Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Наследие Рерихов в опасности | Правда о коллекции С.Н. Рериха | Трагедия коллекции Ю.Н. Рериха   |  Росимущество против МЦР | Наследие Рерихов в Индии | В защиту мецената МЦР | В защиту Музея имени Н.К. Рериха версия для печати
СТРАНИЦЫ  12Приложения

А.В. Стеценко

Правда о коллекции С.Н. Рериха

27 октября 1978 г. в 7 часов утра чартерный рейс Аэрофлота «Варна-Ленинград» доставил из Болгарии в СССР 296 картин великих русских художников Николая и Святослава Рерихов. Эта ценная коллекция, принадлежащая Святославу Николаевичу Рериху, была отправлена им в СССР по договоренности с Министерством культуры для проведения передвижных выставок в городах Советского Союза. Первым в списке музеев значился Государственный Русский музей. Поэтому из Болгарии выставка прибыла в Ленинград.

Тогда еще невозможно было представить, что эту коллекцию постигнет трагическая участь. Вместо того, чтобы, согласно завещанию С.Н. Рериха, быть переданной в Международный Центр Рерихов (МЦР) в составе остального наследия Н.К. и Е.И. Рерихов и дарить радость посетителям общественного музея, она будет «похоронена» в запасниках Государственного Музея Востока (ГМВ) и катастрофически начнет «таять». Так что же случилось?

Министерство культуры проигнорировало многочисленные требования МЦР представить документы на коллекцию. Объяснение столь странному молчанию можно найти в одном из писем сотрудницы ГМВ О.В. Румянцевой в Министерство культуры, в котором говорится, что ознакомиться с этими документами невозможно: «Протокола работы комиссии и акта решения не сохранилось, так как эти документы <…> были затеряны (как и акт получения картин из Индии от С.Н. Рериха»)1. Как все просто… Документы, конечно, сохранились. Только в ГМВ крайне не заинтересованы, чтобы они были обнародованы.

По запросу адвокатов МЦР Русский музей представил нам Акт № 4193, в соответствии с которым Государственный Русский музей 2 ноября 1978 г. принял на временное хранение от представителя Министерства культуры Народной Республики Болгарии И.Р. Захариевой следующие «нижепоименованные предметы: 296 (двести девяносто шесть) произведений Н.К. Рериха (132) и С.Н. Рериха (164), принадлежащие последнему» (см. здесь и ниже: Прилож., док. 1). Коллекция принималась по спискам: «произведения Н.К. Рериха, поименованные в приложении № 1 на 5 стр.» и «произведения С.Н. Рериха, поименованные в приложении № 2 на 7 стр.». В соответствии с общепринятыми правилами в акте № 4193 Государственный Русский музей не забыл отразить и права собственника этих произведений: «Принятые материалы хранятся на общих основаниях и выдаются владельцу, его законным наследникам или доверенному лицу, по первому требованию».

Из примечания рассматриваемого акта приема картин следует, что «в прилагаемой к акту поящичной описи-списке на английском языке <…> указаны произведения обоих авторов в количестве 300 (трехсот) произведений (132 — Н.К. [Рери ха] и 168 — С.Н. Рериха), из них: п/п 102, 163, 167, 168 С.Н. Рериха не поступили в СССР».

Итак, в 1978 г. Государственный Русский музей принял 296 картин: 132 Николая Рериха и 164 Святослава Рериха.

По прошествии одиннадцати лет, в 1989 году был издан Приказ Министерства культуры СССР № 234 от 30.05.89 г. «О мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К. и С.Н. Рерихов (коллекция С.Н. Рериха)»: «В целях обеспечения сохранности произведений Н.К. и С.Н. Рерихов (владелец С.Н. Рерих, Индия):

1. Всесоюзному художественнопроизводственному объединению им. Е.В. Вучетича (т. Олинову А.З.) передать их (282 единицы хранения) Государственному музею искусств народов Востока на временное хранение, оформив передачу соответствующей документацией»2.

Отсюда возникает вполне закономерный вывод: если спустя 11 лет после прибытия выставки из Болгарии возникла необходимость в принятии мер по ее сохранности, следовательно, сохранность выставки была кем-то поставлена под сомнение. В этом же пункте приказа мы находим и доказательства этому предположению — передавалось только 282 картины, а из завещания С.Н. Рериха, составленного в марте 1990 г., нам известно, что на попечении Министерства культуры СССР находилось 288 картин: «В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин — моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР»3.

Таким образом, документы Министерства культуры свидетельствуют, что в 1978 году в СССР прибывает 296 картин (132 Н.К. Рериха и 164 С.Н. Рериха). В 1989 году их становится 282 (122 Н.К. Рериха и 160 С.Н. Рериха). А в завещании Святослава Николаевича Рериха утверждается, что в СССР на попечении Министерства культуры находились 288 картин (125 Н.К. Рериха и 163 С.Н. Рериха). Так сколько же картин действительно осталось в СССР?

В примечании к Акту № 4193 приема картин Государственным Русским музеем отмечено, что 14 произведений Рерихов должны быть возвращены назад в Болгарию. Это 7 картин Н.К. Рериха, соответствующие следующим номерам из прилагаемых списков: 37, 66, 67, 83, 104, 107, 114, и 4 картины С.Н. Рериха, соответствующие номерам: 24, 29, 41, 142. Что же касается еще 3 картин, которые в соответствии с приложением к акту должны быть возвращены в Болгарию, то в акте по этому поводу сказано следующее: «Кроме того, вместо п/п 1, 7, 8 в списке на английском языке числятся произведения Н.К. Рериха: всего 3 (три) произведения — 1. “Холм Тара”; 2. “О, грядущий”; 3. “Серафим”». Видимо, в Болгарии произошла ошибка: вместо картин Н.К. Рериха «Дева снегов» (№ 1), «Александр Невский» (№ 7) и «Песнь о Шамбале» (№ 8) в ящики случайно были положены совсем другие картины, которые не значились в прилагаемых списках и должны были быть возвращены в Болгарию.

Теперь понятно, почему во всех официальных документах Министерства культуры фигурируют 282 картины (от 296 отнимаем 14). Это в дальнейшем будет подтверждено, когда мы перейдем к рассмотрению документов ГМВ.

Результаты арифметических вычислений, которые предлагает нам Министерство культуры и ГМВ, не соответствуют действительности. Начнем с картин Николая Рериха. Святослав Николаевич прав: в СССР осталось 125 картин его отца. 7 картин, подлежащих возврату в Болгарию, были туда отправлены (132 — 7 = 125). Но Министерство культуры и ГМВ утверждают, что картин осталось 122. Обоснование простое: 3 картины, которые не соответствовали спискам поступивших полотен, также были отправлены в Болгарию. Но Министерство культуры умолчало о том, что болгарская сторона, в свою очередь, вернула «Деву снегов», «Александра Невского» и «Песнь о Шамбале».

В соответствии с Приказом Министерства культуры СССР № 766 от 13.10.78 г.4 выставку, прибывшую из Болгарии, планировалось экспонировать не только в Ленинграде (Государственный Русский музей), но и в Одессе (Одесский художественный музей), Львове (Львовская картинная галерея), Киеве (Киевский музей русского искусства) и Москве (выставочные залы Академии художеств СССР). Мы располагаем копиями актов этих музеев по принятию и передаче 296 картин с соответствующими списками (например, см.: Прилож., док. 2). Во всех списках коллекция имеет в своем составе вышеупомянутые картины Н.К. Рериха — «Дева снегов» № 1, «Александр Невский» № 7, «Песнь о Шамбале» № 8.( В списке произведений Николая Константиновича Рериха сделан несколько другой перевод с английского языка названий картин под номерами 1 и 8 (См. Прилож., док. 2)). Таким образом, они остались в СССР, и в дальнейшем Святослав Николаевич включил их в свое завещание.

В июне 1979 года коллекция Святослава Рериха прибыла в Москву в Академию художеств СССР. Выставка в Академии художеств, в соответствии с Приказом Министерства культуры № 766, была последней. На основании этого же приказа Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. В.В. Вучетича после окончания выставки должен был обеспечить отправку картин в Индию их владельцу, Святославу Николаевичу Рериху. Однако отправка не состоялась, поскольку Святослав Николаевич пожелал, чтобы картины увидели и в других городах СССР. В Министерстве культуры также были заинтересованы, чтобы выставка еще на какое-то время осталась в СССР. Таким образом, коллекция осталась, и вот тут-то с ней и стало происходить нечто необъяснимое — она начала уменьшаться…

Итак, открываем счет пропавших картин. Из 125 картин Н.К. Рериха, оставшихся в СССР и включенных в завещание С.Н. Рериха, 3 после 1979 г. исчезают где-то в закромах Министерства культуры.

Теперь постараемся ответить на вопрос, сколько же картин самого Святослава Николаевича осталось в СССР? Документы Министерства культуры свидетельствуют, что их должно быть 160. Так ли это? Из акта поступления картин в Государственный Русский музей нам известно, что из Болгарии должно было поступить 168 картин С.Н. Рериха, но поступило 164. Не прибыли картины, находящиеся в списках под номерами 102, 163, 167, 168. В завещании С.Н. Рериха картины, соответствующие номерам 102, 163 присутствуют, а номерам 167 и 168 — нет. Следовательно, картины под номерами 102 и 163 были дополнительно доставлены в СССР из Болгарии, как и 3 картины Н.К. Рериха.

Далее, в акте поступления коллекции в СССР говорится, что 4 картины С.Н. Рериха (№№ 24, 29, 41 и 142) подлежали возврату в Болгарию. Но были ли они все возвращены туда, откуда прибыли? Осенью 2004 г. в Софии прошла выставка, посвященная 100-летию Святослава Николаевича Рериха, на которой был представлен документ, написанный С.Н. Рерихом:

«Комитету Культуры Народной Республики Болгарии — София.

С большим удовлетворением я передаю в Дар Национальным Собраниям и Музеям Народной Республики Болгарии шесть (6) произведений моего отца, Николая Константиновича Рериха, за следующими номерами:

 — № 37 <«Тибет»>

 — № 66 <«Гималаи»>

 — 67 <«Заход солнца»>

 — № 83 <«Тангла»>

 — № 114 <«Гималаи»>

 — № 107 <«Гора Эверест»>

И три (3) мои картины за следующими номерами:

 — Портрет Николая Константиновича Рериха № 41

 — Канченджунга — Гималаи № 29

 — Иаков и Ангел № 24

 Я счастлив, что эти вещи войдут в фонд национального собрания Болгарии. Святослав Рерих. 22.5.78 г.».

Дарственная С.Н. Рериха почему-то расходится с Актом № 4193 по количеству картин, подлежащих возвращению в Болгарию: в ней отсутствуют № 104 (картина Н.К. Рериха) и № 142 (картина С.Н. Рериха), которые указаны в Акте. То есть в соответствии с Актом, в Болгарию следовало вернуть на одну картину каждого художника больше. У нас, к сожалению, пока нет данных, сколько и какие картины Рерихов были возвращены Министерством культуры в Болгарию. Ответ на этот вопрос, адресованный руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е. Швыдкому, наши адвокаты так и не получили. В такой ситуации остается только одно — доверять данным Святослава Николаевича. А он в завещании упоминает 163 свои картины, оставленные Министерству культуры на временное хранение (164 + 2 (№ 102, № 163) — 3 (по дарственной) = 163). Министерство культуры и ГМВ в своих списках показывают 160 картин, то есть 3 картины С.Н. Рериха куда-то исчезают. Таким образом, с 1979 по 1989 г. исчезло 6 произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха.

В соответствии с приказом Министерства культуры СССР за организацию выставок в стране отвечал ВПХК ( в дальнейшем ВПХО) им. Вучетича, а контроль за исполнением приказа возлагался на Управление изобразительных искусств и охраны памятников и Управление внешних сношений, находящиеся в подчинении самого Минкульта. В архиве Министерства культуры имеются документы, свидетельствующие, что было еще и третье юридическое лицо, ответственное за сохранность коллекции С.Н. Рериха. Один из этих документов — «Справка об экспонировании в СССР выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов», в которой сказано: «После продолжительного маршрута выставки экспонаты были тщательно просмотрены экспертной реставрационной комиссией, на основании решения которой в передвижной выставке было оставлено 81 произведение. Остальные произведения были переданы в экспозицию Государственного музея искусств народов Востока и на временное хранение в ВПХК им. Вучетича» 5. Другой документ — «Служебная записка» 6 сотрудника Государственного Музея Востока О.В. Румянцевой в Министерство культуры СССР Начальнику Управления изобразительных искусств и охраны памятников Попову Г.П. от 03.03.1987 г., свидетельствующая, что картины из коллекции Святослава Рериха никогда (!) не передавались в ВПХО им. Вучетича, а находились на временном материально-ответственном хранении в ГМВ (см.: Прилож., док. 3).

Итак, несмотря на приказ Министра культуры о передаче коллекции на материально-ответственное хранение в ВПХК им. Вучетича, собрание Святослава Рериха после завершения первого турне по музеям СССР, еще в составе 296 картин, находилось в распоряжении Государственного музея Востока. Следовательно, мы имеем дело с грубейшими нарушениями закона, а также всех положений и правил в отношении хранения и экспонирования ценнейших картин. Поневоле приходишь к выводу, что сделано это было умышленно, и служебная записка О.В. Румянцевой лишний раз свидетельствует — в Государственном музее Востока рассчитывали на то, что Святослав Рерих оставит там свою коллекцию навсегда. И даже когда эти расчеты не оправдались, все равно коллекцию Рериха, вскоре после его смерти, перевели с временного хранения на постоянное.

Ранее мы установили, что из 288 картин, оставленных С.Н. Рерихом в СССР, в соответствии с приказом Министерства культуры осталось 282. Даже несмотря на вышеприведенную записку «хранителя выставки С.Н. Рериха» О.В. Румянцевой, пожалуй, трудно утверждать с полной уверенностью, что 6 картин пропали именно из ГМВ. Но в том, что с коллекцией С.Н. Рериха в стенах этого учреждения продолжали происходить весьма странные, если не сказать чудовищные вещи, можно не сомневаться. Документы самого ГМВ свидетельствуют, что картины, фигурирующие в первоначальных списках поступлений, стали заменяться другими картинами, не значащимися у С.Н. Рериха!

Существуют два акта под одним номером — № 54, якобы исполненные в ГМВ в одно и то же время (12 марта 1993 г.) и отражающие одно и то же событие — перевод 282 картин (коллекция С.Н. Рериха) из временного хранения на постоянное. Это не черновой и чистовой варианты одного и того же документа. Это не оригинал и копия. Это два совершенно разных документальных материала, которые не только мирно сосуществуют в нарушение всех наших представлений о времени и пространстве, но и даже фигурируют в судебных заседаниях по инициативе представителей ГМВ! Один — в 2001 году, когда Министерство культуры попыталось доказать свои права на картины в Арбитражном суде г. Москвы (Дело № А 40-12162/01-84-69). Другой — в 2004 году, когда при повторном рассмотрении заявления МЦР в Хамовническом суде (Дело № 2-227/05) права государства взялось отстаивать ведомство М.Е. Швыдкого — Федеральное агентство по культуре и кинематографии (см.: Прилож., док. 4, док. 5). Разве такое возможно? — спросите вы. Возможно, когда имеешь дело с Государственным музеем Востока.

Акты эти, как и подобает классическим разнояйцовым близнецам, хоть и имеют одних и тех же «родителей» и дату появления на свет, разительно отличаются друг от друга — не только внешним видом (как то: шрифт, количество листов, оформление в целом), но и, самое главное, содержанием. Почему-то под ними расписались разные лица, хотя указаны одни и те же фамилии. Но это, так сказать, еще цветочки. Списки экспонатов, приложенные к актам, не совпадают друг с другом: картины имеют один и тот же порядковый номер и номер по книге поступлений (КП), но разные названия, размеры, датировку, технику исполнения, а также основу и описание их сохранности. К счастью, в Акте № 54 образца 2001 года в списках картин проставлен авторский номер (он указан в нашем примере в скобках) владельца картин — Святослава Рериха. Это позволило составить сравнительную таблицу в отношении картин из списка С.Н. Рериха. Вот некоторые фрагменты из нее.

Список С.Н.Рериха

Акт № 54 образца 2001 г.

Акт № 54 образца 2004 г.

Картины Н.К.Рериха

48
Тибет
без даты
82,5 х 50,0

51
Заклинание
1943 г.
82,5 х 50,0

59
Гималаи
1939 г.
84,0 х 51,0

26 (48) 43948кп
Монастырь Брамапутра
1937 г.
46,0 х 79,0

79 (51) 44001кп
Заклинатель
1943 г.
46,5 х 79,0

106 (59) 44028кп
Вечер
1939 г.
47,0 х 79,5

26 (-) 43948кп
Гималаи
1939 г.
46,0 х 78,0

79 (-) 44001кп
Монголия
1937 г.
91,0 х 122,0

106 (-) 44028кп
Тибет
без даты
46,0 х 80,0

 

Приведенный пример из сравнительной таблицы показывает: в ГМВ изменяли не только названия картин, но и год их написания и размеры. Так, к примеру, картина, названная Н.К. Рерихом «Тибет» (в списке С.Н. Рериха № 48), в ГМВ превратилась в картину под названием «Монастырь Брамапутра» (1937), а затем эта же картина стала называться «Гималаи» (1939). Удивительно, но О.В.Румянцева, являясь «хранительницей коллекции С.Н. Рериха» в ГМВ, в подписанном документе под названием «Список соответствия авторских номеров владельца (С.Н. Рериха) музейным номерам по акту поступления» 7 доказывает, что это одна и та же картина. И таких примеров в отношении картин Н.К. Рериха ни много ни мало 18.

Еще один пример несоответствия – на сей раз в размерах и да тировке:

Список С.Н. Рериха

Акт № 54 образца 2001 г.

Акт № 54 образца 2004 г.

 Картины Н.К. Рериха  

23
Лао-цзы
без даты
72,0 х 36,0

19 (23) 43941кп
Лао-Дзе
1943 г.
38,5 х 122,5

19 (-) 43941кп
Лао-Дзе
1937 г.
38,0 х 122,0

Таким образом, мы с полной уверенностью можем утверждать, что в ГМВ, на основании их списков, из 122 картин Н.К. Рериха отсутствует 19. Итого, общее количество исчезнувших полотен Н.К. Рериха составило 22.

Картины самого Святослава Николаевича Рериха в ГМВ претерпели еще более существенную «трансформацию», нежели картины его отца. Так, разница между размерами картин в списках ГМВ и в списке С.Н. Рериха, составляющая от 16 до 111 (!) см, обнаружена в 32 случаях.

 >>>