Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2018

19.08.2018

VII Байкальские педагогические чтения «Мы творим будущее»

 baykal2.jpg

Тема будущего всегда остается актуальной для каждого народа. Человек является творцом не только своего будущего, но и будущего своей страны, всей планеты. Н.К.Рерих писал: «О будущем иногда думают, но очень часто оно не входит в бытовые обсуждения. Конечно, не в человеческих силах вполне определить будущее, но стремиться к нему следует всем своим сознанием. И не к туманному будущему нужно устремляться, но именно к лучшему будущему. В этом стремлении уже будет залог удачи».

Может ли человек творить будущее или оно формируется само, независимо от человека? Кто такой человек: игрушка в руках судьбы или строитель жизни? Как устроен человек? Что такое Космос: живая одухотворенная система или нечто неодушевленное? Как человек связан с Космосом?

На эти и многие другие вопросы стремились ответить участники VII межрегиональных Байкальских педагогических чтений (с международным участием) «Мы творим будущее», проходивших с 19 по 22 июля 2018 года в Культурно-выставочном центре на Байкале в посёлке Старая Ангасолка. Чтения состоялись в рамках Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру». Организаторами Чтений выступили Иркутское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры, Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».

Для плодотворной работы на Байкале объединились педагоги и преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода-Днестровского (Украина), Братска, Тайшета, Железногорска-Илимского, Шелехова, Иркутска и Иркутского района.

На открытии мероприятия приветствие от Международного Центра Рерихов (МЦР) зачитал П.Д.Абрамов, кандидат философских наук, член ученого совета Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР (г. Москва). С приветственным словом к участникам Чтений также обратились И.В.Камышова, директор культурного учреждения «Библиотечное объединение» (г. Тайшет), Д.В.Дорохин, старший преподаватель Иркутского национального исследовательского технического университета, председатель молодежной секции «MIX» при Иркутском региональном отделении ВТОО «Союз художников России» (г. Иркутск), В.А.Кучеровский, президент общественной организации «Культурно-педагогический Центр Белый Город» (г. Белгород-Днестровский, Одесская область, Украина).

Торжественную атмосферу на Чтениях создали классические музыкальные произведения в исполнении М.А.Балакиревой, преподавателя фортепиано Центра искусств им. К.Г.Самарина (г. Шелехов). Рабочее заседание Чтений открыл Л.М.Бакунин, кандидат физико-математических наук, председатель исполкома Иркутского регионального отделения Международной Лиги Защиты Культуры. Он отметил, что до недавнего времени мы ощущали себя жителями города, страны или планеты, а теперь появляется осознание, что мы – жители Космоса, зависимые от космических событий, а наши мысли и действия влияют на жизнь Вселенной. При этом мера нашей ответственности за свои поступки, слова и мысли значительно возрастает, исчезает чувство ограниченности только земной поверхностью и возникает связь с космическим пространством.

Международным Центром Рерихов были проведены значимые для формирования космического мировоззрения международные научно-общественные конференции: «Новая эпоха – новый человек» (2000) и «Дети Нового Сознания» (2006). На конференциях рассматривался феномен детей с необычно высоким уровнем сознания, большими духовными накоплениями и космическим восприятием мира. Этот феномен обусловлен глубинными эволюционными изменениями, начавшимися в ХХ веке на нашей планете. В своих выступлениях участники Чтений использовали научно-педагогический опыт этих конференций и, основываясь на принципах философии Космической Реальности – Живой Этики, развивали космические подходы в педагогике.

Живая Этика – научно-философская система, переданная через наших выдающихся соотечественников Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, раскрывает перед нами всю систему одухотворенного мироздания, взаимосвязь человека и Космоса, цепь Космических законов, дает ответы на фундаментальные вопросы бытия. Становление нового человека невозможно без формирования нового космического уровня сознания.

Дети есть фактор проявления Будущего в эволюции человечества. Цель педагогики – активизировать творческий потенциал ребенка для его дальнейшей гармоничной жизни. Поэтому педагогика должна представлять собой целостную систему воспитания, способную мудро и практично отвечать на главные вопросы нашего бытия: «Кто ты – человек? Что есть Мироздание и какова роль человека в жизни этого Мироздания?»

Космическое мировоззрение заложило основу для педагогики космизма как синтетического и эволюционного направления развития человечества XXI столетия. Эти вопросы в своих докладах рассматривали А.И.Абрамова, кандидат физико-математических наук, генеральный директор Лаборатории интеллектуально-эстетического развития детей 4–11 лет «Пифагорус» (г. Москва), В.А.Кучеровский (г. Белгород-Днестровский, Украина), Елена Аверина (г. Нижний Новгород) и Т.В.Нарулина, кандидат педагогических наук (г. Иркутск).

Мысль, имеющая мощный энергоинформационный потенциал, может соединить человека с Высшим миром, высшими ценностями. Совершенствование мышления формирует человека-творца, активно действующего в настоящем и созидающего прекрасный мир будущего. Во многих взрослых угасло творческое начало, дети же любознательны, открыты новому, их интересуют многие вопросы: откуда все произошло, зачем быть хорошим, можно ли жить вечно, что такое Космос? Если направить эту любознательность в эволюционное русло, помочь раскрыть то духовное зерно, которое заложено в ребенке, то он может стать творцом и мыслителем, принявшим ответственность за эволюцию своего сознания и мира вокруг. Эти идеи прозвучали в докладах П.Д.Абрамова (г. Москва) и Е.А.Гильманшиной (г. Иркутск).

Участники чтений рассматривали следующие темы: «Учитель и ученик будущего» (Т.В.Нарулина, К.П.Гузовская), «Качества человека будущего» (Л.И.Дорохина, М.Ю.Башаримова), «Может ли человек формировать свое будущее?» (Т.Г.Серебренникова), «Искусство творить взаимоотношения» (Л.В.Бочарова) и другие.

«Не сотворить ли нам себя человеком прекрасным?» − так назывался мастер-класс авторов образовательного курса «Человековедение» Валерия Кучеровского и его супруги Ирины Яворской с Украины. Валерий Кучеровский отметил, что воспитание человека на основе культуры и осознания Красоты есть путь развития сердца и в воспитании детей мы должны опираться на силу и энергию великой троицы: Любви, Красоты и Знания.

Теме Чтений был созвучен мастер-класс «Радуга будущего» художника Дмитрия Дорохина, на котором участники изучали принцип радужной гармонии и знакомились с техникой масляной живописи, при этом в композиционном построении творчески применялись космологические символы: радуга как мост между миром земным и Надземным, лотос как символ духовного устремления и рождения и другие.

Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников средствами танца и игр были рассмотрены на мастер-классах хореографа из Иркутска – Л.И.Дорохиной и педагога из Шелехова А.В.Деревцовой.

В один из вечеров для участников Чтений была представлена литературно-музыкальная композиция «Рожденные из света звезд», где в сочетании с классической музыкой звучали стихи поэтов-космистов.

Завершилось мероприятие круглым столом «Учитель – творец будущего», на котором участники Чтений пришли к выводу, что мы живем в сложное и прекрасное время перехода от человека интеллектуального к человеку духовному, и осознали, что каждый педагог в своем вдохновенном труде созидает будущее народов России. Новое время ставит перед нами задачи осмысления космического назначения человека. Понимая законы космической эволюции и применяя их в жизни каждого дня, мы можем формировать будущее, которое по своей сути всегда более совершенно, чем прошлое и настоящее. Человек будущего будет более духовен, то есть будет иметь более мощный энергопотенциал сознания, которому присуще качество любви как преображающей все сущее творческой силы и мудрости как синтеза знания и творения красоты. Эволюционная задача родителя, учителя, государства – создать систему не просто гуманной педагогики, а педагогики, основывающейся на знании законов эволюции человека, планеты и Вселенной, открывающей пути космической беспредельности.

Т.В.Нарулина,
кандидат педагогических наук

Приветствие:



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов