Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
24.04.2018

В Международном Мемориальном Тресте Рерихов отметили Международный День Культуры

 kulu2.jpg

15 апреля 2018 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов отметили 83-ю годовщину подписания Пакта Рериха – первого международного Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», инициатором которого стал великий русский художник Н.К. Рерих. Работа над проектом Пакта велась в начале 1930-х годов именно здесь, в гималайской усадьбе Рерихов.

По случаю этого знаменательного дня, который во многих городах и странах мира отмечается как День Культуры, в ММТР была организована праздничная программа. Она началась торжественным открытием Международного художественно-выставочного проекта «Арт-экспедиция – 2018. Гималаи», организованного в сотрудничестве с АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» в лице его директора В.В. Васильева и координатора И.Г. Дашевской. В рамках проекта в ММТР прибыли российские художники, чтобы запечатлеть в графике и живописи облик исторических мест и построек, связанных с именами Рерихов, а также красоту храмов, святилищ, заповедных мест долины Кулу, в окружении которых в течение многих лет жила великая русская семья художников, мыслителей и ученых. Проект стал возможен благодаря активной поддержке ВТТО «Союз художников России», Посольства России в Индии, представительства Россотрудничества в Индии, а также Международного Центра Рерихов (Москва) и Форума индийских фотографов и художников (Дели). Нужно отметить, что в ММТР это первый «русский» пленэр такого масштаба (в нем участвуют 15 профессиональных художников).

Торжественная церемония на сцене Зеленого театра ММТР, по традиции, началась пением молитвы богине Сарасвати, покровительнице науки и искусства, в исполнении воспитанников детской Академии искусств имени Е.И. Рерих, действующей при Тресте Рерихов. Участники и почетные гости праздника зажгли масляный светильник, после чего им были вручены памятные подарки – шапочки долины Кулу с народным традиционным орнаментом.

Сердечно приветствуя гостей, индийский куратор ММТР г-н Рамеш Чандер выразил свое глубокое восхищение Пактом Рериха – документом, который далеко опередил свое время и который становится сегодня все более актуальным. Он обратил внимание присутствующих на то, что в Пакте, провозглашающем охрану художественных произведений и памятников, говорится о необходимости защиты также и художников, как истинных творцов культурных ценностей.

Л.В. Сургина, российский куратор ММТР, сотрудник МЦР (Москва), познакомила гостей со значением и историей Знамени Мира – отличительного знака Пакта Рериха, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Символ Знамени, представляющий собой три амарантовых круга, заключенных в окружность, является одним из древнейших символов человечества и встречается в культурах и религиях разных народов разных стран мира. Знаком «триединства», символом объединяющим называл его сам художник.

Подчеркивая непреходящее для всего мира значение Пакта Рериха и Знамени Мира, куратор предположила, что если бы даже Н.К. Рерих не был ни великим художником, ни мыслителем, ни ученым, а был бы известен исключительно как автор Пакта о защите культурных ценностей, его имя и тогда осталось бы навсегда вписанным в анналы истории.

В.В. Васильев, директор АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ», организатор проекта «Арт-экспедиция – 2018. Гималаи», поблагодарил Трест Рерихов за сердечный прием, оказанный художникам – участникам проекта, выразил уверенность в его успехе и подчеркнул, что проект станет значительным вкладом в укрепление индо-российских культурных связей. В течение двух недель художники будут работать на пленэре, запечатлевая на бумаге и холсте значительность и красоту окружающих мест, а 1 мая в Выставочном зале ММТР торжественно откроется выставка их работ. Это событие станет одним из основных в программе Индо-Российского фестиваля культуры, который пройдет в ММТР с 29 апреля по 1 мая и будет посвящен 90-летию приезда семьи Рерихов в долину Кулу. Выставка будет торжественно подарена Международному Мемориальному Тресту Рерихов, а 8 мая состоится первый ее выездной показ в Дели, в Посольстве РФ в Индии.

Продолжением праздничной программы Дня Культуры стало торжественное открытие выставки картин «Священные Гималаи», посвященной памяти семьи Рерихов, российской художницы Натальи Зайцевой-Борисовой. Около 40 работ, представленных в экспозиции, написаны в разных техниках с использованием масла, акварели, темперы и гуаши и отражают глубоко личное восприятие художницей могущественных Гималаев, их духовной сокровищницы. Изображая те же места, которые много лет назад вдохновляли на творчество Н.К. и С.Н. Рерихов, такие как двуглавый пик Гепанг или пейзажи долины Кулу, Н. Зайцева-Борисова отдает дань почтения великим русским художникам. Ее акварели мастерски передают настроение окружающих Наггар горных хребтов во время снегопада или сезона дождей. Особого внимания заслуживают виды Гепанга, или «Горы “М”», как называли ее Рерихи, а также написанная маслом серия работ, изображающих буддийский монастырь Табо и древние пещеры для медитаций в долине Спити.

Интерес гостей привлекла картина, на которой запечатлены каменные изображения героев и богов долины Кулу из коллекции Рерихов, собранные под четырехствольной гималайской сосной, и совершающий перед ними традиционные ритуалы пуджари (священник) по имени Шри Рам. Вот уже более 40 лет каждое утро он приходит к дому Рерихов. Еще в начале 1970-х годов его сфотографировала Л.В. Шапошникова, писатель и исследователь творчества Рерихов, будущий основатель и директор общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, во время одного из своих посещений усадьбы Рерихов в Кулу, и фотография тогда еще молодого Шри Рама, совершавшего молитву в честь Гуго Чохана, вошла в ее книгу «По маршруту Мастера».

Легендарный Шри Рам был приглашен на открытие выставки и с радостью сфотографировался с художницей перед картиной.

Значительным событием праздничной программы стало торжественное открытие фотовыставки, поэтически названной «Застывшие моменты» и представившей работы двух выдающихся индийских фотографов: г-на Вимала Мехты, основателя и президента Форума индийских фотографов и художников (Дели), и г-на Динеша Пагариа из Раджастана (Удайпур). На фотографиях, размещенных в экспозиции, запечатлены природа и культура Индии, которые остаются неистощимым источником вдохновения для всех, кто входит с ними в соприкосновение.

Работы г-на Мехты, как бы приоткрывающие окно в жизнь индийских племен и глухих деревень, исследуют отношения между человеком и природой, человеком и машиной. Несколько его работ запечатлели священные места в Индии, связанные с буддизмом. Они словно проникнуты духом спокойствия, согласия и гармонии, особенно фотографии, запечатлевшие старинные храмы в Бодх-Гае и священное дерево, под которым, по преданию, Будда обрел просветление две с половиной тысячи лет назад и где собираются паломники со всего мира.

Г-н Пагариа, который называет себя фотографом-путешественником, фотографирует все, что привлекает его внимание во время частых поездок. Его работы – это калейдоскоп видов Индии: яркие впечатления от старинной архитектуры и классических традиционных танцев, выразительные портреты и превосходные пейзажи, изображающие красоту Химачала с его контрастными красками, виды природы родного Раджастана со стаями кочующих птиц, с великолепными фламинго, стоящими в спокойных водах озер. Объектив г-на Пагариа напоминает нам о тех бесценных мгновениях мира и тишины, о которых мы часто забываем в наш деловой век.

День Пакта Рериха в ММТР стал настоящим праздником Культуры для художников, для индийских и российских сотрудников Треста, для гостей и туристов. Он в очередной раз подтвердил значимость музейно-культурного комплекса в имении Рерихов как уникального центра российско-индийской дружбы и сотрудничества в полном соответствии с концепцией его основателя С.Н. Рериха и с мечтой всех Рерихов, сделавших столь много для сближения наших великих стран.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007