Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
01.03.2020

Екатерина Иванова. Команда Мединского

 museum22.jpg
 

Наследие Рерихов снова в центре внимания. Оно и понятно, ведь это одна из крупнейших коллекций, подаренных России. Даритель С.Н.Рерих передал ее не государственным чиновникам, но общественной организации, которую сам же и создал, и с этим чиновники вынуждены были согласиться. Хотя вначале здорово сопротивлялись. Международный Центр Рерихов (МЦР) без копейки государственных средств отреставрировал полуразвалившуюся усадьбу Лопухиных и открыл там уникальный общественный Музей имени Н.К.Рериха. С приходом экс-министра культуры В.Р.Мединского с помощью различных многоступенчатых махинаций наследие было незаконно изъято у МЦР, а сама экспозиция общественного Музея варварски разрушена. Только, неожиданно завладев такими сокровищами, чиновники Минкульта теперь не знают, что с ними делать. Картины Рерихов, написанные темперой, требуют особых условий хранения, но захватившие музей лица, именующие себя профессионалами, тут же вывели из строя необходимое музейное оборудование МЦР. Доподлинно известно, что была отключена система климат-контроля в хранилище рукописей архива Рерихов, мемориальной библиотеке и в некоторых музейных залах, повреждена охранная сигнализация экспонатов, вынесены из здания музея фирменные увлажнители, изготовленные в Германии, не ставились под охрану помещения музея. Создается впечатление, что профессионалы так и не поняли, что делать с музейным оборудованием и как поддерживать его в рабочем состоянии. МЦР, обеспокоенный сохранностью экспонатов, предложил своих специалистов для обслуживания этого оборудования, но Государственный музей Востока (ГМВ) отказал.

Вместо обещанной музейной экспозиции, которая по многочисленным заверениям нового «хозяина» Т.К.Мкртычева будет во много раз лучше и интереснее экспозиции общественного Музея, ограничились несколькими временными выставками, а потом, быстро свернув их, перевезли все художественные ценности в неприспособленный для музея павильон на ВДНХ. Наследие Рерихов, которое при доставке из Индии в Москву заняло целый транспортный самолет и весило более 4 тонн, а за 25-летнюю деятельность общественного Музея было еще и приумножено, не могло уместиться на новых площадях. В результате получилась экспозиция, о которой хранитель Рериховского фонда ГМВ г-н Фролов выразился: «Что в печи, то на стол мечи», – и картины оказались у входных дверей, над батареями и под потолком. Все это вызвало справедливое возмущение общественности. Но теперь нет уже и экспозиции – с 24 февраля ее закрыли [1].

Теперь новый министр культуры О.Б. Любимова заявляет о возможности возвращения многострадального наследия снова в усадьбу Лопухиных [2]. Хочется задать вопрос: «А о чем думали раньше?» Неужели, прежде чем разрушать общественный Музей, нельзя было просчитать, что это рано или поздно вызовет громкий скандал? Что невозможно огромную коллекцию в одночасье упрятать в запасники и благополучно о ней забыть, как это было уже не однажды с картинами Рерихов, или еще того хуже. Почему чиновники, которые так горячо уверяют общественность, что «государство прекрасно сохранит рериховское наследие», не смогли элементарно определить, что такой объем музейных предметов, а их 18 тысяч, не вместит ни один павильон ВДНХ? Почему до возмущения общественников и внимания СМИ, Государственный музей Востока и чиновники Минкультуры не предпринимали ничего, чтобы создать хотя бы сносные условия для хранения и экспонирования произведений искусства? И наконец, почему никто не понес никакой ответственности за ненадлежащее обращение с культурными ценностями? Ответ очень простой и страшный. Наследие Рерихов государственных чиновников начинает интересовать только тогда, когда общественное возмущение зашкаливает. И сейчас их главная цель – не исправить допущенные ошибки, а скрыть их и успокоить общественное мнение. Возможно поэтому глава Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Дмитрий Антонов уверяет, что отсутствие увлажнителей, высокие стрельчатые окна, прикрытые легким слоем гипсокартона, на которых также размещены картины, высоченные потолки, батареи под произведениями искусства, расположение картин в экспозиционном зале в непосредственной близости к входной зоне и улице, отсутствие вентиляции [3] не вызывают «перемену резких перепадов температуры и влажности», губительных для темперы. Видимо, г-н Антонов считает, что его должности вполне достаточно, чтобы поверить ему даже вопреки здравому смыслу.

Не менее «картинным» выглядит и письмо известных музейщиков Президенту В.В.Путину, в котором они, истинные профессионалы, оспаривают выводы дилетантов-общественников о плохом содержании картин [4]. Но людям, знакомым с ситуацией вокруг рериховского наследия, очень хорошо ясны мотивы всех этих высокопоставленных лиц. Начнем с «тяжеловеса» Михаила Пиотровского. Несмотря на его высокий статус директора Эрмитажа и безусловных заслуг, он человек, тесно связанный с бывшим министром культуры В.Р.Мединским, да и вообще «государственный человек», особенно в свете скандалов вокруг строительных проектов Эрмитажа, руководил которыми его заместитель Михаил Новиков [5]. О масштабных хищениях в Эрмитаже писала и зарубежная пресса (Анатолий Гончаров. «Московский комсомолец в Латвии», 7–13 февраля 2018 г.) [6]. Так по данным счетной палаты из фондов музея была похищена 221 тысяча 351 единица хранения [7].

Ничего удивительного, что рассуждая с пиететом о Пакте Рериха, М.Пиотровский одобрил захват единственного в России общественного Музея МЦР, посвященного инициатору Пакта, а кроме того, равнодушно наблюдал, как ГМВ принуждал МЦР снести мемориал Рерихов в усадьбе Лопухиных. Возникает вопрос: «А почему вдруг спохватились г-да Седов и Пиотровский?» Не потому ли, что боятся проверки на целостность изъятого у МЦР наследия в соответствии с книгами учета МЦР?! Ведь изъятие, совершенное не только в нарушение закона, но и всех музейных норм, было осуществлено без составления описи! Как видно, наши профессионалы-музейщики очень забеспокоились после того, как съезд рериховских организаций, который недавно прошел в Новосибирске и собрал более 200 представителей от 111 рериховских организаций из 10 стран мира, принял решение требовать от властей проведения проверки на целостность изъятого наследия и по этому поводу обратился к спикеру СФ В.И.Матвиенко. Похоже, что так оно и есть, если второпях создали свою комиссию, пытаясь ее узаконить решением Президента.

Отметилась здесь и Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи. Ее зависимость от Минкультуры тоже ясна. Ведь это из возглавляемого ею музея в прошлом году злоумышленник на глазах охранников и смотрителей беспрепятственно вынес картину А.И.Куинджи, а еще раньше пьяный вандал повредил великое полотно И.Е.Репина. Любой другой руководитель за такую «охрану» культурных ценностей вполне мог лишиться своего места, но ни о каких серьезных санкциях в отношении нее не слышно. Не потому ли, что в ее бытность директором РОСИЗО она наняла на должность своего заместителя сестру бывшего министра культуры Татьяну Мединскую [8].

Другое заинтересованное лицо – это директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак. После изгнания наследия Рерихов из Лопухинского особняка, туда въехала именно ее организация. В здании, о котором г-н Антонов говорит как об аварийном и, возможно, пораженном грибком, с комфортом расположились службы ГМИИ, занимаются подростки и молодежь в Пушкинском Youth, а в зараженных подвалах хранится книжная продукция. Почему-то Марину Девовну и г-на Антонова не смущает, что грибок может быть опасен для здоровья подрастающего поколения и сотрудников музея? Особенно пикантно звучит следующее ее заявление: «К наследию Рерихов нужно подойти столь же профессионально и бережно, как к наследию любого крупного художника. Но значит ли это, что на людей, которые могут и должны профессионально решать эту задачу, могут оказывать давление люди непрофессиональные, далекие от реальной музейной практики?» [4]. Марина Девовна, у которой по соседству со дня ее директорства находился общественный Музей имени Н.К.Рериха, отлично знает, что там работали профессионалы, которые экспонировали и хранили музейные ценности по всем правилам, пользуясь дорогостоящим депозитарным оборудованием. И ни одна проверка, в том числе инспирированная Минкультуры, не нашла нарушений в хранении наследия, наоборот, отметила, что всё находилось в хорошем состоянии. Такие системы по безопасности, сохранению и пожаротушению, как в общественном Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, применялись далеко не во всех крупных федеральных музеях. Более того, сотрудники Государственного музея искусств имени А.С.Пушкина приходили перенимать опыт у общественной организации. Относительно профессионализма сотрудников общественного Музея есть и другое мнение, причем, гораздо более уважаемого в музейной среде специалиста, Почетного президента Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой [9]. Так что суждение г-жи Лошак, мягко говоря, не соответствует действительности.

Что же касается музейщика г-на Седова, то он не менее заинтересованное лицо, чем г-жа Лошак. Только та отстаивает свое право на владение усадьбой, а этот, очевидно, свою свободу. А.В.Седов – это тот человек, который 28 апреля 2017 года в 21.30 заявился в общественный Музей в сопровождении неопознанного ЧОПа, и вопреки закону совершил рейдерский захват в лучших традициях разбойников 1990-х. Это тот человек, который уже на следующий день, 29 апреля, в результате вмешательства следственного управления без составления описи, как того требуют общепринятые правила, инструкции Минкультуры и этический кодекс ИКОМа (Международный союз музеев), получил на временное ответственное хранение усадьбу Лопухиных со всеми имеющимися там культурными ценностями, стоимость которых оценивается как минимум в несколько миллиардов рублей, имуществом МЦР и личными вещами сотрудников. При этом до сих пор опись изъятого наследия Рерихов не проведена и ее результаты не представлены общественности, несмотря на обещания Минкультуры и ГМВ, данные на совместной пресс-конференции в ТАСС в мае 2017 года, чем созданы все условия для хищения культурных ценностей. А Министерство культуры всячески препятствует проверке наличия изъятого наследия по книгам учета общественного Музея МЦР. До сих пор не известно, где и в каком состоянии сейчас находятся такие уникальные экспонаты, как рукопись XVI века Шах-намэ Фирдоуси, кольцо Нефертити XIV века до н.э., единственная в мире коллекция предметов звериного стиля, найденных Рерихами в Тибете, гандавьюха – буддийские тексты, записанные на пальмовых листьях, и многое другое. К слову сказать, после пребывания «профессионалов» из ГМВ в усадьбе Лопухиных сотрудники МЦР не досчитались своих наиболее ценных личных вещей. Среди них подарочные книги, произведения искусства, деньги и оргтехника. Под руководством таких «профессионалов» из ГМВ были взломаны сейфы в кабинетах МЦР. Музейное техническое оборудование, которое стоит десятки миллионов рублей, приведено в негодность и восстановлению не подлежит. Упаси Боже от таких профессионалов нашу культуру! И наконец, г-н Седов – это тот человек, который цинично потребовал от МЦР снести мемориал Рерихов в канун юбилея художника.

Что же касается других «обеспокоенных музейщиков», подписавших письмо, то, к сожалению, в статье не приводятся их фамилии, но зная, что все директора крупных музеев подчинены Минкульту [10], можно предположить, что они не могли отказаться подписать такое письмо или побоялись выразить несогласие.

Предсказуемо, что подобное представительное письмо получит благожелательный отклик высокопоставленных лиц, в отличие от сотен, если не тысяч, писем общественников, ранее им уже поступивших. Видимо, самое большее, чего достойны неравнодушные граждане, это сухих отписок о том, что их обращения перенаправлены на рассмотрение в Министерство культуры, т.е. к тем, кто ответственен за тяжелую ситуацию с наследием Рерихов. Фигурально выражаясь, данное письмо музейщиков явно инспирировано самими чиновниками, за подписью чиновников и адресовано все тем же чиновникам. К сожалению, эта ситуация с наследием Рерихов еще раз показала, как далеко расходятся пути подобных слуг народа и самого народа. Как далеки все эти деятели культуры от самой культуры или даже простой интеллигентности, на которой так настаивали Рерихи, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, А.И.Солженицын и многие другие.

Решение нового министра культуры г-жи Любимовой, озвученное ею и г-ном Антоновым [4], к сожалению, вполне предсказуемо. После экспертизы, которая, конечно, найдет здание усадьбы пораженным грибком и непригодным для картин, их оставят на ВДНХ. Часть произведений отправят на временные выставки. Одна из них уже проходит в Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге и останется там вплоть до 2022 года.

В самой же усадьбе чиновники пообещали провести ремонт. Правда, подобные заявления общественность слышит с 2017 года, но ни разу министерский бюджет не включал такую статью расходов. Почему? Да потому что цели у чиновников, очевидно, были другие. Нет, не для создания государственного музея отбиралась у МЦР усадьба Лопухиных и крушилась экспозиция общественного Музея имени Н.К.Рериха. При доброй воле чиновников государственный музей за три года был бы создан, но вместо этого здание усадьбы попытались довести до аварийного состояния – видимо, для того чтобы потом с полным правом заявить, что усадьбу необходимо закрыть на длительный ремонт. Это известная схема, которой уже не раз пользовалось ведомство Мединского, самовольно желая удалить неугодную организацию из лакомого особняка. Прежний арендатор выгоняется под предлогом ремонта помещения, а после недвижимость передается другому хозяину. Не случаен и объявленный срок. В который раз чиновники собираются отложить создание музея, посвященного нашему выдающемуся соотечественнику Николаю Рериху. В этом контексте заявление г-жи Любимовой о том, что «министерство предложило “рериховской общественности” семь других особняков в Москве для размещения коллекции, но они отказались от всех предложенных вариантов» [4], выглядит, мягко говоря, неправдоподобно. У рериховской общественности коллекцию давно отобрали и распоряжаются ею исключительно чиновники Минкультуры, а с Международным Центром Рерихов, законным владельцем наследия Рерихов, в последние несколько лет данное ведомство разговаривало исключительно языком захватов и ультиматумов, так что в адрес этой общественной организации подобных предложений не поступало.

Судя по всему, вопрос с наследием Рерихов снова останется открытым, и в который раз слуги народа тешат себя мыслью, что за это время много воды утечет и об усадьбе и наследии Рерихов, наконец, все забудут. Но это не так. Наследие Рерихов представляет для России гораздо большую ценность, чем чиновники это предполагают, и общественность не оставит их в покое, пока воля Святослава Рериха не будет выполнена.


[1] Павильон № 13 на ВДНХ закрыт с 24 февраля по 30 апреля // ГМВ (офиц. сайт).

[2] Коллекция Рерихов может вернуться в усадьбу Лопухиных после новой экспертизы помещения // Interfax (офиц. сайт). 

[3] Общественники опасаются за судьбу картин Рерихов на ВДНХ – Россия-24 // РТР (офиц. сайт).

[4] Главы крупнейших музеев написали Путину о проблемах с наследием Рерихов // РБК (офиц. сайт).

[5] Борозды не испортит // Новая газета (офиц. сайт).

[6] О нулях Пиотровского и наследии Рерихов // Конт (офиц. сайт).

[7] Кражи в Эрмитаже. Проверка Счетной палатой музеев Эрмитажа в 2000 году. // Радио «Эхо Москвы». 08.07.2006. Интервью бывшего заместителя председателя Счетной палаты Юрия Болдырева радиостанции «Эхо Москвы»

[8] Правительственная «крыша» директора Третьяковки // Компромат групп (офиц. сайт).

[9] Алиса Аксёнова: «Музей Рериха – незыблемый очаг культуры» // Youtube (офиц. сайт).

[10] Минкульт назвал зарплаты руководителей театров и музеев // Афиша daily (офиц. сайт). 

22.02.2020


Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007