Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
25.05.2018

Научный семинар и выставка «Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана» в Ташкенте (Республика Узбекистан)

 tashkent.jpg

17 мая 2018 года в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана (Ташкент) состоялось два мероприятия, посвященных вопросам сохранения культурного наследия Республики Узбекистан.

Это научный семинар «Диалог Восток-Запад: Мир через Культуру» в рамках Четвертых Рериховских чтений, посвященных памяти выдающегося востоковеда Юрия Рериха, и открытие выставки «Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана», приуроченной к Международному дню музеев.

«Я сейчас вспоминаю наши Первые Рериховские Чтения, – сказал во вступительном обращении к участникам семинара председатель оргкомитета академик Эдвард Васильевич Ртвеладзе. – Уже тогда интерес к научному наследию Юрия Рериха был велик. А после Вторых и Третьих чтений стало очевидным, что интерес проявляют не только маститые ученые, но и молодежь. Хорошо, что благодаря большому энтузиазму председателя Ташкентского общества Рерихов, Надежды Рауфовны Монасыповой, в Узбекистан возвратилось имя Юрия Рериха. Ведь никто не знал, кто такой Рерих, какой вклад он внес в изучение Центральной Азии и в вопросы охраны памятников».

Подчеркнув актуальность вопросов сохранения культурного наследия, Э.В.Ртвеладзе посоветовал молодым ученым глубже изучать малоизвестные памятники археологии, искусства, архитектуры, а также историю охраны культурного наследия Узбекистана, которая связана с именами М.Е.Масона, И.И.Умнякова, чьи имена сегодня должны быть широко известны.

Состоявшийся научный диалог стал еще одним позитивным шагом в деле изучения, сохранения и пропаганды культурного наследия Узбекистана. В докладах освещались вопросы охраны архитектурных и археологических памятников, популяризации национального нематериального культурного наследия, совершенствования образовательного процесса в гуманитарных вузах.

В тот же день, 17 мая 2018 года, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась выставка «Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана», включающая раздел «Малоизвестные архитектурные, археологические памятники и артефакты».

Эта экспозиция является совместным проектом Академии художеств Узбекистана, Международного Центра Рерихов (Москва, Россия), Ташкентского архитектурно-строительного института, Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, Ташкентского общества Рерихов.

На открытии выставки заместитель директора по научной работе Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева поблагодарила Международный Центр Рерихов, Архитектурно-строительный институт и Ташкентское общество Рерихов за предоставленные фотоматериалы. «Сегодняшняя акция – это инициатива Ташкентского общества Рерихов. Тема сохранения культурного наследия, которой посвящена наша выставка – это самая главная задача, стоящая перед всем культурным сообществом Узбекистана. Предоставляя экспозиционные площади для таких экспонатов, Выставочный зал вносит свой вклад в популяризацию культурного наследия», – отметила она.

Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева также выразила благодарность Институту искусствознания и Ташкентскому отделению института археологии Академии наук Республики Узбекистан за предоставленные экспонаты древнего и средневекового искусства: «Это действительно новые находки и малоизвестные артефакты Узбекистана. В зале присутствуют люди, которые лично принимали участие в их обнаружении. Мы будем рады, если выставку посетит как можно больше зрителей».

Художник-живописец Ибрагим Валиходжаев от имени Академии художеств поздравил присутствующих с Международным днем музеев. Он подчеркнул важность мероприятия и сотрудничества в деле сохранения культурного наследия: «Ради молодежи, ради общества, ради народа мы должны сохранить наше наследие, не допуская разрушения археологических и архитектурных памятников».

Лилия Монасыпова, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов, рассказала присутствующим о выставке: «При подготовке выставочного проекта мы, во-первых, хотели показать богатство культурного наследия нашей страны и, во-вторых, предложить задуматься о том, что каждый из нас может сделать для того, чтобы сохранить это наследие для будущих поколений. Когда мы посетили Бухару этой весной, наш маршрут пролегал вне привычных туристических точек, по тем улочкам старого города, где обычно нога туриста не ступает.

Увиденное заставило нас испытать тревогу за судьбу наследия. Многие уникальные памятники сейчас находятся под угрозой разрушения. Например, мы видим табличку, что перед нами памятник XIV века, который охраняется государством, но он на 80% скрыт забором современной застройки. Это нарушает исторический облик города и, возможно, вредит состоянию памятника. Эти фотографии вошли в нашу экспозицию».

Выставка состоит из нескольких разделов. Первый раздел, размещенный на баннерах, предоставил Международный Центр Рерихов. Это экспозиция международного выставочного проекта «Пакт Рериха. Мир через Культуру», отражающая историю развития международного законодательства в области защиты культурных ценностей. Николай Константинович Рерих одним из первых в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений. Этот вопрос, несомненно, волновал многих людей, но именно Н.К.Рерих разработал первый международный документ по защите культуры.

В 1903–1904 годах художник вместе с супругой Еленой Ивановной Рерих совершил большое путешествие по древнерусским городам. За это время он создал целую архитектурную серию полотен и написал немало очерков, в которых отражена тревога за судьбу исторического наследия, протесты против сноса и непрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Николай Рерих входил в совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, принимал участие в работе комиссии по изучению и описанию старого Петербурга, организовал и возглавил комиссию по учреждению Музея допетровского искусства и быта.

Масштабные разрушения памятников в Европе в период Первой мировой войны многих заставили задуматься о создании международного документа, защищающего культурные ценности.

Пакт Рериха, или «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», принят 15 апреля 1935 года. На его основе в 1954 году была подписана «Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Затем в 1972 году принята «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», содержащая рекомендации по охране объектов культуры в мирное время.

Сегодня мы имеем немало документов, защищающих культурные ценности, но памятники продолжают разрушаться: они гибнут в «горячих точках» и в мирное время вследствие нашего небрежения. Отражение этой проблемы можно увидеть на баннере «Актуальность Пакта Рериха».

Важная особенность Пакта Рериха состоит в том, что он объединил в одном документе положения о защите культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. Кроме того, он утверждает приоритет культуры над военной необходимостью, предлагает брать под защиту и культурные, и научные учреждения, включая персонал этих объектов. Возможно, именно сегодня есть смысл вернуться к Пакту Рериха.

В следующем разделе выставки представлен ряд фотографий объектов, внесенных в список культурного наследия ЮНЕСКО (Ичан-Кала – город Хива, исторические центры Бухары и Шахрисабза, город Самарканд), а также других уникальных архитектурных и археологических памятников Узбекистана. Особый раздел выставки – памятники, находящиеся под угрозой разрушения и требующие срочных мероприятий по их консервации или реставрации.

В третью часть выставки входят малоизвестные и ранее не выставлявшиеся экспонаты, предоставленные Институтом искусствознания и Ташкентским отделением института археологии Академии наук Республики Узбекистан. Эти экспонаты дополняют представление о том, насколько богаты история и культура Узбекистана.

Выставка будет экспонироваться до 27 мая 2018 года.

«Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, тот ансамбль, в котором он красовался в былое время, – хоть до некоторой степени возвратите! Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями; не допускайте в них современные нам предметы, – писал Николай Рерих. – Дайте молодежи возможность смотреть памятники и она, наверное, будет стремиться из тисков современности к древнему, так много видевшему делу. После этого совсем другими покажутся сокровища музеев и заговорят с посетителями совсем иным языком».

Сегодня эти слова великого художника, философа, путешественника и общественного деятеля актуальны как никогда.

Публикации в СМИ:


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007