Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
07.06.2019

Выставка «Уникальные шедевры архитектуры Узбекистана» в Ташкенте

 tashkent2.jpg

7 июня 2019 года в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана (Ташкент) открылась выставка фотографий «Уникальные шедевры архитектуры Узбекистана» с разделом «Пакт Рериха. Мир через Культуру».

Организаторами выставки выступили Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана, Международный Центр Рерихов (Москва, Россия), Ташкентский архитектурно-строительный институт, Ташкентское общество Рерихов.

Открывая выставку, главный ученый секретарь Академии художеств Феруза Абдуллаева поблагодарила Международный Центр Рерихов за предоставленные материалы по истории формирования международного законодательства в сфере охраны культурных ценностей, отметила актуальность экспозиции, направленной на популяризацию малоизвестных, но имеющих культурную значимость архитектурных памятников Узбекистана. «Важно, чтобы молодежь и студенты посетили эту выставку, она дает представление не только о нашем историческом наследии, но и объясняет, почему это наследие необходимо защищать и сохранять», – подчеркнула Ф.Абдуллаева.

Важность привлечения молодежи в проекты по изучению и сохранению культурного наследия страны отметила в приветственном слове Марина Ростиславовна Бородина, профессор кафедры «Ландшафтный дизайн и интерьер» Ташкентского архитектурно-строительного института, академик Академии художеств Узбекистана: «Студенты архитектурного факультета выезжают в исторические города, знакомятся с культурой. Осмысление увиденного молодыми людьми воплощается в творчестве, вы это можете увидеть в инсталляции “Сакский календарь” магистранта Мунис Мирпулатовой, фотографиях молодого архитектора Лилии Ахсановой, представленных сегодня на выставке. Привлечение молодежи в подобные проекты вольет новые силы и обеспечит будущее».

Лилия Монасыпова, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов, представила разделы экспозиции: «Выставка включает материалы о малоизвестных, но культурно значимых памятниках. Ввиду удаленности от больших городов, от основных туристических маршрутов информация о них малодоступна широкой общественности. Это мавзолеи Араб-Ата (X век), Ак-Астана-баба (XI век), мавзолей Мир Саид Бахром (XI век), мечеть Деггарон (XII век). Наряду с более известным мавзолеем Исмаила Самани (IX–X века) вышеуказанные памятники – одни из ранних свидетельств новой эпохи в развитии зодчества на территории Средней Азии. Особенностью их является использование жженого кирпича. Мы постарались представить историю каждого памятника цитатами из трудов исследовавших эти памятники выдающихся ученых: Г.А.Пугаченковой, В.А.Нильсена Э.В.Ртвеладзе, Е.Г.Некрасовой».

Далее Л.Монасыпова представила краткую историю формирования международной защиты культурных ценностей. «Договор об охране культурных и научных учреждений и исторических памятников», также известный как Пакт Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. На его основе разработан проект международной «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой ООН 14 мая 1954 года в Гааге. Позже в развитие идей Пакта Рериха была принята «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» 1972 года и другие документы ЮНЕСКО. Однако важно помнить, что именно Пакт Рериха впервые ввел и установил в международном праве принципы безоговорочной защиты культурных ценностей как в военное, так и в мирное время. Небольшой по объему документ подразумевал защиту не только архитектурных объектов, но и музеев, научных, образовательных и культурных учреждений и, что немаловажно, персонал упомянутых выше учреждений. Иными словами, Пакт Рериха обеспечивал высокий статус всем учреждениям культуры, выдвигая на первый план идеи просвещения. Сегодня действует немало конвенций, защищающих культурные ценности, но разрушения продолжаются. Памятники гибнут в горячих точках, разрушаются в мирное время вследствие небрежения, некачественной реставрации. Например, один из сюжетов фотовыставки освещает ситуацию с беспрецедентным похищением части керамической плиты с портала памятника архитектуры XIII века Хазира Чашма Аюб в Вабкентском районе Бухарской области. Современные реставрационные работы на памятнике XI века Ак-Астана-баба исказили его первоначальный облик. Актуальность для современности и потенциальная действенность первого документа – Пакта Рериха – не вызывает сомнений.

Идеи просвещения, приоритета культуры в нашей жизни способны дать положительные результаты в вопросах действенной защиты культурного наследия. Широкая популяризация культурного наследия будет способствовать воспитанию у молодежи уважительного отношения к истории, духовным накоплениям народа, стремления к творчеству и охране исторического наследия Узбекистана, росту гражданской ответственности, неравнодушия за состояние объектов культурного наследия страны.

«Нужен не столько еще один закон, сколько еще одно повелительное желание, одна всенародная воля охранить светочи человечества», – говорил Николай Рерих в статье «О культуре и мире моление».

Выставка в Ташкенте продлится до 17 июня.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007