Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2019

18.12.2019

День памяти Николая Константиновича Рериха в Бресте (Республика Беларусь)

Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину,
но он также принадлежал всему миру.
Весь мир был полем его деятельности.
Все человечество было для него собратьями.
Каждая страна представляла особый интерес и особое значение.
Каждая философия, каждое учение жизни были для него
только путем к совершенствованию,
и жизнь для него была великими вратами в Будущее.

Святослав Рерих. Слово об отце.

 roerichbrest2.jpg

13 декабря 2019 года в зале Общественно-культурного центра «Маяк» в городе Бресте состоялась торжественная встреча, посвященная памяти великого русского художника Николая Константиновича Рериха, организованная сотрудниками Белорусского отделения Международного Центра Рерихов.

Эпиграфом к встрече стал фрагмент из очерка Святослава Николаевича Рериха «Слово об отце».

Перед началом мероприятия прозвучало произведение «Павана на смерть инфанты» французского композитора и дирижера Мориса Равеля в исполнении А.В.Волкова (скрипка) и Н.Н.Неровновой (фортепиано).

«Говорят, что люди делятся на две части. Одни появляются на свет просто для жизни, другие – для призвания. Николай Константинович Рерих принадлежал к последним. <…> В Рерихе было заложено очень много. Он пришел в этот мир с огромным богатством, которое сумел приумножить и принести в дар людям», – такова удивительно точная и проницательная оценка жизненного пути Н.К.Рериха, данная крупнейшим ученым-рериховедом, генеральным директором общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академиком Л.В.Шапошниковой в книге «Мастер» из цикла «Великое путешествие».

Художник с мировым именем, создавший более семи тысяч полотен, рассеянных по всему свету, ученый, путешественник, философ, писатель и общественный деятель – таков был многогранный талант Николая Рериха. «...Николай Константинович был олицетворением достижений многих людей, собранных воедино, – писал об отце Святослав Николаевич Рерих. – И трудно иногда представить себе, чтобы один человек сделал столько, сколько он сделал!» Школа при Императорском Обществе поощрения художеств и объединение «Мир искусства» в Петербурге, которые он возглавлял, стали лишь первыми вехами на его пути. Среди многочисленных начинаний Рериха – Мастер-Институт Объединенных Искусств, Объединение художников «Cor Ardens» и Международный художественный центр «Corona Mundi» в США, Центрально-Азиатская и Маньчжурская экспедиции, Гималайский Институт научных исследований «Урусвати» в Индии, заложивший основы новой науки, Пакт о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, ратифицированный в 1935 году в США и положенный в основу Гаагской конвенции 1954 года. Перу Николая Константиновича принадлежат бесчисленные литературные труды – книги, очерки, статьи, дневники... И конечно же величайшим духовным наследием, оставленным им потомкам, являются картины – прекрасные произведения искусства, воплотившие в себе идеи нового космического мироощущения.

«Об одной из серий художественных произведений Н.К.Рериха, – продолжила беседу о творчестве художника сотрудник Белорусского отделения международного Центра Рерихов Наталья Николаевна Неровнова, – глубоко и полно рассказано в статье-исследовании Е.П.Маточкина “Мечта преображения”».

Она отметила, что по приезду в Индию Николай Константинович Рерих создает три серии картин: «Его страна», «Знамена Востока» и «Майтрейя», которые являются его крупнейшими работами. Серию «Его страна», состоящую из 12 полотен, Рерих написал в расцвете своего дарования – в 1924 году.

Тематическое содержание картин этого цикла тяготеет к мифопоэтическим представлениям. Миф, легенда становились художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать своей красотой. И в это стремление нести прекрасное художник вкладывал столько энергии и вдохновения, что сложилось мнение об особой магнетической силе его полотен. Действительно, трудно объяснить словами, почему искусство Рериха так волнует души, заставляет думать, переживать... Возможно, присутствующий в его картинах некий скрытый и загадочный смысл и есть тайна Востока – тайна притягательная и манящая, полная глубокой мудрости и очарования. Уже по этим работам 1924 года Николая Константиновича можно назвать выдающимся Мастером гор. Он, как никто из живописцев Запада и Востока, сумел воплотить в своем творчестве не только красоту, но и сам дух Гималаев.

Все двенадцать картин, составляющие серию «Его страна», примерно одного формата. Они производят впечатление яркого красочного калейдоскопа, в котором ночь сменяется феерией восхода, а день – пламенеющим закатом. Художник словно наблюдает откуда-то сверху, как планета, вращаясь, омывается потоками солнечного света.

С художественным и философским смыслом серии картин «Его страна», раскрытым Е.П.Маточкиным, присутствующих познакомили сотрудники Белорусского отделения Международного Центра Рерихов Виктор и Татьяна Молош.

В продолжение программы участники вечера посмотрели фильм «Николай Рерих», созданный по сценарию Р.А.Григорьевой и Л.В.Шапошниковой и рассказывающий о жизненном и творческом пути Николая Константиновича Рериха. В конце фильма прозвучали слова из завещания Н.К.Рериха:

«Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Доверены и пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Народы поют и способны к украшению жизни. Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде, познается и мир всего мира. В мире идет строительство и светлое будущее. А где постройка идет, там все идет. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью к Родине богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!»

В завершение вечера А.В.Волков и Н.Н.Неровнова исполнили «Вокализ» С.Рахманинова. Прозвучало стихотворение Н.К.Рериха «Встретим»:

К двери, друг, подойди.
Не бойся двери открыть.
Крепко светильник держи,
не затушил чтобы вихрь.
Слышишь, он к двери подходит.
Если, открыв, ты ничего
не увидишь – не бойся, он
все-таки здесь. Что должно
придти, то пришло.
Пришедшее
встретим.



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2020 Международный Центр Рерихов