Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2018

22.10.2018

День рождения Николая Рериха отметили в Бресте (Республика Беларусь)

 roerich2.jpg

9 октября 2018 года исполнилось 144 года со дня рождения Николая Константиновича Рериха (09.10.1874–13.12.1947) – всемирно известного художника, выдающегося борца за культуру, просветителя, мастера литературного слова, философа и мыслителя. На нашу планету не часто приходят Вестники красоты и культуры, труженики «Светлого Града», миротворцы, вдохновители человеческих сердец на подвиг духа. Именно таким человеком был и остаётся Николай Константинович Рерих.

В этот день в зале Общественно-культурного центра «Маяк» в городе Бресте (Республика Беларусь) сотрудники Белорусского отделения Международного Центра Рерихов провели мероприятие, посвященное дню рождения великого Мастера.

Имя Николая Константиновича Рериха хорошо знакомо жителям Бреста. В 2014 году, когда отмечалось 140-летие великого художника, в Выставочно-культурном центре «Маяк» прошла выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». В 2016 году эту выставку принимал у себя филиал Брестского областного краеведческого музея «Художественный музей».

В настоящее время в Общественно-культурном центре «Маяк» уже пятый год экспонируется выставка скульптур Алексея Леонова «Вестники Космической эволюции». Философы, мыслители, общественные деятели, ученые, религиозные реформаторы – словно мудрость веков окутывает их образы, наполняет благодатной энергией пространство. В центре зала под Знаменем Мира – скульптуры Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Божественный дар, таланты у великих людей часто проявляются очень рано и достаточно широко. Так было и с Николаем Константиновичем Рерихом. Уже в годы учебы в гимназии его пытливый ум тянулся ко всему прекрасному и глубокому, его увлекала история, и искусство. Тогда же, в гимназические годы, он начал много заниматься археологическими раскопками и исследованиями. Тогда же проявилось стремление Н.К.Рериха к литературному творчеству. «С увлечением записывал он былины, предания, народные сказы. Целые тетради заполнялись собственными сочинениями. Среди них – “Месть Ольги за смерть Игоря”, “Поход Игоря” и пьесы на исторические темы», – писал его биограф П.Ф.Беликов. А в 1891 году Николай Константинович начинает систематические занятия живописью под руководством М.О.Микешина.

 Yaroslavl2.jpg

Н.К.Рерих
Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. 1903

Открыто, без устали, радостно, настойчиво и стремительно молодой Рерих продвигался по ступеням совершенствования своего мастерства. Весь день Рериха-студента расписан по часам: утром – занятия в Академии, после обеда – университет, затем – работа над эскизами, позже – вечерние классы и практические занятия в Академии, поздним вечером и до двенадцати ночи – чтение, литературная работа, встречи с друзьями и знакомыми, участие в студенческих кружках. Так широк был круг его интересов, но более всего его увлекала живопись. В 1895 году в дневнике Николая Константиновича появилась запись: «Большое событие! Я в мастерской Куинджи». О годах учебы в мастерской А.И.Куинджи Н.К.Рерих впоследствии тепло вспоминал: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни».

В поисках истоков народной культуры Николай Константинович обращался к русской истории, изучал археологические материалы, древнерусскую литературу и живопись, много и насыщенно беседовал на тему культуры с известными деятелями искусств – Н.А.Римским-Корсаковым, Д.В.Григоровичем, И.Е.Репиным, В.В.Стасовым и многими другими. Все глубже погружался он в творчество, много и плодотворно трудился на поприще искусства и в ранние годы из-под его кисти вышли «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Поход» (1899), «Заморские гости» (1901), «Зловещие» (1901−1902), «Город строят» (1902), «Ростов Великий» (1903). В то же время появились первые серьезные статьи «Иконный терем», «Искусство и археология», «На кургане», «По пути из Варяг в Греки», в которых Николай Константинович затрагивал вопросы о связи науки и искусства, об охране и реставрации исторических архитектурных памятников, о художественной ценности старинной русской иконы. Это были первые вестники будущего обширного движения в защиту культуры, вылившегося в создание исторического Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Культура словно окутывала художника своей красотой, высокой энергетикой, словно поглощала все его существо и наполняла собой душу и сердце. Чувство глубокой наполненности культурой Николай Константинович пронес через всю жизнь.

Он долго смотрел и спросил,
что у меня есть самое любимое?
Самое дорогое? Я отвечал:
«Красота». – «Самое любимое
ты должен оставить». – «Кто
заповедал это?» – спросил я.
«Бог», – ответил пустынник.
Пусть накажет меня Бог –
я не оставлю самое прекрасное,
что нас приводит к Нему.
(Н.К.Рерих. «К нему»)

 znamya2.jpg

Н.К.Рерих. Знамя Мира. Pax cultura. 1931

Далеко по миру летит огненный зов Н.К.Рериха о Культуре: «Самое огрубелое сердце затруднится отринуть благородную красоту Культуры, созданную безбоязненными подвигами духа. Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции». Этот зов был восторженно принят в самых широких кругах культурной и научной общественности. Идею Пакта приветствовали Р.Роллан, Р.Тагор, Б.Шоу, А.Эйнштейн и другие известные деятели. 15 апреля 1935 года, после проведения трех международных конференций, в Белом Доме в Вашингтоне произошло торжественное подписание Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего приоритетность защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Как отличительный знак Пакта Николай Константинович предложил Знамя Мира – «на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и Единения».

Пакт Рериха – зов к единению созидателей красоты против оков темного невежества. Его подписание является актом светоносного действия. Культура, духовная кладовая прошлого всех народов, ее сохранение и творчество в настоящем станут основой светлого будущего человечества – одна из главных идей в провозглашенном Пакте Рериха.

Мысли о Пакте нашли отражение во многих художественных полотнах Н.К.Рериха, написанных в тридцатые годы: «Мадонна Орифламма», «Знамя Мира», «Мадонна Защитница», «Зарево», «София Премудрость»…

Сегодня особенно необходима защита культуры, причем не только в военное, но и в мирное время, к чему призывает Пакт Рериха. В такой защите нуждается основанный С.Н.Рерихом Международный Центр Рерихов и его Музей в Москве – эффективная общественная форма организации культуры. Участники мероприятия посмотрели видеоинтервью вице-президента Международного Центра Рерихов Александра Витальевича Стеценко, в котором он рассказал о выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных и разрушении общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Преследуют Культуру пасквилянты,
Их ложь ползучая – за нею по пятам...
Такое ремесло у них – чернить таланты,
Сомненье сея в человеческих умах.
(М.Озолиня. «Ложь ползучая»)

 angel2.jpg

Н.К.Рерих. Последний ангел. 1942

Предчувствуя сложные мировые события, происходившие в 30–40-е годы, Николай Константинович создал такие полотна, как «Гибель Атлантиды» (1928), «Армагеддон» (1936, 1940), «Последний ангел» (1942). В них остро чувствуется предупреждение о надвигающейся угрозе Второй мировой войны.

Час пробил роковой – бушует океан,
Армагеддон вовлёк в воронку много стран...
С безжалостной ордой, бездушною и злой,
За светлый Новый Мир зовёт труба на бой...
В сраженье мировое включаются народы,
Волнуются Стихии и чуткая природа...
На волоске качается планетная судьба...
Меж Светом и меж тьмою – жестокая борьба!..
(М.Озолиня. «Час роковой»)

Одной из важнейших тем, получившей в творчестве Николая Константиновича Рериха глубокое философское осмысление, стала тема Учителей Мудрости – Махатм, далекой и прекрасной Заповедной страны, которой посвящено множество древних сказаний и легенд. Эта тема нашла отражение на полотнах Н.К.Рериха «Чинтамани» (1936), «Вестник» (1922, 1946), «Шамбале Даик. (Весть Шамбалы)», «Весть Шамбалы. (Стрела-письмо)» (1946).

Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
один из знаков священных.
………………………………………
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.
(Н.К.Рерих. «Пора»)

Лейтмотивом всего творчества Н.К.Рериха как литературного, так и художественного проходит тема героизма. В картинах «Клад захороненный» (1917), «Тайные знаки» (1921), «Всадник заката. (Рыцарь вечера)» (1918), «Всадник ночи. (Рыцарь ночи)» (1918), «Светлый витязь. (Воин Света)» (1933), «Защитник. (Облако стрелок)» (1937), «Меч Гесэр-хана» (1931), «Звезда Героя» (1932) мы видим мужественный образ служителя общему благу, незримого героя, жертвенно устремленного к молчаливому подвигу.

 voin2.jpg

Н.К.Рерих. Воин Света. (Светлый Витязь). 1933

На протяжении вечера, посвященного дню рождения Н.К.Рериха, звучали его стихи и поэтические миниатюры М.Р.Озолини в исполнении Николая Зубко, Валентины Пейданович, Галины Борушко, Людмилы Савченко, а также музыкальные произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта и С.В.Рахманинова. Зрители посмотрели фрагменты видеопрезентации «Николай Константинович Рерих. Страницы творчества». В завершение вечера был показан виртуальный тур по залам общественного Музея имени Н.К.Рериха «Музей, который потеряла Россия».

Святослав Николаевич Рерих, великий сын великого Мастера, в одной из давних статей, опубликованной в Америке, писал об отце: «Как описать обычными словами эту поистине необычную жизнь, как охарактеризовать ее и как воздать ей должное? Когда я думаю о своем отце и вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его изумительными достижениями и его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность.

Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший состояние напряженности и ощущения благожелательства, всегда приносивший пользу людям и всегда думавший о благоденствии окружавших его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением…

Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее… Он во всем стремился к отображению прекрасного, и мысли его мастерски воплощены в живописи, в литературном творчестве и всей его деятельности».


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов