Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Список авторов по алфавиту:А|Б|Г|Д|И|К|Л|М|Н|П|С|T|Ф|X|Ч|Ш|Я

Опубликовано в сокращённом варианте в:
Культура и время. – 2015. – № 3/4. – С. 30 – 39.

Владислав Соколов,
кандидат философских наук, культуролог, старший научный сотрудник
Объединенного Научного Центра проблем космического мышления
Международного Центра Рерихов,
лауреат Международной Премии имени Е. И. Рерих
(г. Москва)

ЛЮДМИЛЕ ВАСИЛЬЕВНЕ ШАПОШНИКОВОЙ –
УЧИТЕЛЮ, ВЕСТНИКУ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
ПОСВЯЩАЕТСЯ


Л.В. Шапошникова. Конференция 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. МЦР, 2008

Л.В. Шапошникова. Конференция 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха.
МЦР, 2008

Аннотация:

В статье раскрыта оригинальная концепция исторического процесса Л. В. Шапошниковой, труды которой содержат новую методологию изучения истории. Выявлены важнейшие характерные особенности метаистории в трудах Л. В. Шапошниковой, а также освещен существенный вклад, внесенный работами этого ученого в прояснение истинной роли выдающейся личности в историческом процессе. Раскрывается актуальность развития космического мышления, или космизма, а также ключевая роль в этом процессе философской системы Живой Этики. В этой связи поставлена проблема изменения методологии изучения явлений и процессов в той или иной области научного знания. Обоснована необходимость применения целостного подхода к изучаемому явлению.

Концепция исторического процесса Л. В. Шапошниковой
и новое космическое мышление

«… В общении с миром глубины и с миром высоты»

«Все социальные учения XIX века были лишены того сознания, что человек – космическое существо, а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он находится в общении с миром глубины и с миром высоты», – писал выдающийся мыслитель Н. А. Бердяев в переломное время русской и в целом мировой истории. Это переломное время затрагивало самое главное – мировоззрение, а значит – и сознание человека…

2

В конце XIX – начале XX века в результате Духовной революции в России начал формироваться новый вид мышления, который в наше время получил название космическое мышление и который становится основой новых научных открытий, основой нового мировоззрения ХХI века. Немало выдающихся русских ученых, философов Серебряного века, представителей различных направлений в искусстве оказались активными участниками формирования данного мышления: В. С. Соловьев, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, М. К. Чюрлёнис, И. А. Ефремов, А. Белый, А. Н. Скрябин и многие другие. Несмотря на тернистый путь в прошедшем столетии, данная Духовная революция продолжается в наши дни, так как сложение нового космического мировоззрения – процесс довольно длительный во времени. Доказательством этого продолжающегося процесса сейчас могут служить: 1) возрастающее число новых научных открытий и теоретических разработок, которые выходят за рамки прежних научных представлений и парадигм и в ряде случаев подтверждают некоторые метанаучные данные (метанаучный способ познания – это очень древнее направление, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека); 2) неуклонный рост астрономических знаний и открытий, который наблюдается с конца ХХ века и который не может не влиять на мировоззренческие позиции современного человека, побуждая его пересмотреть предшествующие научные теории и гипотезы; 3) широкое внимание (причем на международном уровне) ученых самого разного профиля, к научно-философской мысли космистов конца XIX – первой половины ХХ века, а также к проблеме формирования нового мышления и новой системы познания; 4) космизм в искусстве как масштабное направление, охватившее творчество многих современных художников, скульпторов, музыкантов.


3

В этой связи надо сказать, что одним из ярких свидетельств становления космического мышления в наши дни является все более повышающееся внимание ученых к разработке идей философии космической реальности, или Живой Этики, над которой в первой половине XX века в сотрудничестве с Великими Учителями Востока – Махатмами работала более тридцати лет жизни выдающийся русский мыслитель и ученый Елена Ивановна Рерих. На сегодняшний день существует довольно внушительное количество научных публикаций, в которых в качестве исследовательской основы выступает информация, заключенная в книгах Живой Этики. Акцент на данной философской системе не случаен: она вмещает в себя объемный и подробный свод знаний о космической эволюции человечества, содержит новую систему познания, а также практический аспект, связанный с применением всех этих знаний. Философская система Живой Этики занимает ключевое место в процессе зарождения и развития нового космического мышления (что происходило в пространстве научного миропонимания).

Надо отметить, что существует созвучие идей таких выдающихся носителей нового космического мышления, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и П. А. Флоренский с Живой Этикой, и этот факт подробно рассмотрен в одном из научных исследований выдающегося российского историка и философа, академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой (см.: [1]). Это созвучие является важнейшим моментом в деле изучения космизма, ибо, как отмечает ученый, «Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления» [2, с. 80]. Кроме того (и это самое важное, на что долгие годы совершенно не обращалось внимание), Л. В. Шапошникова обосновывает, что «впервые в пространстве традиционной науки ими [В. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским, П. А. Флоренскиим. – В. С.] была поставлена проблема синтеза науки и метанауки в рамках новой системы познания» [1, с. 917]. Л. В. Шапошникова отмечает, что одной из важнейших особенностей Духовной революции в России было, помимо формирования в ее пространстве нового космического мышления, то, что эта Духовная революция была теснейшим образом связана с эволюционно важным процессом синтеза научного и метанаучного способов познания. Русские ученые и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, формировали основы нового космического мышления, дополняя традиционные методы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию. В целом же, нахождения и открытия выдающихся умов прошедшего столетия, стоявшие на пересечении целого ряда наук, таких, как философия, астрономия, физика, история, культурология, социология, синергетика обращают наше внимание на неотложность осознания глубокого взаимопроникновения природы человека как микрокосма и Вселенной – Макрокосма, на необходимость широкого осмысления принципов и механизмов их единства.

Если мы говорим о космическом мышлении, как насущной реальности, а также пытаемся глубже постигнуть его основополагающие идеи, то возникает вопрос: изменяется ли методология изучения явлений в той или иной области научного знания? Вне всякого сомнения – изменяется. Дело в том, что согласно космическому мышлению, к любому изучаемому явлению должен быть применен целостный подход, который подразумевает не только исследование физической, или земной, стороны какого-либо явления, процесса, но и сторону более тонкую, невидимую обычным зрением, однако всегда присутствующую в качестве причины или основы. Именно такой, целостный, подход приведет к наиболее полному осмыслению изучаемого предмета.

4

Что подразумевается под «целостным подходом»? Земля – это космический объект, она погружена в космическую Беспредельность со всеми ее законами и эволюционными механизмами. При этом само Мироздание в новом космическом мышлении рассматривается далеко не только в чисто физическом смысле, то есть лишь как физическая Вселенная, но гораздо шире, а именно – во всем многообразии состояний материи и энергии. Более того, Мироздание выступает как система одухотворенная, иерархическая, все структуры которой пронизаны энергообменными процессами. Планета Земля, вместе с человеком и протекающим на ней историческим процессом, погружена в эту грандиозную систему Мироздания, а, следовательно, она не может быть отделена от всех эволюционных закономерностей этой системы. Планета, человек и исторический процесс находятся внутри этой системы. Исходя из этого, в полной мере понять, например, чтó есть исторический процесс, можно лишь поместив его в эту сложную реальность Космоса. Это и будет целостный подход. Иной же взгляд, не учитывающий космическую составляющую и обращенный лишь к физическому аспекту, будет иметь дело только с внешними явлениями, с уже сложенными результатами и следствиями. Причина же при этом будет постоянно ускользать. Очевидно, что не поняв причину, мы не сможем в полной мере осмыслить и само явление; даже сам его физический аспект до конца понят не будет.

Надо подчеркнуть, что такой целостный и всесторонний подход в исследовании, а, следовательно, и новая методология, ярко представлены в философской системе Живой Этики и ее новой системе познания. Новая система познания Живой Этики представлена синтезом таких способов познания, как научный эмпирический и метанаучный. Именно синтетический характер данной системы познания, в которой слились воедино знания древние и современные, реальность видимая и невидимая, нахождения мысли Востока и Запада, дает возможность подойти к постижению высших явлений Мироздания, выраженных в той тонкой и невидимой стороне явления в виде причины или основы, о которой выше уже было сказано. И очень ценно, что в наши дни выходят в свет труды, продолжающие развитие того направления научно-философской мысли, начало которому было положено в первой половине ХХ века Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Речь идет о работах Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая, основываясь на методологии Живой Этики, внесла значительный и еще в полной мере не оцененный вклад в развитие космического мышления, или космизма.

Л.В.Шапошникова в рабочем кабинете. МЦР, 2011

Л.В.Шапошникова в рабочем кабинете. МЦР, 2011


Здесь очень важное значение имеет такое явление, как преемственность, которая при развитии любого дела не должна прерываться. В трудах Л. В. Шапошниковой такая преемственность существует, благодаря чему мы имеем возможность постигать идеи Живой Этики уже в их дальнейшем развитии в конкретных научных областях. В данном случае речь пойдет о том большом и качественно новом вкладе, который привнесен этим ученым в осмысление исторического процесса.

Методология постижения реального Космоса

Каждая новая книга Л. В. Шапошниковой – это определенный прорыв в научно-философском осмыслении мира и человека, их целостного понимания с точки зрения космической эволюции, общие и частные цели которой определяются законами Космоса. Исследования этого ученого содержат в себе стройную систему знаний, из которой вытекает соответствующая методология. Эта методология, находясь в полном согласовании с методологией философской системы Живой Этики, проявляется в раскрытии, например, таких нижеследующих положений.

1. Мироздание как грандиозная одухотворенная энергетическая система творящих сил. Это – целостная система, которую составляют различные энергетические структуры, взаимодействующие друг с другом в энергоинформационном обмене.

2. Планета Земля, как часть общей Беспредельности и как космическое тело, и сам человек, сущность которого также космична. Человек выступает как неотъемлемая часть Космоса, как одна из его энергетических структур, способных участвовать в сложном процессе космической эволюции посредством мощной творческой энергетики своего духа.

3. И Земля, и ее человечество находятся в поле влияния всех космических законов, а также в целом занимают в космической эволюции свое определенное и очень важное место. Соблюдение космических законов будет содействовать творчеству космической эволюции.


Н.К. Рерих. Fiat Rex (Да здравствует Король). Триптих. 1931

Н.К. Рерих. Fiat Rex (Да здравствует Король). Триптих. 1931

4. Разумные силы одухотворенного Космоса, сознательно воздействующие на ход эволюции человечества – Космические Иерархи, Великие Учителя, сложнейшая эволюционная деятельность которых осуществляется и на нашей планете. Л. В. Шапошникова отмечает такую важную особенность этой работы: «Деятельность Космических Иерархов, участвующих в эволюции человечества, проявляется в первую очередь в области Культуры, которая, как самоорганизующаяся система духа, является энергетическим сердцем этой эволюции» [3, с. 51]. Необходимость рассмотрения принципа «Учитель – ученик» как ведущего в космической эволюции.

5. Космическая эволюция, которая находится в сфере влияния высочайших уровней Космической Иерархии. Земное же творчество космической эволюции содействует развитию и самой Земли, и населяющего ее человечества, причем, важнейшей составляющей этого творчества является материя высокого состояния.

6. Высшая материя (или высшая духо-материя, ибо дух и материя составляют единое целое) как реальность Космоса, от которой неотъемлемо Космическое творчество Иерархии. Существуют разные состояния (эволюционные уровни) материи, в том числе миры утонченной материи и высоких ее измерений; здесь и важнейшая роль этих миров в эволюционном продвижении человека.

7. Высшая материя сосредоточена и во внутреннем мире человека – это его дух (или культура как самоорганизующаяся система духа) и высокая энергетика этого духа. Соответственно, при развитии своего духового потенциала, своей культуры, человек может занять предназначенное ему место в космическом творчестве, становясь космическим сотрудником.

8. И высшая материя, и Великие Учителя глубоко связаны с таким духовным и космическим явлением, как метаистория – духовная сторона исторического процесса в целом и причинное явление земного исторического процесса. В разработках Л. В. Шапошниковой обосновывается, что Великие Учителя формировали метаисторический процесс, и что миры высшего состояния материи являются главным источником метаистории.

Содержащаяся в трудах Л. В. Шапошниковой методология, неотъемлема от сути самих законов Космоса, что подводит к правильному и наиболее полному исследованию того или иного явления и, что очень важно, к пониманию его причины, о чем уже говорилось. «Понять причину» – это для современной науки крайне актуальная проблема, так как эта наука во многих своих областях знания, как правило, имеет дело со следствиями, что препятствует пониманию истинной природы предмета изучения. Смысл одного из раскрытых в трудах Л. В. Шапошниковой космических законов заключается в следующем: любому явлению на Земле присущи две стороны – земная (плотноматериальная) и надземная (тонкоматериальная). Ученый подводит к пониманию, что, если при изучении какого-либо явления не принимать во внимание тонкоматериальное начало, тогда вся глубина реальности данного явления осмыслена не будет. Основываясь на трудах Л. В. Шапошниковой, отметим, что исторические личности с высоким уровнем духовного развития, те, кого называют вестниками космической эволюции, каждый своей жизнью и выполнением стоявшей перед ними задачи, свидетельствовали еще об одном великом законе Космоса: высшее в эволюционном процессе ведет за собой нижестоящее. Этот закон позволяет осмыслить такое духовное и космическое явление, как метаистория.

Космическая суть метаистории

Н.К. Рерих. Камень несущая (Держательница Мира). 1933

Н.К. Рерих. Камень несущая (Держательница Мира). 1933


В исследованиях Л. В. Шапошниковой содержится целая концепция метаистории. Отметим ряд важнейших характерных особенностей метаистории, которые раскрываются в ее трудах.

1. В отношении к земной истории. Метаистория – это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории.

2. В отношении к космической эволюции. Метаистория – есть результат творчества космической эволюции [3, с. 200]; земное творчество этой эволюции постигается через метаисторию [3, с. 737]; соответственно, метаисторический процесс действует в согласии с космической эволюцией.

3. В отношении к высшему знанию. Метаистория несет в себе знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния [3, с. 200]; через метаисторический процесс космическая эволюция дает знания людям [3, с. 737]. Это высшее знание, которое наполняет данный процесс, может иметь, как отмечает Л. В. Шапошникова, различные формы: форму информации и форму действия (см.: [3, с. 450]).

4. В отношении к высшим мирам и высшей материи. Метаистория – это не только духовные знания миров высокого состояния [3, с. 201], но и более высокое состояние материи иных миров [3, с. 204]; метаистория обладает космической сутью; она представляет высший мир [3, с. 201]; миры высшего состояния материи являются главным источником метаистории [3, с. 210]. С данными характеристиками связано удивительное соотношение метаистории и времени. Л. В. Шапошникова определяет его таким образом: «Метаистория действует в прошлом, настоящем и будущем. Все три времени в ее пространстве представляют единое целое. <…> …время метаистории придает ей пророческий характер, который является одной из важных особенностей метаистории. Информация и знания метаистории, как правило, опережают уровень сознания людей определенного периода или эпохи. <…> Метаисторическое знание, носителем которого является человек высокого духовного уровня, представляет собой энергетический импульс, повышающий сознание человечества и продвигающий это человечество по восходящим ступеням космической эволюции» [3, с. 207]. Как видно, опережающий характер метаисторического знания является необходимым условием такого продвижения. Людмила Васильевна подчеркивала, что действие метаистории как тонкого космического явления направлено именно на эволюционное изменение сознания человека. В свою очередь человек-микрокосмос, определенные составляющие его внутренней тонкой структуры, связаны с высшими мирами и высшей материей.

5. В отношении к человеку. Метаистория теснейшим образом связана с тонкой структурой человека: важнейшим пространством метаисторических, или духовных, знаний, которые шли на Землю, выступает внутренний мир человека; эти знания несли в себе высокодуховные личности – вестники космической эволюции [3, с. 200–201]. Учитывая, что высшая материя сосредоточена и в глубинах человеческой природы, метаисторический процесс действует на Земле через человека (см.: [3, с. 205]); согласно данной концепции, сам человек призван играть важную роль в реализации метаисторических знаний, так как главное пространство этих духовных знаний сосредотачивается в его внутреннем мире (см.: [3, с. 200]).

6. В отношении к областям знания. Метаистория охватывает определенные области знания, которые в изначальном варианте представляли одно целое – религию, искусство, философию и науку, включающую и метанауку. «Они вышли, – пишет Л. В. Шапошникова, – из духовного пространства внутреннего мира человека и были связаны через метаисторию с высшей космической материей. Отсутствие какой-либо части этого знания делает анализ метаистории неплодотворным и практически нереальным» [3, с. 208].

Если проанализировать все эти вышеназванные особенности метаисторического процесса, а также другую важную информацию о нем, которая содержится в исследованиях Л. В. Шапошниковой, то относительно данного явления можно сформулировать такое обобщение.

Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище гор). 1933

Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище гор). 1933

С одной стороны, метаистория предстает как бытие высших миров. Явление метаистории, ее материя, идет к нам из эволюционно очень высоких пространств Мироздания. В определенной мере можно говорить о том, что метаисторический импульс идет от той высочайшей эволюционной космической структуры, которая в Живой Этике названа Космическим Магнитом. Этот импульс проходит через грандиозную лестницу миров, существующую в Беспредельности, доходя до Земли. С другой стороны, – и выше это уже отмечалось, – метаистория является духовной частью исторического процесса. Причем метаисторию на Земле надо формировать. Само по себе формирование метаистории – это глобальный процесс, а уже те из великих подвижников, кто в нем задействован, вносят в этот процесс свой вклад: кто-то участвует в таком сложнейшем действии как закладка магнитов, кто-то несет высшие (духовные) знания, а кто-то совершает какие-либо эволюционные деяния. При этом, и сами Великие Учителя, руководя своими посланниками, также формировали метаисторию. Таким образом, в процессе осмысления метаистории выстраивается определенная эволюционная вертикаль: от земного исторического процесса через тонкую структуру человека, то есть его духовное внутреннее пространство, в эволюционно высочайшие области Космоса. Иными словами, сама метаистория предстает как вертикаль, идущая из эволюционно высочайших пространств Космоса к Земле. В этой вертикали метаистории, при том, что существует эволюционный импульс сверху, складывается и своего рода, ответное действие. В целом, получается, так сказать, двустороннее движение: и с высот космических на Землю, и от нашей планеты к мирам высшего состояния материи. Ток эволюции как бы замыкается, включая в свое пространство Землю и ее человечество.

Н.К.Рерих Агни Йога. 1928

Н.К.Рерих Агни Йога. 1928


Но при этом само человечество, в основной своей массе, постепенно должно стать на путь, ведущий к восприятию метаисторических (духовных) знаний, тех знаний, которые несет в себе метаистория и которые посвящены, как отмечает Л. В. Шапошникова, главным основам космического бытия и космической эволюции человечества. Такое восприятие и будет откликом человека на Зов космической эволюции, отображая известный из книг Живой Этики принцип «Зова и отклика». Несомненно, этот отклик может стать возможным лишь при утверждении в человечестве нового, более развитого сознания, которое будет важнейшим залогом восприятия высшего знания. Сознание же человека, по сути, является синтетическим отражением развития единой системы дух – сердце. Таким образом, мы приходим к культуре как самоорганизующейся системе духа человека – главной основе его продвижения к космическим высотам. Многое зависит именно от состояния, или качества, внутреннего мира микрокосма.

Золотое звено космической эволюции человека

Образно говоря, явление метаистории можно назвать золотым звеном космической эволюции человека, так как через смысл метаистории мы постигаем все вышеназванные составляющие той методологии, которая содержится в исследованиях Л. В. Шапошниковой. В самом смысле метаистории сосредоточены важные грани понимания связи и человека, и земного исторического процесса с высшими мирами. Это та связь, которая не учитывается официальной наукой, но без которой невозможно осмыслить важнейшие вехи, оставленные подвижниками всех времен в пространстве земной истории, как невозможно проникнуть и в саму глубинную суть поворотных, или ключевых периодов этой истории, связанных с жизнью и деятельностью вестников космической эволюции. Нельзя не заметить, что во все исторические эпохи высшие, или метаисторические, знания давались человечеству постоянно, в той или иной форме. Однако в русле грубоматериалистического подхода, до сих пор очень распространенного в научном пространстве, основы этих духовных знаний, как и их истинное значение, не находили понимания. В этом непонимании коренилось невнимание к глубинным причинам земного исторического процесса, которые сосредоточены в метаистории.

Л. В. Шапошникова пишет о метаисторической судьбе человечества – в этом положении сосредоточен важный смысл. Ведь человек по своей глубинной природе неотъемлем от этой метаисторической судьбы. Метаистория как «духовные знания миров Высокого состояния» [3, с. 201] – это сужденный путь человечества, которое должно преобразиться, приняв всем сердцем эти Знания, это путь, проложенный творчеством космической эволюции. И лишь невысокий уровень сознания уводит от этого пути, что очень печально, так как в самом человеке сосредоточены, если можно так сказать, основы его метаисторической судьбы. Это – его дух, это – его сердце, с помощью которого этот дух осуществляет свои возможности к познанию высшей реальности Космоса. Ценно то, что в исследованиях Л. В. Шапошниковой уделяется большое внимание раскрытию природы и духа, и сердца человека. Если обратиться к Живой Этике – важнейшему метаисторическому источнику, то в ней сказано о том, что «новое сознание придет лишь от духа. Новая сила может укрепиться только знанием миров высших» [4, с. 175].

Через раскрытие смысла метаистории мы постигаем многие явления, которые обычно обходит своим вниманием официальная историческая наука, но которые крайне важны для понимания процессов, происходящих в пространстве земной истории. Примеров этих игнорируемых явлений множество, вот лишь некоторые из них.


Н.К. Рерих. Будда Победитель. 1925

Н.К. Рерих. Будда Победитель. 1925

Например, это проблема высшего, или духовного, знания. Наука, как правило, не дает ответа на вопрос ни о его природе, ни о его источнике, ни о его эволюционном значении в общепланетном, а тем более космическом масштабе. Это очень важный вопрос, так как через него мы выходим на две другие, тесно связанные с данным вопросом, проблемы: с одной стороны, – на осмысление природы внутреннего мира человека-микрокосма, а с другой – на понимание сложной и многомерной реальности Макрокосма, неотъемлемого от глубинной природы человека. Еще такой вопрос: какова причина того, что в пространстве земной истории, во всех регионах планеты постоянно появлялись высокодуховные личности, которые несли человечеству новые и необходимые для его дальнейшей эволюции знания?

Н.К. Рерих. Конфуций Справедливый. 1925

Н.К. Рерих. Конфуций Справедливый. 1925





В рамках данного вопроса особенно надо учесть тот факт, что основы этих высших знаний были едины, несмотря на зачастую значительную удаленность их носителей друг от друга во времени и пространстве. Следующую проблему можно сформулировать так: в каких областях окружающей нас реальности сосредоточены корни земного символизма? Наконец, – это вопрос глубокого смысла миссии великой исторической личности. В трудах Л. В. Шапошниковой можно найти разъяснения по этим и другим подобным проблемам и в этом их несомненная ценность.

Изучая жизненный путь тех великих подвижников разных времен, судьбы и миссии которых раскрываются в целом цикле трудов Л. В. Шапошниковой, мы являемся свидетелями такого важнейшего аспекта космической эволюции человечества, как изменение сознания последнего, расширение его до того уровня, который мы называем космическим сознанием. Интересным моментом этого сложного процесса является то, что новое космическое сознание, или мышление, не возникает в исторически короткое время.


Л.В.Шапошникова. День Учителя. МЦР, 2013

Л.В.Шапошникова. День Учителя. МЦР, 2013

Об этом свидетельствуют очерки Л. В. Шапошниковой, собранные вместе в таком ее известном труде, как двухтомник «Вестники космической эволюции» [5]. Идет длительная подготовка к такой перемене: в Древнем мире, в Средние века различных культурных регионов планеты, в эпоху Нового времени. И, конечно, надо сказать о самόм поворотном времени конца XIX – начала ХХ века, когда началось формирование нового космического мышления в результате Духовной революции, произошедшей в России. Исследования Л. В. Шапошниковой свидетельствуют о том, что без изменения сознания никакого дальнейшего эволюционного продвижения человечества на Земле быть не может. Не случайно расширение сознания человека – это одно из важных методологических положений Живой Этики, которые ярко раскрываются в трудах Л. В. Шапошниковой. Например, в своих работах Людмила Васильевна развивает методологическое положение Живой Этики, несущее информацию о том, что сам человек играет очень важную роль в сложном процессе космической эволюции. Поэтому, надо сказать о том вкладе, который вносят ее труды в прояснение истинной роли выдающейся личности в историческом процессе.

Вестники

В целом, у этого вопроса в пространстве официальной науки непростая судьба, соответственно, мы до сих пор имеем и непростую ситуацию. Дело в том, что в ХХ веке, в частности, в науке советского периода, было принято считать, что только народные массы создают поток истории, а выдающиеся люди лишь отражают общественные нужды времени, нужды масс, и они только служат этим нуждам (подобные идеи вначале шли от Г. В. Плеханова – философа, первого теоретика и пропагандиста марксизма в России). И как бы, спустя уже десятилетия, историческая наука не пыталась поставить акцент на роли подвижников в историческом процессе, все равно подход был старый. Ввиду этого, глубинное значение и роль выдающихся личностей и по сей день остается в полной мере не осмысленной в пространстве официальной науки. Ведь данная проблема – мировоззренческая по своему существу. Без осмысления метаистории невозможно в полной мере понять ни особенности земного исторического процесса, ни роль в нем выдающихся людей.

Великие исторические личности, которые осуществляли эволюционные деяния, являются одним из главных свидетельств многогранного творчества космической эволюции на нашей планете. Они, будучи вестниками Космоса, расширяли сознание человечества, несли новые знания. Это были духовные, или метаисторические, знания, принесение которых, вместе с другими эволюционными деяниями, как уже отмечалось выше, и формировало саму метаисторию, названную Л. В. Шапошниковой «космическим сердцем» земного исторического процесса. Поэтому именно великие личности, вестники космической эволюции, являются творцами всего эволюционного в земной истории и истинными двигателями исторического процесса, а многие из этих великих формировали новое сознание человечества, о чем свидетельствуют исследования Людмилы Васильевны.

Н.К. Рерих. Сергий Строитель. 1925

Н.К. Рерих. Сергий Строитель. 1925


Одной из важных особенностей разработок Л. В. Шапошниковой выступает то, что само явление великих подвижников, их миссия впервые в исторической науке исследованы ею с точки зрения космической эволюции и метаисторического процесса. Ученый на примере ряда великих жизней показывает возникающую связь эволюционных задач метаистории, самой активизации метаисторического процесса с теми явлениями и событиями, которые происходили в земном историческом процессе. В результате, исторический процесс ярко и убедительно предстает как явление цельное, включающее две стороны: метаисторию и земную историю. В свою очередь, это выступает проявлением уже упомянутого космического закона, согласно которому любое явление имеет две стороны: небесную, утонченную, и земную, более плотного состояния материи. И в этой целостности одним из главных явлений выступает великая личность – вестник космической эволюции. Сама же глубинная связь метаистории и земной истории представляет большой интерес.


Н.К. Рерих. Жанна дАрк. Триптих. 1931

Н.К. Рерих. Жанна дАрк. Триптих. 1931

В особо сложные времена, когда так складывалось, что великий подвижник творил или активизировал метаисторический процесс, это высшее эволюционное творчество было в состоянии вывести народ и целое государство из глубочайшего кризиса на уровне земной истории. Это мы видим в очерках Л. В. Шапошниковой, посвященных, например, таким великим личностям, как русский святой Сергий Радонежский, французская героиня Жанна д’Арк, индийский мудрец-император Акбар. Через раскрытие миссий целого ряда великих подвижников, автор предоставляет нам возможность ощутить и понять историю как явление целостное. Ибо эти подвижники, каждый в мере своей миссии, тесно взаимодействовали с метаисторией, с одной стороны, и с земной историей – с другой. Они выступали творцами метаисторического процесса, они направляли земной исторический процесс в русло метаистории, через них метаистория руководила земным историческим процессом.

Среди особенностей, которые характеризуют деяния великих подвижников, и которые мы можем сформулировать на основе трудов Л. В. Шапошниковой, хотелось бы отметить такие: во-первых, их дела продолжают жить не одно столетие; в веках живут исторические результаты их великого метаисторического творчества; и, во-вторых, они меняют ход истории, содействуя победе эволюционного. Сама же сложность выполнения миссии каким-либо подвижником, можно сказать, обусловлена тем, насколько ток земной истории отклонился от метаисторического процесса, или, иными словами, отклонился от космической эволюции, ибо метаистория полностью согласована с этой эволюцией.

Среди особенностей, которые характеризуют деяния великих подвижников, и которые мы можем сформулировать на основе трудов Л. В. Шапошниковой, хотелось бы отметить такие: во-первых, их дела продолжают жить не одно столетие; в веках живут исторические результаты их великого метаисторического творчества; и, во-вторых, они меняют ход истории, содействуя победе эволюционного. Сама же сложность выполнения миссии каким-либо подвижником, можно сказать, обусловлена тем, насколько ток земной истории отклонился от метаисторического процесса, или, иными словами, отклонился от космической эволюции, ибо метаистория полностью согласована с этой эволюцией.

Н.К. Рерих. Сжигание тьмы. 1924

Н.К. Рерих. Сжигание тьмы. 1924


Одно из важнейших положений, содержащихся в исследованиях Л. В. Шапошниковой, гласит о том, что через метаисторию можно постигать земное творчество космической эволюции (см.: [3, с. 737]). Если метаистория причинна по отношению к земному историческому процессу, то и у самой метаистории существует причина более высокого порядка. Метаистория, как отмечается в одном из трудов Л. В. Шапошниковой, явилась «результатом творчества космической эволюции» [3, с. 200]. Субъектами же этой эволюции, активно влияющими на ее продвижение, выступают Великие Учителя человечества. Поэтому, говоря о космической эволюции, мы неизбежно выходим на осмысление такого явления, как Иерархия одухотворенного Космоса; без ее великого творчества не мог бы осуществляться ни сам эволюционный процесс, ни формироваться процесс метаисторический.


Н.К. Рерих. Знаки Христа. 1924

Н.К. Рерих. Знаки Христа. 1924

Важное знание для исторической науки, которое несут труды Л. В. Шапошниковой, заключается в том, что Великие Учителя человечества выступают активными участниками метаистории, а также Они формируют сам метаисторический процесс. Из работ ученого следует, что лишь благодаря Учителям и Их великим посланникам земной исторический процесс мог быть повернут в русло метаистории. А действие метаистории связано с эволюционным изменением сознания человечества. Вообще, сам факт того, что Л. В. Шапошникова в своих исследованиях научно утверждает реальность и ведущую роль Великих Учителей в эволюции человечества, в историческом процессе в целом – это крайне важно, особенно в наше время. Ведь без осмысления этой роли невозможно понять всю глубину тока истории.

Н.К. Рерих. Вестник от Гималаев. Направляясь домой. 1940

Н.К. Рерих. Вестник от Гималаев.
Направляясь домой. 1940


Надо подчеркнуть, что одним из важных моментов, который требует глубокого осмысления и который раскрыт в трудах Людмилы Васильевны, выступает явление вестников космической эволюции, помогающее нам осмыслить саму реальность этой эволюции и важнейшие составляющие ее великого творчества на нашей планете. Являясь крупным историком, Л. В. Шапошникова создала целую концепцию вестничества, в которой ярко выражена космическая сущность человека, его неотъемлемая связь с эволюционными процессами Мироздания. Явление вестничества, вне всякого сомнения, должно вместе с основами космического мышления широко войти в пространство современной истории и философии.


Л.В. Шапошникова и Ю.М. Воронцов. МЦР. 2006

Л.В. Шапошникова и Ю.М. Воронцов. МЦР. 2006








В итоге можно утверждать, что труды Л. В. Шапошниковой несут в себе оригинальную концепцию исторического процесса, в них содержится новая методология изучения данного процесса как целостного явления, имеющего две стороны: метаисторию и земную историю. Эта методология позволит в полной мере осуществить исследование того или иного явления в земном историческом процессе, понять его причины, так как в такое исследование будут включены не только события земной истории, но и высшая реальность, куда, как отмечает ученый, уходят корни метаисторического процесса.

Шапошникова. МЦР, 2005

Л.В. Шапошникова. МЦР, 2005


Можно с уверенностью сказать, что этой высшей реальности была глубочайшим образом причастна и сама Людмила Васильевна Шапошникова. Лишь во времени мы будем узнавать новые грани этой сопричастности, и в нашем сознании постепенно будет проясняться истинное величие ее личности и ее духа. Вся культуросозидательная деятельность Л. В. Шапошниковой, без преувеличения, занимает важнейшее место в историческом процессе и, можно сказать, что она является определенным результатом творчества космической эволюции на Земле. Свидетельством же этого творчества выступает присутствие на нашей планете великих подвижников, которые мужественно несут человечеству эволюционно новые знания, содействуют расширению его сознания и дают импульс и направление к дальнейшему совершенствованию всей жизни. Именно таким человеком была, есть и всегда будет Людмила Васильевна Шапошникова, которую, вне всякого сомнения, можно причислить к светлой плеяде Вестников космической эволюции.


Н.К. Рерих. Приказ Ригден Джапо. 1926

Н.К. Рерих. Приказ Ригден Джапо. 1926


Литература:

1. Шапошникова Л. В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера / Л. В. Шапошникова. – М.: МЦР, 2005. – 1088 с.

2. Шапошникова Л. В. Космическое мышление и новая система познания / Л. В. Шапошникова // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2003). В 3 т. Т. 1. – М.: МЦР, 2004. – С. 52 – 81.

3. Шапошникова Л. В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. – 956 с.

4. Живая Этика. Мир Огненный. В 3-х ч. Ч. 1. – М.: МЦР, 1995. – 367 с.

5. Шапошникова Л. В. Вестники Космической эволюции. В 2 т. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2012. Т. 1. – 444 с. Т. 2. – 444 с.