//

Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииТворческие отделыЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
22.07.2013

Открытие выставки «В преддверии святых небес...»

Юрий Эросович Кузнецов

В Центре-Музее имени Н.К. Рериха 18 июля 2013 года в 16-00 состоялось торжественное открытие выставки «В преддверии святых небес...», посвященной 65-летию со дня рождения художника-иконописца Юрия Эросовича Кузнецова (1948–2012).

Экспозиция включает в себя 22 иконы и 15 картин. На выставке представлены произведения из собрания Центра-Музея имени Н.К.Рериха, арт-галереи «Кристина» и частных коллекций.

Собравшихся посетителей выставки, друзей и близких родственников Ю.Э. Кузнецова приветствовали члены президиума. От лица администрации Международного Центра Рерихов со вступительным словом выступил ответственный секретарь МЦР П.М. Журавихин.

Кристина Леонидовна Кондратьева - искусствовед, автор проекта "Икона XXI века. Кузнецовское письмо"

Кристина Леонидовна Кондратьева — искусствовед, автор проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» рассказала о необыкновенном даре художника, об особом стиле, названном по имени автора «кузнецовское письмо»: «Чудо его произведений — это тайна, которая раскрывается новыми гранями. Если подойти к его работам и постоять рядом с ними — начнется диалог, — рассказывала она о своем восприятии творчества Ю.Э. Кузнецова. — Само пространство музея также взаимодействует с иконами». Открывшаяся выставка не случайно приурочена ко Дню обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского, которого особо почитали все члены семьи Рерихов, называли его «строителем Русской Духовной Культуры». Н.К. Рерих посвятил ему немало живописных полотен и почтительно говорил: «Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных!» Кстати, на выставке представлена еще одна, уникальная в своем роде, картина Ю.Э. Кузнецова, на которую стоит обратить внимание — живописный портрет Н.К. Рериха.

Выступившая следом главный редактор журнала «Культура и время» Елена Евгеньевна Мишина, продолжая тему диалога кузнецовских икон со зрителем, рассказала о том чувстве, которое она лично испытывает при общении с иконой Кузнецова. Во время молитвы, обращенной к святому, его нимб «словно направляется навстречу молящемуся». Техника работы Ю.Э. Кузнецова предполагает необыкновенную точность руки. На вопрос: «Как это получается?» Юрий Эросович Кузнецов отвечал: «Я не знаю. Вот…» Это кузнецовское «Вот…» — словно реплика-обобщение, ведь не раз художник сам говорил, что Божественная сила икон идет от сердца. Иконописец работает по законам канона. И при этом он может выразить свое видение святого. «Конечно, Господь, который водил рукой Юрия Эросовича, не мог допустить, чтобы школа, созданная Кузнецовым, оборвалась с его жизнью. Эстафету приняла дочь и преемница иконописца Марина Филиппова, чьи работы в настоящее время выставлены в галерее «Кристина».

«Выразительных средств языка недостаточно, чтобы описать впечатление от работ Кузнецова, — продолжил разговор о творческом методе художника кандидат технических наук Илья Николаевич Вольнов. — Я открываю дверь в зал и, попадая в пространство образов икон Юрия Эросовича, ощущаю потрясение. На выставке четко ощущается сакральность пространства. Перейдя границу времени, художник приблизился к тайнам мироздания».

Сотрудник отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин рассказал о том, как в 2003 году произошло знакомство Юрия Эросовича с музеем. Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха, академик РАЕН Людмила Васильевна Шапошникова, познакомившись с некоторыми работами Ю.Э. Кузнецова, поручила сотрудникам музея побольше узнать об этом художнике. «Я был потрясен скромностью обстановки, в которой работал художник, — вспоминает Д.Ю. Ревякин, — но сразу почувствовал, что здесь особое место. Юрий Эросович — художник-космист, работающий с миром высоких энергий. «Во многом это дается мне свыше. Я — только руки», — постоянно повторял он. Он видел, чувствовал высокие энергии, а главное — умел их выразить. Недаром Людмила Васильевна сказала про его работы: «Орнаменты икон напоминают древние письмена. Они еще не расшифрованы и Юрий Эросович, я думаю, сам пока не знает, как это сделать. Это иконы будущего».

Развивая тему творчества Ю.Э. Кузнецова, доктор философских наук Ольга Александровна Лавренова назвала его картины окнами в мир иных измерений; в них присутствует эффект объемного изображения. Рамки, заданные каноном, в руках художника становились линиями силового напряжения. «Как он составлял краски, добиваясь глубокого изумрудно-зеленого цвета? — рассказывала О.А. Лавренова. — Мы пытались следовать его рецепту, но это было все равно не то! Чего-то не хватало. Он был экспериментатором. Он даже формулу мог изобразить на холсте. В свою работу художник обязательно вкладывает часть своего сердца. А сердце и есть своего рода перекрестие миров».

Цуканова Ирина Владимировна, психолог, специалист в области современного искусства, назвала творческий метод Кузнецова новым явлением на рынке современного искусства. Но, помимо такого маркетингового подхода, она говорила и о чудесах, которые происходят с теми людьми, кому удалось встретиться с иконами Юрия Эросовича.

Профессор Евгений Петрович Тетерин говорил о том, что творчество Ю.Э. Кузнецова носит эволюционных характер. В нем соединяются два подхода: дискретность и цельность: дискретный характер манеры художественного письма позволяет создавать цельные объемные образы. Особо Евгений Петрович выразил большую радость от предстоящей встречи с творчеством Кузнецова.

После речей и теплых слов в адрес художника П.М. Журавихин вручил цветы супруге Юрия Эросовича Кузнецова — Елене Алексеевне и дочери, художнику-иконописцу, продолжателю «кузнецовского письма» — Марине Юрьевне Филипповой.

Программу вечера продолжил фильм «В преддверии святых небес...». Эпиграфом к нему стали слова художника: «Икона пишется не силой умения, а силой веры».

Ну и, наконец, наступил главный момент торжественного вечера — открытие самой выставки. Посетители и гости смогли увидеть иконы из собрания Центра-Музея имени Н.К.Рериха: «Святой Сергий Радонежский», «Преображение», «Святой Николай Чудотворец», «Святой преподобный Серафим Саровский» и особо почитаемый преподобным Серафимом образ Богоматери «Радуйся, Невесто Неневестная», а также три иконы из серии «Явление».

Наряду с иконами, на выставке представлены картины Юрия Кузнецова, написанные в манере vision, темперой (краской, которой пишутся иконы) на бархатной бумаге в основном глубокого синего цвета (индиго), реже чёрного или красного. 


Картины Ю.Э.Кузнецова

Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007