Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
09.07.2009

Как директор ГМИИ имени А.С.Пушкина И.А.Антонова «примеряется к новым зданиям и разминает всю территорию»

28 июня директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ) Ирина Александровна Антонова в прямом эфире радио «Эхо Москвы», в программе «Музейные палаты», рассказывала о деятельности своего музея. Вряд ли в Москве найдется человек, который мог бы усомниться в заслугах Ирины Александровны в отношении развития музейного дела. Они значительны. Именно поэтому мы были просто шокированы той ложной информацией в адрес Музея имени Н.К.Рериха, которую она озвучила в прямом эфире уважаемой радиостанции.

Ирине Александровне задает вопрос слушательница Елена: «Просьба объяснить, в чем у Музея изобразительных искусств конфликт с Музеем Рериха? 13-го мая была попытка рейдерского захвата части территории Музея Рериха со стороны ГМИИ якобы по приказу г-жи Антоновой».

Ирина Александровна отвечает: «У нас есть судебное заключение о … неправомерности захвата Музеем Рериха части нашей территории, вот как раз территории усадьбы Вяземских-Долгоруких. Ну просто, вот, мы подавали в суд, мы его выиграли – там черным по белому написано, что это неправомерный акт».

На вопрос ведущей Ксении Лариной: «То есть у вас есть документы судебные?» следует ответ Ирины Александровны: «Да».

Итак, из официального заявления директора ГМИИ И.А.Антоновой, сделанного перед огромной аудиторий «Эха Москвы», следует:

  1. Общественный музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), расположенный в усадьбе Лопухиных, захватил часть территории усадьбы Вяземских-Долгоруких, которая принадлежит ГМИИ.
  2. ГМИИ обратился в суд с заявлением, которое было судом удовлетворено.
  3. У ГМИИ имеется судебное решение, в котором сказано, что МЦР незаконно захватил часть территории усадьбы Вяземских-Долгоруких.

Признаюсь, что мне очень не хочется обвинять уважаемого всеми человека во лжи. Но ради торжества справедливости и прояснения ситуации, которая по вине самой И.А.Антоновой из простой превратилась в сложную, я вынужден сказать, что эти утверждения директора ГМИИ являются ложью.

МЦР никогда не захватывал территорию усадьбы Вяземских-Долгоруких, принадлежащую ГМИИ. Все происходило с точностью до наоборот. Это ГМИИ незаконным путем при поддержке чиновников из Департамента земельных ресурсов г. Москвы произвел изменения в землеустроительной документации при подаче их в Федеральный кадастр и на основании этого дважды в течение года силовым путем пытался захватить часть территории исторической зоны охраны памятника истории и культуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», переданной МЦР в долгосрочную аренду сроком на 49 лет. У нас до сих пор не было с ГМИИ судебных споров, надеемся, что не будет и впредь. Но если руководство ГМИИ будет продолжать препятствовать МЦР воссоздавать в рамках исторических границ усадьбу Лопухиных, мы вынуждены будем обратиться в суд.

Создание общественного музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных непосредственно связанно с безвозмездной передачей в Россию Святославом Николаевичем Рерихом наследия своих родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Для осуществления этой передачи Святослав Николаевич поставил два условия:

  1. Наследие передается только для общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, который должен быть создан в Москве.
  2. Для размещения Центра-Музея должна быть предоставлена усадьба Лопухиных (выбранная самим Рерихом из ряда предложенных ему зданий).

В конце 1989 года эти два условия Советским правительством были выполнены. В мае 1990 года С.Н.Рерих передал наследие. Тогда же правительство приняло решение о воссоздании усадьбы и приспособлении ее под нужды Музея имени Н.К.Рериха. Ответственность за его выполнение была сначала возложена на правительство СССР, а затем – на правительство Москвы. Но вскоре все они отказались от их выполнения, сославшись на тяжелые времена перестройки, а затем развала СССР. И тогда МЦР вынужден был взять на себя все бремя ответственности по воссозданию и приспособлению усадьбы Лопухиных под нужды музея, в том числе финансирование всех необходимых работ.

Все эти работы проводились МЦР на территории исторической зоны охраны памятника XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», которая была определена в начале 1990-х годов на основании архивных документов.

Постановлением Правительства Москвы № 812 от 3 октября 1995 года усадьба Лопухиных была передана МЦР в долгосрочную аренду сроком на 49 лет. На основании этого документа Департамент земельных ресурсов г. Москвы передал нам в аренду земельный участок усадьбы в границах ее исторической территории.

Таким образом, МЦР занимает на законных основаниях территорию исторической зоны охраны памятника «Усадьба Лопухиных» и никогда не захватывал территорию усадьбы Вяземских-Долгоруких. Это было подтверждено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по г. Москве и прокуратурой ЦАО г. Москвы, которые проверяли МЦР на основании жалоб директора ГМИИ.

Когда в конце 1990-х годов усадьба Вяземских-Долгоруких передавалась ГМИИ, Главное управление охраны памятников г. Москвы (ныне – Москомнаследие) проводило экспертизу исторической зоны охраны этого памятника середины XVIII – первой половины XIX века. Экспертиза установила: «Историческая территория памятника с момента ее окончательного формирования до настоящего времени осталась без изменений и расположена в границах, обозначенных на графическом приложении литерами А-Б-В-Г-Д-Е-Ж (см. приложение № 1). При оформлении Музею границ землевладения комиссия рекомендует учитывать сохранившиеся исторические границы». (документ: стр.1, стр.2) Но с учетом новых градостроительных условий (левое крыло усадьбы Вяземских-Долгоруких было построено в XX веке) территория усадьбы была несколько увеличена за счет исторической зоны охраны памятника «Усадьба Лопухиных» по обоюдному согласию сторон, так как это не нарушало планов воссоздания МЦР усадьбы. Именно эта территория участка усадьбы Вяземских-Долгоруких и явилась основанием для регистрации ГМИИ прав на земельный участок усадьбы в 2002 году.

Таким образом, граница участка усадьбы Вяземских-Долгоруких, отведенного ГМИИ, и граница участка усадьбы Лопухиных, переданного в аренду МЦР, не пересекаются даже с учетом выделения ГМИИ части исторической зоны охраны усадьбы Лопухиных. Следовательно, у ГМИИ и МЦР не должно быть оснований для территориальных споров. Но это только в теории. На практике все выглядит несколько иначе. Вскоре после того как ГМИИ занял усадьбу Вяземских-Долгоруких, между нашими организациями разгорелись нешуточные споры, которые, как показали последние события, продолжаются до сих пор. В чем же их причина?

Как только Ирине Александровне в начале 2000 года стало известно, что МЦР в соответствии с планом воссоздания усадьбы Лопухиных проводит мероприятия по согласованию проекта воссоздания части северного флигеля и каретного корпуса XVIII века, разрушенных в 1920-х годах, она решительно воспротивилась этому. И дело тут вовсе не в том, что это воссоздание будет якобы проходить на территории ГМИИ. Это сейчас И.А.Антонова и остальное руководство ГМИИ пытаются ввести всех в заблуждение, утверждая, что МЦР захватил у ГМИИ территорию. Это явная ложь. МЦР осуществляет проект в границах исторической территории усадьбы Лопухиных и на участке земли, находящемся у нас в аренде.

Так в чем же была истинная причина возражений И.А.Антоновой против воссоздания МЦР каретника и части флигеля усадьбы? Вот что по этому поводу писала в 2003 году сама Ирина Александровна главному архитектору Москвы А.В. Кузьмину: «В связи с тем, что в настоящее время руководство Международного Центра Рерихов вышло со своими проектными предложениями на согласовательный этап, Музей (ГМИИ) вынужден официально подтвердить свое негативное отношение к упомянутому проекту и поставить вопрос о необходимости проведения самой серьезной градостроительной экспертизы для всех архитектурных разработок, которые предполагаются на участках, прилегающих к территории комплекса ГМИИ им. А.С.Пушкина». (документ) В другом письме А.В.Кузьмину (в 2004 году) И.А.Антонова согласна с правомерностью наших границ: «…каретник и флигель усадьбы Лопухиных предполагается воссоздать на границе музейной территории…» (документ) То есть причина возражений директора ГМИИ против воссоздании каретника и части флигеля усадьбы Лопухиных весьма тривиальна: воссоздаваемые строения будут, по ее мнению, портить вид на левое крыло усадьбы Вяземских-Долгоруких, построенное в конце 1920-х годов. Чтобы воспрепятствовать одобрению нашего проекта, И.А.Антонова инициировала проведение совещания у А.В.Кузьмина. По его результатам 15 декабря 2004 года состоялось совместное заседание Научно-методического совета Государственного управления по охране памятников (НМС ГУОП) г. Москвы и Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия Министерства культуры РФ (ФНМС МК РФ), на котором были рассмотрены проекты, представленные МЦР и ГМИИ. Решение Совета авторитетных специалистов, в число которых входил и А.И.Комеч – директор Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, доктор искусствоведения, первый заместитель председателя ФНМС МК РФ, член ИКОМОС и ИКОМ, не оправдало ожиданий И.А.Антоновой. Проект МЦР был одобрен и получил высокую оценку: «Согласиться с решением Протокола заседания секции «Памятники архитектуры» Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия Министерства культуры РФ от 5 февраля 2004 г. по рассмотрению эскизного проекта воссоздания каретника и части северного флигеля памятника истории и культуры XVII–XIX вв. «Усадьбы Лопухиных». Решение обоих Советов А.И.Комеч утвердил. (документ1 : стр.1, стр.2; документ2) А ГМИИ, представившему на рассмотрение архитектурно-градостроительные предложения (реконструкция, реставрация и новое строительство) по территории усадьбы Голициных-Вяземских-Долгоруких, было рекомендовано доработать проект с дальнейшим представлением на повторное рассмотрение, а также указано: «Откорректировать проект реставрации ограды по границе с соседним владением (Малый Знаменский пер., д. 3/5, Музей им. Н.К.Рериха) в соответствии с оформленным землеотводом и проектом воссоздания построек «Усадьбы Лопухиных», одобренного на совместном заседании НМС ГУОП г. Москвы и ФНМС МК РФ (Протокол № 97 от 15.12.04 г.)». (документ: стр.1, стр.2)

Мы считали, что после это И.А.Антонова больше не будет препятствовать МЦР в воссоздании исторического ансамбля усадьбы Лопухиных. Но мы ошибались.

Весной 2008 года, когда МЦР начал работы по практическому воссозданию каретника и части флигеля мы вновь услышали протесты со стороны И.А.Антоновой Но теперь причина возмущений была иной. Выяснилось, что МЦР не может начать работы, так как территория, предназначенная для воссоздания, якобы находится уже в оперативном управлении ГМИИ. Такими заявлениями мы были крайне удивлены, так как договор аренды земли с нами никто не расторгал. И, естественно, решительно пресекли все попытки ГМИИ занять нашу территорию.

Тогда И.А.Антонова обратилась с жалобой в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по г. Москве. Федеральное ведомство несколько месяцев проверяло у МЦР всю землеустроительную документацию и в итоге вынесло следующее решение: «…в действиях МЦР не содержится состав административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, ответственность за которое установлена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно не доказано самовольное занятие и использование земельного участка Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов». (документ: стр.1, стр.2)

И.А.Антонова не успокоилась на этом и обратилась с жалобой уже в прокуратуру ЦАО г. Москвы. Однако прокуратура, проверив наши документы, также вынесла оправдательное решение: «…из представленных в прокуратуру округа МОО «Международный Центр Рерихов» документов нарушений земельного законодательства не усматривается, оснований для вмешательства органов прокуратуры и принятия мер прокурорского реагирования не имеется». (документ)

Казалось бы, такие решения должны были охладить страстное желание директора ГМИИ разделаться с МЦР. Но это не остановило И.А.Антонову, которая стремится прибрать к рукам всю территорию, лежащую вокруг ГМИИ. И это ей почти удалось, оставалась только одна непокоренная территория – усадьба Лопухиных.

13 мая ГМИИ вторично пытался демонтировать забор и захватить нашу территорию. Именно об этом случае писали многие СМИ. Заместитель директора ГМИИ Е.В.Шишкина на мою просьбу прекратить весь этот беспредел ответила по телефону, что они получили команду на это от своего директора. Дозвониться до И.А.Антоновой мне не удалось, ее мобильный телефон был отключен.

Во всей этой истории железобетонный забор, на который постоянно ссылается директор ГМИИ, является лишь поводом для обвинений в адрес МЦР. Не упустила И.А.Антонова такого случая и на этот раз: «…мы им сказали, что они обязаны, конечно, снять этот забор, который они поставили…»

Обратите внимание на властную и повелительную интонацию в словах Ирины Александровны. А ведь МЦР не имеет никакого отношения к ГМИИ. Тем не менее «они обязаны» подчиниться распоряжению «железной леди».

Что же касается этого злополучного железобетонного забора, то директору ГМИИ хорошо известно, что он установлен не МЦР. Его передали нам по акту в 1993 году, когда МЦР получал всю территорию усадьбы как строительную площадку для ее реставрации и воссоздания, после получения нами прав заказчика. Воссоздание усадьбы продолжается. Поэтому на все требования ГМИИ снять этот железобетонный забор мы отвечали, что он передан нам согласно акту ГУОП г. Москвы, как в последующем и территория усадьбы Лопухиных передана нам в долгосрочную аренду. И мы можем позволить снять этот железобетонный забор только на основании решения правительства Москвы. Правомерность этого положения была подтверждена Федеральным агентством кадастра и прокуратурой, которые отказали И.А.Антоновой в ее требованиях признать действия МЦР противозаконными.

Это факты, которые лежат на поверхности. Документы, на которые я ссылаюсь, неоднократно проверялись и доступны для изучения, чего нельзя сказать о документах ГМИИ, которые даже не были представлены Федеральному агентству кадастра, когда это ведомство проводило экспертизу землеустроительной документации на предмет нашей границы с ГМИИ: «В связи с отсутствием материалов межевания на земельный участок с кадастровыми номерами 77:01:0001018:23 в архиве Департамента земельных ресурсов города Москвы проверка на соответствие землеустроительной документации исходным данным не проводилась». И далее: «Землеустроительная документация на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001018:23, поставленный на государственный кадастровый учет Департаментом, в государственном фонде данных Департамента, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствует». Указанный кадастровый номер относится к земельному участку ГМИИ. (документ: стр.1, стр.2, стр.3) Возникает вопрос: если И.А.Антонова считает свои притязания на часть территории усадьбы Лопухиных справедливыми и обоснованными, тогда почему ГМИИ не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие эти права? Например, межевое дело, на основании которого проходила регистрация права ГМИИ оперативно управлять земельным участком усадьбы Вяземских-Долгоруких. А ведь только это межевое дело, в котором определены границы с соседями, подтвердившими их правильность, дает основание на установление границ на местности.

И вот тут мы переходим к самому интересному месту во всей этой истории.

Дело в том, что у ГМИИ никогда не было прав на ту часть территории, из-за которой у нас год назад и возник весь этот спор. Если бы было иначе и МЦР, как это утверждает И.А.Антонова, незаконно захватил часть территории усадьбы Вяземских-Долгоруких, нас бы давным-давно призвали бы к ответу за нарушение закона. И, конечно же, ни Федеральное агентство кадастра, ни прокуратура ни при каких условиях не оправдали бы действия МЦР. Следовательно, действия директора ГМИИ в отношении притязаний на часть нашей территории являются неправомерными. Но для таких неправомерных действий должны быть какие-то основания. И они в самом деле есть. Только находятся они не в правовом поле, а в сильной административной поддержке и беспределе тех чиновников, которые эту поддержку осуществляют. Вот и весь нехитрый арсенал, которым воспользовалась директор ГМИИ. Приведу лишь некоторые факты.

Странным образом Департамент земельных ресурсов г. Москвы подал в Федеральное агентство кадастра неверные данные о земельных участках МЦР и ГМИИ. В результате в кадастровой выписке по усадьбе Лопухиных общая площадь территории земельного участка, переданного МЦР правительством Москвы в долгосрочную аренду, указана правильно – 8201 кв. м, а границы этого участка – нет. Таким образом, наша площадь (историческая зона охраны памятника «Усадьба Лопухиных») фактически сократилась на 232 кв. м и составила 7969 кв. м, что не соответствует площади, арендуемой нами у правительства Москвы. А в кадастровой выписке ГМИИ границы были изменены таким образом, что 232 кв. м территории усадьбы Лопухиных, находящейся в аренде у МЦР, отошли ГМИИ В итоге территория усадьбы Вяземских-Долгоруких увеличилась на 232 кв. м за счет территории усадьбы Лопухиных. И что интересно, новая граница, непонятно каким образом установленная, стала теперь проходить как раз по середине того участка, который подлежит для воссоздания части северного флигеля и каретника усадьбы Лопухиных. Вот как это выглядит на схеме.

Сначала мы думали, что произошла какая-то ошибка, и обратились за разъяснениями в Москомзем. Там нам сказали, что исправлять ничего не будут, так как не хотят ругаться с Антоновой. Вот и все объяснения, полученные от чиновников, которые ранее заключили с нами договор на аренду этой территории, а потом под нажимом ГМИИ внесли незаконные поправки в отношении границ и передали их в кадастр. Спрашивается, кто же у кого захватил землю? Без поддержки чиновников из Москомзема ГМИИ сделать бы этого не удалось. Самое удивительное и неожиданное для нас то, что Москомзем под нажимом Антоновой теперь пытается скрыть свои нарушения в незаконном изменении наших границ. Для этого чиновники пытаются доказать, что границы в кадастре указаны правильно.

После этого произвола 10 сентября 2008 года ГМИИ и предпринял первую попытку захватить нашу территорию, ссылаясь на свою кадастровую выписку. Именно тогда И.А. Антоновой были поданы жалобы на МЦР в Федеральное агентство кадастра и в прокуратуру. Решения по этим жалобам мной уже были приведены. В итоге в действиях МЦР не были обнаружены нарушения земельного законодательства.

И после этого Ирина Александровна Антонова говорит явную ложь о том, что МЦР захватил территорию усадьбы Вяземских-Долгоруких и это якобы доказано судом. Можно было бы, конечно, оставить ее высказывание без комментариев и сослаться на заблуждения уважаемого человека, но наш конфликт с ГМИИ по вине его директора зашел слишком далеко, и под угрозу поставлено дальнейшее развитие нашего музея, созданного на основании соблюдения обязательств, данных С.Н. Рериху руководством страны. Поэтому МЦР оставляет за собой право обратиться в суд с требованием об опровержении ложной информации, озвученной.директором ГМИИ в прямом эфире «Эха Москвы» 28 июня.

В заключение приведу еще один фрагмент из выступления И.А. Антоновой, который может служить ответом на вопрос, что на самом деле стоит за действиями директора ГМИИ: «…мы все одержимы сейчас этой работой (продвижением проекта Фостера по созданию музейного городка ГМИИ), мы примеряемся к новым зданиям. Ну вот, мы разминаем всю эту территорию вокруг нас». А поскольку МЦР не поддается такой своеобразной «разминке» своей территории, И.А.Антонова и пытается таким образом решить возникшую на ее пути проблему: «У нас осталось несколько имущественных проблем в связи с нашим проектом».

Проблему решения границ между нашими участками необходимо вернуть в правовое поле. С этой целью МЦР считает необходимым выполнить рекомендации экспертизы Федерального агентства кадастра: «Для определения местоположения границ земельного участка, используемого МОО «Международный центр Рерихов», в соответствии с проектом охранной зоны памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных», необходимо межевание данного участка». Необходимо вернуть усадьбе Лопухиных – памятнику истории и культуры XVII–XIX веков – часть исторической территории, которая на основании выписки из кадастра незаконным образом отошла к ГМИИ, и предоставить возможность МЦР завершить воссоздание усадьбы Лопухиных на основании ранее принятых решений.


Первый заместитель
Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха
А.В.Стеценко


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007