Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
24.04.2019

В Москве открылась выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера»

 moskva2.jpg

14 апреля 2019 года в Отделе творческих путешествий и открытий Братьев Гримм библиотеки № 12 имени И.А.Бунина (Москва) состоялось торжественное открытие выставки фотографий Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера», организованной Международным Центром Рерихов. Экспонаты выставки подготовила и оформила Тверская областная рериховская общественная организация.

Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – всемирно известный востоковед, историк, философ, писатель, общественный деятель, академик Российской академии естественных наук и академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха в Москве, хранитель, исследователь творчества семьи Рерихов.

Одна из граней исключительного синтетического мировоззрения и таланта Л.В.Шапошниковой, помогающая прикоснуться к жизни и творчеству семьи Рерихов, – фотографии, сделанные ею во время прохождения маршрута знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1923–1928). Путешествие Людмилы Васильевны заняло пять лет ее жизни (1975–1980) и имело серьезную философскую и научную задачу: «Спокойно, не торопясь, внимательно вглядеться в то, что открылось Рериху на этом пути, о чем он писал и размышлял», и понять, почему это путешествие стало главным свершением его жизни.

Центрально-Азиатская экспедиция Николая Константиновича Рериха, прошедшая в 20-е годы XX столетия через Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и замкнувшая круг в Индии, стала уникальной вехой в истории планеты. Особой частью маршрута стало ее пребывание в Москве в 1926 году. Рерих не углублялся в исследование конкретных особенностей какой-либо отдельной культуры, а искал то, что связывало многие культуры во времени и пространстве. Вместе с Н.К.Рерихом весь маршрут экспедиции прошла его супруга Елена Ивановна – философ и писатель. Наравне с мужчинами она преодолела все трудности пути и внесла огромный вклад в решение задач, стоявших перед экспедицией. Третьим постоянным участником маршрута был старший сын Рерихов – Юрий Николаевич, молодой ученый-востоковед и лингвист, знавший помимо нескольких европейских ряд восточных языков и диалектов. Экспедиция преодолела 25 тысяч километров, 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни Азии – Такла-¬Макан и Гоби, были открыты и изучены многие археологические памятники, собран огромный этнографический, фольклорный, лингвистический материал. Н.К.Рериху удалось в тяжелейших походных условиях создать более 500 полотен.

В книге «Мудрость веков» Людмила Васильевна писала: «Странный этот круг, прочерченный экспедиционным маршрутом на карте Планеты, возможно, кое-кого и заставил задуматься. Однако многие не подозревали об истинной сути свершившегося события. Экспедиция как экспедиция. Сбор материалов на маршруте, изучение стран, через которые шел Караван, неизбежные в этом случае приключения и, наконец, преодоление различных препятствий, которых встречается немало на пути любой такой экспедиции. Однако был в ней какой-то таинственный механизм со странными, малообъяснимыми закономерностями. Он действовал неведомым образом, отчего казалось, что экспедиция не закончилась, а продолжала свой путь по Планете, продолжала жить и прясть какую-то одной только ей ведомую нить».

Именно этот «таинственный механизм», напряженный пульс экспедиции, являет Людмила Васильевна в своих фотографиях, составивших собой грандиозную по своему замыслу и исполнению панораму. Переда нами предстает огромный мир древних цивилизаций, портреты мужчин и женщин, стариков и детей, природные ландшафты, величественной и одновременно утонченной архитектуры – все это в фотографиях Людмилы Васильевны живет в особом ритме, где через образы зримого мира, мы воспринимаем иную, Высшую реальность, ощущаем дыхание источника этой первозданной и рукотворной красоты.

Открывая экспозицию «По маршруту Мастера» в библиотеке имени И.А.Бунина, сотрудник Международного Центра Рерихов В.В.Виноградова представила вниманию гостей видеозапись другой выставки, которая состоялась в общественном Музее имени Н.К.Рериха в 2006 году. На ее открытии Людмила Васильевна рассказывала о трудностях пройденного ею маршрута, отметив, что больше всего ей хотелось передать в своих фотографиях Красоту этого пути.

П.М.Журавихин, первый заместитель Генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха, подчеркнул, что открытие выставки неслучайно приурочено к Международному Дню Культуры, который отмечается 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха. Создание и утверждение великим русским художником первого в истории международного договора по защите культурных ценностей с его основополагающей идеей «Мир через Культуру» стало логическим продолжением Центрально-Азиатской экспедиции. Выставка Людмилы Васильевны в полной мере помогает подойти к пониманию этой великой мысли.

Приветствие к открытию выставки с пожеланиями духовной стойкости всем борцам за Культуру от председателя Латвийского общества Рериха М.Р.Озолини зачитала сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов А.В.Клементьева.

Руководитель отдела развития музея Л.В.Хоменок отметила, что выставка дает наиболее полное представление о маршруте, задачах и результатах Центрально-Азиатской экспедиции, которая представляет собой «эволюционный уровень обзора истории человечества».

Д.Ю.Ревякин, руководитель отдела выставок, обратил внимание гостей на великолепное мастерство Людмилы Васильевны как фотографа. В своих работах она выступает как подлинный художник, ее фотоработы обладают редким качеством – совершенной и законченной композицией, когда каждая фотография, будь то портрет или пейзаж, предстает как явление высокой Культуры. В завершении мероприятия Д.Ю.Ревякин провел для гостей экскурсию по выставке.

Программа открытия органично объединила музыку Запада и Востока: в исполнении артистов оркестра Большого театра России Игоря Свичкаренко, Дарьи Беляевой, Дианы Кузнецовой, Анастасии Исаевой, юных исполнительниц Валерии и Виктории Свичкаренко прозвучали известные произведения Паганини, Телеманна, Регера и Хиндемита. Атмосферу Востока, дополнившую экспозицию выставки, создал блестящий музыкальный коллектив Suffics, через проникновенные ритмы и напевы перенесший зрителей к истокам древней мудрости.

Эпиграфом к книге Людмилы Васильевны Шапошниковой «Мастер», посвященной Н.К.Рериху, стали известные слова русского писателя и литературоведа Виктора Борисовича Шкловского: «Для малых путешествий полезно изучать великие путешествия: они помогают не бояться усталости». Выставка фотографий «По маршруту Мастера» через запечатленные Людмилой Васильевной образы вносит в наше сознание Свет и гармонию, укрепляет необходимые на нашем пути ориентиры, устремляя к осознанию мира во всей его беспредельной красоте, многообразии и единстве.

Валентина Виноградова

Фото Сергея Гученко



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007