Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
11.09.2008

Не будем умиляться масками

Из нижегородской газеты «Воскресенская жизнь» от 8 августа 2008 года нам стало известно, что бывший директор Оптического театра Международного Центра Рерихов С.М. Зорин на вторых Китежских чтениях, посвященных теме «Сохранение и приумножение духовного наследия России», выступил с обвинениями в адрес МЦР. Он, в частности, заявил о том, что его увольнение было связано с тоталитарным режимом, который якобы царит в МЦР. Ну что же, в таком случае пришла пора рассказать о том, что на самом деле явилось истинной причиной увольнения господина С.М. Зорина из Международного Центра Рерихов. Как говорится, лучше знать лики, чем умиляться масками.

Но в начале необходимо сказать, что обвинения С.М. Зорина полностью повторяют клевету, которая уже много лет мутным потоком изливается в адрес МЦР с немецкого сайта А. Люфта, который давно известен своей нечистоплотностью по отношению к Международному Центру Рерихов, именам и наследию семьи Рерихов. Как теперь видно, не было случайным и то, что задолго до увольнения С.М. Зорина именно на этом сайте широко рекламировалась кампания под названием «Травля директора Оптического театра Зорина со стороны МЦР», «человека, через которого тысячи людей, узнавая об Учении Живой Этики, приобщались к сокровищнице знаний и Красоте».

Такая «забота» была связана прежде всего с тем, что С.М. Зорин полностью разделял точку зрения профессора Ю. Линника, прославившегося своей поддержкой докторской диссертации сотрудника Государственного музея Востока В. Росова. Напомним, в ней выдающийся деятель мировой культуры Н.К. Рерих был представлен в совершенно искаженном свете, в качестве врага СССР, стремившегося создать независимое государство за счет территорий России, Монголии, Китая и Тибета.

Впрочем, все вышесказанное лишь характеризует С.М. Зорина как человека и не имеет отношения к его увольнению с поста директора Оптического театра. Тем более что он много раз высказывал несогласие с позицией руководства МЦР. И делал это многие годы. Тем не менее, из Оптического театра его никто не увольнял. Даже после того, как стало известно, что С.М. Зорин скрывал часть доходов театра и озвучивал свою критику в адрес МЦР перед зрителями во время проведения своих спектаклей. Это к слову о тоталитаризме в МЦР.

Кроме того, бывший директор Оптического театра старательно умалчивает о том, что все возможности для реализации своей мечты по строительству театра ему были предоставлены именно в МЦР, который С.М. Зорин так усердно обвиняет сегодня в тоталитаризме. Строительные материалы и оптическое оборудование были закуплены именно за счет средств Международного Центра Рерихов, а не найдены на свалках, как часто утверждает Сергей Михайлович в своих многочисленных воспоминаниях. Уже не говоря об оплате всех расходных материалов для театра. Основная электроника также была разработана и смонтирована благодаря помощи сотрудников МЦР. Сотрудники театра имели практически свободный график работы и неограниченные возможности в творческом решении программ. Так откуда же у Сергея Михайловича Зорина возникли мысли о тоталитаризме?

Все дело в том, что за подобными громкими высказываниями бывший директор Оптического театра С.М. Зорин хотел бы скрыть истинную причину своего увольнения. Она состоит в том, что у руководства МЦР за последние годы накопились к Сергею Михайловичу многочисленные вопросы, связанные с репертуаром театра и качеством тех спектаклей, автором-исполнителем которых он являлся. В этих целях была создана комиссия, которая ознакомилась с его программами.

В результате проверки выяснилось, что программы, созданные Сергеем Михайловичем, оказались низкого качества, а их содержание носит поверхностный и часто фрагментарный характер. Такой уровень программ не мог не вводить в заблуждение посетителей Оптического театра. Тем более что С.М. Зорин представлял их как высокохудожественные и уникальные по содержанию и исполнению спектакли.

На деле все оказалось иначе.

Действо, с которым встречается зритель в Оптическом театре, нельзя назвать театральным даже в отдалённом виде. Это скорее лекции С.М. Зорина в сопровождении слайдов, причем утомительные и малоинтересные, лишенные образности и живой творческой мысли, они не выдерживают никакой критики. С.М. Зорин старательно навязывает зрителям свою личную, часто просто невежественную, точку зрения по многим рассматриваемым вопросам. Вольная интерпретация фактов, исторически неверные и надуманные выводы С.М. Зорина вводят зрителей в заблуждение, формируя совершенно искаженные представления о рассматриваемых вопросах. Причем автор-исполнитель, слабо владея историческим и научным материалом, намеренно опускает обширный пласт научных знаний, не совпадающих с его малограмотными идеями и гипотезами.

Все вышесказанное имеет место во всех программах С.М. Зорина, где он выступает в качестве автора-исполнителя.

За время работы С.М. Зорина в качестве директора Оптического театра МЦР культурно-просветительская работа, направленная на популяризацию философско-художественного наследия семьи Рерихов, в театре практически не велась. Более того, на фоне проведенных в Центре-Музее научных разработок по Рерихам, содержащих разнообразный материал, раскрывающий эволюционный смысл их жизни и творчества, рассказываемое С.М. Зориным о Рерихах, только принижало их выдающийся вклад в Культуру. А ведь Оптический театр фактически являлся ровесником общественного Музея имени Н.К. Рериха. Да и сам С.М. Зорин непременно подчеркивает, что он в Центре Рерихов «с первого дня его основания, с октября 1989 года».

По итогам проверки комиссия сделала однозначное заключение о том, что в профессиональном плане С.М. Зорин не пригоден для данной деятельности, и сделала вывод о необходимости перестроить всю работу Оптического театра на новых творческих началах, а С.М. Зорина освободить от должности директора театра.

И последнее, мы полностью поддерживаем позицию автора статьи «О вторых Китежских чтениях», опубликованной в нижегородской газете «Воскресенская Жизнь» от 08.08.2008 г., относительно циничного отношения С.М. Зорина к пожару в Оптическом театре МЦР. И связано это не «с кармой», как пытался представить в своем выступлении бывший директор театра С.М. Зорин, а со вполне земными вещами. При строительстве Оптического театра электропроводка была проведена под руководством С.М. Зорина с нарушением всех правил безопасности. Но Сергей Михайлович скрыл данный факт, увольняясь из театра. При включении оборудования провода не выдержали нагрузки, в результате чего в театре возник пожар.

Тем не менее Оптический театр в новом составе и качестве продолжит свою деятельность в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха.

Из Отчета комиссии о проверке Оптического театра МЦР

О вторых Китежских чтениях / Воскресенская Жизнь. - №28 от 08.08.2008


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007