Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати

Председатель
Мурманского Рериховского общества
А.Самсыка

«Фактор» Кургиняна против Рериха

В 2012 г. стартовал Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», рассчитанный на 2012-2015 г. В рамках этого проекта выставка, организованная Международным Центром Рерихов (г. Москва) совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов и Постоянным Представительством Российской Федерации при отделении ООН и других международных организациях в Женеве при поддержке Министерства иностранных дел РФ была торжественно открыта 12 июня 2013 г. в Отделении ООН в Женеве, где продолжила свою работу до 19 июня. Выставка также успешно прошла в Аргентине и Уругвае, а в сентябре – октябре этого года будет демонстрироваться в Чили.

Именно в этот период в газете «Суть времени» № 41 от 14 августа появляется материал С. Кургиняна – восьмая и девятая главы из его книги «Странствие», – в котором предпринята очередная бесперспективная попытка представить Николая Рериха агентом разведки, шпионом и др. Автор статьи честно признается, что он терпеть не может Рериха, и при этом возводит такие хитросплетения слов и суждений, что неподготовленному читателю разобраться в этих странных построениях достаточно сложно. Сами по себе эти ложные повороты мысли ничего общего с реальными события жизни Рерихов не имеют.

Методы клеветы, применяемые автором, очень давно известны. Вспомним, как еще в 1935 г. Николай Рерих писал: «Была надежда, что теперь в деле Пакта уже миновали какие-то недоумения и зловредности, и работа по защите культурных ценностей может пойти нормальным ускоренным порядком. Но, видно, эта надежда была преждевременна. Нашлась некая газета, которая с явно зловредно-клеветнической целью допустила грубый выпад. На этот раз выпад был особенно направлен против деятелей Пакта… В газете со специальной целью нужно клеветать в надежде, что хоть что-нибудь от ее клеветы останется во вред культурному делу»[1]. Написанное Рерихом в 1935 году оказалось актуально и для 2013-го. Меняются времена, но суть действий злопыхателей остается все той же.

С. Кургинян пишет: «Историки, занимающиеся злоключениями Рерихов в США, конечно же, расскажут о том, что восхождение Рерихов началось в 20-е годы… Но историки не могут дать внятного объяснения катастрофы рериховского начинания»[2]. Вот так: историки не могут, а Кургинян смог. В этом высказывании он имеет в виду последствия предательства Рерихов их недобросовестными сотрудниками – супругами Н. и Л. Хоршами и Э. Лихтман, в результате чего было потеряно первое здание Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

Об этом предательстве можно подробно узнать из опубликованных писем Е.И. Рерих. В этом деле не было никаких политических подоплек, а всего лишь корыстный интерес. Воспользовавшись отсутствием Н.К. Рериха, Хорши путем махинаций захватили имущество Музея в Нью-Йорке, распродали картины Николая Константиновича, преследуя чисто коммерческие цели. Впоследствии Музей имени Николая Рериха в Нью-Йорке продолжил работу в другом здании.

Н.К. Рерихом в Америке, помимо Музея, был создан целый ряд культурно-просветительских учреждений, которые также успешно продолжали свою работу. Это такие учреждения как Объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), Мастер-Институт Объединенных Искусств, где были созданы секции изобразительного искусства, музыки, хореографии, архитектуры, театральная, литературная, а также лекторий с научным и философским отделениями, Международный центр искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»), призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран. В 1942 г. по инициативе Н.К.Рериха основана Американо-Русская культурная ассоциация (АРКА), происходит налаживание дружеских отношений со Всесоюзным обществом культурных связей (ВОКС). И о какой катастрофе рериховского начинания вообще может идти речь, если люди в разных странах до сих пор изучают труды Рерихов, проявляют широкий интерес к культурному наследию семьи? Во многих странах мира работают рериховские общества, созданы музеи имени Николая Рериха.

Характерно то, что в самом начале своего «объяснения» Кургинян делает хитрый ход, заявляя: «мне не нужно верить в идиотские сплетни, распускаемые ненавистниками Рерихов… Сплетня она и есть сплетня… Что ж, видно, не избежать мне расстановки точек над i в этом больном вопросе. А ведь как не хотелось! Как долго этого избегал. Но что поделаешь…»[3]. Читатель, после заявления автора статьи о своем неверии в сплетни, должен как бы настроиться на то, что теперь он получит непредвзятое истинное суждение. Но не тут-то было. Он снова наталкивается на клевету и извращение фактов жизни и идей Н.К.Рериха.

Так, например, Кургинян пытается очернить гуманистические идеи Пакта Рериха. Но обратимся к истории. 15 апреля 1935 г. в Белом Доме представителями Соединенных Штатов Америки и 21 американской республики был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)». Таким образом, защита культуры и культурных ценностей вышла на государственный уровень. Этот факт вызывает у Кургиняна явное раздражение, о чем он с сарказмом заявляет: «И все в этом принимают участие! Панамериканский союз, президент Рузвельт»[4]. Да, президент Рузвельт ратовал за охрану мира и культуры. И Пакт Рериха был поддержан многими странами.

Так, в октябре 1937 г. Первый конгресс международных исследований (Париж) единодушно принимает резолюцию о присоединении к Пакту Рериха. В августе 1948 г. Правительство Индии, возглавляемое Джавахарлалом Неру, приняло решение об одобрении Пакта Рериха. С 1948 по 1949 гг. в поддержку Пакта развернула активную кампанию Итальянская ассоциация Пакта Рериха в Болонье. Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира действовали в Италии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Португалии, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии, Кубе. 14 мая 1954 г. на конференции в ООН в Гааге была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Документ составлен на четырех языках – английском, испанском, русском и французском. В правовом отношении очевидна преемственность Пакта Рериха и Гаагской конвенции, которую подписали представители десятков государств, в том числе и Советского Союза.

Знамя Мира Николая Рериха развернуто над многими учреждениями культуры по всему миру. В 1997 г. Знамя Мира передается экипажу «Союз-ТМ» в рамках научно-просветительского проекта «Знамя Мира». Доставленное на борт орбитальной станции «Мир», Знамя Мира оставалось в космосе в течение двух лет, сопровождая работу международных экипажей[5].

История Пакта Рериха, препятствия и успехи на пути его продвижения, а также переписка Рерихов с их корреспондентами, находящимися во многих странах, дневниковые записи Николая Рериха давно опубликованы. По ним непредубежденный исследователь может проследить весь героический путь семьи Рерихов.

Словно предвидя подобные рассматриваемому материалу клеветнические нападки, Н.К. Рерих, писал: «Молодежь! Вы, самые юные, самые устремленные в светлое будущее, перечтите, что писалось о сохранении культурных сокровищ, и продолжите нашу работу. Мы-то уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны. Для вас, молодых, культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймете, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же, как и Родина, Культура должна быть охранена, оборонена. Вы знаете, что Армагеддон порушил многое неповторимое. Охраните!»[6]. В другой статье Николая Константиновича содержится тот же призыв: «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры… На Руси сейчас проявляются народные герои. Они будут всегда помнить, что истинный герой есть и защитник Культуры»[7]. Важно заметить, что слово Культура Рерих всегда писал с большой буквы. Но истинный смысл этого понятия, похоже, не ведом таким «писателям», как Кургинян, что очевидно по стилю его статьи.

С. Кургинян пишет: «Рерих бежит! Буквально бежит из США и Европы! Он запирается в своем поместье в Индии…»[8]. Суждение о том, что Рерих «бежит» и «запирается в своем имении» оставим на совести автора, а о том, что в Индии Рерихами был основан Гималайский Институт научных исследований, скажем непременно. Тем более, что в этом Институте широко проводились научные изыскания в самых различных отраслях науки, издавались научные труды, журнал, велась переписка с учеными многих стран мира.

С. Кургинян, рассуждая о том, была Елена Рерих советской разведчицей или нет, заявляет: «Не только разведчица, но и любой взрослый человек, ответственный, серьезный, опытный человек понимает, какова цена переписки с президентом США в условиях, когда на этого президента идет охота по всему миру…Письма эти либо уничтожаются, либо хранят как зеницу ока»[9]. Но тот факт, что письма опубликованы (вся переписка Е.И. Рерих со многими корреспондентами опубликована в 9-ти томах Международным Центром Рерихов) как раз и свидетельствует о том, что речь в них шла о культурном строительстве.

Вообще, попытки представить Рерихов агентами советской разведки предпринимались не раз. В связи с этим можно напомнить выступление руководителя пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) Ю. Кобаладзе в прессе (Газета «Московский Комсомолец», 14 января 1995 г.)[10], а также на телевидении (в телепрограмме «Добрый вечер Москва!» на телеканале МТК), где он однозначно заявлял, что Рерих не был связан с работой спецслужб.

22 октября 1993 года в газете «Известия» на основании материалов СВР Александр Шальнев публикует статью: «Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов». В статье А. Шальнев пишет: «Документы пролежали на тайных полках почти семь десятилетий. Касаются они Николая Константиновича Рериха. И вовсе не свидетельствуют о том, что выдающийся русский художник был агентом ОГПУ, или о том, что, агентом формально не являясь, Н.К. Рерих выполнял разовые задания органов»[11].

Попытка представить Н.К. Рериха эмигрантом, покинувшим Россию, не состоятельна. Он был ученым и путешественником, который объехал многие страны, не меняя гражданства, со стремлением все достижения принести своей Родине – России. Но вернуться, дождавшись «хрущевской оттепели», удалось только его старшему сыну – Юрию Рериху. Усилиями младшего сына Святослава Николаевича наследие семьи было передано в Россию и на его основе в Москве создан Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Пакт Рериха и Знамя Мира продолжают объединять многие культурные сообщества в разных странах.

Дальнейший разбор текста Кургиняна, где присутствует полная мешанина из инсинуаций с политическим уклоном, куда периодически вставляется имя Рериха, не имеет смысла. Цель написания этого текста можно выразить его же словами: «Но главная причина была все же в другом. В том, что я терпеть не могу Рериха. Мне отвратительно все. Его картины. Его метафизические амбиции. Его тон, его бездарное фанфаронство…»[12]. Ненависть ослепила глаза и разум автору этого грязного пасквиля так, что дочитать его до конца стоит большого терпения: столько в нем лживых нагромождений.

В своей статье «Могуча Русь» Н.К. Рерих писал: «Культура едина. Она – вне классовых и расовых перегородок. Или Культура, со всеми ее познаваниями, или дикость, хотя бы она была прикрываема цивилизованными воротничками…Благо, если и среди тяжких испытаний Русский Народ будет помнить о Культуре, будет чтить великое сокровище, внесенное русскими людьми в Мировую культуру»[13].

Семья Рерихов внесла огромный вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Публикации, подобные статье С. Кургиняна не могут помешать продвижению их светлых начинаний.



1 Рерих Н.К. Защита // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 1999. С. 220.

2 Кургинян С. Странствие // Газета «Суть времени» № 41 от 14 августа. С. 2.

3 Там же.

4 Там же.

5 По материалам сборника: Знамя Мира: Сб. М.: Международный Центр Рерихов, 2005. С.26.

6 Рерих Н.К. Охраните // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, 2000. С. 455.

7 Там же. С. 457.

8 Кургинян С. Странствие // Газета «Суть времени» № 41 от 14 августа. С. 2.

9 Там же. С.3.

10 Дардыкина Н. Мертвые срама не имут // http://roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl4_11.htm

11 Шальнев А. Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки // http://roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl5_3.htm

12 Кургинян С. Странствие // Газета «Суть времени» № 41 от 14 августа. С.3

13 Рерих Н.К. Могуча Русь // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, 2000. С. 459