Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
23.03.2020

Лекция в Казани «Чинтамани: значение понятия в культурах Востока и его связь со Знаком Триединства»

 chintamani2.jpg
 

14 марта 2020 года на лектории «Держава Рериха» в Республиканской юношеской библиотеке (город Казань) выступила руководитель отдела развития Международного Центра Рерихов, кандидат педагогических наук, музеолог Любовь Владиславовна Хоменок. Она поделилась результатами изучения темы «Конь Счастья. Чинтамани: значение понятия в религиях Востока и его связь со Знаком Триединства».

Лекция Любови Владиславовны Хоменок была посвящена анализу знаменитой картины Николая Рериха «Чинтамани», написанной художником в 1935 году, из фондов общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва). В этом всемирно известном произведении мастер дал синтетическое осмысление мировоззренческих представлений, которые тысячелетиями складывались у народов Индии, Тибета, Центральной Азии. Николай Константинович воссоздал на картине многомерное пространство метаистории – духовно-творческой составляющей земного исторического процесса, сделав это с помощью языка символов. По мнению выдающегося ученого-семиотика Юрия Лотмана, «символ – это универсальный код вне зависимости от времени». Николай Рерих – один из главных, а возможно, самый выдающийся в этом смысле мировой художник, который сумел в своем искусстве объяснить универсальные законы эволюционного развития цивилизации, опираясь на культурные достижения и духовные накопления человечества.

В картине «Чинтамани» показаны распространенные в разных религиях и национальных культурах символы: белый конь, спускающийся по крутой горной тропе, священный камень Чинтамани – «Сокровище Мира», который тот несет на спине, и Знак Триединства, в виде него изображена сама драгоценность.

Изображения коня или лошади встречаются часто среди древнейших петроглифов Центральной Азии и образах сакрального искусства. Нередко конь связан с каким-либо божеством или эпическим героем. Например, это Гесэр-Хан, Калки-Аватар, Майтрейя, Чакравартин и другие. В индуизме одним из важных обрядов является Ашваметха-ягья – жертвоприношение коня, что, по мнению известного ученого Мирча Эллиаде, метафорически олицетворяет акт творения. Его смысл жертва Высшего ради эволюции низшего. Иными словами, чтобы созидать благо, нужно посвятить этому себя, положить на алтарь духа собственные интересы и желания… В данном контексте истинный правитель тот, кто всегда готов на подвиг во имя Общего Блага. Также конь олицетворяет духовную мощь, которая способна унести своего обладателя к вершинам духа, что и подразумевают символы коня в Ведах (как написал философ Шри Ауробиндо) и буддийского Лунгта – Коня Ветра, также связанного и с Гесэром, и с Чакравартином, то есть с понятием Владыки Мира.

Камень Чинтамани, называемый также «Сокровище Мира», в восточной традиции дословно переводится как «драгоценный камень мысли». Не случайно термин «чинтамани» там является нарицательным, то есть обозначает любое ценное достижение сознания человека. В буддизме драгоценность обретает зримое выражение как одно из сокровищ праведного правителя Чакравартина, царствование которого возвращает мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.

В своей лекции Любовь Владиславовна подчеркнула, что Николай Рерих дал свое объяснение происхождению Чинтамани, связав его с Шамбалой, в то время как традиционные буддистские и индуистские источники этой связи не передают. Николай Константинович был хранителем и исследователем сокровенных знаний, учеником высоких восточных мудрецов, и в своем творчестве он раскрывает глубокие смыслы древней легенды о Небесном Камне, попавшем на землю из созвездия Орион.

Отличительная особенность Чинтамани на картине Рериха заключается еще в том, что мы видим здесь и другой символ буддизма – триратну, Знак Триединства. Одна из его трактовок – это «три сокровища буддизма»: Будда, дхарма (учение Будды) и сангха (община Будды). Елена Петровна Блаватская очень широко смотрела на названный символ и считала его квинтэссенцией мира. Триединство как ключевой символ присутствует и во многих других религиях, культурах, философских системах. Вспомним, к примеру, о христианской Троице и о традиционных представлениях индуизма, связанных с символом тришулы (тризубца) Шивы.

Николай Константинович Рерих Знак триратны, тришулы, Троицы поместил на Знамени Мира, которое стало официальным символом международного договора об охране памятников культуры «Пакта Рериха», подписанного в 1935-м – в год создания картины «Чинтамани». И это, конечно, не случайно. Русский художник сумел утвердить на мировом уровне первостепенное значение культуры как оплота человеческой цивилизации. Выразителем этой эволюционной идеи и стала картина Николая Рериха «Чинтамани». Сияющий Знак Триединства на ней, который несет людям на своем седле белый конь, – это послание потомкам о том, что в прошлом, настоящем и грядущем главной задачей прогресса является возвышение духовной сути человека через культуру.

Диана Галлямова



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007