Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международные конференции

2019 год – Международная научно-общественная конференция
«Россия – Восток: искусство, философия, культура.
145 лет со дня рождения академика Н.К. Рериха,
115 лет со дня рождения академика С.Н. Рериха,
140 лет со дня рождения Е.И. Рерих»


zvenigorod2.jpg   duh2.jpg
     

Организаторы конференции: Российская академия художеств, Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Делийский университет (Индия), Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Российский государственный гуманитарный университет, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Институт мировой культуры Кыргызско-Российского Славянского университета (Киргизия), Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Индия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Иран), Секция «Русский космизм» Российского философского общества, Международный Мемориальный Трест Рерихов, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международная ассоциация Фондов Мира, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газета «Содружество», МИА-центр, информационный портал «Адамант», газета «Наша версия», газета «Содружество».

Пленарное заседание:

14–15 октября 2019 г.

Место проведения: Российская академия художеств (Москва, Россия)
и Российский государственный гуманитарный университет

Секционные заседания:

«ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕМЬИ РЕРИХОВ: МОСТ КУЛЬТУР»

9–10 октября 2019 г.

Место проведения: Центральный доме ученых РАН
и гостиница «Альфа Измайлово»

 froerihs2.jpg

Наследие семьи Рерихов – уникальное явление в мировой культуре. Многогранность этого наследия сложилась из выдающихся достижений представителей этой семьи, каждый из которых был личностью мирового масштаба. Живопись, литературное творчество и общественная деятельность Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, философские труды Елены Ивановны, научная деятельность Юрия Николаевича – не только достояние русской культуры, но и связующий мост между Западом и Востоком, между Россией и Индией.

Н.К. Рерих (1874–1947) своей светоносной живописью по-новому открыл людям Запада мир Востока: красоту его гор и глубину тысячелетней мудрости, сокрытую в сказаниях и легендах Азии. Она привлекала его с детских лет, и в 1923–1928 гг. вместе с членами своей семьи он осуществил грандиозную Центрально-Азиатскую экспедицию, ставшую в XX веке крупнейшим достижением русской науки. Ее маршрут прошел по местам древних культур Индии, Китая, России, Монголии, Тибета. Было пройдено 25 тысяч км, преодолены десятки высочайших перевалов в горных системах Каракорума, Кунь-Луня, Тянь-Шаня, Гималаев. Географические, исторические, археологические исследования Рерихов, проведенные на маршруте экспедиции, обогатили науку новыми открытиями и достижениями, значение которых со временем только возрастает. Основное внимание экспедиции было обращено на особенности локальных культур в контексте общей истории и географии Великого переселения народов, причины миграций, соединивших Восток и Запад, и тем самым была поставлена широкоохватная историко-философская и культурологическая проблема взаимодействия народов, которая до сих пор не разработана в полной мере в современной науке.

В многочисленных литературных очерках и в живописном творчестве Н.К. Рерих как художник и ученый осмысливал особенности общих корней и глубинного взаимодействия мировых культур в контексте общей эволюции человечества, запечатлев грандиозную панораму просторов Азии, ее древних памятников и легендарных героев. Результатом стал предложенный мировому сообществу Пакт Рериха – первый международный договор по сохранению культурного наследия человечества во время войн и в мирное время. Его содержание отражало главную идею автора – «Мир через Культуру». Этот документ получил одобрение и поддержку ученых, деятелей культуры, президентов разных стран. В 1935 году Пакт Рериха был подписан представителями двух десятков государств американского континента.

По окончании Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи создали в Индии Гималайский институт научных исследований «Урусвати» для комплексного изучения обширных территорий Азии и населяющих их народов, древнейшая культура и научные достижения которых повлияли в свое время на развитие мировой культуры, в первую очередь европейской. Под эгидой института объединились в научном поиске ученые разных стран Запада и Востока. Президентом-основателем института стала Елена Ивановна Рерих (1879–1955), выдающийся философ и просветитель современности.

В сотрудничестве с духовными Учителями Востока Е.И. Рерих была создана философская система Живой Этики, ставшая новой страницей в истории развития мировой мысли. В этой философии в гармоничном синтезе объединились знания экспериментальной науки Запада и мудрость Востока, достижения русского космизма и умозрительный опыт Индии. Живая Этика повествует о закономерностях эволюции человека и космоса, их взаимосвязи и взаимозависимости, об определяющей роли культуры в развитии человеческого общества, способствует формированию космического мышления. Идеи Живой Этики связывают все наследие семьи Рерихов в единое целое, представляют собой мировоззренческую и духовную основу их многообразного творчества.

Ю.Н. Рерих (1902–1960), старший сын Рерихов, выдающийся востоковед, труды которого считаются классическими в области тибетологии, монголистики и индологии. В его ранних работах по итогам Центрально-Азиатской экспедиции уже были заявлены новые подходы к изучению Востока, его древней мысли. Монументальный труд Юрия Николаевича «История Средней Азии» сравнительно недавно увидел свет на русском языке и вошел в сокровищницу российского востоковедения. Вернувшись на родину в 1957 г., ученый смог возродить отечественные традиции в изучении культуры Востока, его древней истории, литературы, языка, религии, философии.

С.Н. Рерих (1904–1993), младший сын Рерихов, выдающийся художник, мыслитель и общественный деятель. Более половины своей жизни он прожил в Индии, впитав в себя ее мудрость и знания, открывавшиеся ему в многочисленных философских системах и учениях. В технике живописного искусства он достигал совершенства, глубоко проникал в духовный мир своих персонажей, философски осмысливал образ, что блестяще проявилось в созданных им портретах, пейзажах, жанровых сюжетах. Живопись С.Н. Рериха несет в себе все многоцветие и великолепие гор и равнин Индии. Глубокие эссе по философии искусства, истории индийской живописи, принадлежащие перу Святослава Николаевича, стали достоянием не только индийской, но и русской культуры. С.Н. Рерих был также ученым, естествоиспытателем, наиболее ярко выявившим свой исследовательский талант в области биологии, ботаники, орнитологии, зоологии, тибетской медицины и других наук, активно участвовал в исследовательских программах Института «Урусвати» в 1930-е гг.

Рерихи были истинными патриотами России и завещали Родине результаты своей многогранной деятельности. Выполняя волю родителей, С.Н. Рерих в марте 1990 года передал в Россию наследие свой семьи. Доверенным лицом он выбрал выдающегося ученого-востоковеда Л.В. Шапошникову (1926–2015), которая стала одним из основоположников рериховедения – новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного, научного и философского наследия семьи Рерихов.

На секционном заседании планируется обсудить основные аспекты творчества семьи Рерихов в контексте проблемы взаимодействия культур России, стран Востока и Запада:

– Н.К. Рерих как выдающийся мастер кисти и слова: синтез восточных и западных традиций в его живописном искусстве, мировоззренческие, философские особенности его картин и литературных произведений;

– историко-культурная и философская направленность исследований Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, истоки мировых культур в свете результатов научных исследований Рерихов;

– Н.К. Рерих как выдающийся деятель культуры, организатор науки и международных культурно-просветительных общественных организаций;

– ключевая роль института «Урусвати» в формировании новых подходов в научных исследованиях и новых принципов организации науки;

– Пакт Рериха и Знамя Мира – неотъемлемая часть творческого наследия семьи Рерихов. Эволюционные идеи Пакта Рериха, связанные с решением проблем сохранения мировой культуры, проблем войны и мира;

– Е.И. Рерих – выдающийся философ, просветитель и общественный деятель, значение ее философского и эпистолярного наследия для развития современной науки, глубокого осмысления исторической судьбы России и расширения пространства культурного взаимодействия между Востоком и Западом;

– философия Живой Этики и ее значение для развития современной философской, научной и социальной мысли;

– С.Н. Рерих как живописец, философ искусства, ученый-естествоиспытатель и общественный деятель;

– значение наследия семьи Рерихов для развития отечественной культуры, международного сотрудничества и укрепления мира между народами;

– философские и методологические подходы к изучению наследия Рерихов, разработанные Л.В. Шапошниковой в контексте вопроса взаимодействия Востока и Запада.


«РОССИЯ – ИНДИЯ: ИСКУССТВО ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРА»

23–24 октября 2019 г.

Место проведения:

Международный Мемориальный Трест Рерихов (ММТР)
Наггар, округ Кулу, штат Химачал-Прадеш, 175130, Индия 
International Roerich Memorial Trust (IRMT)
VPO Naggar, District Kullu, Himachal Pradesh, 175130, India

В 2019 год юбилейный для двух замечательных русских художников и мыслителей, чье творчество стало мостом между Россией и Востоком, – академика Н.К. Рериха и его младшего сына академика С.Н. Рериха. Супруга Н.К. Рериха, Елена Ивановна Рерих, была оригинальным мыслителем, соединившим в своем творчестве философию Востока и Запада.

Россия – многонациональная страна, по своему географическому положению объединившая Запад и Восток, и представляющая особый культурный мир. Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» русского гения, в акте творчества перевоплощающегося в образы других народов, тем самым впитывающего их самые яркие и сокровенные черты. Искусство мыслится как феномен культуры, наиболее «отзывчивый» на влияния извне. Известные русские художники – Николай и Святослав Рерихи, Василий Верещагин, Павел Кузнецов, многочисленные художники-ориенталисты писали Восток на основе личных впечатлений и воспринятых чуткой творческой душой восточных мифов и легенд.

Для России «восточное измерение» традиционно одно из определяющих. Русские философы и мыслители принесли в русскую культуру элементы восточной ментальности. Еще больше влияний испытало искусство. С Востока в Россию пришел «звериный стиль», позднее русском декоративном искусстве отчетливо проявляется «восточный стиль». Это – свидетельство глубинных процессов, так как по своей природе стиль свидетельствует о существовании устойчивого конструкта в ментальности культуры, который получает выражение в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и т.п.

Исторически Россия прирастала Востоком, впитывая в себя новые художественные тенденции и практики. Живопись Нико Пиросмани, Мартироса Сарьяна, скульптуры и живопись Зураба Церетели стали неотъемлемой частью русской культуры.

На конференции мы предлагаем участниками обсудить проблемы межкультурного и транскультурного взаимодействия на многоаспектном поле искусства, философии, культуры.

Основные темы конференции:

– Художественное, философское, общественное творчество семьи Рерихов как мост культур

– Искусство (изобразительное и декоративное искусство, архитектура, ландшафтная архитектура, киноискусство) как феномен культуры

– Искусство как способ познания

– Философия искусства на стыке культур и цивилизаций

– Русская философия: восточный поворот

– Философия стран Востока как основа современных культурных сдвигов

– Искусство как способ хранения и производства когнитивных кодов культуры

– Влияние русской культуры на искусство стран Востока

– Влияние культур стран Востока на русское искусство, «восточный стиль» в русском декоративном искусстве, русское ориенталистическое искусство

– Современное искусство на стыке культур и цивилизаций

– «Индийский след» в российской культуре

– Искусство, философия культура восточных регионов и рубежей России

jenno2.jpg   padma2.jpg
     

 

© 2001—2020 Международный Центр Рерихов