Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати

КОЛЛЕКЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И МЕМОРИАЛЬНО-ВЕЩЕВОГО
ФОНДА МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.К.РЕРИХА

Общие сведения


Фондохранилище Музея имени Н.К.Рериха
Фонд изобразительных и мемориально-вещевых коллекций представляет уникальное по историко-культурному, художественному и мемориальному значению собрание музейных предметов, связанных с жизнью, деятельностью, художественным, научным и философским наследием Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, их сыновей Святослава и Юрия, и сегодня насчитывает свыше трех тысяч единиц хранения.

Основу Фонда составили материалы, переданные С.Н.Рерихом Советскому Фонду Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов) в марте 1990 г. Для работы с этими коллекциями уже в мае того же года был создан «музейный отдел». Его руководителем была назначена Татьяна Георгиевна Роттерт (1923 – 2005) – искусствовед, заслуженный работник культуры РСФР, опытный музейный специалист, ранее заведовавшая музеем-квартирой С.Коненкова при Академии художеств СССР. Самой первой и важнейшей задачей отдела являлся осмотр и описание состояния полученных ценностей, их подробная опись по всем правилам музейных нормативов. Также предполагалось принять неотложные меры по реставрации картин Н.К. и С.Н.Рерихов, состояние которых требовало привлечения специалистов-реставраторов. Для этих целей был приглашен реставратор темперной живописи высшей квалификации, заведующий реставрационным отделом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Глеб Германович Карлсон и реставратор темперной живописи высшей категории, ведущий специалист Государственных научно-реставрационных мастерских им. академика И.Грабаря, лауреат Государственной премии в области реставрации Галина Захаровна Быкова, которая и сейчас активно сотрудничает с Музеем имени Н.К.Рериха.

В результате проведенной систематизации музейных предметов и коллекций, поступивших в 1990 году из Индии, проделанной работы по их описанию и учету, собрание Фонда можно классифицировать следующим образом:


Изобразительные памятники


Первая и самая обширная по количеству группа материалов – произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, живопись, графика, скульптура, имеющие художественное, мемориальное и историко-культурное значение и профильные Музею имени Н.К.Рериха.

Эта группа состоит из следующих разделов:

1. Мемориальная коллекция изобразительных произведений членов семьи Рерихов. Произведения изобразительного искусства, созданные членами семьи Рерихов и полученные как Наследие от С.Н.Рериха, включают следующие подразделы:

- живопись Н.К.Рериха - 434 единицы. В нее входят произведения, созданные в период Центрально-Азиатской экспедиции (1923 – 1928), в годы жизни в Индии (1928 – 1947). Исполнены в основном в технике темпера.

- живопись С.Н.Рериха – 65 единиц.

- акварельные рисунки Ю.Н.Рериха – 9 единиц, в т.ч. 8 детских и один 1928 года, выполненный карандашом.

- карандашные рисунки Е.И.Рерих – 36 единиц, первоначально поступившие с архивом Рерихов в отдел рукописей, а в 2004 году переданные в Фонд изобразительных материалов.


2. Произведения Н.К., С.Н. и Ю.Н.Рерихов, поступившие в качестве даров частных лиц и организаций за период с 1991 года по настоящее время – свыше 200 единиц хранения.


З. Коллекции произведений искусства, собранные Рерихами и получившие статус «Мемориальных».

Сюда входят подразделы:

коллекция бронзы и бронзовой пластики стран Востока (Индия, Иран, Тибет, Китай, Непал) – свыше 100 единиц хранения. Коллекция собиралась Ю.Н. и С.Н.Рерихами на протяжении их жизни. Отличается высокой ценностью по иконографическому содержанию, художественному уровню и стилевым особенностям. Составленная с большой тщательностью и знанием предмета, она охватывает период с 1–2 тысячелетий до н.э. по ХУШ век н.э. В ней представлены образцы луристанских бронз (территория древнего Ирана), аналогичных находящимся в собрании Государственного Эрмитажа. В частности бронзовый «идол» – навершие вотивного штандарта. Предметы знаменитого «звериного» стиля, собранные во время Центрально-Азиатской экспедиции. Бронзовая пластика и оружие северо-западных и северных районов Индии, включая древний период ее истории, в котором отражены космологические и философские идеи ведической и добуддийской культуры. Некоторые из этих уникальных памятников не имеют аналогов в опубликованных источниках. Их происхождение и атрибуция требуют дополнительных глубоких исследований. Анализ отдельных памятников индийской бронзы можно найти в статьях С.Н.Рериха 1950–1960-х годов, ряд археологических находок коллекции звериного стиля народов северного Тибета описаны в трудах Н.К. и Ю.Н.Рерихов. С 2006 года в планы научной работы Музея включены исследования по изучению этой уникальной коллекции, проведена общая экспертиза ее историко-культурного и художественного значения, готовится к печати ряд публикаций.

собрание индийской миниатюры ХV-ХVIII вв. – 40 единиц. Это небольшое, но очень изысканное по художественному уровню собрание. Составлено в основном С.Н.Рерихом, который был большим знатоком индийской живописи и признанным экспертом в области индийских стилей и школ. Об этом свидетельствуют собранные им миниатюры, в которых отражены художественные школы Индии, в том числе и такие всемирно известные, как раджпутская, могольская, стиль Кангры. Украшением коллекции являются малоизвестные миниатюры кашмирских художников ХУП века на тему индийских сказаний о Кришне, Вишну и Шиве, поступившие в фонд из отдела рукописей в 2004 году и ждущие своего детального научного описания и атрибуции. В этой работе огромную помощь оказывают статьи С.Н.Рериха, описывающие индийские миниатюры. Этими трудами Святослав Николаевич Рерих внес значительный, до сих пор по достоинству не оцененный вклад в изучение и классификацию старинной индийской живописи. Об этом свидетельствуют его статьи, впервые опубликованные на русском языке в сборнике «К беседе с художниками» (М. МЦР. 2006).

К мемориальным коллекциям изобразительных памятников мы относим и небольшое собрание традиционной живописи и религиозной иконографии стран буддийского Востока. Тханки, в том числе те, что сопровождали семью Рерихов во время Центрально-Азиатской экспедиции и в период жизни в долине Кулу. Это бесценные реликвии. Среди них старинное изображении Будды Майтрейи. Здесь же 92 единицы ксилографических оттисков Х1Х, начала XX вв. переданных из отдела рукописей в отдел изобразительных коллекций в 2004 году. Оттиски со старинных ксилографических гравюр собраны Ю.Н.Рерихом, в них отражены космологические и религиозные представления народов буддийского Востока (Китай, Монголия, Тибет) и система их изображения в символических знаках, образах и мандале. Среди этих древних символов находятся изображения духов-покровителей, знаки стихий земли и неба, образы защитников человека от сил зла, символы-обереги.

С 1992 года коллекции буддийского искусства стали активно пополняться дарами частных лиц. За последние годы в Музей поступило свыше 100 единиц новых произведений буддийской живописи, современной бронзовой пластики и прикладного искусства Индии, Китая, Тибета, Монголии и Бурятии, в том числе несколько превосходных произведений ХУШ– XX веков с изображением Будды и шестнадцати Архатов, Белой Тары и другие.

В состав мемориальных коллекций входит ряд живописных и графических портретов Н.К.Рериха, Юрия и Святослава Рерихов, исполненных современными художниками и подаренных С.Н.Рериху.

Одной из особенностей нашего собрания является большая коллекция картин современных художников-космистов. Ее украшением являются работы участников первого объединения русских художников-космистов и членов группы «Амаравелла» Б.А.Смирнова-Русецкого и В.Т.Черноволенко. Их картины были подарены Музею частными лицами и многократно выставлялись в числе экспонировавшихся произведений современных художников. Прекрасным образцом космизма является коллекция произведений  В.Т.Черноволенко (более ста работ) – дар М.Ф.Дроздовой-Черноволенко. В собрании имеются работы молодых и зрелых художников, всех их объединяет высокий художественный уровень произведений, где отражены идеи космического мировоззрения, по-новому осмыслены философские и творческие идеи наследия Рерихов. Сюда же отнесена скульптура А.И.Григорьева и А.А.Арендт, А.Д.Леонова, Ю.Г.Ушкова и других авторов.

Сегодня эта коллекция насчитывает свыше 500 единиц хранения. В нее входят лучшие произведения, экспонировавшиеся на выставках МЦР. Все произведения – дары художников, частных лиц и организаций.


Мемориально-вещевые коллекции


Эта часть собрания, представляющая вторую группу хранения, включает следующие экспонаты:

собрание личных вещей членов семьи Рерих. В него входят семейные реликвии духовного (подарки Учителей, кристаллы и пр.) и мемориального характера (предметы быта и походного снаряжения Центрально-Азиатской экспедиции 1923 — 1928 годов, личные вещи и предметы быта, находившиеся в доме Рерихов в Кулу и Бангалоре, одежда, украшения и т.п.);

– небольшое, но очень ценное собрание этнографического характера: изделия из слоновой кости, керамики, металла, полудрагоценных камней, тканей;

собрание граммофонных пластинок – свыше 200 единиц, изданных в начале 1930-х годов в Америке и Европе и в разные годы приобретенных Рерихами в период жизни в долине Кулу (Индия). Собрание включает 98 пластинок с записью сцен из опер Рихарда Вагнера: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Сумерки богов». Отдельные арии из опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин»; 21 пластинку с симфониями Л.Бетховена; пластинки с произведениями Римского-Корсакова, Рахманинова, Скрябина, Глинки, Бородина, Прокофьева. Представлены записи русских народных песен, романсов, образцы духовной православной музыки. Записи музыкальных произведений сделаны всемирно известными оркестрами и оперными труппами Европы и Америки: Лондонским симфоническим оркестром, Берлинской государственной оперой, Венским филармоническим оркестром и другими знаменитыми исполнителями. Коллекция позволяет составить достаточно полное представления о музыкальных вкусах семьи Рерихов, а также свидетельствует о высоком уровне их музыкальной культуры.

собрание подарков, в разные годы переданных С.Н.Рериху советскими людьми, посещавшими Бангалор или выставки Рерихов в Москве и Ленинграде (значки, рисунки, памятные знаки, вымпелы).


ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА СЕМЬИ РЕРИХОВ

Живопись Н.К.Рериха


Реставрация картины Н.К.Рериха 'Варяжское море'
Особенностью коллекции художественных полотен Николая Константиновича Рериха, переданных С.Н.Рерихом Международному Центру Рерихов (МЦР), является наличие более 400 гималайских этюдов, на которых художник запечатлел не только красоту и неповторимость Гималаев, но и их космичность, называя горы Сокровищницей Духа. И это не случайно: значительная часть жизни этой великой семьи была связана с Востоком, с Индией, с Гималаями.

Помимо гималайских этюдов в составе наследия в фонд поступили сюжетные произведения Н.К.Рериха, в большинстве своем написанные в 1930-1940-е годы, в период наибольшего расцвета творческих сил художника. Среди них особо следует отметить триптих «Да здравствует король», посвященный одному из Великих Учителей Востока, картина «Христос» с редчайшим изображением Иисуса Христа в золотистом ореоле на фоне гор, полотно «Чинтамани», связанное с легендой о Сокровище Мира, «Героика Китая», «Книга Жизни»; а также небольшие этюды «Святой Сергий Радонежский» и «Святой Франциск».

За период, прошедший со времени передачи наследия Рерихов Международному Центру Рерихов музейная коллекция художественных полотен Н.К.Рериха значительно пополнилась и увеличилась более чем на сто единиц хранения. Немало картин великого художника поступило из частных собраний. Часть картин были приобретены меценатами и подарены Музею. Среди них полотна, созданные Н.К.Рерихом еще в дореволюционный период: «Варяжское море (Выступление в поход)» (1910 г.), «Пречистый град – врагам озлобление» (1912 г.), «Великая жертва» (1912 г.) – один из первых эскизов театральной декорации к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная».

Существенный вклад в формирование коллекции внесли картины Н.К.Рериха из серии «Святые» и «Знамена Востока».

Серия «Святые» («Санкта»), которую художник создавал в 1922 году в США, включает в себя картины, где на фоне природы и древнерусской архитектуры разворачиваются сцены из жизни русских подвижников: «И мы трудимся», «И мы открываем врата», «И мы несем свет», «И мы видим».

В серии «Знамена Востока» можно увидеть такие известные работы Рериха как «Знаки Христа», «Сергий-строитель», «Магомет на горе Хира», «Моисей-водитель», «Будда-победитель», «Моление о Чаше», «Дозор Гималаев», «Ойрот-вестник Белого Бурхана», «Нагарджуна-победитель змея», «Змей. Рождение мистерий», «Иенно-Гуо-Дья – друг путников».

Собрание Музея пополнилось и другими полотнами Николая Константиновича: «Приказ Ригден Джапо», «Шекар-дзонг», «Арджуна», «Вестник», «Матерь Мира», «Ведущая», «Перекресток путей Христа и Будды», триптих «Жанна д’Арк» и многие другие полотна художника.

Из числа последних поступлений в 2006 году коллекцию пополнила картина Н.К.Рериха «Ниже, чем глубины» из серии «Его страна» и это дар Музею от Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих. В 2009 году знаменательным событием стало приобретение меценатами для Музея имени Н.К.Рериха двух выдающихся произведений «Портрета Николая Рериха в тибетском одеянии» кисти С.Н.Рериха и картины Н.К.Рериха «Величайшая и Святейшая Тангла».


Живопись С.Н.Рериха


Разнообразно и оригинально представлены в Музее живописные работы Святослава Николаевича Рериха, созданные в разные годы его жизни. Условно их можно разделить на четыре части. Первая представляет собой жанр портрета. В коллекции Музея находятся несколько замечательных портретов Николая Константиновича Рериха, неоконченный портрет старшего брата Юрия Николаевича Рериха, автопортреты художника, а также портреты тех, кого хорошо знал Святослав Николаевич: Кэтрин Кэмпбелл, Асгари Кадир, ламы Карма Дордже и др.

Вторая часть художественного творчества С.Н.Рериха связана с Индией, ее жизнью и культурой. «Большинство моих картин, – говорил Святослав Николаевич, – посвящено Индии, потому что я живу в Индии, потому что я хотел отразить жизнь Индии, ту жизнь, которая меня особенно привлекала и которая, может быть, меня поражала»1.

Третья – философская часть художественного творчества С.Н.Рериха реализована им через осмысление насущных проблем современного человечества. В собрании Музея имеется эскиз к знаменитому триптиху «Распятое человечество», наиболее яркой иллюстрации этого периода его творческой деятельности.

Четвертый период связан с темой космического инобытия, миров иного состояния материи. В собрании Музея хранятся три картины этой серии: «Огненный бег», «Отблески мира иного» и «Ритм жизни невидимой», где на двухмерном пространстве полотен, художник смог изобразить тонкий мир более высоких измерений, повествуя о его реальности и доступности.

В свое время, 65 работ художника, привезенных из Индии, включая выше перечисленные картины, находились в плачевном состоянии. Потребовался большой труд и не один год работы реставраторов для воссоздания этих полотен. Свою вторую жизнь обрели, в том числе такие работы как эскиз к картине «Распятое человечество», «Христос с учениками», «Портрет Карма Дордже», два автопортрета, портреты лам, а также жителей долины Кулу и других мест Индии.


Коллекция графики семьи Рерихов


Основу графической коллекции Музея составляют рисунки, эскизы, акварели, поступившие в Фонд из отдела рукописей МЦР. Это рисунки Николая Константиновича Рериха к его картинам «Сон Востока», «Огни на Ганге», «Радовашеся Ярослав граду Киеву» (местонахождение самой картины неизвестно), «Приказ учителя» (последняя работа художника).

Среди графических работ Святослава Николаевича Рериха – зарисовки людей и животных. Это автопортрет художника, портрет отца, рисунок здания Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке, два эскиза марки к 100-летнему юбилею Н.К.Рериха, два замечательных шаржа на брата Юрия.

Следует отметить детские рисунки Юрия Николаевича Рериха, поступившие в Музей вместе с наследием семьи Рерихов, на большинстве которых изображены различные батальные сцены. В последние годы обнаружились более поздние его рисунки. Они были подарены Музею после Юбилейной выставки 1999 года, на которой экспонировались работы Рерихов из частных собраний, в том числе и рисунки Ю.Н.Рериха. Теперь музейное собрание хранит небольшую по количеству рисунков коллекцию его графических работ, представляющую значительную историко-биографическую и культурную ценность. На некоторых из них запечатлена обстановка и быт карельского периода жизни Рерихов 1917-1918 гг. Юрий Николаевич Рерих, востоковед, лингвист, этнограф и историк, выбрал путь ученого, однако рисунки, выполненные им, свидетельствуют о его несомненном художественном таланте.

Особый интерес вызывают уникальные рисунки Елены Ивановны Рерих. Из рукописного отдела МЦР поступило 36 ее графических работ. В отличие от обычных рисунков, они создавались иначе. Елена Ивановна обладала даром воспринимать явления и образы, находящиеся в пространстве инобытия и рисунки она делала во время своих видений. На них портреты людей, исторических лиц, подвижников, святых, передающие особую индивидуальность каждого из них. На одном из рисунков изображен человек в шлеме. Рога на шлеме передают своеобразный колорит и характер образа – «Предок Н.К.Рериха». Уникальны и необычны зарисовки «Архат»; «Акбар» (правитель Индии из династии Великих Моголов), «Шри Шанкарачарья» (величайший индуистский философ), «Аллал-Минг» (одно из имен Учителя Рерихов), «Нил Столпник» (русский подвижник, основавший обитель на острове Столбном озера Селигер), «Архангел Гавриил», «Архангел Михаил». На некоторых рисунках имена отсутствуют. Возможно, будущие исследователи творчества наших великих соотечественников смогут установить какие исторические персонажи и культурные герои возникали перед провидческим взором Елены Ивановны Рерих.

Каталог. Живопись и рисунок. Н.К.Рерих. С.Н.Рерих. Ю.Н.Рерих. Е.И.Рерих. Том I
Руководство и сотрудники музея делают все возможное для того, чтобы наследие семьи Рерихов было тщательно учтено и ставят перед собой задачу соблюдения соответствия самым высоким стандартам его сохранения и изучения.

Приказом Федерального Агентства по культуре и кинематографии № 667 от 25.11.2005 г. 696 произведений Н.К.Рериха, С.Н.Рериха и Ю.Н.Рериха включены в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и признаны составной частью культурного наследия нашей страны.

В 2009 году сотрудниками отдела изобразительного и мемориально-вещевого фонда совместно с публикаторским отделом музея имени Н.К.Рериха подготовили к изданию двухтомник под редакцией Л.В.Шапошниковой «Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Н.К.Рерих. С.Н.Рерих. Ю.Н.Рерих. Е.И.Рерих».



1 Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. – С. 11.