Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Конференция 2014 г.

С.В. Скородумов

Творчество семьи Рерихов
в энергетическом пространстве русской культуры

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«Россия и наследие Рерихов» (МЦР, 8-11 октября 2014 г.)


«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет», – писал всемирно известный художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих [1, с. 52]. В своем творчестве Рерихи стремились понять процессы и силы, созидающие Русь. И сами напитывались ее удивительными мощью и духом. Через всю жизнь пронесли они любовь к России. Находясь в разных странах и на разных континентах, они ощущали крепкую связь с пространством русской культуры. Духовная связь с Родиной не обрывалась у них никогда, о чем ярко свидетельствует само их творчество. Никогда Н.К. Рерих не считал себя эмигрантом, не получал нансеновский паспорт. «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей», – утверждал великий художник в конце жизни [2, с. 83].

Николай Константинович создал более 7 тысяч полотен. Одной из последних живописных работ, выполненных им на Родине, стала картина «Три радости» (1916). Как и большинство полотен русской серии, она ярко характеризует восприятие России художником. В пространстве картины совмещены земной и высший планы, между ними нет резких границ. Святые помогают российскому крестьянину в его нелегком труде. Подобные образы появляются и на многих других полотнах Н.К. Рериха. Как отмечал писатель Всеволод Иванов, России всегда было свойственно «смешение между небесным и земным» [3, с. 30].

Живопись Николая Константиновича носит метаисторический характер [4]. И на полотнах художника помимо России земной, несомненно, отражаются духовные пространства и образы Вечной России, которая по выражению Н.К. Рериха существует «поверх всяких Россий» [5, с. 213]. Такое метаисторическое восприятие России, ее энергетического культурного пространства характерно для многих космистов. Выдающийся философ Николай Бердяев, размышляя о России, писал: «У нее есть своя живая, индивидуальная, ни на что в мире не похожая душа» [6, с. 180].

Евгений Трубецкой видел в древнерусской иконе отражение двух Россий, существующих в разных планах – духовном и земном [7, с. 374]. Образно и ярко энергетическое пространство русской культуры, куда входят миры более высоких измерений и более тонкого состояния материи и где осуществляется творчество разумных сил Космоса, описал Даниил Андреев в своей фундаментальной работе «Роза Мира» [8, с. 64–67].

Академик Л.В. Шапошникова в книге «Град Светлый» исследует процесс формирования энергетического пространства русской культуры [9]. Она отмечает ведущую и определяющую роль Преподобного Сергия Радонежского в этом процессе. Положение России между Востоком и Западом, влияние на нее различных культур, магнит духа, заложенный Святым Сергием, трудный, подчас страдальческий, но полный героизма исторический путь русского народа, творчество философов и религиозных деятелей, мастеров искусства и ученых, ставших вестниками Космической эволюции, шедевры русской мысли и искусства с их высоким духовным потенциалом – все это сформировало то удивительное энергетическое пространство русской культуры, которое дает России возможность совершить шаг вперед с целью эволюционного продвижения всей планеты.

Указывая на тот факт, что Н.К. Рерих в своей деятельности воплощал в жизнь заветы Преподобного Сергия, Л.В. Шапошникова отмечает: «Рерих был первым, кто осознал значение искусства как одного из устоев духовной жизни народа, как его эволюционную основу и с этим осознанием перешел в XX век, чтобы оказаться глашатаем нового мышления Планеты…» [9, с. 32].

Все труды семьи Рерихов были посвящены России. Их вдохновляли творческие импульсы от идей, мыслей и образов, наполняющих энергетическое пространство русской культуры. С этим пространством связаны их эволюционные действия: Пакт Рериха, философия Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати».

Пакт Рериха имеет своим истоком путешествие по русским городам в 1903–1904 гг., когда художник прикоснулся «к древним чудесным камням», «намагниченным историей» Руси, из которых надлежало «сложить ступени в грядущее». Впервые идея Знамени Мира – Знамени защиты Культуры возникла у него как глубокое впечатление от иконы Андрея Рублёва Святая Живоначальная Троица: «Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освещённый для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак…», – писал Н.К. Рерих [10, с. 207]. В самой идее Пакта Рериха и в Знамени Мира воплощен один из основных Заветов Преподобного Сергия Радонежского, прозвучавший в XIV столетии и на долгие века озаривший и скрепивший пространство русской культуры: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего».

Интерес к Индии, ощущение ее духовной близости и общих культурно-исторических корней с Россией, а также цели Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов созвучны русской духовной традиции и отечественной индологии. Так, местоположение земного Рая в русской традиции устойчиво соотносилось с Индией, что нашло отражение даже в Библейской энциклопедии 1891 года издания [11, с. 297]. Мысли об Индии как древней прародине человечества характерны и для пространства русской науки. Первый российский ученый-индолог Герасим Степанович Лебедев в 1805 году писал: «Восточная Индия … есть та первенствующая часть света, из которой, по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу всего земного шара расселился….» [12, с. 26].

Институт «Урусвати», созданный Рерихами по итогам Центрально-Азиатской экспедиции, стал форпостом российской науки в Индии. Это было первое научное учреждение совершенно нового типа, магнит науки будущего.

В сотрудничестве с Учителями Востока выдающимся философом Е.И. Рерих была создана Живая Этика – философия космической реальности. Она связана с энергетическим пространством как мировой культуры, так и, в первую очередь, культуры России и является основой нового космического мировоззрения, которое формируется в пространстве русской культуры. Язык, на котором дается эта философская система, «показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения», – читаем мы в Живой Этике [13, § 468].

Роль творческого наследия Рерихов в пространстве русской культуры огромна. Оно стало новой эволюционной ступенью в процессе познания Космоса. На смену интуитивным прозрениям русских философов-космистов пришли конкретные формы сотрудничества с Учителями человечества. Николай Константинович выразил идеи Космической эволюции на своих полотнах, тем самым наполнив культурное пространство России новыми прекрасными образами. Эволюционные действия Рерихов в сотрудничестве с Учителями Востока позволили значительно увеличить энергетический потенциал пространства русской культуры, наполнить его магнитами мыслей и идей, магнитами красоты, которым еще предстоит сыграть огромную роль в процессе эволюции.

Отметим, что Рерихи оценивали историю России с учетом ее планетарной миссии и метаисторических процессов, протекающих в ее энергетическом пространстве. Они обращали внимание, прежде всего, на прогрессивные преобразования, происходящие в стране и соответствующие течению Космической эволюции. С этим фактом связана их вера в великое будущее Родины.

Многие русские философы размышляли об особой культурно-исторической роли России. В их творчестве возникло понятие «русской идеи» [14, с. 421–423]. Впервые эту мысль выдвинул В.С. Соловьев еще в 1887–1888 гг. Николай Бердяев писал: «…У России есть своя великая идея и великое призвание» [6, с. 181].

Мысли о великом будущем России содержатся в предсказаниях русских святых и подвижников, словом всех тех, кто через свое «высокое духовное небо» соприкасался с вершинами энергетического пространства России. «На Небе – Бог, на земле – Россия», – гласит сербская пословица. «Подножием престола Господня» называл Россию Иоанн Кронштадтский. За этими интуитивными прозрениями значения России стояли космические закономерности, осознать которые помогло философское наследие Рерихов. Мысль о ведущей эволюционной роли России является одним из важнейших его положений.

Отметим, что под словом «Россия» Рерихи понимали, выражаясь словами Всеволода Иванова, «Союз народов, равных и дружественных с великорусским народом в корню» [3, с. 9].

«Лишь Россия может удержать равновесие мира», – утверждала Елена Ивановна [15, с. 249]. Она называла Россию Новой Страной, «Осью Мира» [16, с. 251]. И эти мысли обусловлены не только патриотизмом Елены Ивановны, но и точным знанием космических законов и эволюционных закономерностей. «Так хочется сказать: “Поймите, наконец, что Р[оссия] – пробный камень, где Р[оссия] – там спасение”», – писала она [17, с. 182]. И остается только сожалеть, что в современном мире для многих людей и даже стран именно отношение к России из пробного камня превратилось в камень преткновения.

Как известно из Живой Этики, писем Е.И. Рерих и работ Л.В. Шапошниковой, творческой силой Космоса, которая ведет эволюцию, является Космический Магнит. Знание об эволюционной роли России позволяет сделать вывод, что именно энергетическое пространство русской культуры, наполненное образами Красоты и мыслями о ней, в настоящее время приведено в созвучие с эволюционным ритмом Космического Магнита. Это явилось результатом культурно-исторического развития России, Духовной революции, которая продолжается в ее пространстве, и творчества Космических Иерархов, а также их сотрудничества с семьей Рерихов.

Почему же Елена Ивановна утверждает, «где Россия – там спасение»? Приобщение к культурному полю России позволяет войти в коридор Космической эволюции, который проходит через ее энергетическое пространство. Но сила Космического Магнита является центробежной [18, § 127]. И энергии ненависти по отношению к России, ее неприятие отбрасывают от эволюционного центра и толкают в воронку инволюции – личность, народные группы и даже целые страны. Таким образом, можно сделать прогноз, что проявление русофобии в пространстве Украины, Прибалтики, стран Запада и т.д. может значительно осложнить их дальнейшее эволюционное продвижение.

Все вышесказанное говорит, разумеется, не об избранности, а о той великой ответственности, которая возложена Космической эволюцией на Россию и русский народ. Необходимо, чтобы высокая энергетика культурного поля России опиралась на конкретных людей, была воспринята ими. Е.И. Рерих писала о том, что Россия «должна сначала воскреснуть духом и омыться», а Ивану Стотысячному наступил срок «выявить свой потенциал» [19, с. 193]. В противном случае возникает опасность для эволюции всей планеты Земля.

Через близкое сотрудничество с Великими Учителями Рерихи, и особенно Елена Ивановна, находились в созвучии с вибрациями Космического Магнита и запечатлели их в своем творчестве. Таким образом, мы можем сделать вывод, что наследие Рерихов является энергетическим эволюционным фокусом пространства русской культуры. Оно содержит новую научную методологию, новую концепцию культуры, новый подход к истории, включающий анализ метаисторических событий.

Наследие Рерихов неразрывно связано с этим пространством, и постичь его в отрыве от России и русской культуры невозможно. Как невозможно сегодня в полной мере обрести новое космическое мировоззрение, игнорируя Россию и русскую культуру.

Будучи сознательно, сердечно воспринятым и примененным, наследие Рерихов вводит в орбиту действия Космического Магнита. Вероятно, именно эту его особенность и почувствовал Всеволод Иванов, написавший, что Рерих «приобщает человечество к генератору тока, к динамо-машине великого тока – к России» [3, с. 67].

Много очерков и картин, полных любви и восхищения, Н.К. Рерих посвятил Святому Сергию. Е.И. Рерих написала удивительную работу «Преподобный Сергий Радонежский». Рерихи считали Великого Подвижника духовным водителем России. Своей деятельностью они способствовали сердечной связи с этим Великим Обликом, которая, как писала Е.И. Рерих, «вводит нас в мощный поток Космического Магнита» [20, с. 297].

Необходимо также отметить огромную эволюционную роль для пространства русской культуры деятельности Международного Центра Рерихов и Л.В. Шапошниковой, продолжающих дело Рерихов и их Учителей на современном этапе.

Уточнив фразу Ф.М. Достоевского, Николай Константинович Рерих сказал: «Осознание Красоты спасет мир». Эта замечательная мысль приобретает особый драматизм, когда мы анализируем отношение к наследию Рерихов в России. Именно здесь оно встретило наибольшее неприятие. То же самое можно сказать и по поводу препятствий, оказываемых деятельности Международного Центра Рерихов.

Рерихи в сотрудничестве с Учителями сделали пространство русской культуры более устойчивым и восприимчивым к эволюционным изменениям. Они создали поле Красоты и оставили нам ориентиры, которые позволяют не сойти с эволюционного пути в эпоху бурных перемен. Поэтому не будет преувеличением сказать, что нападки, клевета и помехи на пути изучения и популяризации наследия Рерихов, а также культурного строительства, которое осуществляет Международный Центр Рерихов, приводят к деформированию пространства русской культуры, вызывают искажение исторического пути России, а следовательно, и всей планеты, толкают в область инволюции.

Сегодняшнее торможение многих процессов и в российской культуре, и в науке, и в государственном строительстве, и в социальной сфере, и в общественной жизни, на мой взгляд, связано с незнанием или неприятием рериховской научно-философской концепции. То есть многие строительные явления не совпадают с вектором Космической эволюции, а поэтому не могут быть успешны.

В словах Н.К. Рериха – «Поверх всяких России есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса» – определены характеристики сегодняшнего этапа Космической эволюции. Здесь говорится об энергетическом пространстве русской культуры, через которое проходит магистральный путь Космической эволюции всего человечества, а также о красоте и любви, которые из всех земных явлений больше всего сочетаются с понятием миров высокой духовной энергетики и утонченного состояния материи [21, § 234], куда ведет эволюционный путь. Эти слова великого художника можно также считать выражением русской идеи и указанием пути к всеединству человечества.

Напоминая слова Н.К. Рериха о России, которая существует «поверх всех Россий», Е.И. Рерих отмечала, что «эта Россия еще не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим, – писала она, – в грядущий расцвет нашей Родины, и эта вера дает смысл нашему существованию» [22, с. 16]. Выдающийся философ Елена Ивановна Рерих никогда не ошибалась в своих прогнозах. И ее слова дают нам силы и надежду на будущее, побуждают к активным действиям в защиту и поддержку Культуры.

«Точно неотпитая чаша стоит Русь…. Русь верит и ждет…» [1, с. 52].


Литература

1. Рерих Н.К. Чаша неотпитая // Н.К. Рерих. Россия: [Сб. ст.]. М.: Международный Центр Рерихов, 2004.

2. Рерих Н.К. Четверть века // Н.К. Рерих. Россия: [Сб. ст.]. М.: Международный Центр Рерихов, 2004.

3. Всеволод Н. Иванов. Рерих. Репринтное издание. Рига: Угунс, 1992.

4. Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К. Рериха. М.: МЦР, 2013. 448 с.

5. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

6. Бердяев Н.А. О любви к России // Великая война в образах и картинах. Выпуск XIII. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1917.

7. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи // Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов-н/Д: «Феникс», 1998.

8. Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.

9. Шапошникова Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: МЦР, 1999. 192 с.

10. Н.К. Рерих – М.А. Таубе. 13.02.1932 // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов, 1995.

11. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: ТЕРРА, 1990.

12. Лебедев Г.С. Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев / Г.С. Лебедев. Ярославль: Академия развития, 2009.

13. Учение Живой Этики. Надземное.

14. Маслин М.А. Русская идея // Русская философия. Словарь. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; «Республика», 1999.

15. Е.И.Рерих – А.И. Клизовскому. 23.09.1937 // Рерих Е.И. Письма. Том V (1937). М.: МЦР, 2003.

16. Е.И.Рерих – Ф.А. Буцену. 27.09.1937 // Рерих Е.И. Письма. Том V (1937). М.: МЦР, 2003.

17. Е.И.Рерих – И.Э., Г.И. и К.И. Муромцевым. 16.01.1949 // Рерих Е.И. Письма. Том VIII (1948–1950). М.: МЦР, 2008.

18. Учение Живой Этики. Беспредельность.

19. Е.И.Рерих – М.Е. Тарасову. 12.04.1935 // Рерих Е.И. Письма. Том III (1935). М.: МЦР, 2001.

20. Е.И.Рерих – С.Н. Рудинскому. 08.12.1938 // Рерих Е.И. Письма. Том VI (1938–1939). М.: МЦР, 2006.

21. Учение Живой Этики. Аум.

22. Е.И.Рерих – Е.К. Святополк-Четвертинской. 11.01.1938 // Рерих Е.И. Письма. Том VI (1938–1939). М.: МЦР, 2006.

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов