Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
30.04.2020

М.Ю.Логинова. Актуальность идеи «Мир через Культуру» для преодоления кризисов современной цивилизации // Международный круглый стол «Пакт Рериха – Мир через Культуру», 15.04.2020

 pact_2020_2.jpg
 

Там, где Культура, там и мир,
там и правильное решение
труднейших социальных проблем.
Н.К.Рерих

Мир через Культуру – этот призыв Николая Константиновича Рериха, впервые прозвучавший в 30-е годы ХХ века, сегодня так же актуален в связи с непрекращающимися военными конфликтами и различными кризисами современной цивилизации. В этой новой идее, ставшей девизом Пакта Рериха, заключен не только глубокий смысл, но и указан путь эволюционного развития человечества – через сохранение и развитие Культуры.

Рассмотрим значение слова «мир». Оно означает: мир как отсутствие войны и мир как Вселенную. Соответственно – это и призыв к достижению всеобщего мира через единение народов на основе Культуры, и также необходимость осознания Культуры как крепкой основы жизни. Только истинная Культура, имеющая связь с Высшим, как считал Рерих, может принести долгожданный мир и вывести из тупика кризисов. Все войны и кризисы: социальный, экономический, политический, экологический, духовный, по его мнению, являются следствием одного кризиса – кризиса Культуры и ее носителя человека.

К сожалению, истинный смысл и приоритетное значение Культуры до сих пор не осознаны. В современном мире интенсивно развивается не Культура, а техногенная цивилизация, которая подменяет Культуру развлекательной индустрией, так называемой «массовой культурой», основанной на культе пошлости, насилия и бездуховности. Происходит подмена истинных ценностей искусства псевдоискусством, которое, вместо того чтобы вдохновлять и облагораживать душу человека, способствует бездуховности и низкому уровню культуры в обществе. Так, культура постмодернизма, отрицающая классические и духовные идеалы в искусстве и философии, является, по мнению ряда исследователей, своеобразным отражением кризиса современного общества.

Ученые и многие исследователи пришли к выводу, что сегодня всемирный кризис является системным, т.е. поразившим все сферы мирового сообщества и биосферу. С этим трудно не согласиться, наблюдая постоянные природные катаклизмы и стихийные бедствия, сотрясающие нашу планету. Актуальным примером на сегодняшний день является и пандемия коронавируса, охватившая почти все страны мира. Самое печальное, что причину всех кризисов и бедствий до сих пор еще пытаются найти в экономических, политических проблемах или потеплении климата, и совсем немногие понимают, что именно кризис Культуры в ХХ веке и привел к глобальному кризису цивилизации, поставив ее на грань выживания.

Интересно, что слово «кризис» в переводе с древнегреческого языка означает: решение, поворотный пункт, перелом. На китайском языке кризис звучит как «вэйцзи». Это слово состоит из двух иероглифов обозначающих опасность и возможность. В медицине кризис означает перелом в течении болезни, когда больной или выздоравливает, или умирает. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сейчас наступил переломный момент в истории, дающий возможность человечеству пойти новым эволюционным путем развития.

Крупнейший исследователь наследия Рерихов, известный ученый и писатель, академик Л.В.Шапошникова утверждала: «Выход из любого кризиса должен начинаться с понимания эволюционной роли духовной Культуры и создания благоприятных условий для ее развития» [1, c. 132].

Следовательно, решать проблемы мирового кризиса и устойчивого развития цивилизации необходимо, начиная с осознания эволюционной роли Культуры, а также с понимания механизма взаимодействия культуры и цивилизации. В этом смысле идея «Мир через Культуру» сегодня особенно важна. Н.К.Рерих в статье «Новая Эра» обращает внимание на то, что понять истинное значение мира невозможно, пока человечество не постигнет различия между «механической цивилизацией» и грядущей Культурой духа. «Даже приблизительное понимание основ истинной Культуры, – пишет он, – совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для всех блестящих открытий, сужденных человечеству. ˂…˃ Именно сейчас лучшее время для прихода истинного Знания и Красоты» [2, c. 27]. И еще одно важное высказывание Н.К.Рериха: «Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов. ˂…˃ Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни, которые могут быть разрешены через мост прекрасного. ˂…˃ Словом, расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой» [3, c. 50].

Однако проблема в том, что большинство людей даже не задумывается о значении культуры. А в современной культурологии существует более 600 определений культуры и различных концепций, но ни одна из них не является универсальной, имеющей эволюционное значение.

Новая концепция Культуры как энергетического явления, созданная Н.К.Рерихом на основе философской системы Живой Этики и имеющая важное эволюционное значение, является, несомненно, очень актуальной, заслуживающей своего глубокого научного изучения. В широкое понятие Культуры Рерих включал синтез науки, искусства, религиозных и философских учений. «Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра – во всей его действенности» [4, с. 317]. Следует отметить, что Рерих, говоря о синтезе Культуры, вводил понятие новой, нравственной и одухотворенной науки, а также новой духовной Красоты. Наука, основанная на материалистическом мировоззрении, должна пройти период трансформации и изучать многомерность материи и тонкие энергии. Новые парадигмы о многомерности Вселенной в современной науке и введение в научный оборот идей философии Живой Этики как философии космической реальности свидетельствуют о том, что этот процесс уже начат [5].

Одним из главных, ключевых моментов в концепции Н.К.Рериха является новое определение культуры как «почитание Света». Само слово «культура» он переводил с учетом его этимологического значения: культ – поклонение и ур (санскрит) – свет, огонь. Соответственно, Культура – это Свет и, прежде всего, духовный Свет в сердце человека. Представление о Свете как духовной категории в истории мировой культуры отождествляется с Божественным, Высшим Началом, а также с Благом, Добром, Истиной, Красотой. В Живой Этике Свет – это огненная, космическая энергия, которая проявляется как Красота, Любовь и Знание. Это триединство и было включено Рерихом в определение Культуры. Именно светоносное пространство Культуры, обладающее высокой энергетикой, способно преобразить пространство тьмы и невежества, которое проявляется войнами и кризисами в обществе и духовной деградацией в человеке.

Одной из главных составляющих Культуры Н.К.Рерих считал Красоту, которая как «энергетический закон гармонии духа» [6, с. 6] утончает материю жизни и энергетику человека, преображает его сознание. Осознание Красоты спасет мир – эта фраза, выражающая главную суть рериховской концепции Культуры, была названа Л.В.Шапошниковой формулой космической эволюции человечества, которая идет от хаоса к порядку, гармонии и Красоте.

Культура, по мнению Н.К.Рериха, имея духовную основу, реализуется через творчество. Он сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Многие философы и культурологи отождествляют эти понятия (О.Шпенглер. А.Тойнби, П.А.Сорокин и др.). У Шпенглера в его знаменитом труде «Закат Европы» рассматривается цикличность в развитии культур: после возникновения, развития и расцвета они превращаются в бездуховную, механистическую цивилизацию, являющуюся заключительной стадией любой культуры. Созвучные Рериху взгляды о различии культуры и цивилизации утверждали русские религиозные философы, которые предсказывали разрушение культуры в условиях техногенной цивилизации.

Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Во взаимодействии Культуры и цивилизации – Культура первична, а цивилизация вторична. Цивилизации возникают и разрушаются, а Культура вечна. Более того, Н.К.Рерих считал цивилизацию частью Культуры. Так, в статье «Знамя Мира» он пишет о стадиях развития Культуры: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры» [7, с. 74]. Во взаимодействии культуры и цивилизации именно Культура должна одухотворять материю цивилизации, что и приведет к ее расцвету.

Подобные идеи высказывал известный философ и писатель Д.С.Мережковский, который с позиции взаимоотношений цивилизации и культуры рассматривал кризис как явление, обозначившее задачу будущего развития общества – сделать духовную культуру направляющим началом цивилизационного развития. При этом гармоническое единство, или синтез цивилизации и культуры, являлось, по мнению мыслителя, залогом идеального общества [8].

Л.В.Шапошникова, развивая идеи философов Серебряного века, осмысливает эту проблему с позиции взаимодействия энергетики духа и материи, их синтеза: «Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа» [9, с. 290]. С позиции нового космического мировоззрения она поясняет, что «сама цивилизация возникает на упругом поле энергетики Культуры» [9, c. 296], поэтому разрушение Культуры приводит к гибели цивилизации. Этот процесс еще достаточно не осмыслен и не изучен.

Н.К.Рерих как историк и археолог, глубоко изучавший мировую историю и культуру, совершенно точно выразил эту идею: «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса» [10, с. 83]. В истории человечества достаточно много примеров, подтверждающих эти выводы. Стоит обратиться к эпохам расцвета, в которых существовал культ Красоты и была высоко развита Культура, – это Древняя Греция во время правления Перикла (классический период V в. до н.э.); Древний Египет в эпоху Амарны (ХIV в. до н.э.) – правление фараона Эхнатона, эпоха Возрождения в Европе, эпоха Киевской Руси. Человечеству пора научиться, учитывая исторический опыт прошлых веков, применять лучшие достижения и избегать ошибок.

В ХХ веке произошло полное расхождение Культуры и цивилизация, духа и материи, и материалистическая цивилизация подавляет культуру. Л.В.Шапошникова делает вывод, что только синтез может привести систему «культура – цивилизация» в состояние, соответствующее магистральному направлению развития космической эволюции, целью которой является созидание Нового мира и нового человека. Синтез Культуры и цивилизации изменит и облагородит последнюю, преобразует в целостное явление более высокого уровня, соответствующее задачам Новой эпохи.

Какой же выход в сложившейся ситуации? Согласно Л.В.Шапошниковой, «выход из этого тяжелейшего положения только один – укрепление энергетики культурного поля страны и планеты» [11]. Из этого следует новое понимание необходимости защиты и развития Культуры и сохранения культурных ценностей, потому что, по мнению ученого, именно исторические памятники и великие произведения искусства обладают высокой эволюционной энергетикой, составляющей и формирующей энергетическое поле Культуры нашей планеты. В монографии «Тернистый путь Красоты» Л.В.Шапошникова на основе нового космического миропонимания дает новое определение сущности Красоты как сложного энергетического явления космического характера. Она выдвигает новую формулу «Мир преобразится Красотой» [12, с. 5]. Но для этого человек должен спасти Красоту, осознать ее преображающую силу на сознание человека, чтобы вся его жизнь строилась на этой гармоничной основе. В настоящее время, когда происходит девальвация понятия Красоты, эта проблема является, несомненно, актуальной.

Возникает вопрос, как приложить в жизни понимание истинной Культуры и Красоты? Н.К.Рерих пояснял, что «только упорным, созидательным трудом – практичным и озаренным – вы достигнете жизненное следствие. ˂…˃ Творчеством и знанием эта реальность Культуры займет главное место в жизни. Великая Красота и Мудрость укрепят строительство этой новой “завоеванной” жизни. Именно теперь надо собрать все силы физические и духовные для сосредоточенной работы. С особым вниманием и радостью мы следим за молодежью. Их сердца бьются особо и ново. Ведь они будут строить новый мир…» [2, с. 27].

Отсюда следуют задачи, исходящие из актуальности воплощения в жизнь идеи «Мир через Культуру», главной идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, – это, прежде всего, необходимость просвещения и проведение широкой культурно-просветительской деятельности, воспитательной работы среди детей и молодежи, а также защита культурных ценностей.

Следует отметить, что на современном этапе Пакт Рериха и его идея «Мир через Культуру» находит все более широкую поддержку среди общественности многих стран мира благодаря деятельности МЦР и сотрудничающих с ним рериховских организаций. С большим успехом в странах Европы, Америки и Азии проходит международный выставочный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» [13]. Проект проходит под Знаменем Мира, которое является не только охранным знаком, но и, выражая духовный аспект Пакта, содержит в своей символике все устои Культуры. Именно под Знаменем Мира, как призывал Н.К.Рерих, должны объединиться все народы без различия национальностей, рас, вероисповеданий, политических убеждений. Поэтому Знамя Мира способствует единению народов на понимании Культуры как эволюционного явления. Новый выставочный проект МЦР «Пакт Рериха. Мир через Культуру», который начал свое успешное продвижение по миру, продолжает нести эволюционные идеи Н.К.Рериха, способствуя миру, единению и расцвету Культуры.

На Украине Пакту Рериха и его главной идее посвящен выставочный проект «Мир через Культуру», который успешно осуществляется в Харьковском регионе с 2014 года. Организаторы проекта – общественные организации: Харьковский Культурный Центр имени Н.К.Рериха и Первомайский Центр «Возрождение Культуры». За эти годы в рамках проекта состоялись два круглых стола, посвященных защите культурных ценностей; прошли выставки в вузах и культурных учреждениях г. Харькова и музеях Харьковской области. А в 2019 году в Харькове был открыт новый выставочный зал Культурного Центра, в котором экспонируется выставка «Мир через Культуру. Рерихи и Украина», осуществляется культурно-просветительская программа.

Опыт проведения выставочного проекта убедительно показал, что утверждение идеи «Мир через Культуру» в общественном сознании имеет сегодня огромное значение, особенно для воспитания детей и молодежи. Настало время осознать, что без Культуры не может быть ни цивилизации, ни человека как такового. Девиз Пакта Рериха Мир через Культуру призывает нас к действию. «Неотложно нужно, чтобы среди мировых смущений и смятений возникали твердыни, маяки Культуры. ˂…˃ Если бы было достаточно просвещения, то человечество не стояло бы на пороге ужасных разложений и разрушений. ˂…˃ Потому-то ближайшим долгом человечества есть внесение усиленного Просвещения. Мир через Культуру» [14, с. 130–131].

Литература

1. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры // Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Сб. ст. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, 2006.

2. Рерих Н.К. Новая Эра // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.

3. Рерих Н.К. Мудрость радости // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

4. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Угунс, 1936.

5. Живая Этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007. М.: МЦР, 2008 // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/901 (дата обращения: 14.04.2020).

6. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.

7. Рерих Н.К. Знамя Мира // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

8. Пчелина О.В. О культуре и цивилизации (трактовка Д.С.Мережковского) [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: сайт. Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2014. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kulture-i-tsivilizatsii-traktovka-d-s-merezhkovskogo (дата обращения: 12.04.2020).

9. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.

10. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.

11. Шапошникова Л.В. Метаисторическое значение Пакта Рериха [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Международная общественно-научная конференция «75 лет Пакту Рериха». Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/2010/Shaposhnikova.php (дата обращения: 14.04.2020).

12. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

13. Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность». [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Международный вставочный проект. 2012–2020: «Пакт Рериха. История и современность». Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php (дата обращения: 14.04.2020).

14. Рерих Н.К. Врата в будущее // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.

Марина Юрьевна Логинова, культуролог, директор Музея жизни и творчества семьи Рерихов Харьковского Культурного Центра имени Н.К.Рериха (Украина, Харьков)



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007