Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Факты и домыслы о Рерихах

Л.А. Антоненко, Л.К. Маркелова,
г. Киев

Телеканал ТВ-3: дела и дни мистической фабрики

О фильмах «Картины-пророки» и «Влюбленная в призрака. Елена Блаватская»

…очень часто сознание бывает настолько затемнено,
что люди вообще перестают мыслить о духовных сокровищах и потому,
к сожалению, в нашем веке создалась особая необходимость подумать
об истинных оплотах человечества.

Н.К. Рерих. Духовные сокровища.
Комитету Пакта Рериха в Харбине

Еще в 2008 году на телеканале ТВ-3 в программе «Тайные знаки» состоялась премьера фильма «Картины-пророки» (режиссер Алексей Грицаенко, автор сценария Елена Любарская). Как сообщалось, в этой программе телеканал разгадывает тайные знаки в судьбах известных людей и открывает новые грани прошедших событий. В тот раз авторы взялись «разгадать» цель жизни великого гуманиста и миротворца, ученого и художника мировой славы Николая Константиновича Рериха и его жены, выдающегося философа, президента-основателя Гималайского Института научных исследований «Урусвати» Елены Ивановны Рерих. В титрах, где перечислены создатели и участники ленты, как видно, для большей убедительности выражалась особая благодарность такой авторитетной организации, как Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Буквально через два дня последовало Официальное заявление Международного Центра Рерихов о совершенной непричастности Музея к созданию этого фильма:

«Продемонстрированное на экране не имеет ничего общего с жизнью и творчеством Н.К. Рериха. Искажения и домыслы в этом фильме присутствуют буквально в каждом эпизоде. Авторы проявляют полное отсутствие знаний о Николае Константиновиче и его семье. В этом отношении создатели фильма поражают глубиной своего невежества. В титрах фильма без всяких на то оснований сделана ссылка на Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Международный Центр Рерихов официально заявляет, что не имеет никакого отношения к созданию этого фильма и предпримет все необходимые действия для защиты имени Рерихов и своей репутации» [1].

Фильм не оставил равнодушной и общественность, тех, кто уважает, знает и изучает труды Рерихов. Директору телеканала ТВ-3 А.Л. Карпову было направлено письмо, в котором более пятидесяти представителей научных и культурных кругов возмутились искажением действительной жизни и творчества Н.К. Рериха, назвав упомянутый фильм очередной клеветой [2, с. 581–588].

В том же году ТВ-3 «блеснул» еще одной «уникальной» кинолентой из цикла «Тайные знаки» под названием «Влюбленная в призрака. Елена Блаватская» (режиссер Людмила Снегирева, автор сценария Михаил Кофейников). Особая благодарность выражалась, естественно, Российскому Теософскому обществу, «что, безусловно, является провокационным фактом», как заявлено на форуме портала Теософического сообщества в рубрике «Защита имени и наследия Елены Петровны Блаватской» [3]. На форуме также отмечалось, что «фильм изобилует ошибками, фантазией авторов и явной клеветой».

Как многие другие телеканалы, ТВ-3 вещает не только в прямом эфире, но и поддерживает собственные интернет-ресурсы, где размещает сериалы так называемого мистического жанра, в том числе и цикл «Тайные знаки», продолжая тем самым воздействовать на зрительскую аудиторию. Соответственно возрастает степень негативного информационного воздействия на огромное количество людей самого разного возраста. Поэтому мы вынуждены вновь обратить внимание на упомянутые фильмы и прочую продукцию телеканала ТВ-3.

«Картины-пророки», или небылицы от ТВ-3

…многоаспектный подход Рериха к русской истории определял его дальнейшие научные поиски, а также своеобразие творческих замыслов. Рерих был ученым. Для него на первом месте стояло познание и осмысление исторических судеб человечества. И те вехи, по которым уверенно прокладывал свой путь Рерих-художник, заранее расставлялись Рерихом-мыслителем.

П. Беликов, В. Князева. Николай Константинович Рерих 

Имя Николая Константиновича Рериха, автора уникальных живописных полотен, ученого, исследователя, совершившего непревзойденную до сих пор экспедицию по Центральной Азии, борца за искусство, мир и культуру, известно в России и во всем мире. Однако сейчас, когда люди, особенно молодые, все реже обращаются к книгам и предпочитают искать информацию в Интернете, они зачастую получают самое превратное представление как о личности, так и о деятельности этого выдающего во всех отношениях человека. Во многом поспособствует этому и фильм «Картины-пророки», вышедший на телеканале ТВ-3.

Взявшись освещать жизнь Н.К. Рериха, авторы фильма погрешили против истины, откровенно оклеветав выдающегося деятеля культуры. Главное в фильме – продвижение темы о мистицизме Рериха. Авторы, вероятно, не знали, что писал о мистицизме в одноименном очерке сам Николай Рерих: «В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова “мистицизм”. Уж очень оно мне напоминает английское “мист” – то есть “туман”. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе» [4, с. 604]. Великий художник повторял это не однажды: «…мы не имеем ничего общего с туманами, мы занимаемся фактами, точными и светлыми» [5, с. 26]. И еще: «Главная наша задача изучать факты честно. Мы должны почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством» [5, с. 24]. И «мистиком» Рерих представляется лишь тем, кто не читал его труды, а поверил на слово людям, создающим образ какого-то странного человека, не имеющего к Рериху ни малейшего отношения.

В биографической книге «Николай Константинович Рерих» серьезные исследователи его жизни и творчества П.Ф. Беликов и В.П. Князева так характеризуют жизненное кредо художника: «Многообразной была деятельность Рериха, однако в какой бы области он ни работал, – как археолог, педагог или художник, – он всегда обращался к истокам культуры прошлых эпох. Изучать историю и учиться у истории. Извлекать уроки из народной памяти, бережно хранить неувядающую красоту народного творчества и найти ему достойное место в современной жизни – вот мысли, которые волновали Рериха и которые во многом определяли своеобразие его творческих устремлений» [6, с. 68].

Ни в одном из литературных произведений Рериха вы не найдете ни намека на мистику. Лишь пристальное изучение истории, путей движения народов и народного творчества, отражающего прошлые эпохи. Вот что формировало глубокие знания выдающегося художника и мыслителя. Это подтверждают и его биографы: «Еще в ранние годы, изучая труды русских и зарубежных ученых, он увлекся идеей народных миграций и их роли в процессе взаимодействия различных культур. Позже Николай Константинович приходит к убеждению, что в течение многих веков восточные влияния на Русь были более действенными, чем западные. При этом его внимание особенно сосредотачивалось на различных религиозно-этических учениях Востока, идущих из глубокой древности» [6, с. 81].

Не будем подробно останавливаться на каждом эпизоде фильма, ибо реальных фактов биографии Рериха мы там не найдем. В фильме обнаруживается другое – искажение правды, касающееся портретов Елены Ивановны Рерих и знакомства ее с будущим спутником жизни, о чем следует сказать обязательно. В самом начале фильма авторы рассказывают о являющемся Рериху женском образе, показывают нам якобы его «очередной неудачный эскиз первого портрета» Елены Рерих. Как оказалось, автором этого черно-белого наброска портрета Елены Ивановны является современная художница Антонина Богомолова [7]. Далее авторы фильма выдают картину Валентина Серова (1909) за якобы написанный Николаем Рерихом портрет будущей супруги. Примечательно, что этот портрет был создан, когда Елена и Николай Рерихи прожили в браке уже 8 лет и имели двоих сыновей. По версии же фильма, лицо женщины, которое Рерих якобы мучительно пытался изобразить, явилось ему до женитьбы и даже до знакомства с Еленой Ивановной Шапошниковой. Дальше – больше. Следующий портрет избранницы Н.К. Рериха оказывается на самом деле портретом Елены Рерих кисти ее младшего сына, художника Святослава Рериха, написанный им в 1937 году [8]. С какой целью авторы фильма мистифицируют зрителей и выдают указанные работы за портреты-предвидения Николая Рериха, остается только догадываться. Добросовестным исследователям известно, что Николай Рерих портретов Елены Ивановны Рерих не писал.

Отметим еще одну ложь, касающуюся обстоятельств знакомства Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Шапошниковой. По версии авторов, девушка в поисках модного учителя музыки случайно зашла в мастерскую Рериха, где они и познакомились во время его попыток написать ее портрет. На самом деле знакомство их состоялось летом 1899 года в селе Бологое, в имении князя Путятина. Князь был женат на сестре матери Елены Шапошниковой, увлекался археологией. А когда Русское археологическое общество командировало Рериха в эти края, он навестил князя, где гостила в то время Елена Ивановна. Там их и представили друг другу. Елена Ивановна Шапошникова, несмотря на свою принадлежность к петербургской знати, тяготилась светскими приемами и балами, отказывала знатным женихам. Вдумчивая девушка серьезно интересовалась философией, искусством, музыкой и не случайно стала спутницей жизни художника. Свадьба была отложена до возвращения Николая Рериха из Парижа, где он проходил курс обучения живописи у французских художников. Бракосочетание Елены Шапошниковой и Николая Рериха состоялось в Петербурге осенью 1901 года. А манипуляции с портретом избранницы, как демонстрируется в фильме, – просто трюк с целью показать образ человека, использующего магию ради успеха, а главное, внушить зрителям мысль, будто, по словам авторов фильма, «картины художника, благодаря своей мистической силе, становятся реальностью». Именно такой странный смысл авторы киноленты придают «картинам-пророкам». И, говоря о работах художника, созданных накануне Первой мировой войны, они доходят до чудовищной мысли, что «и эти трагические картины, обладая магической силой, стали реальностью», поэтому Рерих, якобы «испугавшись, сжигает эти работы и дает клятву никогда не изображать зло». Вот в какие лабиринты лжи заводят зрителя создатели фильма. Что же касается уничтожения предвоенных картин, то в биографии Рериха такой факт не значится.

По утверждению авторов фильма, пророчества картин реализуются благодаря мистической силе, но на самом деле они являются предвидением событий, а также предупреждением. Авторы фильма пытались придать всей творческой деятельности Рериха мистический характер, вменяя художнику тягу к магии и колдовству. Человек высокообразованный, культурный, необычайно трудолюбивый, активно участвующий в просветительских делах, а именно таким и был Рерих, предстает в фильме как нелепый мечтатель. Он, как показывается в фильме, совсем забросил работу, утверждают авторы, читал лишь легенды о загадочной стране Беловодье да посещал благотворительные вечера, общаясь с меценатами в отчаянных поисках финансирования экспедиции к сибирским шаманам, якобы интересуясь их магическими ритуалами. При этом упорно навязывается версия о том, что на картине «Колдуны» (1905) художник «изобразил сибирских шаманов, о встрече с которыми так мечтал». Однако в этот период Рерих, увлеченный историк и археолог, обращается к «седой варяжской старине» и пишет картины из доисторических времен северной Руси, в частности, и эту картину. А на Алтай (и вовсе не к шаманам) он прибыл через много лет, в 1926 году, во время научно-изыскательской Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928). До этого никаких специальных путешествий в Сибирь он не совершал. У недостаточно осведомленного зрителя версии телеканала ТВ-3 формируют искаженное до неузнаваемости представление о личности Рериха, глубоко просвещенного человека.

В столь далекой от нездоровых фантазий ТВ-3 реальности, начиная с конца 90-х годов XIX века, Н.К. Рерих, недавний студент двух высших учебных заведений – Петербургского университета и Академии художеств, уже читает лекции в Археологическом институте, пишет целую серию картин «Начало Руси. Славяне», участвует во многих художественных выставках на родине и за рубежом, обучается живописи у французских мастеров. В 1903–1904 годах Рерих вместе с женой совершает большое путешествие по древним городам России. В 1906 году он становится директором школы Императорского общества поощрения художеств. В 1909 году его избирают академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции, а в 1910 – председателем общества «Мир искусства». В 1914 году выходит первый том собрания сочинений Н. Рериха, большинство которых посвящено проблемам сохранения памятников старины. Так что предаваться пустым мечтаниям у Рериха просто не было времени.

Продолжая муссировать тему о мистицизме Рериха, авторы фильма решили сдобрить эту фантазию интересом мировых разведок к личности великого художника. Причем упор сделали на разведку фашистской Германии и сочинили «самый необычный проект Третьего Рейха – план похищения русского художника, чтобы заставить его написать картины, где знамя со свастикой будет реять над Букингемским дворцом, Кремлем и Белым домом». Для этой абсурдной идеи в качестве участника экспедиции Рериха в сценарий ввели фантастический персонаж – повара-немца, агента гитлеровской разведки. Впоследствии он и должен был осуществить «гениальную операцию похищения, разработанную лучшими специалистами Абвера». Здесь авторы явно просчитались, надеясь, что откровенный «ляп» пройдет незамеченным. В 1924–1928 годах, когда состоялась Центрально-Азиатская экспедиция Рериха, «эпоха» Третьего рейха еще не наступила. Рейхсканцлером Гитлер стал лишь в 1933 году. После завершения экспедиции, в том же 1928 году, Рерихи обосновались в Индии, в долине Кулу. Но авторы фильма умышленно отнесли этот факт «к середине 30-х годов», подтасовав его под версию с немецким агентом.

Однозначно можно сказать: то, что создатели фильма приписывают Рериху, характеризует их самих как мистификаторов. Безусловно, одобрить этот откровенно клеветнический фильм Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, сотрудники которого многие годы занимаются изучением жизни и творчества Рерихов, не мог. Поэтому столь возмутительна лживая благодарность, объявляемая создателями этой так называемой киноленты Центру-Музею, которая вводит в заблуждение зрителей.

Упоминая о Пакте Рериха по защите культурных ценностей, авторы умалчивают о многолетней деятельности Рериха в сфере охраны памятников культуры и вновь искажают хронологию событий. По версии фильма, после начала войны «в августе 1914 года художник добивается встречи с императором Николаем II, предлагая ему принять некое законодательство, посвященное защите культурных ценностей во время войны». Мысль о необходимости специального соглашения по охране памятников культуры приходит Рериху задолго до Первой мировой войны. Путешествуя по городам России в 1903–1904 годах, исследуя памятники старины, Рерих обращает внимание на их состояние и становится одним из главных охранителей, собирателей и пропагандистов древнего искусства. Как пишет известный российский искусствовед Е.И. Полякова, Рерих входит в состав многих комиссий по охране старины, составляет списки того, что следует охранять, и «понимает, что дело не в самих комиссиях: “Как передать народу это стремление спасти памятники? Как внушить всем городским хозяйствам, что с разрушением памятников понижается культура?”» [12, с. 80–81]. В начале Первой мировой войны, читаем в книге П.Ф. Беликова и В.П. Князевой, Рерих выносит этот вопрос на обсуждение широкой общественности и даже обращается «к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами. Действуя с присущей ему энергией, художник ознакомил с проектом многих высокопоставленных лиц, а в 1915 году и самого Николая II, но дело так и не продвинулось» [6, с. 100].

Вопреки утверждению авторов фильма, что «в начале ХХ века мир еще не был знаком с массовыми военными действиями и оружием, способным разрушать города», война, унесшая десятки миллионов жизней, недаром названа мировой. Рушились империи, превращались в развалины города, взрывались соборы. И это отметил Рерих. В 1914 году он создал плакат «Враг рода человеческого», в котором заклеймил варварское разрушение городов Франции и Бельгии. Плакат был разослан по армиям и военным зонам [6, с. 100].

Проведение в жизнь идеи охраны культурных ценностей как в военное, так и в мирное время заняло большое место в дальнейшей общественной деятельности Рериха. В начале 1930-х годов развернулось движение сторонников Рериховской идеи, которая воплотилась в знаменитом международном Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанном США и латиноамериканскими странами в 1935 году. Пакт Рериха подразумевает не только государственное признание, но и деятельное участие общественности в организации защиты культуры, становится призывом к партнерству и сотрудничеству всех народов, к миру всего мира.

Абсолютно несостоятельной является мысль создателей фильма о том, что Рерих будто бы «мистическим образом мечтал изменить будущее с помощью картин, рисуя пейзажи и лица, наполненные покоем и радостью». Никто не сможет одарить человечество прекрасным будущим, если сами люди не предпримут шаги в этом направлении. Путь в прекрасное будущее – это путь просвещения, знания и творчества, культурного строительства и труда. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих видел в ее сохранении и действенном созидании основу будущего и общего земного дома всего человечества. «Не напрасно мы мечтали о лучшем будущем, – говорил Рерих. – Призовем его всею мощью духа. Ощутим, что оно – прекрасное будущее – возможно. Возможно в непреложной реальности, в стремлении к высокому качеству каждодневного труда, к радостному творчеству и добротворчеству. <…> И немала сила человека, приложенная к общему благу, к общему восхождению» [13, с. 307]. 

«Влюбленная в призрака. Елена Блаватская» – и это все не о ней

Ее жизнь, какою я узнал ее в течение последних 17 лет как друг, товарищ и сотрудник, была сплошным мученичеством из любви к людям. Она пылала ревностью к их духовному благу и к их духовной свободе и, далекая от какого бы то ни было эгоистического мотива, посвящала жизнь и силу делу любви, не ожидая ни благодарности, ни награды. За это она и была преследуема клеветами ханжей и фарисеев до самой смерти, которую они и ускорили своей злобой. И даже мертвой они не дают покоя, они стараются загрязнить ее прах, очернить ее память лживыми описаниями ее жизни.

Г. Олькотт. Памяти Елены Петровны Блаватской

Все, что продемонстрировано и сказано о Елене Петровне Блаватской в фильме «Влюбленная в призрака», не имеет к ней никакого отношения. Героиня фильма – вымышленный женский образ, которому авторы по своему произволу присвоили имя нашей выдающейся соотечественницы. Сам фильм из серии «Тайные знаки» заявлен в теме «О женщинах, чьи имена стали символами ослепляющей страсти», которых «принято называть роковыми». А поскольку авторы в биографических материалах о реальной Е.П. Блаватской признаков «страсти» не нашли, им пришлось дойти до абсурда и приписать ей любовь к представителю потустороннего мира. При этом создатели киноленты не стали себя особо утруждать и обратились к сюжету банального любовного треугольника. На роль конкурента для призрака они избрали сподвижника Е.П. Блаватской, соучредителя Теософского общества полковника Генри Олькотта. Однако фактов, подтверждающих наличие влюбленности у полковника, в материалах об их жизни и деятельности не существует. Все это полный вздор и не делает чести фантазии авторов.

Хватает в фильме и других вымыслов в биографии Е.П. Блаватской. К примеру, создатели фильма утверждают, что Е.П. Блаватская «стала одной из первых переводчиц “Египетской книги мертвых”». На самом деле перевод этой книги с английского впервые сделан в начале ХХ века уже после ее смерти. А обложка «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской с русским названием, представленная в фильме, столь грубо скомпилированная на фоне английской газеты, является откровенной фальсификацией, поскольку «Тайная Доктрина» впервые издана на английском языке. С самого начала Теософское общество, основанное Е.П. Блаватской, «не имело ни денег, ни пожертвований, ни общественного или государственного попечительства», о чем писала сама Елена Петровна [14, с. 181]. А посему «сотни тысяч долларов на его счетах» – очередной авторский вымысел. Действительно, в Америке, Европе и Азии возникло большое число отделений Теософского общества, однако явным преувеличением можно считать утверждение в фильме о «десятках тысяч его последователей по всему миру при жизни Е.П. Блаватской и сотнях новых, ежегодно пополняющих движение в наше время». Так, созданное в 1908 году Российское теософское общество включало всего восемь теософских кружков Петербурга, Варшавы, Калуги и Киева. И если взять, к примеру, Калужское теософское общество, то его членами в 1908–1929 годах являлись только 23 человека [15].

В целом фильм сделан для того, чтобы дополнить то смутное, а подчас и ошибочное представление многих людей о Елене Петровне Блаватской, о Теософском обществе, его истории и задачах. Недаром сочиняется и демонстрируется в фильме несуществующий в природе «манифест всемирного теософского братства» с призывом сценарного призрака «стать учениками его наследницы», а целями общества объявляются «изучение древней мудрости и передача современному человечеству тайных знаний». В том, что это ложь, легко убедиться, поскольку задачи Теософского общества состояли в создании ядра всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола или цвета кожи, в изучении древних и современных религий, философий и наук, в исследовании непознанных законов природы и сил человека [14, с. 180]. Е.П. Блаватская говорила: «Мы – друзья всех, кто борется против пьянства, жестокого обращения с животными, против несправедливого отношения к женщинам, коррупции в обществе или правительстве, хотя в политику мы не вмешиваемся. <…> Назначение теософов состоит в том, чтобы раскрывать человеческие сердца и разум для милосердия, справедливости и великодушия – свойств, отличающих род человеческий и естественных для того, кто развил в себе эти качества человеческого существа» [14, с. 179–180]. Как видим, здесь нет ничего тайного, ничего противоречащего науке и вредного людям.

Как свидетельствовали последователи Е.П. Блаватской, «в нее, стоявшую всегда впереди всех в Теософском обществе, попадали все ядовитые стрелы насмешки и клеветы, как в живой щит, который принимал на себя все удары… Она была… добровольная жертва, на незаслуженных мучениях которой строилась и крепла жизнь и успех Теософского общества» [16, c. 133]. Никто из знавших Е.П. Блаватскую не мог заменить и забыть ее, утверждал полковник Олькотт. Он был уверен, что очернить ее память лживыми описаниями ее жизни все равно не удастся.

А ложь рассчитана на тех, кто плохо осведомлен о жизни и самоотверженной деятельности Елены Петровны Блаватской. Такой зритель еще может поверить в глупость, что написанные ею книги, а они трудны и для сведущих людей, «обсуждали во всех модных салонах и гостинных», но от души посмеется над комиксами о «загадочном распространении теософских манифестов буквально за несколько дней по всему миру», падающих с неба «в парижских кафе, в зрительном зале Московского Большого театра, на столы нью-йоркских клерков».

В 1991 году мировая общественность отметила столетие со дня ухода Е.П. Блаватской. В тот год известному журналисту и писателю Всеволоду Овчинникову, автору популярной книги «Ветка сакуры», выпала судьба впервые реабилитировать личность Е.П. Блаватской на Центральном телевидении. «Программа “Лотос на ладони” прошла в эфир в ту пору, когда в сознании россиян начался процесс возрождения имен, – писал В. Овчинников на страницах “Российской газеты”. – Многие наши выдающиеся соотечественники какое-то время были больше известны за пределами России, чем на Родине. Писатель Иван Бунин, балерина Анна Павлова, художник Николай Рерих – всем им народ воздает нынче то, что они заслужили еще при жизни. В этом ряду реабилитированных имен следует назвать и Елену Блаватскую» [17, c. 151–152]. К сожалению, попытки очернить память этой великой женщины продолжаются и сейчас. Однако героическая жизнь Елены Петровны Блаватской всегда будет привлекать внимание людей своим самоотверженным служением истине и подвигом. Все низкое, злое уходит, остается только высокое, доброе и прекрасное, и воздается должное памяти людей, без деятельности которых продвижение к будущему было бы невозможным. 

Мистические страсти телеканала ТВ-3

С какими проектными вирусами-изобретениями мы столкнемся в будущем? Все зависит только от замысла и умений их создателей – то есть от мемов, которыми будет инфицировано их сознание! Мне представляется вероятным, что большая часть проектрировщиков новых вирусов будет бороться за Деньги или Власть

Р. Броуди. Психические вирусы.
Как программируют ваше сознание 

Еще в 2008 году, когда на экран вышли анализируемые нами фильмы, ТВ-3 позиционировал себя под девизом «Настоящий мистический» [18]. Таким он, по сути, остается и поныне, громогласно заявляя: «ТВ-3 – единственный в России телеканал, который позволяет заглянуть за пределы реальности и расширить границы возможного. Здесь силе мысли подвластно невообразимое, и только здесь совершаются великие открытия!» [19].

Какие именно тайны скрывает мистической девиз, во многом проясняют интервью, взятые у руководителя телеканала ТВ-3 журналом «Форбс», украинским еженедельником «Телескоп», а также радиоканалом «Эхо Москвы». Как рассказала журналу «Форбс» генеральный директор ТВ-3 Д.В. Фиалко: «В концепции канала мистика – это все, что удивляет, что не объяснить логикой. Мы не можем сказать зрителю: читайте, к примеру, Кастанеду, и вам многое в жизни станет понятнее. Но мы можем сказать: сходите к гадалке…» [20]. «В России зашкаливающая мистификация сознания. Не думаю, что где-то еще в мире есть нечто подобное», – решительно утверждает она [20].

Оказывается, говорить «мистическим языком» с сегодняшним зрителем, поясняет Д.В. Фиалко в другом интервью, «совершенно несложно, так как мистицизм все глубже проникает в нашу жизнь. Мистика – это один из трех самых заметных трендов на российском ТВ. И не только на ТВ. Посмотрите, какой интерес людей к практикам медитации и йоги, поиску себя и т.п. – все это разные аспекты одного и того же процесса: люди хотят расширить границы познания окружающего мира» [21].

Радио «Эхо Москвы» [22] также констатировало высокую степень мистификации российской аудитории и огромный потенциал мистической ниши, на которую настроен ТВ-3. Слушатели радиопередачи имели возможность задать вопросы генеральному директору канала. Некоторые из них оказались весьма интересными. Ответы – тоже.

Вопрос слушателя: «…А вы сами верите в то, что показываете?»

Ответ: «Вы знаете, ну, мы же показываем разное, поэтому что-то мне близко, во что-то я верю, в чем-то я сомневаюсь как любой нормальный человек». 

Вопрос слушателя: «Очень интересные какие-то факты рассказывали, которые я, например, пытался потом в Интернете найти (подтверждение этим фактам), и кроме как на страницах сайта ТВ-3 нигде упоминаний не было». 

Ответ: «Но вы же понимаете, что такое документалка? Документалка – это жанр, в котором допускается некий индивидуальный субъективный взгляд корреспондента, журналиста, автора, который эту, собственно, документалку придумывает и дальше некую тему исследует. Поэтому трактовка бывает зачастую авторская. Надо делать на это скидку».

Вопрос слушателя о зрителях мистического: «Не являются ли они потенциальными клиентами психиатра?» 

Ответ: «Ну, вы знаете, периодически, когда мы обсуждаем шоу, где мы можем прямо в прямом эфире выгонять дьявола и заниматься экзорцизмом, нам, в общем, там, как бы, напрашивается эта мысль. <…> Прямыми пациентами психиатрической клиники, я надеюсь, мы не являемся».

Комментарии тут, как говорится, излишни. А над вопросом о потенциальных клиентах психиатрической лечебницы, на наш взгляд, необходимо глубоко задуматься. Примеров, подтверждающих опасные последствия мистических практик и «заглядываний в иную реальность», специалисты приведут нам множество.

Важно отметить, что ни в опубликованных интервью, ни в новостях, ни в истории телеканала ТВ-3 или его проектах нет ни слова о культуре. Как нет и предупреждения о том, куда может завести легкомысленного зрителя мистический марафон, а это программы «Тайные знаки», «Нечисть», «Колдуны мира», «Охотники за привидениями», «Секс-мистика», «Гадалка» и т.д. Всех программ, практик и услуг, предлагаемых ТВ-3 для «расширения границ познания мира», не перечесть. Оценку своей «придуманной документалки» с научной точки зрения канал, естественно, дать не в состоянии, а потому: «Пусть зритель сам делает свой вывод, с разоблачением или нет, магия это или это что-то реальное» [22].

Однако в ученой среде явная лженаучность подобных телепроектов получила заслуженную оценку. Профессора и преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова открыто выразили свой протест против антинаучной пропаганды некоторых СМИ и особенно телеканалов ТВ-3 и РЕН-ТВ. Их возмутило не только содержание программ на этих каналах, но и грязные методы работы, когда «такие лженаучные передачи формируются путем бессовестной компиляции различных частей научных передач с участием ученых-профессионалов с нанизыванием на эти научные части бредовых измышлений продюсеров и журналистов» [23]. Причем это делается без ведома и согласия ученых в нарушение закона об авторском праве. И представители МГУ призвали «всех ученых России не давать интервью телеканалам РЕН-ТВ и ТВ-3 и не участвовать в передачах на этих каналах телевидения» [23].

С помощью той же бесстыдной технологии мистическая фабрика ТВ-3 обрабатывает биографии великих людей. Проект «Тайные знаки», которым так гордится канал, обещал разгадать тайны жизни выдающихся личностей, открыть новые грани знакомых событий, представить эксклюзивные факты и авторитетные комментарии экспертов [24]. Имя личности имеет первостепенное значение, оно должно привлекать зрителей и обеспечивать численность аудитории. Из биографии этих людей выхватывается минимум сведений, который сдабривается мистическим сюжетом, а также приправляется ложью и вымыслом несуществующих фактов. Такое бесчувствие к великим людям совсем не удивляет. Для ТВ-3 и ему подобных не может быть великого человека, потому что у них свое понятие о величии.

Авторитетные комментарии «дают» историки, писатели, маги, жрецы, колдуны и астрологи. А вот знают ли эксперты о своем участии в программе, это вопрос. Все фильмы штампуются по типовой схеме и потоком сходят с конвейера ТВ-3. Главное не качество, а количество. «У нас тонна часов эфира, и нам нужно постоянно подкармливать фабрику контентом» [20], – декларирует ТВ-3.

В состав «Тайных знаков» вошла не одна сотня фильмов, почти половина из них связана с именами известных людей прошлого и настоящего времени. А названия серий заставляют усомниться в здравомыслии их создателей. Судите сами: «Вещий Олег. Князь-Оборотень», «Илья Муромец. Любовник проклятой красавицы», «Заложник колдуна. Дмитрий Донской», «Софья [Палеолог]. Ведьма всея Руси», «Министерство колдовства дома Романовых», «Екатерина Вторая. Поединок с магией» и т.п.

Знакомые события и неизвестные стороны в судьбах знаменитых личностей обернулись их извращением и фальсификацией. Более чем тысячелетняя история русской земли в авторском исполнении ТВ-3 разворачивается на поле деятельности темных сил. Успехи государственности и победы над врагом приписываются черным магам и колдунам, а государство, как цинично заявляет телеканал, «созданное и спасенное с помощью темных сил, все равно обречено на гибель». Все это от лукавого, безнравственно по отношению к собственной истории, к уже и так оскорбленной культуре. И здесь уместно не только задуматься о здравомыслии «творцов новой российской истории», но и задать традиционный вопрос, кому выгодно так безбожно осквернять историю любым способом? Антикультурная, разрушительная суть этих проектов – знак не тайный, а явный.

«Манипулируя сознанием через осмеяние истории, культуры, веры и традиции, человека отрывают от корней, стимулируя потребительский эгоизм. Все это делается в развлекательной форме, скрывающей опасное содержимое», – предупреждают психологи [25, с. 216]. Подчинение культуры интересам коммерции и, как результат, бездуховность, беспамятство, формирование потребительской психологии могут иметь самые пагубные последствия. В условиях информационного хаоса и подмены духовных ценностей образцами массовой культуры особенно страдает молодое поколение. Отрыв от традиций, разрушение истории и культуры ведут к безответственности, нравственной деградации и разобщению общества и, в конечном счете, к ослаблению государственности. Именно духовная память, знание дают нам возможность раскрыть творческий потенциал и строить настоящее и будущее.

Безусловно, не будем считать помрачение всеобщим, а зрителей глупцами, не будем думать, что у людей ослабела память, иссякли благородные качества и нравственное чутье. Удивляет другое – не слышно голоса министерства культуры, министерства образования, представителей церкви и даже бдительных сектоведов. Причем любопытен тот факт, что в связи с мистической тематикой у канала ТВ-3 проблем с православной церковью не возникало и даже обсуждался совместный проект – документальный цикл «Святые» [20].

«Индустрия развлечений стремится в наши дни подменить истинную Культуру» [26, с. 31], – утверждает известный ученый, философ, академик РАЕН, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова. И подчеркивает: «Работы Рериха дают нам сейчас возможность понять, что наше духовное возрождение, вызванное перестроечными процессами, происходит на фоне затянувшейся бездуховности… Он неустанно повторял: культура, культура, культура. Но мы не вняли. Он говорил о том, что свобода без культуры может превратиться во вседозволенность и произвол. <…> Нашей сегодняшней малой свободе недостает Культуры в самом широком смысле ее слова» [26, с. 31]. Николай Константинович Рерих отмечен здесь не случайно. В истории России трудно найти другого человека, всецело посвятившего свою жизнь не только творчеству и культурному строительству, но и действенной защите ценностей культуры в мировом масштабе. Его богатейший опыт и предложения по развитию культуры и науки особенно актуальны сейчас, когда разрушительные силы так упорны, а общество нуждается в формировании новой системы ценностей, основу которой составляют культура, нравственность, духовность.

Технологии разрушителей культуры на службе у мамоны сегодня отточены до совершенства. Их цель – расчеловечивание личности. И плоды этой деятельности общество щедро пожнет в недалеком будущем, если не защитит истинные ценности, не провозгласит и не узаконит культуру основой своего развития и процветания.

09.06.2015

Примечания

1. Официальное заявление МЦР. 12.11.2008 [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: официальный сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=208 (дата обращения: 15.04.2015).

2. Письмо культурной общественности по поводу документального фильма «Тайные знаки. Картины-пророки» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 5. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. См. также: Международный Центр Рерихов: официальный сайт. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2069 (дата обращения: 15.04.2015).

3. Портал Теософического сообщества. Форум. Режим доступа: http://chelas.net/forums.php?m=posts&q=1112 (дата обращения: 15.04.2015).

4. Рерих Н. Мистицизм // Н. Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1996.

5. Рерих Н. Прекрасное. Приветствие Школе Дальтона // Н. Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.

6. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. Самара: Изд-во «Агни», 1996.

7. Автор представленных работ – художница Антонина Богомолова [Электронный ресурс] // Орифламма. Центр Культуры. г. Запорожье: официальный сайт. Режим доступа: http://oriflamma-zp.narod.ru/pic_tonya_003.html (дата обращения: 25.04.2015).

8. Каталог картин С.Н. Рериха: портрет Елены Ивановны Рерих (№ 455) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gallery.facets.ru/catalog.php?painter=2&page=10 (дата обращения: 25.04.2015).

9. Рерих Н.К. Три меча // Н.К. Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2000.

10. Рерих Н.К. Сорок лет // Н.К. Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2000.

11. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 1: Мастер. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1998.

12. Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1985. (Жизнь в искусстве).

13. Рерих Н.К. Мир движется // Н.К. Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1996.

14. Крэнстон С. Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М.: Лигатма, 1999.

15. Тиминский В. К истории калужского теософского общества (1909–1929) [Электронный ресурс] // Ярославское Рериховское общество «Орион»: официальный сайт. Режим доступа: http://yro.narod.ru/bibliotheca/teosophy/teosof.htm (дата обращения: 15.04.2015).

16. О Елене Петровне Блаватской. Воспоминания, свидетельства, отзывы // Вестник Космической эволюции. Сборник статей. Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2012.

17. Овчинников В.В. Соотечественник Блаватской (Публикация по: Российская газета, 2003, 1 мар.)// Вестник Космической эволюции. Сборник статей. Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2012.

18. ТВ-3. История. Режим доступа: http://old.tv3.ru/business/about/history/ (дата обращения: 14.10.2015).

19. ТВ-3: официальный сайт. О канале. Режим доступа: http://old.tv3.ru/business/about/ (дата обращения: 14.10.2015).

20. Калинина Н. «В России зашкаливающая мистификация сознания» [Электронный ресурс] // Forbes: официальный сайт. 02.11.2012. Режим доступа: http://m.forbes.ru/article.php?id=182709 (дата обращения: 15.04.2015).

21. Склярова М. Дарья Фиалко: «Удержание доли – это и так суперрезультат при нынешней конкуренции на телерынке» (Харьковский еженедельник «Телескоп») [Электронный ресурс] // «Телекритика»: официальный сайт. 23.01.14. Режим доступа: http://www.telekritika.ua/daidzhest/2014-01-23/89672 (дата обращения: 15.04.2015).

22. Телехранитель: Мистическое телевидение: трансформация 2012. [Электронный ресурс] // Радио Эхо Москвы (офиц. сайт). 29.07.2012. (Ведущая: Афанасьева Е. В гостях: гендиректор ТВ-3 Фиалко Д.). Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/tv/913045-echo/ (дата обращения: 15.04.2015).

23. Черепащук А.М. Бесстыдство некоторых российских СМИ поражает воображение [Электронный ресурс] / Бюллетень «В защиту науки». 2011. № 9 // Российская Академия Наук: официальный сайт. Режим доступа: http://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx (дата обращения: 15.04.2015).

24. Новости от ТВ-3: Программа «Тайные знаки» [Электронный ресурс] // Международный рынок вещательного контента: Новости участников. 10.11.2008. Режим доступа: http://www.teleshow.ru/news/part/page1/issue198/ (дата обращения: 27.05.2015).

25. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами. СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2008.

26. Шапошникова Л.В. Врата в будущее // Н.К. Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 1999.

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов