважаемое высокое собрание!

Глубокоуважаемые организаторы круглого стола, дорогие коллеги и друзья!

Для меня большая честь приветствовать вас от имени инициативной группы поддержки Международного Центра Рерихов и его Музея имени Н.К.Рериха города Баку и получить приглашение принять участие в круглом столе в связи с 85-летием Пакта Рериха.

Тема моего доклада «Пакт Рериха как космопланетарное явление».

Я думаю, что сегодня, когда мир стоит на грани, когда под угрозой оказываются уникальные исторические и культурные ценности, нам очень важно говорить о культуре как вечной ценности.

Что же такое культура?

Не случайно Рерихи считали культуру одним из столпов эволюции человека и человечества. Об этом универсальном качестве культуры Николай Константинович Рерих писал:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» [1].

Во все времена ценились и уважались люди, умеющие сохранять мудрость, ясность духа, долготерпение, миролюбие и другие человеческие качества в любых, даже еще более сложных обстоятельствах. Таким светочем для нас является Николай Константинович Рерих. Его память вмещала самые разные пласты истории родной страны, других народов и собственной жизни. При этом его заботили корни прошлого, питающие будущие всходы культуры, в них он видел жизнеутверждающую и преобразующую силу.

Пакт Рериха, 85-летие которого мы отмечаем в нынешнем году, – одно из важнейших явлений современной истории. В этом документе сформулированы ключевые принципы достижения мира и согласия на нашей планете. Осознание красоты и величия мира, стремление к культурному созиданию, гармонии, защите культурных и исторических ценностей, принадлежащих человечеству, – эти идеи, заключенные в Пакте Рериха, становятся особенно актуальными в наше непростое время.

С тревогой наблюдая за событиями своего времени, Рерих писал:

«Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в Саду Прекрасном? ˂…˃ Всякое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса» [2].

Понимая великое значение ценностей Культуры для воспитания будущих поколений, за десять лет до начала Первой мировой войны, в 1904 году Рерих высказал мысль о защите культурных ценностей человечества, сделав доклад по этому поводу в Обществе архитекторов Санкт-Петербурга. Затем также до войны появляются и его провидческие картины, символизирующие надвигающиеся бедствия, ибо он считал, что «человечество пришло в космическое беспокойство», а низкий уровень культурного сознания народов приводит к выявлению агрессивные, разрушительные энергии.

«Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности» [3].

Таким образом, значение Пакта Рериха велико. Оно велико в силу своего гуманистического содержания. Высокая мировоззренческая и культурологическая ценность философии гуманизма великого Н.К.Рериха и сегодня сохраняет свое непреходящее национальное и международное значение. Ее переосмысление открывает новые возможности для расширения и углубления процессов формирования международной культурной идентичности, взаимопонимания, солидарности и сотрудничества народов и государств.

Иными словами, энергетика культуры движет всяким созиданием и творчеством. Она побуждает человека к поискам более совершенных, гармоничных и прекрасных форм жизни.

В Живой Этике в книге «Иерархия» сказано: «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. ˂…˃ Не может человечество процветать без знания величия Культуры» [4].

Живая Этика говорит о том, что Новый Мир, сужденный нашей планете космической эволюцией, явится Эпохой сердца, где сердце будет играть основную роль в познании, расширении сознания и в духовном совершенствовании. Рериховские слова «Культура есть сердце» дают нам возможность прийти к выводу о том, что главным двигателем Культуры и ее духовным центром является сердце. И поэтому наступающая эпоха неизбежно будет и Эпохой культуры. Исходя из всего этого, можно сказать, что Культура – не только эволюционно-исторический устой человеческого общества, но и его сердце.

«Называя Культуру “Садом Прекрасным”, Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. “Осознание Красоты спасет мир”, – повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте» [5].

Человек ограничил свой мир планетою и свою жизнь – однократным существованием и теперь задыхается в самим же созданной тесноте, не находя выхода из этой тесноты и смысла в своем существовании. Пора ему выйти на простор космической Беспредельности. Разве не безумие – отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных ценностей за единственную ценность. Человечество зашло в тупик, выбраться из которого обычными способами и мерами оно уже не может. Нужны меры необычные, и в этом смысле роль культуры велика, ибо в ней сокрыты зачатки духовных сокровищ.

Думается, что сегодня необходимо наряду с обычной светской программой, включить науку «Человековедение», то есть науку о Человеке, о его истинной Сущности в образовательный процесс учебных заведений всех уровней. Человековедение как Знание о человеке превосходит все существующие науки, это есть Высшая наука, ибо, познав себя, человек познает Всё. Но познать такую науку и осуществить ее на практике сможет лишь человек, осознавший Единство всего Сущего. В этом – не только смысл жизни каждого человека, но в этом основа существования и благоденствия всего человечества.

Но такого человека надо воспитать, взрастить. Нужна система воспитания и образования, способная пробудить и закрепить в человеке присущую ему от рождения, но не проявленную в нем внутреннюю истинную духовную Сущность.

Духовный человек – это, прежде всего, культурный человек, раскрывший в себе весь свой накопленный за многие жизни потенциал знаний, наблюдений, творчества, стремящийся не нарушать целостность этого мира, живущий по божественным законам истинной реальности, проявляемой в мир как Любовь, Мудрость, Красота и Доброта. И в основе всего – Любовь как всемогущая, самая тонкая энергия, проникающая через все в этом мире, его Основа.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы выразить благодарное чувство тому Человеку, который всю свою жизнь положил на то, чтобы защитить культурное наследие планеты. В этот торжественный, знаменательный день всем сердцем хочется пожелать планете мира, добра, любви и красоты.

Желаю всем участникам круглого стола больших успехов и новых свершений в деле культурного строительства общества!


1. Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. С. 41.

2. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. С. 82–83.

3. Арефьев М.А. Массовая культура и феномен “сжимающегося знания» в молодежной среде [Электронный ресурс] // CuberLeninka: сайт. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-i-fenomen-szhimayuschegosya-znaniya-v-molodezhnoy-srede (дата обращения: 10.04.2020).

4. Иерархия, 331.

5. Цит. по: Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. С. 6.

Риза Алиханович Халилов, к.ф.н., декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (Азербайджан, Баку)



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007