Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
14.10.2019

Секционное заседание «Творческое наследие Рерихов: мост культур» Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура». 9 октября 2019 года

9 октября 2019 года в Доме ученых Российской академии наук (Москва) открылось секционное заседание «Творческое наследие Рерихов: мост культур» Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих».

Организаторы конференции: Российская академия художеств, Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Делийский университет (Индия), Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Российский государственный гуманитарный университет, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Институт мировой культуры Кыргызско-Российского Славянского университета (Киргизия), Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Индия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Иран), Секция «Русский космизм» Российского философского общества, Международный Мемориальный Трест Рерихов, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международная ассоциация Фондов Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.

В конференции приняли участие представители из 14 стран мира: России, Украины, Эстонии, Литвы, Болгарии, Молдовы, Беларуси, Латвии, Германии, Казахстана, Финляндии, Австрии, Киргизии, Узбекистана.

Секционное заседание открыл лауреат международных конкурсов, стипендиат Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, пианист Николай Кузнецов, исполнивший произведения С.В.Рахманинова: Музыкальный момент ор.16 No.3 и Этюд-картину ор. 39 No.5.

В своём выступлении «Наследие Рерихов и проблемы его сохранения в России» вице-президент МЦР Александр Витальевич Стеценко прежде всего отметил, что каждый член великой семьи Рерихов внес выдающийся вклад в сокровищницу мировой культуры. Н.К.Рерих был археологом, философом, писателем, путешественником, инициатором движения в защиту культурного наследия – Пакта Рериха, направленного на сохранение памятников истории и культуры, выдающихся произведений искусства, несущих в себе тонкую энергетику красоты, как свидетельство глубокой связи вдохновенной мысли человечества с более высокими планами бытия. А это понимание несет в себе и новые задачи, связанные с осознанием Высшего, изучением самого человека, его внутреннего мира, его энергетики. Пакт Рериха при его мировом признании мог бы если и не предотвратить Вторую мировую войну, то хотя бы минимизировать ее потери.

Супруга Николая Рериха, Е.И.Рерих, в сотрудничестве с Учителями Востока открыла миру Учение Живой Этики, раскрывающее закономерности развития космоса и человека. Учение синтезирует знания о космических энергиях и процессе эволюции, утверждая широкое культурное сотрудничество народов, и значение Живой Этики человечеству еще предстоит осознать в будущем. Старший сын Рерихов, Ю.Н.Рерих – выдающийся ученый, восстановивший на родине отечественную школу востоковедения, много сделавший для возвращения культурного, научного, философского наследия своей семьи в Россию. Младший сын Рерихов, С.Н.Рерих – выдающийся художник, мыслитель и общественный деятель, своей важнейшей жизненной задачей считал создание общественного музея имени своего отца в Москве. Его доверенное лицо, Л.В.Шапошникова, привезла наследие Рерихов в Россию, много лет оно изучается учеными, деятелями культуры. Принятие и актуализация содержащихся в этом наследии идей несут мир и процветание России, так как эти идеи связаны с культурой, а она выступает как мост связи с Высшим. В современном мире идеи Рерихов приобретают особую актуальность, когда мировое сообщество переживает глобальный кризис во всех сферах жизни. В то же время в современном мире наследие семьи Рерихов само нуждается в сохранении и защите от невежественных толкований содержащихся в нем идей, от разрушения его материальной основы.

А.В.Стеценко обосновал значение Пакта Рериха, и обсуждение этой темы было продолжено в следующих выступлениях.

С докладом «Пакт Рериха – краеугольный камень мира и эволюции» выступила Марга Куцарова, руководитель Национального общества Рерихов в Болгарии (София, Болгария). Она отметила, что Пакт имеет огромное образовательное значение, поскольку утверждает высокие духовно-этические принципы, формирующие основы деятельности человека. Популяризация идей Пакта очень важна, так как он призван защитить мировое культурное наследие. Одно время остро стоял вопрос об отмене Женевской конвенции, но ее отстояли только тогда, когда основные идеи этой конвенции удалось донести до широких слоев общественности. Поднятие культурного уровня общественности в конечном счете приведет и к воссозданию общественного музея имени Н.К.Рериха, который много лет располагался и успешно работал в усадьбе Лопухиных.

Выступление Лейли Штробль, магистра права, президента Австрийского общества Рерихов – Национального комитета Пакта Рериха, заместителя генерального секретаря Австрийского национального комитета Голубого Щита (Вена, Австрия), было названо «Мысли Н.К.Рериха о значении культуры в жизни народов и Европейский год культурного наследия (2018)». В нем автор, опираясь на высказывания Николая Рериха о культуре, подчеркнула значение Европейского года культурного наследия (EYCH), который стал знаменательным и поворотным событием для постоянно растущего европейского движения за сохранение культурного наследия. Саммит года Европейского культурного наследия собрал множество граждан разных специальностей и организаций со всей Европы. По результатам этого года будет разработан Европейский план действий для работы с культурным наследием, утверждения его как одного из приоритетных направлений европейской политики. Рериховские организации могут вложить свою конструктивную лепту в культурное движение и культурное объединение Европы, руководствуясь принципом верховенства культуры над цивилизацией.

Тему «Защита культурного наследия есть основа лучшего будущего» раскрыла Галина Шнайдер, председатель Немецкого рериховского общества (Ремшайд, Германия). Великую инициативу, заложенную в Пакте Рериха, как считает автор, необходимо продвигать, поскольку она делает нас более человечными. Она также важна для совершенствования образовательного процесса, дает возможность предотвратить любые агрессивные поступки в отношении человека и человечества. Важность объединения усилий разных народов в деле сохранения культурного наследия понимают многие, о чем свидетельствуют выступления на ежегодном конгрессе Всеевропейской федерации по культурному наследию «Европа Ностра». Преодолевая чисто практический, бюрократический подход к культуре, который встречается повсеместно, следует неуклонно утверждать познавательное и миротворческое значение культуры.

«Актуальность Пакта Рериха и Знамени Мира в современном диалоге культур» осветила Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии из Минского государственного лингвистического университета. Если еще русский философ эпохи романтизма В.Ф.Одоевский рассматривал культуру как единство трёх исходных элементов – науки, искусства и религии, от гармоничного сочетания которых зависит развитие общества, то в философии Живой Этики дается осмысление культуры на новом, более фундаментальном (энергетическом) уровне. Н.К.Рерих называет культуру «эволюционным устоем», без позитивной энергетики которой невозможно развитие человечества. Идеи Николая Рериха имеют огромное преимущество перед взглядами теоретиков и сторонников концепции «столкновения цивилизаций», обоснованной американским социологом С.Хантингтоном, который объяснял эти процессы культурными различиями. Однако мирное сосуществование между народами возможно через культурное сотрудничество, осознание значения культуры для последующего развития человечества, понимание ее великой объединяющей функции, не допускающей цивилизационных «столкновений».

«“Жизнь движима мыслью”: философское наследие Рерихов и новые горизонты научного познания» – с таким докладом выступила Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, почетный член РАХ, профессор ГИТР и МГУ, президент Международной ассоциации семиотики пространства (IASSp), заместитель директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе МЦР (Москва). В докладе отмечалось, что по своему энергетическому, инновационному, этическому и эстетическому потенциалу Живая Этика занимает особое место среди философских систем. Во-первых, её синтетичность и гибкость, её насыщенность смыслами позволяет ей при должном понимании послужить коммуникации, взаимопониманию между различными научными отраслями, между наукой и религией, наукой и культурой Востока и Запада. Во-вторых, важен культуротворческий потенциал Живой Этики, поскольку в этом учении содержатся принципы построения нового общества, указывается на ловушки, в которые попадают различные социальные эксперименты. В-третьих, Живая Этика содержит в себе новую систему познания и обладает громадным познавательным (когнитивным) потенциалом. Она сонастраивает сознание Высшему, подготавливает его к тонкому восприятию, обучает тому, как приобщиться Истине и облечь ее искру в материю научного текста. Живая Этика предлагает такие критерии интуитивного, метанаучного познания как Красота, синтетичность, способность служить эволюционному преображению человека.

Сегодня очевидно, что именно наше научное поколение должно активизировать процесс творческого претворения потенциала Живой Этики, чтобы магнит мысли этой философской системы смог полноценно действовать в научном и культурном пространстве страны и мира.

В ряде выступлений освещались новые горизонты научного и философского познания. В частности, с докладом по теме «Наука и Агни Йога: к проблеме становления метанауки» выступил Иван Михайлович Угрин, кандидат политических наук, сотрудник ИФ РАН (Москва). Если современная наука опирается на данные эмпирического и теоретического познания, то тайна человеческой природы, равно как и тайна происхождения мира, не может быть воспринята эмпирически или выведена логически из тех или иных умозрительных предпосылок. Методологию преображения человека, основанную на знании, не сводимом к рациональности, базирующейся на субъект-объектной дихотомии, докладчик называет йогой. Опыт йоги обладает огромной ценностью для становления метанауки как целостной системы знаний и этики, базирующейся на этой системе. Агни Йога дает ключи для осуществления синтеза рационального и внерационального методов познания, однако этими ключами нужно уметь правильно воспользоваться.

Виктор Васильевич Фролов, доктор философских наук, руководитель секции «Русский космизм» при РФО, заместитель председателя ученого совета МЦР, выступил с докладом «Живая Этика и новая философская антропология: возможности синтеза философского знания». Основываясь на том, что миссия философии состоит в том, чтобы помогать человеку в его самоопределении и выстраивании отношений с миром, в курсе вузовской философии человек зачастую рассматривается как совокупность общественных отношений, основа которых находится в материальных условиях его жизни. При этом концепция человека, представленная в учении Живой Этики и трудах Л.В.Шапошниковой, содержит качественно новое понимание онтологии и антропологии. Привнесение в вузовский курс по философии идей Живой Этики послужит его гуманизации, воспитанию в студентах и преподавателях таких качеств как сердечность, совестливость, культурность, что является актуальным и перспективным направлением как в образовательном, так и в воспитательном процессах.

«Спасительный синтез философии Живой Этики» – эту тему исследовала в своем докладе Татьяна Салиховна Расулова, кандидат философских наук, и.о. профессора кафедры социально-гуманитарных наук Государственной консерватории Узбекистана. Она отметила, что человечество выходит на новый виток эволюции, требующий расширенного сознания, способного воспринять законы космоса. Эти законы, данные нам в учении Живой Этики и отраженные в других учениях, и древних и современных, отражают закономерности развития человека, общества, всего мироздания. Один из них – закон единства и борьбы противоположностей – является наиболее ярким выражением синтеза, который может стать спасительным для человека. Единство есть гармоничная целостность, состоящая из разнородных элементов, и единство человечества будет результатом сотрудничества множества индивидов, многообразие талантов и способностей которых составит эту гармоничную целостность будущего социума. Трансформация, расширение сознания человечества до уровня планетарного, а потом и космического, поможет возродиться человечеству на новых началах культурного строительства.

«Вмещение пар противоположений как качество синтетического сознания (на основе философии Живой Этики)» рассмотрел Петр Дмитриевич Абрамов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова (Москва). Если Абсолют един, недвойственен, то в развивающихся во времени мирах возникают противоположности в онтологической, социальной, психологической и других сферах. В Живой Этике, как и во многих других этических учениях, подчеркивается необходимость вмещения противоположений для формирования синтеза восприятий. В теории и в практической жизни могут соединяться, например, внутренняя уравновешенность, спокойствие и активная созидательная деятельность, твердость в следовании духовным законам и разнообразное творчество, социальная, общественная подвижность. Продвигаясь по пути эволюции сознания, человек вырабатывает синтетическое качество чувствознания и постигает вмещение противоположений как целесообразность, способность действовать соизмеримо с обстоятельствами. Единение в сознании с Высшим началом бытия при творческой самодеятельности даст возможность вместить многие другие противоположения.

«Сравнительный анализ стихии огня и эфира в античной и древней восточной философии, Живой Этике и современной физике» провела Инна Львовна Пластун, доктор физико-математических наук, профессор Саратовского государственного технического университета им. Ю.А.Гагарина. В античной и восточной философской традиции определяются пять первоэлементов, из которых состоит всё мироздание: огонь, эфир, воздух, вода, земля. Стихия огня, как в учении Живой Этики, так и в теософии Е.П.Блаватской, занимает особое место. Одним из наиболее тонких и вездесущих проявлений стихии огня в мире плотной материи является электричество, или направленный поток электронов. Огонь и эфир – две базовые субстанции мироздания, два процесса, определяющие в физике электромагнитное взаимодействие. Можно сказать, что огонь олицетворяет мужское, активное начало, а эфир – женское, пассивное, воспринимающее и откликающееся на импульс. Эфир есть субстанция, через которую происходит творчество, реализация огненной творящей энергии.

Доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского Геннадий Григорьевич Волощенко представил тему «Единство основы Живой Этики и тайны досуга Пифагора» в форме видеодоклада. Космизм, космическое мышление и мировоззрение является мостом культуры, связующим Восток и Запад, Древнюю Грецию и современную Россию, а также сближающим систему воспитания, раскрываемую в учении Живой Этики, и учение о досуге Пифагора. Знания, переданные Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих, помогают понять глубины философии Пифагора, наиболее полно и глубоко воспринимать понятие «досуга». В своём изначальном проявлении, как это и провозглашалось Пифагором, «досуг» есть высшая деятельность богов, планет и космоса, вбирающая в себя элементы математики и музыки. Включение человека в сферу подобного «божественного досуга» дает ему возможность совершенствовать свое сознание, возвышать его, расширять его границы и ощущать в единстве с одухотворенным Космосом.

«Наследие Рерихов и его эволюционно-историческое значение в процессе культурного взаимодействия России и Индии» проанализировал в своем выступлении Сергей Владимирович Скородумов, вице-президент МЦР, руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (Ярославль). Он привел целый ряд ретроспективных примеров взаимодействия культурных традиций России и Индии, отметив, в частности, что наши страны на протяжении веков испытывали духовное тяготение друг к другу, которое можно объяснить энергетическими причинами и закономерностями развития космической эволюции. Вершиной глубокого культурного взаимодействия России и Индии в ХХ веке стало творческое наследие семьи Рерихов. Представители этой великой семьи показали пример уникального синтеза в восприятии духовных традиций России и Индии, своими трудами Рерихи способствовали формированию нового космического мышления в России. Мировоззренческой основой этого вида мышления стали философские идеи Живой Этики, разработанной Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, где осмыслены и синтезированы лучшие достижения западной и восточной мысли. Автор подчеркнул, что важнейшим условием для развития нового космического мышления на современном этапе стала передача С.Н.Рерихом в 1990 году в Россию наследия семьи Рерихов, создание им Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха. Разрушение Музея в 2017 году по указу чиновников от культуры чревато развитием новых кризисных явлений в обществе, в свою очередь, восстановление Музея, возобновление его международной культурной деятельности откроет для России новые возможности в гармоничном развитии всех сторон ее общественной жизни.

Выступление С.В.Скородумова предварило собой ряд сообщений, посвященных философии Востока в наследии семьи Рерихов и вопросам взаимодействия Востока, Запада и России.

«Представление о материи и сознании в книге Е.И.Рерих “Основы буддизма”» осветила в своем выступлении Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР (Москва). Автор отметила своевременность выхода книги Е.И.Рерих в 1927 г., когда в трудах крупных российских ученых и философов начинало формироваться новое космическое мышление и учение Будды в своей основе было наиболее приближено к научному познанию, способствовало расширению его горизонтов. В докладе были затронуты вопросы изменяемости разных видов материи и одновременно ее вечности, представление о потенциальном источнике происхождения материи, который сложно определить научно. Было отмечено, что некоторые наведения в этом отношении дает многозначное понятие дхармы, рассматриваемой Е.И.Рерих не только как «закон» или «путь», но и как энергию, вибрацию, в которой следует искать причину любого явления и процесса. Дхармы определяют содержание и особенности сознания, что требует своего изучения на современном этапе развития научной мысли и методами, учитывающими особенности природы человека.

С докладом по теме «“Провидец благословенных путей”. К 90-летию издания книги Н.К.Рериха “Сердце Азии”» выступил Анатолий Андреевич Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР (Москва). Книга Н.К.Рериха, хотя и посвящена Центрально-Азиатской экспедиции, но в то же время имеет ряд особенностей. Так, Рерих выбирает такое название для своего труда, подразумевая Азию как своеобразное сердце планеты, энергетическое средоточие жизни и эволюции человечества, к которому притянуты взоры всего мира. Во-вторых, Николай Рерих фокусирует сознание читателя на особых культурно-исторических моментах или значимых вехах, которые ему открылись на маршруте экспедиции и были связаны с памятниками истории и культуры. Третья особенность данной работы Рериха – приобщение западного читателя к таинственному и сокровенному понятию Заповедной Шамбалы, которое имеет для Востока определяющее значение во всей его многогранной культурной, духовной, исторической и общественной жизни, освященной этим священным именем.

«Феномен Шамбалы в творчестве Н.К.Рериха» осветила Ольга Николаевна Калинкина, кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной лиги защиты культуры. Научная экспедиция Н.К.Рериха (1923–1928) собирала древнейшие свидетельства, манускрипты, сказания, мифы и легенды о заповедной стране Шамбале, где, по преданию, хранится высокое знание на благо человечества. Теме Шамбалы Николай Рерих посвятил значительную часть своего творчества – это литературные очерки, дневниковые записи, живописные работы. Н.К.Рерих на основе свидетельств прошлого и настоящего был убежден в реальном существовании Заповедной страны. Согласно Живой Этике, в Шамбале находится Гималайское Братство тех Великих Мудрецов, о которых повествуют легенды разных народов и которые время от времени все-таки появляются среди людей, передавая им необходимые знания для того, чтобы нить культурной преемственности на нашей планете (от прошлого к будущему) не прерывалась.

Свои рассуждения на тему «Индия – Россия. Мост синтеза: от мифологии к космизму» представила Валентина Владимировна Виноградова, педагог, культуролог, сотрудник отдела развития МЦР (Москва). В искусстве России Серебряного века, как отметила автор, были отражены многие идеи, созвучные индийской философии. В частности, многие картины литовского художника М.К.Чюрлёниса можно рассматривать как своеобразную иллюстрацию к гимнам древних Вед, где утверждается о сотворении мира силой небесного огня, или огромной мощи природной энергии. Анализ картины Н.К.Рериха «Нагарджуна – Победитель Змия» раскрывает, согласно Л.В.Шапошниковой, преображение стихийной материи силой высшего знания (огненной природы), переданного человечеству в данном случае через философа Нагарджуну. Художники-космисты нашего времени, такие как Е.Войнова-Богородицкая, Л.Лонли и другие, также несут в своем творчестве энергетическое мировоззрение, имеющее эволюционную направленность. Выступление В.Виноградовой сопровождалось красочной презентацией, в завершение которой она продекламировала строки из стихов А.А.Тарковского о высоком предназначении человека в его эволюции.

Кандидат исторических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек, Киргизия) Валентина Алексеевна Воропаева в соавторстве со Светланой Петровной Синенко представили доклад «“Мы будем неустанно трудиться на Указанном Пути”. Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова – русские провозвестницы мудрости Востока». В выступлении были отмечены необычные, имеющие глубокое символические значение факты из жизни двух великих женщин нашего времени – Е.И.Рерих и Л.В.Шапошниковой. В жизни Шапошниковой были отмечены знаковые моменты, отражающие ее жизненный путь и научные задачи. Было показано, что связь и духовная преемственность Е.И.Рерих и Л.В.Шапошниковой отражены в ряде писем Е.И.Рерих.

После завершения докладов участники секционного заседания «Творческое наследие Рерихов: мост культур» Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих» возложили в усадьбе Лопухиных цветы к мемориалу Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов и к скульптурным бюстам их сыновей – Юрия и Святослава.

Фото Бориса Зайцева (Казань)

Программа конференции



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007