Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Приветствия|Публикации |Фоторепортаж |Резолюция|Список докладов

Из выступления президента МЦР А.В. Постникова

Президент Международного Центра Рерихов, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ Алексей Владимирович Постников

Николаю было девять лет, когда в Изваре, загородном поместье семьи Рерихов под Петербургом, проводил археологические исследования известный археолог Л.К. Ивановский. Ученому понравился пытливый лицеист, и он нередко брал его с собой на раскопки. В гимназические годы еще больше окрепла тяга Рериха к истории и искусству, к тайнам древности. В 1903–1904 годах он вместе со своей женой Еленой Ивановной Рерих совершает путешествие по древним городам России, побывав более чем в сорока населенных пунктах, известных своими древними памятниками. Целью этой поездки «по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая выставка, а также статьи, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусского искусства и архитектуры, о необходимости сбережения памятников культуры России и других стран. Охрана памятников старины стала для него насущной философской проблемой, обеспечивающей историческую перспективу искания будущего.

Николай Константинович входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на красоте и знании», – писал он и повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен весь смысл космической эволюции, которая ведет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, ее неотъемлемой частью является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человечества в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Он впервые четко сформулировал, в чем отличие Культуры от Цивилизации: если Культура имеет отношение к духовному миру человека, его творческому самовыражению, то цивилизация есть лишь внешняя обустроенность жизни во всех материальных и гражданских аспектах. Отождествление Культуры и цивилизации приводит к путанице и недооценке духовного фактора в развитии человечества.

В 1930-е годы, предчувствуя военную грозу, Николай Константинович разрабатывает проект специального пакта об охране культурных ценностей во время войны и гражданских междоусобиц. Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Ромэн Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн. В 1931 году в Брюгге под руководством члена комиссии по охране памятников Бельгии Тюльпника был организован Международный союз Пакта Рериха. В том же году в Брюгге прошла первая конференция, в которой приняли участие официальные представители многих государств и деятели общественных и культурных организаций. На конференции был разработан план пропаганды Пакта в школах, высших учебных заведениях; были установлены контакты с Международным комитетом по делам искусства и с Бюро конференции по ограничению вооружений. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной Американского континента. В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Предложенный Рерихом специальный флаг Знамя Мира, объявляющий объектами неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Конференция, посвященная 75-летию Пакта Рериха, также открыла свою работу под Знаменем Мира.


Вернуться к основному тексту