Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
02.03.2019

Юбилей Елены Ивановны Рерих в Южной столице Казахстана

 eiroerich2.jpg

«Великий Облик» – так назвал один из своих очерков Николай Константинович Рерих. В нем художник размышляет о том, как сложно складывались отношения современников с Теми, Кто своим жизненным подвигом и помыслами формировал сознание целых поколений, направляя его по пути развития человеческого духа. У каждого из них была своя жизненная и историческая задача, но все они несли идеи Общего Блага.

Перечитаем несколько строк из очерка Николая Константиновича: «Когда великие облики доходят до вас из глубокой древности, они воспринимаются как-то особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными. За завесою времени – все возможно. Писатели и художники всех веков будут посвящать этим далеким обликам свои лучшие вдохновения. Целые поколения будут вдохновительно водимы этими далекими героями и героинями. Никто им не завидует, никто не думает о том, как достигались эти подвиги – остаются лишь памятные вехи человеческого восхождения. <…>

Между тем, сколько прекрасных, истинно великих обликов проходят в поучение человечеству вовсе не в каких-то седых веках, но тут, совсем близко. Казалось бы, эти облики своею осязаемостью и реальностью должны бы еще более воодушевлять многих. Но это случается так редко.

И не только в каких-то официальных, представительных должностях, но в скрытой жизни сияют незабываемые, вдохновляющие облики. И лишь немногие понимают все их глубокое значение для человечества. Когда-то и как-то и эти весы справедливости придут в равновесие, но все же странно, что люди сравнительно так мало пользуются тем, что уже им предоставлено, щедро дано и могло бы быть широко использовано».

Этот очерк Николай Константинович посвятил своей жене Елене Ивановне Рерих, другине и верной спутнице жизни, свидетельствуя и утверждая ее особую роль в формировании новой ступени познания, сужденной человечеству.

17 февраля 2019 года в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева в Южной столице Казахстана Алма-Ате прошло торжественное собрание, посвященное 140-летию со дня рождения выдающейся женщины Новейшей истории – Елены Ивановны Рерих (12.02.1879–05.10.1955), философа, просветителя, общественного деятеля, ставшей Учителем жизни для ее последователей.

Трудно даже представить контуры обширнейших познаний Елены Ивановны. Ее философское, литературное и эпистолярное наследие – лишь малая видимая часть сокровенных знаний, допущенных к оповещению, которое человечество будет осваивать не одно столетие. Учение Живой Этики, уникальная философская доктрина, именуемая современными исследователями Философией Космической реальности, – главный труд ее жизни. Идеями Живой Этики пронизано творчество всех представителей семьи Рерихов.

Являясь частью мировой культуры и науки, синтезом знаний древности и современности, достижений Востока и Запада, Живая Этика формирует новый вид мировоззрения – космического мировоззрения и открывает науке широкий путь к исследованию Космической Беспредельности.

Елена Ивановна Рерих известна как талантливый фотограф, собиратель и знаток старинной живописи. Серия ее фоторабот «По старине», выполненная в ходе экспедиции по древнерусским городам в 1903 году, стала уникальным документом, сохранившим облик архитектурных памятников, многие из которых были утрачены. Е.И.Рерих является автором целого ряда книг, статей и очерков, опубликованных под несколькими псевдонимами. Ей принадлежит перевод на русский язык «Тайной Доктрины», фундаментального труда основательницы Теософского общества Е.П.Блаватской.

Елена Ивановна Рерих – участница грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928) академика Н.К.Рериха, президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, руководитель и координатор деятельности культурно-просветительских и рериховских организаций в разных странах, в том числе по продвижению миротворческих идей Пакта Рериха в мировом масштабе. География ее писем охватывает Южную и Северную Америки, Европу и Азию. Среди корреспондентов Елены Ивановны, кроме представителей многочисленных групп и кружков, в которых изучалось Учение Живой Этики, были известные деятели культуры, науки и политические деятели.

В 1999–2009 годах Международный Центр Рерихов (Москва) опубликовал полное собрание писем Е.И.Рерих, переданных Центру в 1990 году младшим сыном Рерихов, Святославом Николаевичем, вместе с другими документами, картинами, книгами, коллекциями и реликвиями семьи. Большая часть писем была издана впервые. Издание освещает многогранную деятельность Е.И.Рерих, сопровождается обширным справочным материалом и редкими фотодокументами.

Имя Елены Ивановны Рерих известно многим алмаатинцам и потому торжественное собрание, организованное и широко оповещенное Алма-атинским Культурным Центром имени Н.К.Рериха, вызвало значительный интерес в обществе.

Открывая программу мероприятия, с приветственным словом к собравшимся обратилась Л.И.Глущенко, председатель Культурного Центра имени Н.К.Рериха. В своем выступлении она осветила основные вехи жизни и деятельности Е.И.Рерих и привела слова доктора философии, профессора Прамилы Шарма (Индия), в которых дана емкая оценка наследия великой русской женщины: «Труды Елены Рерих – завершенный продукт литературного гения. Это не просто труды выдающегося ученого и великого философа, но прежде всего послания просвещенного провидца, в чьем сострадательном сердце живет стремление к совершенствованию этого мира, желание донести до нас благословение высокой Истины».

Вклад Елены Ивановны Рерих в мировую культуру невозможно переоценить. В одной из своих статей Людмила Васильевна Шапошникова, выдающийся исследователь наследия Рерихов, создатель общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве и его первый генеральный директор, написала следующие строки: «Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться великий смысл содеянного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое они оставили нам, неисчерпаемо. Затронувшее во времени лишь по краю нашу эпоху, оно устремлено своими научными, художественными открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество, соединяющее миры различных состояний материи во имя эволюционного продвижения человечества, будет не исключением, а правилом. Именно ради этого страдала и тяжко трудилась великая русская женщина, мать своих сыновей и жена своего мужа Елена Ивановна Рерих».

Слайд-программу «Жизненный путь Е.И.Рерих. Картины Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, посвященные Елене Ивановне» провела и прокомментировала И.А.Садовская, сотрудница Культурного Центра имени Н.К.Рериха. Первая часть презентации включала фотографии Елены Ивановны разных периодов ее жизни, вторая – ряд работ Н.К.Рериха, в которых в символической форме предстает перед зрителем Облик Елены Ивановны в особой ипостаси. Это картины «Агни Йога» (диптих), «Дары китайской принцессы», «Держательница Мира», «Оттуда», «Ведущая» и другие.

Рассказ о картинах был дополнен историей реставрации одного из портретов Елены Ивановны Рерих кисти С.Н.Рериха, проведенной по инициативе Л.В.Шапошниковой. Этот портрет Людмила Васильевна обнаружила в мастерской С.Н.Рериха в Бангалоре среди «ненужных», по словам самого художника, холстов и привезла в Россию в составе наследия Рерихов. Объем повреждений картины оказался столь значительным, что с самого начала не было уверенности в успехе реставрации. Тем не менее в результате кропотливого труда «Портрет Е.И.Рерих», доселе неизвестный широкому зрителю, обрел второе рождение. В свое время Н.К.Рерих дал такую оценку работе своего сына: «Святослав написал превосходнейший портрет Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства духовного устремления, портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением».

Свой земной путь Елена Ивановна Рерих завершила 5 октября 1955 года. Место ее кремации в Индии отмечено ступой, сооруженной по буддийским канонам. В Калимпонге и в Кулу, в домах, где жили Рерихи, созданы музеи. Имя Елены Ивановны Рерих присвоено Институту Гималайских исследований «Урусвати» и Колледжу искусств в индийском поместье Рерихов в Кулу, Благотворительному Фонду в Москве, Народной библиотеке на Алтае и горной вершине вблизи Белухи. В ее честь учреждена юбилейная медаль Международного Центра Рерихов и Международная премия Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих. В знак почитания всех представителей этой великой семьи одну из малых планет Солнечной системы назвали «Рерих».

В заключение праздничного собрания участники и гости посмотрели фильм В.Шатина «Письмена» (2004), рассказывающий об удивительной семье Рерихов, объединенных едиными культурными целями и жизненной миссией. Алмаатинцы и гости Южной столицы, пришедшие в Государственный музей почтить память Е.И.Рерих, выразили свою искреннюю благодарность организаторам мероприятия.

Героическое творчество Елены Ивановны Рерих. Великий Облик

Рисунки Елены Ивановны Рерих



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007