Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
17.02.2014

Лекция «Музыка и формирование культурно-исторических видов мышления» в Санкт-Петербурге

12 февраля 2014 г. в лектории Российской национальной библиотеки состоялась очередная лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания», проводимого сотрудниками Международного Центра Рерихов. Лекцию по теме «Музыка и формирование культурно-исторических видов мышления» провел Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России (Санкт-Петербург).

Лекция, состоявшаяся 12 февраля, в день юбилейной даты – 135 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, – была посвящена нашей выдающейся соотечественнице. Торжественную встречу открыл Э.А.Томша, поздравив всех присутствующих со знаменательной датой. 12 февраля 1879 года родилась Елена Ивановна – выдающийся философ-космист, создатель философии космической реальности Живая Этика, автор многочисленных трудов и переводов, супруга выдающегося художника Н.К.Рериха. Э.А.Томша обратил внимание собравшихся на то, что Елена Ивановна получила блестящее образование, в том числе и музыкальное, и прекрасно играла на фортепиано. В этот юбилейный день тема выступления была посвящена вопросам музыки и формированию видов мышления, и некоторые постулаты лекционного материала основываются на трудах Елены Ивановны Рерих.

В своем выступлении Э.А.Томша отметил: на основании научных данных известно, что вся история эволюции человечества состоит из различных культурно-исторических эпох, каждая из которых, являясь очередной ступенью в поступательном процессе развития человека, несла знания, присущие только данному историческому периоду. Начало каждой эпохи было связано с конкретными выдающимися историческими личностями и событиями, которые давали определенный импульс для очередного витка восходящей спирали земной эволюции человечества. Каждая эпоха отличалась «определенной внутренней связностью», характерным для нее уровнем развития материальной и духовной культуры, которая влияла на развитие сознания человека, формировала его мышление и находила отражение в социальной сфере жизни.

Ученый-индолог и академик РАЕН Л.В.Шапошникова пишет о том, что «человечество в своей истории прошло через три вида мышления – мифологический, религиозный и научный». Каждый вид мышления, согласно концепции Л.В.Шапошниковой, «имел свои особенности, свою культуру, свою эпоху», в которой он проявлялся и напрямую зависел от творческого импульса космической эволюции.

В конце XIX – начале ХХ века с появлением ярких представителей «Русского космизма» – ученых и деятелей искусства, стал формироваться новый вид мышления – космический. В одной из книг Л.В.Шапошниковой мы читаем: «На обозримом историческом отрезке именно XX век оказался тем переломным моментом, который предшествовал новому эволюционному витку в развитии человечества. <…> Менялось мировоззрение, складывались новые подходы, формировалось новое мышление».

Сегодня в научном мире принято считать, что мышление человека, как один из видов познания человеком окружающей действительности, формировалось одновременно с развитием философии, религии, различных областей научного знания и художественного творчества. Однако, практически ничего не говорится о музыке, как виде искусства, влияющем на развитие мышления человека. Все мы знаем, что музыка сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Она, как непременный атрибут человеческого бытия, воспитывает чувства и эмоции, являет уникальное средство приобщения человека к социальным, культурным и духовным ценностям различных культурно-исторических эпох и влияет на формирование образа мыслей и жизни человека в каждой из эпох.

Отсутствие внимания к музыке во многом было связано с тем, что ей предназначалась роль эмоционального «сопровождения» жизни человека, а музыкознание, как область научного знания, сформировалась только в середине XIX века. Пониманию важного значения музыки для развития и формирования мышления человека помогают современные научные исследования в области музыки и музыкального искусства.

В рамках заявленной темы лектор привел примеры научных исследований о влиянии музыки на человека в области физиологии, психологии и нейрофизиологии. На основании этих исследований Э.А.Томша представил слушателям очевидный вывод о том, что музыка, как вид искусства, играет важную роль не только в повседневной жизни человека, но очень важна для развития мышления человека, его сознания.

Далее, лектор раскрыл основную тему своего выступления. На исторических фактах, дошедших до наших дней, и с учетом современных научных исследований, Э.А.Томша предоставил слушателям возможность увидеть, как музыка влияла на развитие сознания человека и формирование различных видов мышления – мифологического, религиозного, научного и космического на протяжении всей истории человечества.

Лекция сопровождалась многочисленными историческими фактами, материалами в виде презентации и фрагментами музыкальных произведений.


Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007