Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
29.04.2020

Т.С.Захарова. Культурно-просветительская деятельность художника Святослава Рериха в утверждении миротворческих идей Пакта Рериха и Знамени Мира // Международный круглый стол «Пакт Рериха – Мир через Культуру», 15.04.2020

 snroerich2.jpg
 

Святослав Николаевич Рерих – всемирно известный художник, создавший тысячи полотен, которые украшают лучшие музеи Европы, Америки, Азии и России. За свои выдающиеся достижения в области культуры он был удостоен высоких правительственных наград многих стран.

Творческие свершения С.Н.Рериха нельзя рассматривать в отрыве от достижений и жизненной задачи его уникальной семьи. Учение Живой Этики является основой мировоззрения всей семьи Рерихов. Благодаря философии космической реальности, как называют это учение, Рерихи совершили ряд действий эволюционного характера, одним из которых был Пакт Рериха – международный договор по защите культурных ценностей. В рамках договора был утвержден знак Знамени Мира, предложенный Николаем Константиновичем Рерихом для охраны объектов культуры. Согласно философскому мировоззрению Рерихов, культура как таковая рассматривается в качестве одного из важнейших устоев эволюции, без энергетики которого невозможно совершенствование человечества.

Святослав Николаевич Рерих был человеком, который не просто изучал Живую Этику. Его творчество, общественная деятельность, философские и научные изыскания и достижения являются результатом активной жизненной позиции высококультурного человека, который понимал, как тесно взаимосвязаны внутренний мир людей и состояние нашей планеты. Он знал, что для совершенствования человека и преображения Земли по закону космической эволюции необходима тонкая энергетика Красоты. Он считал себя ответственным за то, чтобы каждый день делать что-нибудь лучше, стремиться к Прекрасному. Один из жизненных принципов художника – видеть все, но отображать только красивое и тем самым улучшать мир вокруг себя. С.Н.Рерих посвятил свою жизнь постижению тайны Красоты как принципа эволюции всего живого. Он считал, что поиски Красоты, которая вела по пути совершенствования искусство почти всех древних стран, дали миру замечательные достижения в области культуры. На Красоте и Знании покоится краеугольный камень будущей Культуры. Идеи, заложенные в знаке Знамени Мира, символе космической эволюции, получили свое развитие в жизни и творчестве С.Н.Рериха. Сам Святослав Рерих проявил себя в науке, образовании, искусстве – сферах формирования и развития человеческого сознания.

Основой своего творчества и общественной деятельности С.Н.Рерих считал воплощение идей Николая Константиновича. «Главным моим учителем был мой Отец. Он был не только учителем живописи, но также и моим наставником в жизни. ˂…˃ С ним я работал не только на поприще искусства, но и вообще во многих культурных начинаниях» [1, с. 108], – утверждал художник.

В Америке Святослав Рерих принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Н.К. и Е.И. Рерихами. «Мой отец и моя мать, – вспоминал художник, – были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. ˂…˃ Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения и счастья» [2, с. 75].

Начиная с 1928 года, С.Н.Рерих активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха и Знамени Мира в качестве одного из учредителей Пакта. Он помогал Николаю Константиновичу завоевывать сторонников, в числе которых были и французские военные деятели. Святослав Рерих, как и Елена Ивановна, и Николай Константинович, считал, что Пакт имеет прежде всего воспитательное значение. Он пояснял так: «Пакт постепенно должен входить в жизнь, в обиход, как это было с Красным Крестом» [2, с. 97].

В 1930-е годы С.Н.Рерих создает портреты Н.К.Рериха – автора международного договора по защите культурных ценностей. Художник пишет не просто портреты, на которых мы видим мудрого человека с одухотворенным лицом. На этих полотнах изображены знак Знамени Мира, камень Чинтамани как символы определенного этапа творческого пути Н.К.Рериха, направления его духовной деятельности. С.Н.Рерих пояснял, что этот знак трех сфер можно найти не только в Гималаях, по всему Тибету, но и в Монголии и других местах. Он запечатлен на скалах по всем путям Центральной Азии, часто на перевалах и переходах.

После 1947 года С.Н.Рерих проводит большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря его усилиям в августе 1948 года Индия присоединилась к этому договору. В течение последующих лет Святослав Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры, – говорится в книгах Учения Живой Этики. – <…> Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без Знания и величия Культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему Будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее» [3, § 331].

В 1979 году С.Н.Рерих поддержал инициативу Л.Т.Живковой, министра культуры Болгарии, организовать Международную детскую Ассамблею «Знамя Мира» под эгидой ЮНЕСКО. Болгария предложила ООН и ЮНЕСКО провести под Знаменем Мира Международный год детей, объявленный в 1979 году. На фестиваль были приглашены юные художники, поэты, композиторы, музыканты, певцы, артисты. Девизом Ассамблеи стали слова: Единство, Творчество, Красота. Никакого соперничества, только радость взаимного узнавания и творчества были положены в основу Ассамблеи. В Варне целый квартал старинных домов был с любовью отреставрирован и обращен в мастерские юных художников, галереи детского творчества, студии и кружки. Живкова видела в творческом единении детей всего мира утверждение творческого созидания, сотрудничества и уничтожение эгоизма, невежества, страха. «Сегодня вас тысячи, а завтра за Знаменем Мира пойдут миллионы» [4], – утверждала она.

Творческое сотрудничество Л.Живковой и С.Рериха, основанное на идеях Пакта Рериха и Знамени Мира, помогли сформировать поколение болгар, которое приобщилось к культурным проектам Л.Живковой, и болгарская культура получила импульс для эволюционного развития.

В 1990 году С.Н.Рерих поддержал космический проект «Знамя Мира в космосе», организованный в рамках российской неправительственной программы «Космос – Человек – Культура» [5]. Целью программы являлся призыв к сознательному обретению людьми утраченного духовного единения. Этот проект в дальнейшем стал международным.

Благодаря деятельному сотрудничеству С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой был основан общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве и России передано Наследие семьи Рерихов. В своем письме «Медлить нельзя!» С.Н.Рерих описал концепцию построения и работы общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и назвал имя будущего директора Музея – ученого-востоковеда Людмилы Васильевны Шапошниковой. Знамени Мира и истории подписания Пакта Рериха был посвящен один из залов Центра-Музея. На протяжении почти тридцати лет Международный Центр Рерихов, основанный Святославом Рерихом, с научной точки зрения продолжает изучение и популяризацию идей Живой Этики, Пакта Рериха, Знамени Мира как на конференциях, так и в рамках международных выставочных проектов, издает тематическую литературу.

Культурно-просветительская деятельность художника Святослава Николаевича Рериха в деле утверждения идей Пакта Рериха и Знамени Мира оказала большое влияние на формирование сознания многих людей, послужила укреплению международного сотрудничества между странами. В результате этого было осуществлено множество проектов по защите культурного наследия, по разъяснению эволюционного значения культуры в развитии человечества, сохранении мира на планете Земля.


1. Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М.: МЦР, 2004.

2. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

3. Иерархия.

4. Владова Ю. Людмила Живкова – Белая Птица болгарской культуры. [Электронный ресурс] // Проза.ру: сайт. Режим доступа: https://proza.ru/2011/02/03/1314 (дата обращения: 10.04.2020).

5. Баландин А.Н. Знамя Мира в космосе // Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. 1995. М.: МЦР, 1996. С. 185–191.

Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии, Минский государственный лингвистический университет, сотрудник Белорусского отделения МЦР (Беларусь, Минск)



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007