Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация
Ассоциированный член Департамента общественной информации ООН
Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ)
Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ)
является структурным подразделением Международного Центра Рерихов (МЦР),
его творческим отделом, в котором сосредоточено научное направление деятельности МЦР


В.Г. Соколов. Методологические положения к направлению деятельности
Объединенного Научного Центра проблем космического мышления
«Эмпирическая наука и метанаука»

1. В наши дни существуют два основных направления познания: первое – научное эмпирическое (часто именуемое просто «наука»), которое сложилось относительно не так давно, в XVII-XVIII веках, и которое основывается на эксперименте и на изучении преимущественно плотной материи трехмерного мира, при этом обособляясь от связей с более высокой космической реальностью; второе – метанаучное (сверхнаучное) направление, очень древнее, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека и обуславливающее формирование более широких по сравнению с экспериментальной наукой взглядов на материю. Метанаучный способ познания имеет связь с высшими космическими структурами, в отличие от эмпирической науки, которая в целом не принимала знания, полученные в сверхнаучном пространстве. Между тем, по своей природе эти два направления, вышедшие когда-то из одного источника – мифологического мышления, – взаимодополняют друг друга и не могут полноценно развиваться в отдельности; лишь в единстве, или синтезе, они наиболее полно могут представлять и будут в дальнейшем расширять само пространство Знания. Итак, речь идет об эмпирической и метанаучной сторонах такого целостного в своем потенциале явления, как наука. Какое бы из научных направлений мы не взяли, оно будет включать данные стороны. На них же будет постоянно выходить в своей разносторонней исследовательской работе и Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ).

2. Процесс синтеза научного эмпирического и метанаучного способов познания неотъемлем от нового космического мышления, которое развивается в пространстве Духовной революции, начавшейся в России в конце XIX – начале XX века и продолжающейся в наши дни. Выдающиеся ученые-космисты, философы, деятели искусства, которые приняли участие в процессе зарождения и развития космического мышления, раскрывали новые грани сложной природы человека, включенного в целостную космическую структуру, подводили к осознанию понятия двойственности, к пониманию того, что материя многолика и ее можно познавать, как эмпирическим, так и внеэмпирическим путем. В начале ХХ века, подвергая узкоматериалистическое миропонимание пересмотру, они дополняли традиционные подходы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, опиравшимся на интуицию, или метанаучным методом. Надо отметить, что при изучении проблем космического мышления дальнейшее исследование идей мыслителей-космистов, и особенно в аспекте основных направлений синтеза познания, должно занимать одно из видных мест.

3. В пространстве современной науки невозможно отмежевать исключительно эмпирическую составляющую от метанаучных идей, на что, например, в свое время указывал В.И. Вернадский. Более того, целый ряд научных открытий вообще теснейшим образом связан с информацией, полученной сверхнаучным путем. История науки знает немало подобных примеров, которые ныне нуждаются в новом, более глубоком и всестороннем изучении. Кроме того, немало новых научных открытий и теоретических разработок выходят за рамки прежних научных представлений и в ряде случаев подтверждают то, что накоплено в метанаучном пространстве (эффект Кирлиан и фиксация тонких структур человека; выход на иные, тонкие состояния материи во Вселенной, открытие и научное осмысление «темной энергии» и «темной материи» и т.д.).

4. Опыт синтеза эмпирической науки и метанауки наиболее всесторонне представлен в новой системе познания Живой Этики, принесенной миру выдающимся философом и ученым Еленой Ивановной Рерих в первой половине ХХ века. Эта философская система, содержащая основы новой теории познания, занимает ключевое место в процессе зарождения и развития самого космического мышления. Поэтому, изучение и введение в научный оборот положений Живой Этики выступает стержневой задачей любой области работы ОНЦ КМ. Можно отметить, что проблематика, например, такого направления его научной деятельности, как «Институт “Урусвати”», глубоко пронизана явлением взаимодействия эмпирической и метанаучной сторон науки в целом. В частности, в Гималайском институте научных исследований «Урусвати» Рерихами изначально была заложена и получила развитие методология новой системы познания, представленная синтезом эмпирической науки и метанауки, в результате чего древние духовные знания находили подтверждение с помощью эксперимента.

5. Методология Живой Этики и, в частности, такая важнейшая ее особенность, как принцип двойственности, позволяет глубинно осмыслить ту разноплановую, но единую в своей сущности космическую реальность, с которой тесно связаны два основных гносеологических направления. Будучи одним из великих космических законов, явление двойственности пронизывает все планы и процессы Мироздания, а также все его энергетические структуры, включая самого человека. Одним из основных выразителей принципа двойственности выступает двуединое явление «дух-материя», ведущее к более широкому осмыслению материи, различных ее состояний, а значит – и к пониманию двух сторон единой реальности: постигаемой эмпирическим и внеэмпирическим, интуитивным, сверхчувственным путем, или метанаучным способом. Эта реальность, две ее стороны, заключены и в самом человеке, что обуславливает неизбежность естественного проявления в нем двух способов познания.

6. Взгляд на материю в Живой Этике – более широкий в сравнении с традиционным научным подходом. В данной философской системе развита концепция теснейшей взаимосвязи духа, энергии и материи. По существу, всё в Мироздании есть материя, которая может иметь самые разные состояния, или уровни, и даже такое явление, как дух, Живая Этика рассматривает с той точки зрения, что он является высокоэнергетическим видом тонкой материи. Без подобного взгляда на материю метанауку как явление осмыслить невозможно. Всестороннее осмысление различных состояний материи, включая изучение и тонких структур самого человека, можно считать одним из приоритетных научных изысканий ОНЦ КМ.


Страницы 1 2