Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Конференция 2006 г.


Франческа Барбагли,
доктор психологии научно-исследовательского центра
нового воспитания,
Милан, Италия

Дети нового поколения: семя нового сознания

Дети, носители нового сознания, приходят в мир с необыкновенным багажом, насыщенным тысячами возможностей: многие из них, словно философы, с пеленок задумываются над смыслом жизни или о том, как спасти планету. Иногда они – ученые, изобретатели или артисты с врожденным талантом. Однако наше общество, все еще опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей, которые могут привести к кризису широко используемых методов воспитания. Эти особенные дети имеют энергетику и жизненную силу более высокого уровня по сравнению с теми, которыми обладают другие дети. Кроме того, они испытывают больше сложностей в создании отношений с окружающим миром. Многих из одаренных детей даже могут принимать за детей с «отклонениями в обучении», потому что их чувствительность, их интеллект, не по годам развитое стремление найти во всем смысл плохо адаптируются с ныне существующими системами образования, предлагаемыми школами и другими образовательными учреждениями. Совсем не обязательно все дети такого типа успешны в школе. Напротив, школа может представлять для них экстремально тяжелое испытание. Жесткие воспитательные рамки слишком «узки» для психики таких детей. Поэтому некоторые из них могут замкнуться в себе, даже превратиться в асоциальных или, наоборот, могут в конечном счете пожертвовать своими творческими способностями, чтобы быть частью группы. Некоторые исследователи, изучающие особо одаренных детей, приводят характерные для них поведенческие модели. Например:

– Они приходят в этот мир с ощущением собственного достоинства (и часто ведут себя соответствующим образом).

– С самого раннего возраста они хотят познать мир, познакомиться с другими странами, другими культурами, с радостью открывая, что в мире нет ничего абсолютного, а каждое жизненное правило или социальная норма – плод культурной относительности. Осознание этого им очень важно, потому что они чувствуют себя частью этого мира.

– Они имеют развитую способность понимать других и сострадать и, несмотря на свой юный возраст, стремятся чувствовать себя полезными и служить, любят учиться и сотрудничать.

– Они ощущают контрасты между добром и злом, светом и тьмой, т.к. обладают повышенной чувствительностью.

– Они имеют дар «содержательного» (инклюзивного) сознания, превосходящий их интеллект, и в то же время являются особенно одаренными умственно.

– Они часто, если не всегда, с самого раннего детства проявляют необыкновенные способности и склонности, могут демонстрировать предпочтительные модальности обучения, особенно в чтении и математике.

– У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора. С другой стороны, они находятся в состоянии фрустрации, если вынуждены интегрироваться в системы, ориентирующиеся на рутину и не требующие применения творческой мысли. Не могут легко и спокойно усидеть, если не поглощены чем-то интересным.

– Как дома, так и в школе они часто видят более рациональный способ сделать что-то, поэтому могут казаться «нарушителями правил», индивидуальностями, которые не желают приспосабливаться к существующей системе. Могут казаться асоциальными, если не окружены людьми, подобными им, а если не имеют рядом кого-то с таким же менталитетом, часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире не понимает их. Легко входят в состояние фрустрации, потому что имеют великие идеи, но им не хватает собственных сил или кого-то, кто бы поддержал реализацию этих идей.

– Так как им легко дается учеба, начинают сильно скучать, и, как ни парадоксально, может показаться, что они обладают пониженным уровнем внимания.

– В своем окружении нуждаются в эмоционально стабильных и уверенных взрослых.

Писательница и терапевт Нэнси Энн Тэпп предложила интереснейшую классификацию, базирующуюся на характеристиках и индивидуальностях таких детей [1, с. 29–31]. Четыре различных типа, каждый с определенной жизненной целью. Рассмотрим их основные характеристики.

– Первый тип – гуманисты. Они проявляют способности, благодаря которым в будущем смогут организовать свою работу, контактируя с массами. Дети этого типа могут стать медиками, адвокатами, учителями, коммерсантами, бизнесменами, политиками завтрашнего дня. Экстремально общительны, часто даже гиперактивны. Беседуют со всеми, в любой ситуации чрезвычайно приветливы. Не умеют играть только с одной игрушкой, хотят иметь перед собой все, даже если потом не трогают их. Этих детей не достаточно один раз просить привести в порядок их комнату, напоминать об этом приходится неоднократно, потому что они очень рассеянны. Они начинают наводить порядок, но, увидев, например, книгу, погружаются в чтение.

– Второй тип – концептуалисты. Они имеют больший интерес к планам, проектам, идеям, чем все остальные. Могут стать инженерами, архитекторами, астронавтами, пилотами и военными завтрашнего дня. Очень часто они атлетичны с раннего возраста. Они хотят управлять, и чаще всего объектом управления становятся их матери, если это мальчики. А если девочки, то под управлением у них обычно оказываются отцы.

– Третий тип – художники. Эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других категорий индиго, и часто внешне более миниатюрны, хотя бывают и исключения. Любую задачу они решают творчески. Если занимаются медициной, могут избрать профессию хирурга или исследователя. Они могут стать учителями или художниками. В мире изобразительных искусств они – изумительные артисты. В возрасте 4–10 лет могут перепробовать себя в полутора десятках видов творческой деятельности, недолго позанимавшись одним делом и затем забросив его. Дети этого типа могут работать с пятью-шестью различными инструментами, но, повзрослев, останавливаются на какомто одном и становятся мастерами в избранной области.

– Четвертый тип – живущие во всех измерениях. Дети этого типа крупнее, чем дети остальных типов. Это люди, которые несут в мир новые философии и новые религии. Они могут быть задирами и забияками, потому что они значительно крупнее и потому что не умеют приспосабливаться, как остальные три типа.

* * *

Необходимо подчеркнуть, что для изучения нового сознания необходимо сфокусировать внимание на новом видении человека; в этой связи важен разговор о психоэнергетике – новом рубеже в психологии, которая занимается также тонкими энергиями и энергетической структурой сознания.

Психоэнергетическое представление о человеке базируется на гипотезе, согласно которой жизнь – это проявление сил и энергий, которые обычными органами чувств мы не воспринимаем. Человек уже признан частью Единого – нераздельного, вечного и бесконечного. Поэтому сознание рассматривается как энергетическое поле различных уровней вибрации, соответствующих, с одной стороны, трем уровням, составляющим личность (то есть физическому, эмоциональному и ментально-конкретно-логическому), с другой – иным, более высоким уровням, которые проявляются, когда сознание достигает определенной степени зрелости.

Человек сравнивается с энергетическим полем, в центре которого – магнит, или центр, сам по себе трансперсональный и духовный. Эта высшая сторона присутствует в каждом из нас и рассматривается как первичная причина существования человека. Она выходит за рамки индивидуальной программы развития посредством жизненного опыта.

Каждый ребенок рождается и развивается соответственно цели, скрывающейся в глубинах его сознания. Некоторые дети, как уже было сказано, являются носителями сознания чрезвычайно зрелого, готового раскрыться для более высоких эволюционных возможностей и проявиться в особенных качествах. В этих детях, возможно, с самого раннего детства очень активны уровни абстрактного, или интуитивного, ума, восприимчивого к более высоким идеалам, всегда сопутствующим человеку в разных культурах; им присущи ценности Прекрасного, Истины, Добра; концепция эволюции, понимаемая как восхождение от темноты к свету; модели прямых связей, групповой деятельности, братства, единодушия; служение как деятельность направлено у них на демонстрацию этих магнитов в повседневной жизни с целью принести максимальное добро наибольшему количеству людей.

Очевидно, что применяемое в столь широкой перспективе воспитание таких детей не может свестись только к совокупности мер и наставлений, направленных на содействие внедрению в социальный мир. Это, безусловно, одна из целей, но не единственная и не самая главная. Фундаментальной же целью является развитие сознания и более глубокое проявление способностей и качеств, носителями которых являются эти дети. С воспитательной точки зрения очень важно, чтобы они получили помощь для гармоничного развития различных психических функций, составляющих личность. Некоторые качества важно развивать у всех детей, но особенно необходима поддержка тем, кто имеет сознание более зрелое и «содержательное», то есть инклюзивное. К примеру, самоконтроль – достаточно сложное качество, включающее в себя мужество, терпение и сострадание.

Кроме того, пока восприятие таких детей является особенным качеством сознания и не зависит ни от интеллекта, ни от окружающей среды, ни от полученного воспитания и образования, то есть принадлежит к области психической энергии, нужно помочь им развивать наблюдательные способности. Огромное значение имеет также воспитание мышления и разума. Разум, в глобальном смысле, и абстрактен и конкретен, поэтому, приобретая знания, ребенок может получить великие идеи, способствующие эволюции, и, повзрослев, применить их в конкретных, полезных для мира проектах. Вокруг этих детей нужно создать защищенное с точки зрения психики пространство, дающее возможность для самовыражения и получения опыта с целью высвобождения потенциала личности. В этом воспитательном пространстве необходимо создать атмосферу любви, взаимопонимания, терпения и порядка.

Проиллюстрирую все сказанное несколькими примерами.

Эти дети часто ощущают связь между невидимым и видимым мирами, знают собственное будущее и не боятся смерти. Вот одно из стихотворений маленькой итальянки семи лет, написанное ею за три года до гибели в результате несчастного случая:

МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА

Маленькая девочка
Летает в небе,
Парит в бескрайней голубизне.
Девочка веселая рождается в саду
И расцветает, как цветок абрикоса.
Маленькая девочка, наполненная
Светом и радостью.

А стихотворение другой, восьмилетней девочки кажется синтезом хроники реинкарнации:

НЕОБЫЧНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Когда я растворилась в небытии,
Одно только необыкновенное ощущение
Обволакивало мое безмолвное тело
И, как невесомое перышко,
Вело меня к завершению
Моей невидимой жизни.

Нередко эти дети имеют очень точное представление о душе. Вот что пишет десятилетний мальчик:

«Рисунок чайки мне внушает чувство уверенности, потому что чайки – птицы, стойкие к любой непогоде. И только обладая этим даром, можно попробовать прикоснуться к чему-то более высокому. Пишу и представляю себя летящим, ощущаю, что поднимаюсь все выше, в направлении мира, который можно увидеть только в воображении. Самые высокие стены можно преодолеть лишь с божественной способностью другого, Высшего существа, в некотором роде живущего внутри нас. Это и есть Душа – сила, господствующая над телом в Высшем мире, освобождающая и открывающая двери фантазии».

Другие дети уже в очень раннем возрасте свой талант, выражаемый посредством особенных качеств, казалось бы, более присущих взрослым, проявляют в искусстве.

В заключение подведем итог: все дети, и особенно дети – носители нового сознания, должны развиваться под руководством вдохновенного воспитателя, обладающего тонким чувством меры; они нуждаются в любви, взаимопонимании и свободе; при этом им необходима поддержка; особенно они стремятся быть признанными.


Литература

1. Керролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. М., 2006.

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов