Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта
версия для печати
26.02.2015

ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Центра Рерихов

по случаю возбуждения УВД ЦАО ГУ МВД России 29.01.2015 г. уголовного дела № 317003 по факту незаконного воссоздания памятника истории и культуры XVII—XIX вв. «Усадьба Лопухиных»

29.01.2015 г. УВД ЦАО ГУ МВД России возбудило уголовное дело № 317003 по факту возведения ограждения строительной площадки для воссоздания части флигеля и каретника усадьбы Лопухиных и строительства «стены в грунте».

Международный Центр Рерихов (МЦР) считает, что возбуждение данного уголовного дела является незаконным и абсурдным, так как оно противоречит всем правоустанавливающим документам на воссоздание усадьбы Лопухиных и всякому здравому смыслу.

Известно, что МЦР осуществляет работы по воссозданию усадьбы Лопухиных, в том числе и части флигеля и каретника усадьбы, в строгом соответствии с разработанным и утвержденным Правительством Москвы еще в 1991 г. планом поэтапного воссоздания усадьбы, реставрационными заданиями Главного Управления охраны памятников г. Москвы 2002 г. и разрешениями на производство работ по воссозданию северной части флигеля и каретника, выданными Мосгорнаследием в период с 2009 по 2013 гг.

Свои обязательства по воссозданию усадьбы Лопухиных МЦР выполняет добросовестно и все работы провел с оценкой «отлично». Об этом свидетельствуют акты рабочих комиссий Главного управления охраны памятников г. Москвы по приемке ремонтно-реставрационных работ по главному дому усадьбы (строение 4) в 2001 г., по флигелю усадьбы (строения 7—8) в 2004 г. и по воссозданию «Красного крыльца» XVII в. главного дома усадьбы в 2006 г. Все работы МЦР осуществил исключительно за счет средств общественности и меценатов без какой-либо финансовой помощи государства. Заслуги МЦР по воссозданию, сохранению и популяризации уникального архитектурного памятника белокаменной Москвы по достоинству были оценены Президентом РФ (генеральный директор общественного музея имени Н.К. Рериха, первый вице-президент МЦР Л.В. Шапошникова Указами Президента РФ дважды была награждена государственными наградами), российской общественностью (Национальная премия «Культурное наследие» в номинации «Реставратор») и европейской общественностью (премия Евросоюза «За самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия Европы»). Заслуги МЦР в сохранении памятника московской усадебной архитектуры были также отмечены мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным и правительством Москвы: 21.08.2014 г. вышло распоряжение мэра № 452-РП о передаче МЦР двух строений усадьбы Лопухиных в безвозмездное пользование. Поэтому кощунственно выглядит сам факт возбуждения уголовного дела по факту «незаконного» продолжения воссоздания усадьбы Лопухиных.

Данное уголовное дело было возбуждено по заявлению Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), который начиная с 2004 г. пытается воспрепятствовать МЦР в проведении работ по воссозданию части флигеля и каретника усадьбы. Возглавлявшая в то время ГМИИ Ирина Александровна Антонова инициировала рассмотрение своего заявления о нецелесообразности воссоздания этой части памятника усадебной архитектуры у главного архитектора г. Москвы А.В. Кузьмина и на совместном заседании двух научно-методических советов Министерства культуры РФ и Правительства Москвы. Но вопреки ее ожиданиям проект МЦР был одобрен, а ГМИИ была высказана рекомендация разрабатывать проект реставрации усадьбы Вяземских-Долгоруковых с учетом уже существующего проекта воссоздания соседней усадьбы Лопухиных. МЦР предполагал, что на этом Ирина Александровна перестанет чинить препятствия в воссоздании части флигеля и каретника усадьбы. Но мы ошибались.

В 2001 г. ГМИИ на основании распоряжения префекта ЦАО №1560-р от 01.11.2001г. получил в оперативное управление усадьбу Вяземских-Долгоруковых с прилегающим участком, который согласно проведенной Главным управлением охраны памятников Москвы исторической экспертизе соответствовал исторической территории усадьбы Вяземских-Долгоруковых. Эта усадьба граничит с усадьбой Лопухиных, которая, включая всю свою историческую территорию, в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 812 от 03.10.1995 г. передана МЦР в долгосрочную аренду сроком на 49 лет с целью ее полного воссоздания и приспособления под нужды общественного музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. Между ГМИИ и МЦР до 2008 г. никогда не было разногласий из-за границ, которые до 2008 г. не соприкасались. Так почему же возник спор, который длится вот уже семь лет?

Департамент земельных ресурсов Москвы (ДЗР) по каким-то причинам не выполнил сразу постановление Правительства Москвы № 812 1995 г., а передавал нам историческую территорию усадьбы Лопухиных частями. Так в 1996 г. МЦР был передан участок площадью 7798 м2, в 2002 г. для осуществления проектирования и воссоздания северной части флигеля и каретника усадьбы площадь участка была увеличена до 8100 м2, а в 2004 г. после проведения геодезии — до 8201 м2. Оставалась еще незначительная часть исторической территории усадьбы Лопухиных, которую по неизвестным нам причинам ДЗР не передал МЦР в аренду. Именно по этой причине нашими организациями не было проведено межевание, так как между занимаемыми нами участками существовала небольшая часть территории усадьбы Лопухиных, принадлежащая Правительству Москвы. Межевание мы проводили с ДЗР в 2004 г., о чем имеются соответствующие документы.

Яростное желание И.А. Антоновой не допустить продолжения воссоздания усадьбы Лопухиных по каким-то причинам в итоге все же перевесило уважение к закону и даже здравый смысл. Ирина Александровна до сих пор не отказалась от планов заполучить усадьбу Лопухиных в состав своего музейного городка. В свое время ей это не удалось, так как усадьба Лопухиных была передана Правительством СССР для размещения в ней общественного музея имени Н.К. Рериха. Не получив всю усадьбу Лопухиных, директор ГМИИ стала претендовать на значительную часть ее территории, на которой по планам Правительства Москвы должны были пройти работы по воссозданию части флигеля и каретника. ГМИИ неоднократно на своих презентациях без всяких на то оснований включал в состав будущего музейного городка и часть территории усадьбы Лопухиных. Поэтому директор ГМИИ и противилась утверждению проекта воссоздания каретника, который препятствовал осуществлению планов захвата чужой территории. Попытка сделать это законным путем в 2004 г. провалилась, так как проект был одобрен на всех уровнях. Но Ирина Александровна, как известно, просто так не сдает свои позиции.

В 2007 г. во время передачи данных кадастрового учета по сформированным земельным участкам из ДЗР в Федеральный кадастр произошла «техническая ошибка», которая заключалась в том, что граница участка ГМИИ была без всяких на то правовых оснований значительно смещена на историческую территорию усадьбы Лопухиных, находящуюся в аренде у МЦР. Об этом мы узнали в 2008 г., получив выписку из федерального кадастра, в соответствии с которой границы между нашими участками стали соприкасаться, и выяснилось, что эта смежная граница проходит уже по пятну предполагаемого воссоздания северной части флигеля и каретника усадьбы. Насколько нам известно, с 2001 г. не было выпущено ни одного документа Правительства Москвы, на основании которого ГМИИ была бы дополнительно передана часть исторической территории усадьбы Лопухиных. При этом не были отменены ни постановление Правительства Москвы № 812 1995 г., ни одно из распоряжений префекта ЦАО, ни дополнительное распоряжение к договору аренды, на основании которых за МЦР числились 8201 м2. Именно эта странная «техническая ошибка» в данных федерального кадастра незаконно уменьшила у МЦР арендуемую площадь у Правительства Москвы с 8201 до 7798 м2 и дала ГМИИ возможность утверждать, что МЦР незаконно занимает его территорию. Мы считаем, что эти незаконные действия по перемещению границы ГМИИ на чужую территорию были совершены в интересах ГМИИ и, возможно, по инициативе его директора.

В 2008—2009 гг. по инициативе ГМИИ был проведен ряд серьезных проверок земельно-устроительной документации МЦР. В 2008 г. Управление федерального кадастра объектов недвижимости по городу Москве возбудило административное дело по факту незаконного занятия МЦР части территории ГМИИ. В течение нескольких месяцев специалисты федерального кадастра проверяли наши документы и вынуждены были прекратить производство по делу об административном правонарушении МЦР ввиду отсутствия нарушения земельного законодательства со стороны МЦР. В 2009 г. нас проверяла прокуратура ЦАО Москвы и вновь отказала ГМИИ в его требованиях прокурорского реагирования по факту незаконного занятия МЦР части территории ГМИИ. В 2009 г. даже Государственная комиссия по подготовке празднования 100-летнего юбилея ГМИИ была вынуждена обратить свое внимание на притязания ГМИИ. В итоге 23.07.2009 г. состоялась встреча под руководством первого заместителя министра культуры А.Е. Бусыгина, на которой присутствовали директор ГМИИ И.А. Антонова, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха МЦР А.В. Стеценко, а также представители Росохранкультуры и Правительства Москвы. В результате этой встречи был подписан протокол о том, что ни ГМИИ, ни МЦР не будут препятствовать друг другу в воссоздании занимаемых ими усадеб и МЦР устанавливает временное ограждение своей строительной площадки, на которой будут произведены работы по воссозданию части флигеля и каретника усадьбы Лопухиных. Протокол встречи, а также схема временного ограждения и место его установки были согласованы, подписаны заместителем министра культуры РФ А.Е. Бусыгиным, директором ГМИИ И.А. Антоновой, представителем МЦР А.В. Стеценко и скреплены печатями двух организаций. Кроме того, подписанный протокол предусматривал выявление на местности прохождения исторических границ двух усадеб и проведение межевания наших участков в соответствии с этими границами. Казалось бы, наконец-то достигнуто единое понимание выхода из возникшего спора. МЦР выполнил свои обязательства в соответствии с этим соглашением. Вместо демонтированного по желанию И.А. Антоновой железобетонного забора, установленного в 1992 г. Главным управлением охраны памятников Москвы в целях ограждения строительной площадки воссоздания усадьбы Лопухиных, МЦР установил временное ограждение, согласованное с ГМИИ. И согласно плановому (техническому) заданию и разрешению на воссоздание объекта культурного наследия в 2013 г. произвел строительство «стены в грунте» в строгом соответствии с согласованным проектом воссоздания части флигеля и каретника усадьбы Лопухиных.

А вот ГМИИ в очередной раз нарушил все наши договоренности и продолжил свой курс на вытеснение МЦР с законно занимаемой им территории и воспрепятствование продолжению воссоздания усадьбы Лопухиных. В 2013 г. по инициативе ГМИИ и Росимущества по Москве Хамовнической межрайонной прокуратурой проводится проверка по вопросу нарушения земельного законодательства со стороны МЦР. И снова прокуратура не находит никаких фактов нарушения МЦР земельного законодательства.

Не получив у прокуратуры поддержки своих противоправных действий, ГМИИ в декабре 2013 г. обращается в арбитражный суд Москвы с тремя исками против МЦР: о признании незаконным разрешения на воссоздание каретника, о проведении межевания на основании данных кадастра и с требованиями обязать МЦР не чинить препятствия ГМИИ в использовании якобы принадлежащей ему территории. В требовании первых двух исков ГМИИ было отказано. Сейчас идут слушания по третьему его иску.

Что интересно, в подтверждение своих требований ГМИИ в течение вот уже семи лет не представляет ни одного правоустанавливающего документа (кроме выписки кадастра 2008 г. и свидетельств о регистрации права 2002 г. на участок площадью 12239 м2 и 2008 г. на ту же площадь), как того требует земельное право, с целью подтверждения прохождения своей границы по исторической территории усадьбы Лопухиных, которая в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 812 1995 г. отдана МЦР в долгосрочную аренду. Таких документов у ГМИИ просто нет, так как эту часть исторической территории усадьбы Лопухиных, которая каким-то фантастическим образом по сведениям кадастра с 2007 г. оказалась в управлении ГМИИ, правительство Москвы ему никогда не передавало. Земельный участок в пределах исторической территории усадьбы Вяземских-Долгоруковых был сформирован в 2001 г. на основании распоряжения префекта ЦАО №1560-р от 01.11.2001г. и был передан ГМИИ в размерах площади 12239 м2. С тех пор ничего не изменилось (площадь осталась прежней 12 239 м2), за исключением одного – с 2007 г. граница участка была передвинута на территорию другой усадьбы.

Правда, существует один аргумент, используемый ГМИИ, который, с их точки зрения, якобы может служить доказательством их прав на этот спорный участок усадьбы Лопухиных. Сторонники незаконных притязаний ГМИИ на часть исторической территории усадьбы Лопухиных утверждают, что дополнительное соглашение ДЗР и МЦР, подписанное 26.07.2002 г. и дающее МЦР право распоряжаться арендованным у Правительства Москвы участком площадью 8100 м2 (именно в границах этой площади и была построена «стена в грунте») не является действующим, так как МЦР не провел его регистрацию. Данное утверждение не соответствует истинному положению дел. В соответствии с п. 4 данного дополнительного соглашения оно «вступает в силу с момента его регистрации в Москомземе». А в соответствии с п 6.8. Договора аренды земли №М-01-006368 от 8.08.1996г. обязанность регистрации договора лежит на арендодателе, т.е. на ДЗР (Москомземе). МЦР в декабре 2008 г. по своей заявке получил у ДЗР копии правоустанавливающих документов на арендуемый земельный участок. В числе выданных документов находится и Дополнительное соглашение от 26.07.2002 г. к Договору №М-01-006368 от 8.08.1996г. на аренду МЦР участка площадью 8100 м2, на котором отчетливо виден штамп регистрации в Москомземе, имевшей место 31.07.2002 г., за № 234. Следовательно, дополнительное соглашение было зарегистрировано и до сих пор действует. Более того, в соответствии с распоряжением префекта ЦАО №7160 от 5.11.2004г. МЦР выделялся земельный участок исторической территории усадьбы Лопухиных общей площадью 8201 м2. Среди полученных МЦР у ДЗР правоустанавливающих документов на арендуемый участок имеется и Геодезия границ этого участка, и межевое дело с установлением межевых знаков на участок площадью 8201 м2, проведенным ДЗР в 2004 г. Ни одного подобного документа, позволяющего ГМИИ претендовать на часть исторической территории усадьбы Лопухиных, у него нет. Тогда возникает вопрос — на каком основании и как могла с 2007 г., по сведениям кадастра, площадь земельного участка МЦР уменьшиться на 403 м2 и стать 7798 м2, а у ГМИИ площадь участка по факту увеличиться на 403 м2? Каким образом ГМИИ была передана дополнительная площадь, если по данным 2001 г. и по данным кадастра 2008—2015 гг. в его распоряжении остаются все те же 12239 м2? Даже если предположить, что после 2008 г. ДЗР по каким-то причинам отказал МЦР в аренде этих 403 м2, то все равно остается вопрос — как эти 403 м2 могли оказаться в управлении ГМИИ с 2001 г., как это утверждает ГМИИ на протяжении семи лет?!! Насколько нам известно, ни ДЗР, ни Департамент городского имущества Москвы (ДГИМ) не отменяли действие упомянутого дополнительного соглашения и остальные вышеприведенные правоустанавливающие документы МЦР на арендуемый земельный участок, так как до сих пор по данным ДГИМ за МЦР продолжает числиться 8201 м2, как об этом заявил его представитель на заседании арбитражного суда 06.02.2015 г. К этому следует добавить, что МЦР исправно платит за аренду земельного участка площадью 8201 м2.

Манипуляции ГМИИ с площадями, границами земельных участков и правоустанавливающими документами на них напоминают нам игру наперсточников, которые в лихие 90-е с легкостью обманывали доверчивых граждан. Именно эти манипуляции и должны были бы стать предметом расследования и заведения уголовного дела. Ни прокуратура ЦАО, ни Хамовническая прокуратура не поддались настойчивым требованиям ГМИИ, а вот УВД ЦАО ГУ МВД России, видимо, не смогло устоять и возбудило уголовное дело по факту якобы незаконного возведения временного ограждения, как уже было сказано, согласованного с ГМИИ, и строительства «стены в грунте», осуществленного МЦР в строгом соответствии с плановыми (техническими) заданиями Правительства Москвы и выданными Мосгорнаследием разрешениями на воссоздание части флигеля и каретника. Все это свидетельствует о том, насколько беззащитно общество перед напором наглых и циничных чиновников, которые свои противоправные действия прикрывают интересами государства и для достижения своих корыстных целей используют силовые органы и суды.

Возбуждение уголовного дела по факту воссоздания объекта культурного наследия является вопиющим прецедентом начала уголовного преследования Культуры в нашей стране, что, в свою очередь, свидетельствует о все большем падении нравственного уровня чиновнического аппарата государства. 


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007