//

Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииТворческие отделыЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
12.09.2014

Юбилейная выставка картин Николая Константиновича Рериха «Певец Священных гор»

Референт отдела выставок МЦР Дмитрий Ревякин

9 сентября 2014 г. в Приморской государственной картинной галерее состоялось торжественное открытие юбилейной выставки картин Николая Константиновича Рериха, приуроченной к 140-летию художника. Выставка является совместным проектом Приморской государственной картинной галереи, Международного Центра Рерихов (г. Москва), культурно-просветительского центра «Орифламма» при поддержке департамента культуры Приморского края, администрации г. Владивостока, генерального консульства Индии во Владивостоке, Владивостокского Дворца культуры железнодорожников.

На выставке представлены 47 картин Н.К. Рериха русского и индийского периодов творчества художника. Два произведения мастера русского периода предоставлены Приморской государственной картинной галереей, сорок пять картин индийского периода серии «Гималаи» — из фондов Международного Центра Рерихов. В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру. Данная выставка является третьим совместным проектом картинной галереи и Международного Центра Рерихов.

2014 год. насыщен юбилейными датами, связанными с семьей Рерихов. Исполняется 140 лет со дня рождения Н.К. Рериха, 135 лет — Е.И. Рерих, 110 лет — С.Н. Рериха. Выставочный проект, организованный во Владивостоке — дань уважения вкладу великой русской семьи в культурную сокровищницу России. Рерихи исследовали так необходимые родине пути на восток: в Срединную Азию, Индию, Монголию и Китай. Они неизменно верили, что только культурные мосты являются самыми прочными в диалоге между народами и цивилизациями. Они искали засыпанные временем пути древних народов Азии, отмечали общие культурные, исторические, лингвистические особенности, то, что объединяет народы. Открытые Рерихами культурные врата Востока, ведущие к священным Гималаям, к древней и загадочной Индии, сохранившей богатейшие культурные наслоения, особенно актуальны сейчас, когда Россия вновь устремилась к сияющим шатрам Востока. «Расцвет России — есть расцвет всего мира. Гибель России — есть гибель всего мира», — писала в своих трудах Елена Ивановна Рерих. Рерихи верили в расцвет родины и самоотверженно приближали его своими трудами. Миротворческие идеи Н.К. Рериха, широко провозглашенные на весь мир в «Пакте Рериха» — это не что иное, как выражение сути русского духа, добросердечия русского народа, не понаслышке знающего цену мира и свободы. Именно поэтому отличительный флаг Пакта — «Знамя Мира» включен в состав экспозиции выставки в напоминание об особой значимости этого документа в наше тревожное время. Памятники культуры вновь и вновь нуждаются в защите от современных вандалов. Военные конфликты в Бывшей Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии, Египте, Сирии, Украине — наглядное тому подтверждение. Именно поэтому Международный Центр Рерихов совместно с Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов стал инициатором проведения международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», открытие которого состоялось во Владивостоке в выставочных залах Приморской государственной картинной галереи 11 сентября 2014 г.

Перед открытием выставки в галерее состоялась пресс-конференция для средств массовой информации.

Церемония открытия выставки прошла в одном из залов постоянной экспозиции галереи, вновь открывшихся для посещения после длительных ремонтных работ. Приморский народный ансамбль скрипачей «Элегия» (художественный руководитель Леонид Вайман) исполнил для собравшихся ряд музыкальных произведений, среди которых особенно возвышенно звучало произведение И.С. Баха для скрипки «Аве Мария».

Пресс-конференцияПриморский народный ансамбль скрипачей «Элегия»

В открытии выставочного проекта приняли участие: заместитель директора департамента Культуры Приморского края Роман Нечаев, заместитель директора Приморской государственной картинной галереи Светлана Руснак, генеральный консул Индии во Владивостоке Ракеш Панде, референт отдела выставок МЦР Дмитрий Ревякин, председатель Владивостокского культурно-просветительского центра «Орифламма» Елена Юматова.

Роман Нечаев зачитал приветствие от департамента Культуры Приморского края и поблагодарил устроителей выставки за предоставленную владивостокцам и жителям Приморья возможность больше узнать о творчестве Н.К. Рериха.

Светлана Руснак в своем выступлении подчеркнула значимость многолетнего сотрудничества галереи и Международного Центра Рерихов в организации и проведении выставок подлинных картин Н.К. Рериха, пользующихся неизменной популярностью у жителей Владивостока.

Ракеш Панде рассказал о жизни Н.К. Рериха в Индии и подчеркнул важность совместных усилий Индии и России, направленных на сохранение наследия Рерихов в Индии. «Чувство особой гордости у меня, как у гражданина Индии, вызывает тот факт, что Николай Рерих, такой выдающийся художник, избрал Индию своим духовным домом. Он обосновался в живописной долине Куллу в Западных Гималаях и мог находиться в непосредственной близости от тех гор, которые так любила семья Рерихов. Красота природы и высокодуховная атмосфера Гималаев вдохновили Николая Рериха и его сына Святослава создать такие необыкновенные картины. Благодаря этому миллионы индийцев с огромным уважением относятся к творчеству русского художника, к его духовному пути. Индийское правительство в сотрудничестве с российским руководством, общественными организациями старается сделать все возможное, чтобы сохранить наследие этой великой семьи для будущих поколений планеты», — отметил консул.

Дмитрий Ревякин рассказал об экспозиции выставки, отметив, что это первая совместная экспозиция во Владивостоке, в которой помимо работ индийского периода впервые представлены полотна Н.К. Рериха, созданные в России из фондов галереи. Также он раскрыл название выставки «Певец Священных гор». «Певцом Священной гималайской обители» называла художника его супруга, спутница и вдохновительница Елена Ивановна Рерих. Представитель МЦР поблагодарил за сотрудничество администрацию края в лице департамента культуры, руководство и коллектив галереи, а также консульство Индии во Владивостоке и особо подчеркнул усилия культурного центра «Орифламма» в организации юбилейной выставки. Затем он передал в дар соорганизаторам выставки издания Международного Центра Рерихов.

Елена Юматова в своей речи пожелала успешной работы выставке и отметила, что Николай Константинович Рерих своим светоносным творчеством заложил основание нового, более совершенного и прекрасного мира.

Заместитель директора департамента Культуры Приморского края Роман НечаевЗаместитель директора Приморской государственной картинной галереи Светлана РуснакГенеральный консул Индии во Владивостоке Ракеш Панде

Помимо картин немалый интерес у гостей на открытии выставки вызвало выступление С.Н. Рериха, посвященное творчеству Н.К. Рериха. Слова Святослава Николаевича, сказанные в 1984 г., звучали крайне современно и актуально.

Представленные на выставке произведения Н.К. Рериха из собрания МЦР отражают различные регионы Центральной Азии, по которым пролегал маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством академика Н.К. Рериха в 1924-1928 годах. Экспедицией были пройдены малодоступные области Индии (Сикким. Кашмир), Ладака, Китайского Туркестана, Казахстана, Горного Алтая (Уймонская долина), Монголии (пустыня Гоби), Тибета и Гималаев. Весь сложнейший маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед. Младший сын художника — Святослав Николаевич Рерих руководил работой по обеспечению экспедиции, находясь в Америке. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал для изучения которого на территории Индии в долине Куллу был основан Гималайский Институт исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита — «Свет Утренней Звезды»), где были заложены новые направления развития современной науки. Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Куллу. Сам мастер называл их «путеводными темперами», «панорамой азийских просторов». За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор. В результате научно-исследовательской работы сотрудников Музея имени Н.К.Рериха картины серии «Гималаи» будут представлены с уточненными названиями. Представленные полотна позволят зрителям перенестись в прекрасный горний мир выдающегося провидца двадцатого столетия.

В экспозиции также представлены несколько машинописных и рукописных подлинников писем С.Н. Рериха и его жены Девики Рани, адресованных Ларисе Андерсен, дальневосточнице, эмигрантке, известной поэтессе и танцовщице Русского Китая ХХ века. В витрине также выставлены раритетные репродукции картин Н.К. Рериха, изданные Музеем Н.К. Рериха в Нью-Йорке в 1920-е-1930-е гг. Материалы на выставку предоставлены исследователем и хранителем архива Л. Андерсен Тамарой Калиберовой. Также в витрине экспонируется эскиз С.Н. Рериха «Карма Дордже» (1930-е гг.) из частного собрания Владивостока.

После завершения торжественного открытия состоялась экскурсия по выставке, которую для гостей провел Дмитрий Ревякин.

Выставка продлит свою работу во Владивостоке с 9 сентября по 9 ноября 2014 г.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007