Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Главная страница » Защита имени и наследия Рерихов » Рецензии на недобросовестные публикации
версия для печати

Ответ Международного Центра Рерихов,
направленный в газету «NURNBERGER ZEITUNG»,
на статью М.Заводского (Magnus Zawodsky)
«Художник захватывает власть.
Увлекательно: кем был Николай Рерих?» от 3 января 2012 г.

В газете «Nurnberger Zeitung» 3 января 2012 г. была опубликована статья Магнуса Заводски «Художник захватывает власть. Увлекательно: кем был Николай Рерих?». В конце своей статьи М.Заводски упоминает «биографа» Н.Рериха Эрнста фон Вальденфельса и говорит о его книге «Nikolai Roerich: Kunst, Macht und Okkultismus». Однако трудно понять, является ли написанное М.Заводски рецензией на книгу Э. фон Вальденфельса, так как он не делает никаких ссылок на нее, либо же это его собственное мнение. Но и в том, и в другом случае необходимо знание материала, о котором пишут. В особенности тогда, когда говорят о деятеле культуры мирового уровня – великом русском художнике, ученом, мыслителе, общественном деятеле и организаторе международного движения в защиту культуры Николае Рерихе.

Многие великие представители человечества высоко ценили Рериха, в том числе и как художника. Например, Рабиндранат Тагор восхищался картинами Николая Рериха: «Глядя на них, я понял одну простую вещь, которая как будто бы и совершенно ясна, но которую, тем не менее, нужно вновь и вновь открывать для себя, а именно то, что Истина – беспредельна. Ваше искусство наделено чертами исключительной самобытности, потому что оно – великое искусство». А вот что говорил Альберт Эйнштейн о картинах Николая Рериха: «Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда еще пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

«Беру на себя смелость сказать о Николае Рерихе как художник о художнике, что это был великолепный мастер. Он был счастливым человеком, потому что появление уже его первой картины “Гонец” было встречено как очень крупное и яркое явление русского искусства. …Прикосновение кисти художника к холсту может быть вульгарным, а может быть тонким и проникновенным. Вот этой тонкостью и проникновенностью прежде всего поражал Рерих в своих работах», – это мнение Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств профессора М.М.Курилко-Рюмина о творчестве Николая Рериха. А Магнус Заводски легко позволил себе сказать о великом художнике, что Рерих рисовал китч.

Далее автор статьи утверждает, что Николай Рерих «хотел, упрощенно сказать, чтобы Красная армия вступила в Тибет и сделала его властителем в снежной стране», и для достижения этой цели Рерих начал сотрудничать с Глебом Бокием, начальником отдела тайной полиции ЧК, который «пытался забросить Рериха через Монголию в Тибет». Так Магнус Заводски пытается убедить читателей в том, что Николай Рерих, являясь секретным агентом ОГПУ, пытался вооруженным путем достичь своих геополитических целей. Это снова не соответствует действительности. Впервые ложь о сотрудничестве Николая Рериха с разведкой СССР в России была высказана журналистом Олегом Шишкиным в 1994 г. в нескольких статьях в московской газете «Сегодня». На основе своих вымыслов он позднее издал книгу «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж». Ложь в отношении Николая Рериха была подхвачена коллегами О.Шишкина по клевете Росовым и Андреевым. Стоит сообщить немецким читателям, что еще в 1996 г. на основании иска Международного Центра Рерихов Тверской межмуниципальный суд Москвы признал информацию О.Шишкина о том, что Николай Рерих являлся секретным агентом советских спецслужб и вооруженным путем пытался захватить власть в Тибете, не соответствующей действительности, порочащей Николая Рериха и членов его семьи и задевающей их честь и достоинство. 16 лет как данное решение суда вступило в законную силу. Поэтому распространение любых сведений подобного характера Международный Центр Рерихов будет расценивать как клевету со всеми вытекающими последствиями.

Ну и совсем бредовыми и кощунственными выглядят слова автора статьи о том, что «Рерих был предотвращенный Гитлер». Сделать такое сравнение культурному человеку просто невозможно, так же как невозможно совместить свет и тьму. Николай Рерих известен во всем мире не только как великий художник, писатель, мыслитель, ученый и путешественник, но и как последовательный борец за торжество мира и культуры. Его по праву называют великим миротворцем. Только такой человек в преддверии Второй мировой войны мог провозгласить приоритет культуры в развитии цивилизации и необходимость ее защиты, организовать в начале 30-х годов прошлого века международное движение в защиту культурных ценностей, которое увенчалось подписанием первого международного договора «Об охране научных и музейных учреждений и исторических памятников» как в мирное, так и в военное время. Этот договор, известный как Пакт Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в кабинете президента США в Белом доме в Вашингтоне. При его подписании президент Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации». Идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов.

Нацистская Германия выступила против подписания Пакта Рериха. Невежество двигало нацистами, когда они разрушали памятники культуры. То же невежество, к сожалению, движет сегодня М.Заводски и ему подобными, когда они чернят память о великом миротворце Николае Рерихе.

Культура – это великие достижения человеческого гения, это знание и красота, которые являются основой нашей жизни. Разрушение культуры происходит не только тогда, когда уничтожаются памятники истории и культурные ценности, но и когда мы порочим таких великих представителей культуры, каким был Николай Рерих. Последнее равносильно тягчайшему преступлению, так как лишает молодое поколение веры в великую силу культуры.

В заключение хотелось бы привести слова самого Рериха, свидетельствующие о его глубоком знании и любви к немецкой культуре: «Шиллер и Гёте занимали почетное место на моем столе, начиная со школьного времени. И я помню, что мои первые сюжеты со школьных лет были “Ундиана” и “Лесной Царь”. И Дюрер, и Холбейн оставались всегда для меня как свидетельство мощных достижений духа. Те же великие традиции искусства мы должны всячески охранять и укоренять в современную жизнь. Иначе откуда же придет благородство духа? Как же будет расти достоинство человечества? Откуда же снизойдет осознание широкого сотрудничества и взаимное доверие? Все из того же неисчерпаемого источника, светоносного, благословенного творчества. Жизнь преображается подвигами Культуры. Трудны они во времена узкого материализма, но тем не менее мы знаем, что лишь эти подвиги составляют двигательную силу человечества. Свет един, и поистине международны врата к нему и доступны они для всех искренних искателей света».

Выход книги Эрнста фон Вальденфельса является позором для Германии. Но мы все же верим, что живы великие традиции немецкой культуры и благородство духа ее народа.