Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Программа|Приветствия|Обзор докладов|Резолюция

Л.А. Семикина

Космизм К.Н. Вентцеля

Именно знание духа переносит нить Космоса
в жизнь проявленную.

Живая Этика. Община, §42.

Будущее человечества, будущее Космоса – есть ли
что-либо более священное?! Но эта ликующая священность
не в золоченной ограде, но в стреле устремления, в острие ромба,
который сдвинул законченность квадрата в будущее.

Живая Этика. Община, §199.


Целью нашего доклада является попытка рассмотреть вклад творческого наследия одного из выдающихся деятелей российской культуры Константина Николаевича Вентцеля в развитие русского космизма. Прежде всего, отметим, что в традиционном смысле в поле современной науки понятие «Космос» преимущественно рассматривается лишь как некое беспредельное пространство. Между тем, еще древнегреческие философы осмысливали Космос как качественное понятие порядка и единства, иерархичности и взаимосвязанности.

В своей работе кандидат философских наук В.Г.Соколов отмечает: «Наиболее полное осмысление какого-либо явления, как правило, происходит тогда, когда его эволюция рассматривается в контексте всего культурно-исторического процесса, в том числе с учётом самых широких связей, пронизывающих и данное явление, и относящиеся к нему события» [5, с. 473].

Рассматривая космизм, как мировоззрение, начавшее формироваться в России в конце XIX – начале ХХ вв., Л.В.Шапошникова формулирует его как «новое мышление» [8, с. 436], имеющее своё «конкретное пространство» [7, с. 53] и своё «духовно-культурное поле» [8, с. 436]. Как отмечает учёный, именно в России сложились такие обстоятельства, при которых импульс нового вида энергетики проявил плеяду выдающихся деятелей науки, философии, искусства и религии, развивавших идеи космизма.

К сожалению, в этой плеяде космистов оказался незаслуженно забыт Константин Николаевич Вентцель (1857-1947 гг.). Публицист и общественный деятель, философ и педагог-гуманист, музыкант и поэт он «страстно боролся со всеми видами духовного угнетения людей, за полное раскрепощение личности, за обретение ею высшего достоинства и счастья. Разрабатывая одним из первых педагогические проблемы ноосферы и экологии духа, К.Н.Вентцель оставил потомкам труды по философии и богословию, политологии и культурологии, этике, психологии и педагогике», [2 c. 7] большинство которых находится в архивах. Изучая его наследие, мы обратили внимание, что множество работ пронизаны космическим мироощущением. Нужно отметить, что в начале своей педагогической деятельности у Вентцеля вызрела мысль о необходимости воспитания свободного человека, человека творческого и одухотворённого, устремлённого к радостному и созидательному труду. Развивая эту идею, стараясь её практически реализовать в «Свободном Семейном саду», в «Доме свободного ребёнка» (1906-1909 г.г.), в «Родительском клубе» педагог начинает понимать, что ограниченное социальным окружением действительности сознание не может выйти на ту высокую ступень творческой свободы, которая изначально заложена в духовном потенциале каждого человека. Широта его мировоззрения и глубокое сострадание к человеку и человечеству в целом озарили его пониманием, что только сознание, согласующее себя с Космосом, ощущающее себя его частью может стать свободным и творческим.

Создав, по мнению современников К.Н.Вентцеля, завершенное фундаментальное учение о свободном воспитании, педагог-философ не остановился на достигнутом и начал разрабатывать новую концепцию воспитания будущего. В 20-30-е годы XX века в неопубликованных работах «О проблеме космического воспитания» (1923), «Заметки о космическом воспитании» (1925), «Заметки о Космосе» (1925), «Философия творческой воли» (1937), «Лучи света на пути творчества» (1937) и других он развивал космическую педагогику, философской основой которой являются идеи русского космизма. Общепринято считать космистами тех личностей, сознание которых достигло понимания единства всего сущего, взаимосвязанности, цельности мироздания, творческой активности и коэволюции человека, человечества и Космоса. В работах К.Н.Вентцеля, в его творческих разработках, мы находим соответствие этим положениям. Эти работы доказывают, что именно К.Н.Вентцель был основоположником космической педагогики. Постановку вопроса о космическом воспитании и разработку путей его теоретического и практического разрешения К.Н.Вентцель считал важной жизненной проблемой. Объединить их вместе и в то же время дать возможность прогрессивного развития каждому человеку сможет только новая культура, которую необходимо строить на космической основе.

Ключевой идеей философской концепции К.Н.Вентцеля является мысль о существовании закона единства всего сущего, представление о том, что Космос – это целостное единство вселенской жизни, в которой всё связано, взаимозависимо, не имеет ни конца, ни начала, объединено единой творческой энергией и управляется единым законом. «Вся беспредельная космическая жизнь ни начала, ни конца не имеет, является непрерывным, никогда не прекращающимся процессом творчества. Творчество составляет основную сущность мировой жизни, творческая эволюция представляет её основной закон», – писал К.Н.Вентцель [3, c. 57].

По К.Н.Вентцелю идея Космоса предполагает определённый порядок в мировой жизни. Он утверждал: «Везде мир не что иное, как одно великое бьющееся сердце. Всё связано, всё слито, каждая малейшая вещь имеет отношение к целому, таинственную цель, и человек не что иное, как нить в загадочной пряже мира». И еще: «Целостность, единство и гармония составляют высший закон Космической Жизни и, по существу, есть Творческая Любовь» [3, c. 224].

В его понимании космос живое органическое целое, творчески действующее и непрерывно совершенствующееся, а то, что люди прежде называли и сейчас называют Богом, представляет собой великий творческий Космос или, выражаясь иначе, Великое Всеобъемлющее Всё.

Космос так обширен, так беспределен, что не нуждается ни в особых храмах, ни в особых посредниках для установления связи между собой и человеком, так как каждый человек во всяком месте сам непосредственно и всегда, когда захочет, может установить контакт между собой и Космосом, потому что живой творческий развивающийся Космос не где-то далеко от нас, а здесь, рядом с нами, в нас самих, в нашем сознании и во всей необъятной простирающейся вокруг нас жизни небесных светил, Земли и человечества.

Рассматривая Космос как беспредельное творческое начало, мы, как часть этой космической беспредельности, признаём, что все дано им, и потому к нему, как единственному началу, мы и должны все относить в своей жизни. И творческий Космос действует на нас через творческую часть человечества и через наше свободное творческое сознание, которое живёт в каждом человеке и которое выявляется в жизни и деятельности истинно творческих личностей, задача которых состоит в достижении гармонии человечества и мира во всём мире.

Отметим, что в мировоззрении К.Н.Вентцеля понятие творчества становится краеугольным и определяется им как ведущая движущая сила космического бытия. Творчество и труд для него синонимы, и развитие сознания не может осуществиться без напряжённого труда, как над собой, так и над различными, окружающими нас формами, согласно космическому плану для каждой индивидуальности.

Для К.Н.Вентцеля всеначальная космическая энергия обладает творческой потенцией и, проявляясь в качестве творческого импульса, развиваясь и совершенствуясь в формах, она достигает полноты и совершенства в осознании цельности и единства во всём бесконечном многообразии и разнообразии форм.

Он убеждён, что только в творчестве – полнота и совершенство, радость и оправдание жизни. Только творчество является источником высочайших духовных радостей жизни. Только творчество даёт возможность собрать воедино свои мысли и укрепить их на твёрдом фундаменте. Только в творчестве нравственность и социальная справедливость находят своё высшее воплощение, и только жизнь, до высших краёв переполненная творчеством, является в истинном смысле этого слова святою жизнью. Только творчество есть единственный возможный путь для достижения человеком бессмертия. Только путём творчества и отдельный человек, и всё человечество, и весь космос могут приблизиться к осуществлению царства гармонии, в которой индивидуальная жизнь, жизнь всего человечества и всего космоса объединяются в одно гармоническое целое.

По К.Н.Вентцелю полное и всестороннее освобождение человека от ига чувственности, от порабощения своим животным «я» является высшею целью человеческой жизни, и единственный путь – это посвятить всю свою жизнь делу творчества, результатом которого является создание наивысших ценностей жизни, среди которых первое место принадлежит духовным ценностям: истине (наука, философия), добру (нравственная жизнь, проявления творческой любви к людям, нравственный героизм) и красоте (создание прекрасного во всех областях искусства и жизни).

В Живой Этике сказано: «Смысл жизни утверждается в сознании человеческом, когда явлено понимание роли человека в Космосе. Когда дух принимает истину, что Макрокосм и микрокосм неразрывно связаны, то устанавливается связь сознательная, и сотрудничество становится возможным с космическими энергиями. <…> Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим к верху. Как бедно человечество, когда в сознании не утверждается понятие великих Космических Законов! Лишь творчество явленного духа приблизит связь между мирами. На пути к Миру Огненному запомним о связующем законе Иерархии» [6, ч. III, § 67].

Вентцель считает, что когда человек прочно утвердит идею Космоса в своём свободном сознании, тогда Космос откроется его внутреннему зрению как бесконечная творческая сила, как неисчерпаемый источник творческой энергии. Нашему глазу Космос открывается, как творение и об этом нам рассказывает астрономия, описывая его внешний вид, а духовным очам, свободному творческому сознанию он открывается, как творец.

В понимании Вентцеля духовная жизнь, сознание разлиты во всей вселенной, только в различных степенях и формах, и что всё сливается в одно целостное единое сознание. Это целостное нераздельное единое сознание или духовную жизнь всего мира он называет космическим сознанием. Космическое сознание представляет присущую всей действительности силу творчества, поскольку она имеет духовный характер. Космос постоянно и непрерывно творится и создаётся в каждый момент своего существования. Творческое сознание живёт во всём Космосе, оно сопричастно всей действительности. И это творческое космическое сознание будучи духовной стороной действительности, всё более развивается и совершенствуется в потоке времени, в процессе непрерывного творчества жизни и поднятия её к всё более и более высоким формам. От меньшего, менее интенсивного, широкого и глубокого сознания вселенская жизнь движется к более интенсивному, широкому и глубокому сознанию и в целом, и в тех или других отдельных составных частях космоса. В этом смысле можно сказать, что космическое сознание непрерывно творит и совершенствует самого себя и всю мировую действительность, нераздельно и нерасторжимо с ней связанную, духовную творческую сторону которой оно составляет.

По Вентцелю, космическое сознание, кроме обозначения им психической или духовной жизни всего космоса обозначает также одну из высших форм, которую принимает сознание индивидуальной личности в своем развитии. Человек, имеющий космическое сознание, центральным и необходимым составным элементом которого является космическое чувство, перестает отделять себя от остальной космической жизни, а начинает ясно и отчетливо чувствовать, как бьется в нем этот пульс жизни великого космоса. О тех, кто обрёл космическое сознание, можно сказать, что они и творческий космос составляют одно в познавании. Только люди, обладающие космическим сознанием, могут быть названы сынами Космоса, ибо только они наиболее полным и совершенным образом служат выразителями и представителями Космоса на земле и среди человечества. Такое сознание, можно назвать «просветлением души» [3, с. 134], обретением Космического сознания или «свободным творческим сознанием» [3, с. 321].

В рукописи К.Н.Вентцеля «Религия творческой жизни» последовательно рассматриваются три ступени в развитии сознания человека. Первую он характеризует непосредственным и естественным единством, которое слишком узко и не осознаёт своей цельности и единства; вторую, более расширенную, где развивающийся интеллект открывает перед человеком зрелище необъятной Вселенной, но Вселенной, раздробленной на части; и третью – ступень «сознательного единства сознания» [2, с. 198]. На этой ступени восстанавливается нарушенное единство между человеком и Вселенной. Сама Вселенная ощущается таким человеком гармоническим целым. Восстанавливается единство личности человека с другими подобными ему личностями, составляющими человечество, и само человечество осознается им как одно целое. На этой ступени начинает развиваться то, что может быть названо космическим чувством, а также, космическим сознанием, и, как утверждает Вентцель, начинает развиваться то, что он называет сознанием человечества как единого развивающегося целого.

Чтобы «почувствовать Космос как одно целое, – размышляет К.Н.Вентцель, – надо отвлечь свое внимание от тех или других его составных частей, отдельных сторон, <…> надо сосредоточить внимание сразу и одновременно на всех открываемых отдельных сторон жизни Космоса» [3, с. 136]. Такой целостный взгляд, «этот охват сознанием Космоса как одного целого, это мышление и чувствование сразу всех сторон его жизни и всех составляющих его существ и вещей» он называет космической интуицией, которой на данный момент обладают только некоторые, но «в будущем все люди достигнут ее» [3, с. 136]. Поэтому, по мнению этого оригинального мыслителя, надо учить ребенка чувствовать Космос и развивать в нем космическую интуицию.

И.М.Пушкина, исследовательница творчества К.Н.Вентцеля, убедительно доказывает, что учёный первым в педагогике сумел обозначить этапы становления сознания ребенка от смутного понимания единства с миром до интеллектуального осознания этого единства и взаимозависимости всех составляющих этот мир частей, и что путь становления такого сознания является путём познания и нравственного совершенствования [4, с. 82]. Т.С.Буторина в своей монографии также утверждает, что «…результатом такой педагогики, должно стать развитие космического сознания и чувства, элементом которого является космическое сознание человечества, как одного развивающегося целого» [1, с. 94].


Примечания

1. Буторина Т.С. Генезис идей К.Н.Вентцеля как основоположника космической педагогики: монография / Т.С.Буторина, И.М.Пушкина. Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2008. 182 с.

2. Вентцель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. 216 с. (Антология гуманной педагогики).

3. Научный Архив Российской Академии образования (НА РАО) фонд 23, опись 1, ед. хр. 16.

4. Пушкина И.М. Космическая педагогика К.Н.Вентцеля: монография / И.М.Пушкина. Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2009. 140 с.

5. Соколов В.Г. У истоков космизма в науке. Проблема новых путей познания в свете исторического опыта // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы международной научно-общественной конференции. 2003 Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-банк, 2004. С. 473-497.

6. Учение Живой Этики. Мир Огненный. [В 3 частях. Часть III]. М.: МЦР. 1995. 374 с.

7. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы международной научно-общественной конференции. 2003 Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-банк, 2004. С. 52-81.

8. Шапошникова Л.В. Новое планетарное мышление и Россия // Шапошникова Л.В. Мудрость веков. Международный Центр Рерихов, 1996. 480 с.