Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта
версия для печати
11.04.2017

Резолюция Совещания международной общественности по проблеме сохранения общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов и наследия семьи Рерихов

25 марта 2017 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР, Центр-Музей) состоялось Совещание представителей международной общественности по проблеме сохранения общественного Музея имени Н.К. Рериха и наследия семьи Рерихов.

Организаторы Совещания: Международное Содружество Рериховских организаций и Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

Информационная поддержка: газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, сайт «Сохраним Музей Рериха», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, интернет-форум «Держава Рерихов – Щит Культуры», культурно-просветительный портал «Адамант», интернет-ресурсы общественных организаций.

В работе Совещания приняли участие 308 представителей общественности, в том числе делегаты от 75 общественных организаций из 14 стран мира: России, Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Колумбии. Общественность России представляли делегаты 8 республик, 29 областей и краев, 64 городов.

В Совещании участвовали представители научной интеллигенции, деятели культуры и искусства, педагоги, врачи, специалисты других сфер деятельности.

К участию в Совещании были приглашены представители Международного Центра Рерихов, Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, СМИ. Также приглашения были отправлены представителям органов власти и партий. Из приглашенных в работе Совещания международной общественности принял участие только представитель Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Совещание открыло видеовыступление Л.В. Шапошниковой, Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, на пресс-конференции 11 октября 1997 года, посвященной открытию общественного Музея МЦР.

К участникам Совещания обратился председатель Совета попечителей общественного Музея имени Н.К. Рериха А.Е. Карпов (видеообращение). Он отметил, что почти три года ведется провокационная война на уничтожение Международного Центра Рерихов и его общественного Музея Министерством культуры и Государственным музеем Востока (ГМВ). А.Е. Карпов обратил внимание на результаты варварского события 7‑8 марта 2017 года, связанного с изъятием имущества МЦР, и выразил мнение, что участники Совещания должны высказать свое отношение к происшедшему и принять соответствующие решения.

Перед участниками Совещания выступил вице-президент Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко. Он подробно остановился на событиях 7‑8 марта 2017 года, которые произошли в общественном Музее, и обозначил основные проблемы, искусственно созданные вокруг МЦР руководством Министерства культуры и ГМВ.

В режиме «открытого микрофона» выступили представители международной общественности России и других стран мира: И.В. Иванов, отделение Международной лиги защиты культуры (Россия, Обнинск); Н.М. Сурнина, Уральский центр духовной культуры, док. экон. наук (Россия, Екатеринбург); М.Р. Озолиня, Латвийское отделение Международного Центра Рерихов (Латвия, Рига); А.И. Говорова, канд. физ.-мат. наук, Омский государственный университет (Россия, Омск); С.Л. Окунева, Ассоциация гуманно-личностной педагогики «Педагогика культуры в Эстонии» (Эстония, Таллинн) и др.

В ходе работы Совещания его участники обсудили существующие угрозы и риски для наследия Рерихов и МЦР; высказали мнения, отражающие современные реалии, и наметили возможные пути решения проблем.

Участники Совещания выразили глубокую обеспокоенность дальнейшей судьбой Музея имени Н.К. Рериха МЦР, а также хранящегося в нем наследия и высказали возмущение антикультурной политикой руководства Министерства культуры в отношении крупнейшего общественного музея России.

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов был основан по инициативе С.Н. Рериха, известного художника и общественного деятеля, младшего сына Н.К. и Е.И. Рерихов, гражданина Индии. Он передал свое наследие в Россию для создания в Москве музея имени своего отца при соблюдении государством обязательных условий, которые были приняты руководством страны: музей должен быть общественным, принадлежать основанной С.Н. Рерихом общественной организации и располагаться в усадьбе Лопухиных, которую он лично выбрал в Москве из ряда предложенных помещений.

Участники Совещания выразили общее мнение, что, не имея никаких правовых оснований для изъятия у МЦР наследия Рерихов, нынешнее руководство Министерства культуры при активном участии ГМВ с 2013 года фактически проводит деструктивную политику с целью изъятия наследия Рерихов и выселения Центра-Музея из усадьбы Лопухиных, воссозданной на народные средства. Своими действиями Министерство культуры, по сути, создает невыносимые условия для работы сотрудников МЦР, проявляя абсолютную нетерпимость в отношении независимого общественного статуса Музея имени Н.К. Рериха.

По требованиям первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова в 2015 году МЦР был подвергнут пяти внеплановым проверкам, а в 2016 году их уже было 17. Проверки велись различными государственными органами по самым абсурдным обвинениям, вплоть до экстремизма. В 2015 году против МЦР было инициировано два судебных процесса, а в 2016 году в связи с действиями Министерства культуры МЦР был вынужден участвовать уже в 13 (!) судебных процессах. Участники Совещания считают, что для разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха и замены его государственным в качестве филиала ГМВ Министерство культуры использует различные методы, такие как дискредитация МЦР перед общественностью и высшим руководством страны, экономическая блокада, информационная война в СМИ. Нынешнее руководство Министерства культуры пытается убедить общественность в том, что МЦР, получивший в мире заслуженное признание за сохранение и популяризацию наследия Рерихов, отмеченный многочисленными наградами и благодарностями руководства России, ООН и ЮНЕСКО, не является организацией культуры, ведущей музейную деятельность. Однако участники Совещания свидетельствовали, что МЦР и его общественный Музей более 26 лет проводили и проводят исключительно гуманитарную, просветительскую и миротворческую деятельность международного масштаба, оказывая значительное влияние на сохранение основ культуры, как в России, так и во многих странах мира.

Общественность также пытаются уверить и в том, что МЦР не выполняет свои обязательства по поддержанию усадьбы Лопухиных в надлежащем состоянии. Эти обвинения выдвигаются в то время, когда ведущие эксперты оценивают состояние и использование этого уникального памятника как одного из лучших в Москве.

Участники Совещания подчеркнули, что проводимая руководством государственного органа политика по уничтожению уникального общественного Музея имени Н.К. Рериха привела к беспрецедентным событиям, произошедшим в музейном пространстве Москвы 7–8 марта 2017 года. Именно в эти дни Россию и страны мира потрясла весть о вторжении в Центр-Музей вооруженных представителей силовых структур: были взломаны двери Музея, размещенного в главном здании усадьбы Лопухиных, прошли обыски; сотрудники музея, не являясь ни подследственными, ни подозреваемыми, подверглись психологическому давлению, запугиванию, грубым физическим воздействиям, кроме того, они были лишены возможности пользоваться телефонной связью и свободно передвигаться, оставаясь фактически около 20 часов без воды и пищи.

По свидетельству очевидцев, картины Рерихов в залах музея снимались, упаковывались и перевозились с грубыми нарушениями инструкций. При этом специалистам Музея имени Н.К. Рериха, которые несут ответственность за сохранность ценностей, не было разрешено присутствовать при снятии картин, их упаковке и вывозе.

В результате силовой операции, которая проходила под руководством старшего лейтенанта юстиции 11-го отдела СЧ ГСУ МВД России по г. Москве Е.С. Зайцевой, из музейных фондов и хранилищ было вывезено около 200 художественных произведений Н.К. и С.Н. Рерихов, договора дарения на картины с 2002 года, ценные исторические документы и прочие предметы хранения, являющиеся законной собственностью МЦР!

Участники Совещания особо отметили, что действия по изъятию значительной части наследия Рерихов из общественного Музея имени Н.К. Рериха происходили при активном участии советника министра культуры К.Е. Рыбака и заместителя генерального директора ГМВ Т.К. Мкртычева, которых следственные органы привлекли в качестве «специалистов». По словам очевидцев, именно они указывали следователям, какие картины и документы необходимо изъять. Следственными органами было заявлено, что изымаемое имущество имеет отношение к уголовному делу по поводу банкротства «Мастер-Банка» (2010–2013 годы). Но с учетом мнения советника министра культуры К.Е. Рыбака были изъяты и картины, подаренные МЦР с 2002 по 2010 год, а также архивные документы МЦР конца 1980‑х и 1990‑х годов прошлого века. Такие действия привлеченных «специалистов» из Министерства культуры и ГМВ ставят под сомнение объективность проведения следственных действий, поскольку данные организации являются заинтересованными лицами и выступают в качестве оппонентов МЦР, в том числе в судах по выселению общественного Музея МЦР из усадьбы Лопухиных.

Участники Совещания также отметили, что информационный фон, который сопровождал следственные действия 7‑8 марта 2017 года, усиленно связывал МЦР – общественную организацию, работающую в пространстве культуры, с делом «Мастер-Банка», тем самым ставя под удар Центр, который является собственником переданных ему в дар картин, подаренных Б.И. Булочником исключительно в целях популяризации наследия Рерихов. Полученные в дар работы не продавались, не подвергались хищению и не были испорчены на протяжении времени их пребывания в общественном Музее МЦР.

Участники Совещания обратили особое внимание на то, что изъятые из Музея имени Н.К. Рериха предметы, как утверждается, были перемещены в ГМВ. Однако, по мнению экспертов, правовых оснований для вывоза около 200 предметов хранения, принадлежащих МЦР, у следствия не было. Также не было необходимости вывозить произведения Рерихов из хранилищ общественного Музея имени Н.К. Рериха, профессионально оснащенных самым современным оборудованием, в неприспособленные для этого подсобные помещения ГМВ.

Изъятие у общественного Музея ценностей, принадлежащих общественной организации, – факт вопиющий. Эти действия нарушают положения, заложенные в главном законе страны – Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Конституции РФ не могут противоречить иные законы и правовые акты. Она гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ст. 30). Статья 35 Конституции РФ определяет, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, чем по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статья 8 гарантирует свободу экономической деятельности и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Таким образом, действия по изъятию картин нарушают конституционные права МЦР, а значит, и общественности, установленные ст.ст. 8, 15, 30, 35 Конституции РФ.

Участники Совещания напомнили, что представителям общественности, тем, кто за четверть века вместе с МЦР прошел путь созидания общественной формы культуры в России, доподлинно известно, как под руководством Генерального директора Музея Л.В. Шапошниковой (1926‑2015 гг.), доверенного лица С.Н. Рериха, создавался Музей имени Н.К. Рериха и разворачивалась его широкая международная деятельность, как была восстановлена из руин усадьба Лопухиных. Архивы общественных организаций и частных лиц содержат многие документы, подтверждающие финансовое и трудовое участие добровольных общественных помощников в жизни Музея имени Н.К. Рериха. Несмотря на это, озвучиваются версии финансирования общественного Музея МЦР за счет средств, полученных якобы от финансовых махинаций. При этом игнорируются свидетельства тысяч ныне здравствующих людей – участников становления Международного Центра Рерихов и его Музея. Все эти годы Министерство культуры РФ оставалось в стороне от всенародного культурного строительства Усадьбы Лопухиных и создания общественного Музея имени Н.К. Рериха, а сейчас оно посягает на то, на что не имеет ни моральных прав, ни юридических оснований. Считаем, что такая политика руководства Министерства культуры в отношении МЦР и его общественного Музея не только противоречит истории и здравому смыслу, но создает большое напряжение в обществе и не служит интересам России.

Участники Совещания подчеркнули, что лоббируемый Министерством культуры проект создания государственного музея Рерихов на «руинах» ныне существующего и успешно действующего общественного Музея имени Н.К. Рериха идет вразрез не только с распоряжениями и условиями С.Н. Рериха, выдвинутыми при безвозмездной передаче наследия в Россию, но также и с гарантиями, данными государством Святославу Николаевичу. Считаем недопустимым использование руководством Министерства культуры силы власти, служебного положения для оспаривания сегодня самой возможности существования Музея имени Н.К. Рериха в общественном статусе, вопреки ясной и четко сформулированной позиции С.Н. Рериха: «Как я вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров…» (С.Н. Рерих. Медлить нельзя! // Советская культура. 29.07.1989).

Очередное грубейшее нарушение воли законного владельца наследия – Святослава Николаевича Рериха – произошло 20 марта 2017 года. В этот день Арбитражный суд г. Москвы, не имея, по нашему мнению, каких-либо правовых оснований, удовлетворил иск ГМВ о расторжении с МЦР договоров безвозмездного пользования и выселении из усадьбы Лопухиных, в которой Центр-Музей располагается более четверти века. В этой связи участники Совещания поддержали решение МЦР отстаивать волю своего основателя С.Н. Рериха и обжаловать судебное решение в установленном законом порядке.

В сложившихся условиях международная общественность дала оценку происходящему вокруг МЦР и его общественного Музея:

– события, произошедшие 7–8 марта 2017 года в Центре-Музее, являются вопиющим противозаконным действием, унижающим достоинство сотрудников Музея, а в их лице – всех представителей музейного сообщества, работников сферы культуры и шире – каждого человека, не равнодушного к судьбам культуры;

– действия «специалистов» из Министерства культуры и ГМВ 7–8 марта 2017 года являются произволом, дискредитирующим в общественном мнении государственную власть, которую они олицетворяют, а использование силы в отношении культурной институции – Музея наносит огромный урон имиджу России;

– политика Министерства культуры в отношении МЦР создает очевидную угрозу не только для существования и развития общественного Музея имени Н.К. Рериха, но и наносит смертельный удар по общественному движению страны, осуществляющему свою деятельность по сохранению и развитию культуры России;

– отсутствие со стороны Министерства культуры и ГМВ стремления к конструктивному диалогу с МЦР и общественностью, подмена его командно-административным подходом к решению проблем губят саму идею равноправного, взаимовыгодного сотрудничества общественных организаций и государства, на которой строится фундамент гражданского общества. Руководство Министерства культуры не понимает и не принимает общественную форму культуры, которая основана на добровольной инициативе людей, объединяющих свои усилия для деятельности в пространстве культуры. Эти объединения самостоятельны, свободны от командно-административной регламентации, а также других негативных явлений современной цивилизации, а потому имеют возможность «функционировать поверх ведомственных барьеров», как и хотел С.Н. Рерих.

События 7–8 марта 2017 года еще раз продемонстрировали, что руководство Министерства культуры и ГМВ не заинтересовано в диалоге с общественным Музеем имени Н.К. Рериха и общественными организациями, тем самым оно фактически исключает себя из современной действительности, утверждающей новые формы мышления, деятельности и взаимоотношений.

В связи с вышеизложенным, участники Совещания считают необходимым принять все меры для сохранения общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и для прекращения разграбления его фондов.

С этой целью участники Совещания приняли решения:

1. Продолжая линию по отстаиванию прав МЦР и его общественного Музея на жизнь и культурную деятельность, заложенную выдающимися деятелями культуры, науки, искусства еще в 90‑е годы XX века, позицию которых ясно выразил Д.С. Лихачев: «…Нельзя утверждать одно культурное строительство (Государственный Музей Н.К. Рериха), разрушая при этом другое, уже окрепшее жизнеспособное и плодотворное культурное созидание»; «…культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже – в ведении государства» (письмо Д.С. Лихачева мэру Москвы Ю.М. Лужкову от 17.07.1997), считаем необходимым обратиться к Президенту РФ В.В. Путину с Открытым письмом, в котором изложить следующие просьбы:

– дать поручение Росимуществу и Министерству культуры прекратить выселение Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных и восстановить его права на пользование ею;

– поручить Следственному комитету провести расследование правомерности проведения в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов 7 и 8 марта 2017 года обыска с привлечением вооруженного ОМОНа и при активном участии представителей Министерства культуры, с последующим изъятием картин и других музейных экспонатов, а также архивных документов, не относящихся к расследованию уголовного дела, связанного с банкротством «Мастер-Банка»;

– дать указание МВД вернуть в общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов все изъятые музейные ценности, все договоры дарения и архивные документы, не являющиеся вещественными доказательствами по данному уголовному делу, имеющему определенные временные рамки (2010‑2013 годы);

– поручить Совету при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека создать независимую комиссию по выработке предложений, направленных на развитие общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в свете выполнения обещаний, данных С.Н. Рериху.

 Уполномочить Лысикова Анатолия Григорьевича направить письмо Президенту РФ.

2. Потребовать от руководства Министерства культуры и ГМВ прекратить многолетние гонения на уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве, апофеозом которых явилось силовое изъятие следственными органами его имущества 7–8 марта 2017 года.

Выступаем за равноправное сотрудничество с государственными организациями культуры с целью создания и поддержания в стране музеев с разными формами собственности, где бы сохранялось, экспонировалось, исследовалось и популяризировалось наследие Рерихов, при условии их равноценной деятельности в едином культурном пространстве России, без ущемления прав и свобод.

3. Обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести тщательную проверку законности действий следственных органов под руководством старшего лейтенанта юстиции 11-го отдела СЧ ГСУ МВД России по г. Москве Е.С. Зайцевой 7–8 марта 2017 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.

4. Основываясь на конституционном праве и, исходя из того, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3 Конституции РФ), ходатайствовать перед Президентом и Правительством РФ:

– о снятии с должности первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова, так как оцениваем его деятельность в отношении общественного Музея имени Н.К. Рериха как разрушительную и влекущую утрату доверия общественности. Считаем, что В.В. Аристархов ответственен за нарушение государством обязательств, данных С.Н. Рериху при передаче наследия в Россию;

– о снятии с должности советника министра культуры К.Е. Рыбака, так как считаем, что он также утратил доверие общественности, поскольку его позиция и действия направлены на разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. По многочисленным заявлениям свидетелей, непосредственных очевидцев обыска и изъятия наследия, фактически именно он 7‑8 марта 2017 года выступал в качестве одного из главных действующих лиц, руководивших процессом изъятия художественных и историко-документальных ценностей МЦР, указывая, какие картины вывозить и какие документы изымать;

– о снятии с должности заместителя директора Государственного музея Востока Т.К. Мкртычева как утратившего, по мнению участников Совещания, доверие общественности. Т.К. Мкртычев заявлен в качестве директора государственного музея Рерихов (филиал ГМВ), который предполагается основать по сути на «руинах» общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР. Считаем, что именно Т.К. Мкртычев с целью разрушения общественного Музея ведет откровенную дискредитацию МЦР. Именно он совместно с К.Е. Рыбаком 7–8 марта 2017 года являлся в качестве привлеченного «специалиста» активным участником изъятия из общественного Музея МЦР культурных ценностей.

Уполномочить Лысикова Анатолия Григорьевича передать ходатайства в соответствующие органы власти.

5. Оценивая деятельность нынешнего руководства Министерства культуры по отношению к Международному Центру Рерихов как разрушительную и направленную на уничтожение общественного Музея, а также на выселение МЦР из усадьбы Лопухиных, рассмотреть возможность:

– подачи коллективного иска общественности, участвовавшей в создании и деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и воссоздании усадьбы Лопухиных, в целях защиты своих прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

– обращения к международным организациям за помощью по спасению общественного Музея от разрушения.

С этой целью Международному Совету Рериховских организаций имени С.Н. Рериха совместно с Международным Центром Рерихов создать рабочую группу.

6. Продолжить оказание финансовой и других видов благотворительной помощи МЦР, направленной на обеспечение его жизнедеятельности и многогранной культурно-просветительской работы.

7. Широко популяризировать через СМИ и Интернет-ресурсы наследие семьи Рерихов и культурно-просветительскую деятельность МЦР, его научные и миротворческие проекты.



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007