Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
23.10.2019

«Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой». 115 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха

Можно только определенно сказать, что моя любовь к природе, к искусству,
изучение философии и внутреннее устремление к духовному миру
давали мне самое большое вдохновение, являлись путеводными звездами
и создали самые бесценные сокровища моей жизни.

С.Н.Рерих

Красота у Святослава Рериха не имеет ничего общего с поверхностной красивостью.
Его гимн Красоте звучит радостным жизнетворчеством,
которое проявляет себя ритмом насыщенного действия.
Художник не только отображает мир.
Он входит в него полноправным участником извечного преображения жизни.

П.Ф. Беликов

Семья Рерихов известна на всех континентах нашей планеты. Каждый из четырех Рерихов был ярчайшей индивидуальностью и внес огромный личный вклад в сокровищницу мировой культуры.

 sroerich2.jpg

23 октября 2019 года исполняется 115 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (23.10.1904 – 30.01.1993), художника огромного творческого диапазона, создавшего более 4000 полотен, талантливого литератора, педагога, ученого, мудреца и философа, общественного деятеля, более 60 лет своей жизни посвятившего Индии и российско-индийской дружбе, Человека, принесшего миру весть Красоты.

Все творчество С.Н.Рериха, его научная, педагогическая, культурная и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи. Святослав Николаевич был убежден в действенной силе Красоты и считал, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь: «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Полотна Святослава Николаевича Рерихов, как и его отца, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. «Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! – писал Николай Константинович Рерих в очерке «Святослав». – Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь Прекрасное!»

Выросшие в атмосфере любви и взаимопонимания, окруженные людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей, Рерихи-младшие не только полностью реализовались на избранной ими стезе, прежде всего они стали замечательными людьми. Их жизнь является примером неустанного претворения творческой энергии и стремления к самосовершенствованию. Те, кому посчастливилось общаться с ними, неизменно вспоминают об их простоте и человечности, о том незабываемом чувстве радости и устремления к возвышенному, пробуждавшемся от этих встреч.

Святослав Николаевич Рерих родился в Петербурге, где провел свои первые двенадцать лет жизни. Уже в раннем детстве мальчик проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями. Он рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Рисовальной школы Общества поощрения художеств, готовил декорации к домашним постановкам и помогал отцу в работах над театральными эскизами. В 1913 году он поступил в гимназию Карла Мая, где обучался до 1916 года. В 1919 году переехал с семьей в Лондон, изучал архитектуру в Королевской академии искусств, а через год продолжил архитектурное образование в США, сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса.

В Америке Святослав Рерих принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. В 19 лет он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В эти годы он читал лекции, занимался общественной деятельностью, связанной с подготовкой Пакта Рериха и Знамени Мира, вошел в состав многих культурных и научных обществ Америки и Европы. Тогда же прошла его первая персональная выставка в Галерее Арден в Нью-Йорке.

В 1923 году Святослав Николаевич Рерих впервые посетил Индию. Здесь он познакомился с наиболее знаменитыми архитектурными шедеврами индийской культуры, с древним и современным искусством этой страны. В 1924 году вернулся в США и продолжил работу по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Н.К.Рериха. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». Это открывало возможности для их плодотворной научной и исследовательской деятельности. Одновременно С.Н.Рерих продолжал совершенствоваться в живописи. В 1925 году ему присудили высшую награду на выставке в Филадельфии, где экспонировалось около ста его произведений. Последующие достижения молодого художника становятся уверенными шагами на пути к мастерству и совершенству.

Как портретист С.Н.Рерих достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Мы должны всегда помнить, что удавшийся портрет – это больше, чем простое сходство». Вышедшие из-под его кисти полотна – изящны, лаконичны, в них удивительно точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Именно поэтому запечатленные на них облики людей выглядят такими живыми и притягательными. Только портретов своего отца он написал около 30, один из них был приобретен Люксембургским музеем в Париже, когда С.Н.Рериху было всего 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются бесценные облики его родителей. Продолжая в живописи традиции своего великого отца, Святослав Николаевич шел собственным путем. У каждого из них свой стиль и своя уникальная техника исполнения.

С 1931 года, постоянно проживая в Индии, Святослав Николаевич принимал активное участие в ее общественной и культурной жизни. Он очень любил эту страну, она стала для него второй родиной. Каждый год он ездил по стране, исследовал и изучал памятники культуры, всегда находя что-то новое. «И это богатство, – говорил С.Н.Рерих, – не только в памятниках искусства, но и среди самих живых людей. Здесь вы найдете людей и племена от самых примитивных до самых культурных, людей высоко развитого интеллекта, глубины мышления. <…> Соприкосновение с людьми высокой духовной культуры является большим праздником для вас». Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Николаевич Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н.Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии после завершения Центрально-Азиатской экспедиции. Он возглавлял работу естественно-научного отдела и проводил уникальные научные изыскания. Обширный круг его научных интересов включал орнитологию, ботанику, минералогию, тибетскую медицину, химию, астрологию, религиоведение и философию, искусствознание и культурологию. Такая многообразная деятельность Рериха-ученого говорит о его несомненной принадлежности к плеяде крупных натуралистов. Этому способствовал редкостный дар духовного синтеза, которым он обладал. В основе научных интересов С.Н.Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими закономерностями.

В июле 1941 года после нападения Германии на Советский Союз Святослав Николаевич телеграфировал послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получил отказ. Тем не менее в годы Второй мировой Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.

После 1947 года С.Н.Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. В течение всех последующих лет он активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты, добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

Великой роли искусства в духовном развитии и становлении более совершенного, возвышенного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение и на страницах его очерков и дневников, и в пространстве всего изобразительного творчества художника.

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, С.Н.Рерих принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике, включавшей в себя приобщение к идеям крупных философов, в том числе Е.И. и Н.К.Рерихов. Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <...> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».

Святослав Николаевич известен также как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.

За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н.Рерих удостоен правительственных наград многих стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден Дружбы народов, орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Дж. Неру, кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

Знакомство с творчеством С.Н.Рериха на Родине началось с открытия его первой выставки в мае 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа. Вместе со своей женой, прекрасной Девикой Рани, внучатой племянницей Р.Тагора, Святослав Николаевич не раз приезжал на Родину с выставками картин, своих и своего отца. С 1970-х годов эти выставки регулярно проходили в разных городах Советского Союза.

После смерти старшего брата Ю.Н.Рериха в 1960 году Святослав Николаевич остался единственным хранителем уникального наследия своей семьи. В 1989 году в Москве по его инициативе был создан Советский Фонд Рерихов, переименованный после распада СССР в 1991 году в Международный Центр Рерихов. Весной 1990 года, выполняя завет своих родителей, Святослав Николаевич передал в Россию для создания в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха бесценное наследие своей семьи – дары Духовного Учителя Рерихов, художественные полотна, разнообразные реликвии и коллекции изобразительного и прикладного искусства, рукописные раритеты, архив, книги и монографии из семейной библиотеки, личные вещи, фотодокументы. Среди представленных руководством страны зданий для размещения Центра-Музея Святослав Николаевич выбрал старинную усадьбу Лопухиных.

Ведущая роль в основании и развитии Музея имени Н.К.Рериха принадлежит его Генеральному директору, доверенному лицу и исполнителю завещания С.Н.Рериха, первому вице-президенту Международного Центра Рерихов, заслуженному деятелю искусств РФ, академику Людмиле Васильевне Шапошниковой. Именно ей, выдающемуся ученому и талантливому организатору, истинному подвижнику Культуры, Святослав Николаевич Рерих доверил привезти на Родину уникальное наследие своих родителей и именно ее рекомендовал на пост руководителя Музея, всячески поддерживая во всех начинаниях.

Восстановленная из руин и с любовью отреставрированная усадьба Лопухиных, где до 2017 года располагался общественный Музей имени Н.К.Рериха, воссозданное Красное крыльцо усадьбы и мемориальный скульптурный комплекс семьи Рерихов превратили Музей в подлинный архитектурно-художественный ансамбль российской столицы. Все работы были выполнены благодаря помощи меценатов и многочисленных друзей Музея, без какого-либо финансирования со стороны государства, что подтверждает жизнеспособность и эффективность общественной формы организации культуры. Также благодаря меценатам представленное в Музее собрание картин Рерихов ежегодно пополнялось и являлось крупнейшим в мире.

Создание Музея в статусе общественного культурного центра связано с представлениями Святослава Николаевича о культуре, организация которой, по его мнению, должна быть не государственной, а общественной. Как и предвидел С.Н. Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр – Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности – Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса, содержатся знания, которые помогают понять особенности наступающего эволюционного этапа в развитии человечества. Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражала ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников, неизменно привлекала посетителей своей красотой и духовными энергиями, наполняющими старинные сводчатые залы особой аурой. Один из залов Музея был посвящен творчеству его основателя, Святослава Николаевича Рериха.

В 2017 году по инициативе Министерства культуры и Государственного музея Востока был осуществлен захват усадьбы Лопухиных, где на законодательно закрепленных основаниях 26 лет располагался общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Уникальная экспозиция общественного Музея была варварски уничтожена, часть музейного оборудования и экспонатов повреждена без возможности дальнейшего восстановления.

Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха, ставшее трагедией для всех почитателей творчества семьи Рерихов, поистине можно назвать крупнейшим преступлением нашего века против Культуры.

В эти октябрьские дни, когда весь мир празднует юбилеи наших великих соотечественников, в московской усадьбе Лопухиных планируется ликвидация Мемориала с прахом Н.К. и Е.И.Рерихов и памятников их сыновьям, что, безусловно, нанесет непоправимый удар по России и вызовет широкий резонанс мировой общественности.

«Но как бы ни пытались невежды затруднить пути культуры, – писал Николай Константинович Рерих, – все же лучшие элементы человечества останутся на страже всего Священного, Прекрасного и Познавательного. Они перенесут через все потемки Светильник Добра не потушенным. Силою духа своего они воспротивятся всем кощунственным и невежественным разрушителям. Если кто-то из друзей добра призовет и укажет, что где-либо величественная святыня находится в опасности, то во всех просвещенных местах мира отзовутся лучшие голоса, и все благородное содрогнется от возможности нового злодеяния над святынями человечества. <…> Будем уверены, что не далеко то время, когда Знамя и Закон – охранитель культурных ценностей будет всемирным».

Сотрудники Международного Центра Рерихов при поддержке мировой общественности приложат все силы для того, чтобы, действуя законными методами, выполнить волю Святослава Николаевича Рериха, вернуть и восстановить общественный Музей имени Н.К.Рериха.

Материалы по теме:

О Святославе Николаевиче Рерихе на сайте Международного Центра Рерихов

Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха

Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов: Сборник статей. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. Т. 1. С. 90–91.

Обращение С.Н.Рериха к Рериховским обществам России и других независимых государств. 26.04.1992 г.

Фильмы о С.Н.Рерихе:

Святослав Рерих – Мастер, Сын Мастера (2004)

Письмена. Николай и Святослав Рерихи (2004)

Музей имени Н.К.Рериха (2013)

Правда о Завещании Святослава Рериха. Фильм-расследование (2014)

Основные труды С.Н.Рериха:

Стремиться к Прекрасному: Сборник статей. – М.: МЦР, 1993. – (Малая Рериховская библиотека).

Свет искусства: Сборник статей. – М.: МЦР, 1994. – (Малая Рериховская библиотека).

Искусство и жизнь / Пер. с англ. Т.В.Кожевниковой, И.И.Нейч. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.

Creative Thought: Articles. – Moscow: ICR, 2004.

Art and Life. – Moscow: ICR, 2004.

Письма: В 2 т. / Сост. Н.Г.Михайлова. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004–2005.

К беседе с художникам: Сборник статей. – М.: МЦР, 2006. – (Малая Рериховская библиотека).

Врата в высшую жизнь: сборник статей / Пер. с англ., сост. Н.Г.Михайлова, И.И.Нейч. Комментарии и примечания И.И.Нейч. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2009. – 296 с.: ил.

Индийская живопись: статьи, монография. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. – 440 с.: 382 ил., карт.

Публикации о С.Н.Рерихе:

Рерих Н.К. Святослав // Листы дневника. – М.: МЦР, 1999. Т. 1. (1931–1935). С. 442–444. – (Большая Рериховская библиотека).

Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. – М.: МЦР, 2004.

Святослав Николаевич Рерих: Биобиблиографический указатель / Сост. Н.К.Воробьева. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.

Шапошникова Л.В. Философ реального Космоса. К 100-летию со дня рождения Святослава Рериха // Культура. 2004. № 49,16–23 декабря.

Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Культура и время. 2004. № 3/4.

Миг, возведенный в Вечность: Деятели культуры о С.Н.Рерихе // Культура и время. 2004. № 3/4.

Воспоминания о С.Н.Рерихе / Сост. Т.О.Книжник. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.

100 лет со дня рождения С.Н.Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2004. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. – (Рериховская научно-популярная библиотека).

Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих / Под общ. ред. Л.В.Шапошниковой. В 2 т. Т. 2. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. С. 6–123, 324–345, 380–633, 637–682, 811–823.




Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007