Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
25.05.2019

В Научном центре РАН прошла лекция «Амаравелла – вестники иных миров»

 kramp4.jpg

11 мая 2019 года в рамках завершения выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Большой гостиной Научного центра РАН в Черноголовке (Московская область) прошла лекция Эдуарда Крампа «Амаравелла – вестники иных миров».

В своем выступлении Эдуард Русланович подробно остановился на духовных принципах и манифесте уникальной группы художников, творивших в России в XX веке. В состав «Амаравеллы» входили Петр Фатеев, Борис Смирнов-Русецкий, Александр Сардан (Баранов), Вера Пшесецкая (Руна), Сергей Шиголев, Виктор Черноволенко.

Исследование истории создания и существования этой удивительной группы позволило выявить интересные факты из биографий членов «Амаравеллы».

Так, для многих впервые прозвучало имя еще одного участника – Владимира Яцкевича. Он сгинул в сталинских застенках в конце 30-х годов и о его роли в группе можно понять лишь по обрывочным воспоминаниям. Однако именно ему принадлежит авторство эскиза эмблемы «Амаравеллы». К сожалению, все его творчество полностью утрачено.

Еще одним открытием для многих стала информация о том, что на начальном этапе формирования группы с ней активно сотрудничал известный музыкант, скрипач Анатолий Францевич Микули, чье творчество было представлено в Нью-Йоркском Музее Н.К.Рериха на первой общей выставке художников группы «Амаравеллы». Впоследствии Анатолий Микули также погиб в ГУЛаге.

Во время лекции демонстрировались ценнейшие снимки уцелевших картин участников группы, многие из которых были представлены слушателям в Черноголовке впервые.

Формирование и творческий расцвет группы «Амаравелла» совпал с распространением идей о Новом одухотворенном человеке, которого и русские философы-космисты, и теософы, и впоследствии последователи научно-философской системы Живой Этики видели как Человека, прошедшего духовное преображение, сотрудника творческих сил Космоса, субъекта Космической эволюции.

Главным событием в жизни группы стал приезд в Москву в 1926 году семьи Рерихов. Встреча с Николаем Константиновичем, его супругой Еленой Ивановной и их старшим сыном Юрием Николаевичем стала по своей сути катализатором окончательного формирования группы и появления непосредственно названия «Амаравелла». Передача Николаем Константиновичем первых книг философского учения Живой Этики, а затем последовавшее предложение о проведении выставки картин «Амаравеллы» в Нью-Йорке в Музее Николая Рериха дали членам группы новый творческий импульс.

«Рерих помог художникам не только принять участие в нью-йоркских выставках его “Короны Мунди” (1927 и 1928), но и беседовал с ними о расширении сознания, о влиянии энергетики Инобытия на эволюцию земного человечества, о закономерностях развития Красоты и особенностях наступившего этапа Космической эволюции. <…> Художники “Амаравеллы” были самым нежелательным элементом в поле “культурной” политики. Поэтому, едва родившись, «Амаравелла» уже была обречена на гибель. Но, несмотря на это, ее члены успели сделать немало», – отмечала генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова в своей работе «Тернистый путь Красоты».

Можно сказать, что художники группы «Амаравелла» стали сотворцами Духовной революции, вышедшей из лона Серебряного века и трагическим образом совпавшей с революцией социальной. Они несли в своем творчестве весть иных миров, призывая современников к новым горизонтам познания бытия, к духовному преображению жизни через красоту и знания.

Ярчайшим подтверждением этого является их манифест, принятый в 1927 году:

«1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. 2. Научить этому нельзя. 3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. 4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. 5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение. 6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания – тогда их цель будет достигнута».

Идеологи социальной революции создавали образ своего «нового» человека, базируясь на материалистической идеологии марксизма, отрицающей понятие инобытия и сводящей все к примитивной теории классовой борьбы. Именно эта «борьба» стала основанием для дальнейшего преследования всех «выделяющихся» среди апологетов победившей идеологии материалистического «вечно живого учения».

1930 год стал для «Амаравеллы» роковым. Именно в этом году были арестованы Александр Сардан и Руна. После этого члены группы не выставляли свои работы и практически перестали встречаться друг с другом.

Оставшиеся на свободе участники группы вынуждены были уйти в своеобразное творческое подполье и их достижения на долгие годы оказались отрезанными от общественной жизни.

Только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века о группе снова заговорили. Постепенно, буквально по крупицам, жизнь, идеи и творческое наследие художников стало возвращаться в культурное пространство страны.

Появилась возможность провести параллели и сопоставить достижения группы «Амаравелла» с творчеством таких ярчайших представителей философии космизма, как Микалоюс Чюрлёнис, Александр Скрябин, Василий Кандинский…

Отдельно лектор обратил внимание на исследования академика, ученого-индолога, историка и культуролога Людмилы Васильевны Шапошниковой, уделившей творчеству группы «Амаравелла» отдельную главу «Жизнь и гибель Амаравеллы» в книге «Тернистый путь Красоты».

Особо было отмечено то, что в Черноголовке жил и творил один из членов группы «Амаравелла» Виктор Тихонович Черноволенко, супруга которого Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко передала Международному Центру Рерихов ценную коллекцию картин художника.

Именно в Международном Центре Рерихов (МЦР) впервые после долгих лет забвения 7 октября 2000 года состоялось открытие выставки работ «Амаравеллы», где были представлены картины практически всех участников группы. Выставка тогда открылась в рамках Международной научно-общественной конференции «Новая эпоха – Новый человек».

В завершение лекции слушателям был показан фильм «Амаравелла» (1998), созданный режиссерами Еленой Плугатыревой и Луизой Тележко. Премьера этого фильма также прошла несколько лет назад в стенах общественного Музея имени Н.К.Рериха.

В знак благодарности за гостеприимство и успешное сотрудничество руководитель отдела выставок Международного Центра Рерихов Дмитрий Ревякин вручил директору черноголовского Дома ученых НЦЧ РАН Елене Пылаевой издания МЦР. Со своей стороны Елена Владимировна выразила благодарность Эдуарду Руслановичу Крампу за интересную лекцию и отметила, что жители города с большим вниманием отнеслись к выставке «Пакт Рериха. История и современность», которая открылась в Доме ученых 15 апреля – в день подписания Пакта.

После завершения вечера для гостей провели небольшую экскурсию по общественному музею, посвященному созданию наукограда в Черноголовке. Экспозиция этого музея была создана благодаря стараниям Елены Юрьевны Макаренко при поддержке Дома ученых НЦЧ РАН в Черноголовке.

Все участники вечера единодушно выразили желание встретиться вновь на мероприятиях, организуемых и проводимых Международным Центром Рерихов.



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007