Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Список авторов по алфавиту:А|Б|Г|Д|И|К|Л|М|Н|П|С|T|Ф|X|Ч|Ш|Я

Опубликовано в:
[вступ. ст.] // Русские космисты XX–XXI веков: живопись, графика, скульптура. Каталог выставки.
– М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2013. – С. 5–11.

В.Г. Соколов,
к. философ. н., старший научный сотрудник
Объединённого Научного Центра проблем космического мышления
Международного Центра Рерихов,
Лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих

ВЕСТЬ РЕАЛЬНОГО КОСМОСА

В многогранном пространстве современного художественного творчества все большее значение приобретает направление, получившее в свое время название «космизм». Это – очевидный и немаловажный факт в истории искусства и в целом культуры, который ставит перед нами множество вопросов мировоззренческого характера. Ведь при глубоком проникновении в суть искусства становится очевидным, что как таковое знание может входить в нашу жизнь не только через пространство философских размышлений или достижений эмпирической науки. Искусство – это тоже способ познания, иной, но по-­своему эффективный и значимый. В этой связи необходимо сказать о том, что космизм как направление в художественном творчестве явился естественным продолжением того духовного поиска, который ярко озарил Россию на рубеже XIX–XX вв. и одной из важнейших основ которого была красота в ее самом высоком понимании. Быть может, поэтому широкий интерес современного зрителя к космизму в искусстве – это отнюдь не дань преходящей моде, но прочувствование чего-­то из­начального, всегда присущего глубинам человеческой природы, столь же сложной и еще не познанной, как само Мироздание.

В творениях художников-­космистов возникают иные пространства бытия, тесно связанные с нашей земной действительностью. С холстов взирают человеческие и в то же время какие­-то неземные лики, через взгляд которых как бы вторгается в наш мир инобытие со всей своей манящей несказуемостью. Мы становимся свидетелями событий, которые разыгрываются далеко за пределами нашей планеты, но которые почему-­то так близки и порой невыразимо понятны нам. Возносясь мыслью и сердечным чувством в сферы отображенного на полотнах высшего бытия, мы в то же время словно бы возвращаемся к глубинам собственной природы…

Так что же это за явление – космизм в искусстве? Какую роль он играет в нашей жизни и куда уходят его корни?

Заметим, что космизм в художественном творчестве, будь то живопись, рисунок, роспись, скульптура и др., – это далеко не только тематика, связанная с изображе­нием тех или иных граней физического Космоса. Прежде всего это раскрытие через привычные, земные приемы творчества некой надземной, глубинной, одухотворенной сущности явления, того, что стоит за плотной формой изображаемого объекта, будь то человек или творение его рук, какое-­либо действие или процесс, космическое тело или земной пейзаж и т.д. Ведь, как отмечает академик Л.В. Шапошникова, одной из важнейших идей, сформировавшихся в сфере космизма, или космического мышления, выступает рассмотрение Космоса не только с точки зрения чисто астрономического понятия, но «во всем его энергетическом богатстве и многообразии состояний материи»1. Все в нашем двойственном мире имеет свою невидимую основу, скрытую от глаза причину земных явлений, которую наиболее чуткие мастера могут не только уловить, но и запечатлеть в плотных формах того или иного вида творчества. Эта невидимая основа оставила мощный след в древнейшем слое мифологии, в целом ряде философских систем и этических учений, идущих к нам из глубины тысячелетий.

Уже более века космизм в искусстве прокладывает дорогу к сердцам своих современников. С одной стороны, он выступает яркой реакцией на зов времени, конкретной переживаемой человеком эпохи, а с другой, находится как бы вне земного тока времени, заключая в себе те необходимые основы, которые мы называем непреходящими ценностями, – непреклонное устремление к победе добра, к высшему началу бытия, работа во имя Общего блага, высокие Знания и т.д. Посредством как вполне узнаваемых, так и новых, подчас инобытийных форм искусство, пронизанное космизмом, несет в нашу жизнь Новую красоту, а вместе с ней – образ нового, более совершенного уклада жизни, который может обрести реальное воплощение лишь при условии, что сам человек осознает необходимость собственного качественного изменения.

Эти идеи Нового мира и человека, как и важнейшей роли искусства в их преображении, словно яркая вспышка, осветили пространство и время рубежа XIX–XX вв., когда в России произошла духовная революция, в результате которой началось формирование нового космического мышления. В становлении этого нового вида мышления приняли участие многие выдающиеся ученые, философы и деятели искусства. Среди художников – это М.К. Чюрленис, Н.К. Рерих, П.С. Уткин, К.Ф. Юон, члены художественного объединения «Амаравелла»: П.П. Фатеев, В.Н. Пшесецкая, А.П. Сардан, С.И. Шиголев, Б.А. Смирнов­-Русецкий, В.Т. Черноволенко, а также многие другие творцы. Духовная революция – явление космическое по своим задачам и по самой своей сути, ибо связана, прежде всего, с изменением мышления и сознания человека определенной эпохи. Конец XIX – начало XX вв. не случайно были отмечены подвижнической деятельностью выдающихся творцов, столь чутко уловивших неизбежность эволюционных перемен, в которых выкристаллизовывалось новое космическое мировоззрение. Граням этого мировоззрения была подчинена и кисть художников-­космистов. Их неоценимая заслуга состояла в том, что, несмотря на жестокое сопротивление внешнего мира и тяжелейшие испытания первых десятилетий ХХ в., они смогли не только воплотить идеи Нового мира, Нового человека и Новой красоты, но и своим жертвенным творчеством проложить дорогу будущим творцам. И в наши дни мы наблюдаем их продолжателей, несущих те же идеи в своем искусстве.

С сожалением следует отметить, что сознание человечества быстро не меняется. Формирование, распространение и развитие космического мышления – процесс длительный, и время, в которое мы живем, им пронизано. Он продолжится и в будущем, так как определенная стадия развития космического мышления занимает не менее нескольких веков. Поэтому духовная революция, начавшись в России более ста лет назад, продолжается и в наши дни, чему в современном научном и философском пространстве есть немало подтверждений, и космизм в искусстве, охвативший ныне многие стороны художественного творчества, также является одним из ярких тому свидетельств. В то же время, будучи неотделимым от духовной революции, космическое направление в художественном творчестве в XX в. повторило ее сложный путь, встретив непонимание и сильное сопротивление со стороны тоталитарного режима.

С конца XIX в. до социальной революции 1917 г., которая постепенно вошла в противостояние с революцией духовной2, в России продолжался первый этап духовной революции. В то же время, силы, которые в дальнейшем создадут для развития космического мышления крайне сложную обстановку, окрепли не сразу, вызревая в течение 1920-­х гг. Поэтому и после 1917 г. еще были определенные условия для развития тех новых идей, которые художники-­космисты запечатлевали на своих полотнах, прозревая за пределы физического плана бытия в пространство творчества космической эволюции. В последующие годы, вплоть до начала 1950­-х гг., духовная революция была в глубоком «загоне», в своеобразном подполье. При этом, если мы рассмотрим художественное творчество того времени, то ни о каком символизме инобытия и раскрытии внутренних духовных основ человека не могло быть и речи – уже в 1930-­е гг. все это было вытеснено грубой материей социалистического реализма.

В послесталинское время стали вновь проявляться ростки духовной революции, знаменуя собой как бы ее вторую волну. Однако при том, что жесткий тоталитарный режим уходил в прошлое, духовная революция вышла из подполья далеко не во всей открытости и широте, – еще были живы идеологические штампы, и особенно это касалось искусства.

Между тем в 1960-­е – 1980-­е гг. творчество Новой красоты продолжалось, но в скрытом от взоров масс виде, не выходя на широкое обозрение и живя лишь в душах и мастерских немногочисленных художников и тех, кто понимал их искусство. Среди этих творцов были и выжившие после сталинских репрессий представители «Амаравеллы» – Б.А. Смирнов­-Русецкий, В.Т. Черноволенко, П.П. Фатеев. Они по­-прежнему оставались верны принципам своего творчества и тем удивительным идеям, которые оно несло.

Постепенно космизм в художественном творчестве обретал новое пространство свободы, особенно ярко проявившись в конце ХХ – начале XXI вв. Духовная революция, будучи в сущности своей выражением зова космической эволюции и обладая огромным духовным и творческим потенциалом, рассчитанным на длительное время, вступала на стыке тысячелетий в новую фазу своего развития. Именно на рубеже тысячелетий космизм в искусстве обрел новый импульс и новые, более благоприятные условия для своего проявления, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, разного рода социальные потрясения и проходивший тогда сложный процесс становления свободного самовыражения художников, полный противоречий и неопределенности. Мы не ошибемся, если скажем, что этот новый этап развития космического направления в художественном творчестве стал возможным благодаря энергетике предшествовавших творцов, напитавших образами красоты земной и надземной свое пространство и время, через которое они прошли мужественно, не изменив своим идеалам и убеждениям.

С 1990-­х гг. своеобразным магнитом для современных художников-­космистов становится Музей имени Н.К. Рериха в Москве, созданный по инициативе Святослава Николаевича Рериха – младшего сына выдающегося русского художника и мыслителя Н.К. Рериха. С.Н. Рерих продолжил развивать то же космическое направление в творчестве, которое было начато его отцом – Николаем Константиновичем – одним из инициаторов космизма в искусстве. В Музее и в настоящее время проходят выставки, многогранно отображающие реальность Новой красоты и в образно­-художественной форме – неизбежность Нового знания.

Космизм в художественном творчестве, ориентированный на раскрытие внутренней сути какого­-либо явления и основ космического бытия, несет знание и, в какой-­то мере представление о тонко-энергетической реальности Света – одного из проявлений высших пространств Макрокосма и духовного мира микрокосма. Через высокую энергетику этого Света, без которого не существует сама жизнь в ее широком, космическом понимании, можно прочувствовать волны и ритмы высших миров, при этом уловить и размышления самого художника о природе Света, о его роли и значении во внутреннем мире и эволюции человека. К числу таких произведений относятся работы Олега Высоцкого, Геннадия Карепова, Елены Войновой и др.

Художники­-космисты обладают даром преодоления такого явления, как время, столь значимого в нашем физическом мире. Сюжеты из земной истории, легенд и мифологии в сочетании с сакральной символикой или традиционным народным орнаментом выходят из глубокой древности, оживая на полотнах в наши дни, но не в самой своей форме, а в той информации, которую они несут через тысячелетия и которая может вдохновлять или предупреждать, раскрывать тайны внутреннего бытия человека и направлять к основам его эволюционного пути. Тому примером являются работы Нины Волковой, Феодосии, Лолы Лонли, Василия Вятича и др.

Среди нездешних форм, многогранно представленных в творчестве художников-космистов, находят свое яркое проявление лики одухотворенного Космоса – прекрасные, большеглазые женские и мужские образы творцов и охранителей, мудрецов и вождей (например, работы Александра Белова, Светланы Капитоновой и др.). Эти представители инобытия – миров иного состояния материи или физических миров иных планетных систем – убедительны, реалистичны в своей нездешности, добры и красивы, а потому особенно близки нам. Ибо красота – она красота всюду и ее магнит, вне всякого сомнения, двигает эволюцию во всех пространствах беспредельной Вселенной. В Космосе нет неподвижности, все пребывает в процессе движения, совершенствования и сотрудничества: в мир плотной материи проникают импульсы из высших сфер космической реальности, сближаются сами миры, и все это чувствует тончайший аппарат художника, который первым несет нам Знание о нездешнем.

На протяжении всей истории человечества у самых разных народов, во всех частях света зов высшего находил отклик у сильных духом – тех, кого мы называем мудрецами, героями и подвижниками. Эти мощные духи приходили в наш мир как создатели новых учений и носители высоких Знаний, как религиозные реформаторы и неведомые отшельники, как выдающиеся ученые и вожди народов. Без их жертвенного подвига и напряженного труда не было бы духовного развития человека, не сформировались бы в нем основы культуры – главного стержня его космической эволюции. Их великие облики ярко запечатлены художниками­-космистами в живописи и скульптуре (работы Юрия Кузнецова, Юрия Ушкова, Алексея Леонова и др.). Эти образы веками будут служить высоким примером потомкам, тем примером, без которого невозможно наше эволюционное продвижение, наш истинный прогресс и наши лучшие свершения.

Утверждение красоты земных и надземных форм, тонкой структуры человека и возможности преображения его внутреннего мира, вселенских ритмов бытия и великого смысла самой жизни имеет глубокие причины своего проявления в искусстве. Так, красота, согласно новому космическому мировоззрению, есть особая утонченная и высокая в своем качестве энергия, идущая на Землю из иных уровней многомерного Космоса, зарождаясь в самых эволюционно высоких его пространствах.

Эволюция человека, планеты и всей Вселенной осуществляется благодаря одному из важнейших принципов Мироздания и его творческой силе – красоте, объединяющей в себе все, что идет путем совершенствования. Она несет в себе ту гармонию, без которой невозможно претворить Хаос в Космос, или Порядок, о каких бы проявлениях бытия мы ни говорили, включая и внутренний мир самого человека. Красота напитывает его дух высокой энергетикой этой гармонии, укрепляя внутреннее пространство его культуры, способствуя росту сознания. Последнее обстоятельство крайне важно для человека, так как новое, расширенное сознание – это необходимое условие восприятия эволюционно новых Знаний. Важная роль высокого искусства художников­-космистов, в котором присутствует настоящая красота, и заключается в продвижении нашего сознания, а значит – и в самом восприятии нового Знания.

Кроме того, само по себе высокое искусство, как уже отмечалось, – один из способов познания мира и человека, имеющий метанаучный характер, то есть идущий через внутренний мир человека­-микрокосма, который в сущности своей неотъемлем от Макрокосма, его различных состояний материи и энергии. Ценность подлинного искусства в том и состоит, что его инициатор (творец) – это художник с развитым уровнем культуры, иными словами, духа и сердца, обладает, согласно космическому закону соответствия, способностью воспринимать многие стороны бытия Вселенной, различные уровни составляющей ее материи, проникая своим духовным взором в такие области, которые неподвластны чисто эмпирическому постижению. Оттуда он и приносит в наш земной мир образы инобытийной красоты, столь же реальной, как и красота окружающей нас действительности, и, главное, в определенной мере достижимой в том будущем, которое может создать лишь человек высокой культуры. Важно то, что искусство художников­-космистов направляет сознание к самой возможности эволюционного преображения человека, отражая грани великого космического Единства, в котором всегда есть высший, ведущий пример. Творец художественными приемами показывает глубокую взаимо­связь между мирами и их обитателями, в символической форме повествует о тех космических законах, которые выступают основой как этого Единства, так и преображения внутреннего существа микрокосма.

Свойственные настоящему искусству образы красоты и преображенного человека неотделимы от такой важнейшей части метанауки, как метаистория, главным источником которой являются миры высшего состояния материи3. Явление метаистории, многогранное осмысление которого осуществлено в наши дни в трудах Л.В. Шапошниковой, нельзя не учитывать при обращении к глубинной сути самого искусства и его роли в космической эволюции. Метаистория, являющаяся, согласно исследованиям Л.В. Шапошниковой, духовной частью исторического процесса в целом, а также результатом творчества космической эволюции, несет в себе знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния4. Связь истинного искусства «с метаисторией особенно тесна и нередко служит источником для земного познания»5. В целом же такая связь подводит к осмыслению тонких механизмов взаимодействия планеты с одухотворенным Космосом, с его творческими силами и его неземной красотой. Высокое искусство на нашей планете играет огромную эволюционную роль, так как земное творчество, прокладывая пути к постижению граней Беспредельности, испытывает на себе влияние того творческого начала, которое пронизывает миры высокого состояния материи. Инобытийная красота и одухотворенность – это оттуда…

Настоящее искусство рождается не только из способности творца прочувствовать гармонию и высокий по своему уровню ритм, выступающие основами красоты, но и из ощущения огромной ответственности за качество и смысл своего творчества. Мир, творимый на полотне, является не только субъективной реальностью, но и реальностью, объективно начинающей свое существование, обусловленное силой творческой мысли художника. С позиции космического мировоззрения мысль земного творца-микрокосма, являясь тонкой мощной энергией, способна каким­-то пока еще непостижимым образом входить в соприкосновение с творчеством Макрокосма и в его тонких пространствах создавать свои миры. Эти миры, обретая реальное существование в многомерном Космосе в областях с иным состоянием материи, затем оказывают соответственное влияние на наш земной мир в грандиозном потоке энергоинформационного обмена, в котором участвуют и человек, и планета. Каким будет это влияние – зависит от самого художника, качества его мысли и его сознания.

Идущее из древности и развиваемое в современной научно­-философской мысли знание о взаимодействии Макрокосма и микрокосма должно быть осмыслено во всей своей многогранности и красоте. Одним из ярчайших свидетельств такого взаимодействия выступает способность человека к подлинному творчеству, которое может возникнуть лишь при соприкосновении внутреннего мира земного творца с миром более высокого состояния материи, в свою очередь пронизанном созидательным ритмом Высшего творческого начала Мироздания. В результате такого соприкосновения человечество получает урок, которым по праву может считаться истинное искусство, и в частности, художественное творчество космистов, несущее в мир Свет духовности и богатейшие проявления красоты – все то, без чего невозможна наша эволюция.

Примечания

1 Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2005. С. 25.

2 Тема духовной революции в России основательно разработана в трудах Л.В. Шапошниковой. См.: Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 1998; Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 2001; Шапошникова Л.В. Философия космической реальности: [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2003; Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2005, и др.

3 См.: Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2011. С. 210.

4 Там же. С. 200.

5 Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К. Рериха. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2013. С. 20.