Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Анонсы


Ольга Евгеньевна Цветкова /Редактор публикаторского отдела МЦР/


Презентация каталога Т. 1

В первую очередь я хочу поздравить всех создателей Каталога, специалистов и почитателей творчества семьи Рерихов с выходом первого тома. Он целиком посвящен наследию Н.К.Рериха – произведениям 1930–1940-х гг., которые были переданы в Россию в 1990 году. И вот, по прошествии 20-ти лет, они впервые в полном составе предстают перед читателями и исследователями.

Замысел представить коллекцию Музея именно так принадлежит Генеральному директору Музея имени Н.К.Рериха Людмиле Васильевне Шапошниковой, которая осуществляла общую редакцию и принимала участие практически на всех стадиях подготовки издания.

Весь Каталог задуман в трех частях и сопровождается архивными материалами, связанными с атрибуцией. Первый том занят произведениями Николая Константиновича из собрания Святослава Рериха, то есть представляет то наследие, которое находилось у Святослава Николаевича в Индии.

Другие произведения Н.К.Рериха, которые были созданы до начала 1930-х гг., а также работы Святослава, Юрия и Елены Рерихов войдут во 2-й том, который сейчас готовится к выходу.

Процесс создания Каталога Музея начался довольно давно. Зародившаяся в среде сотрудников Музея мысль о таком издании начала воплощаться в жизнь с процесса фотосъемки картин. Параллельно возникали идеи, связанные с макетом и содержанием.

Помню, когда в октябре 2003г., после обсуждения в публикаторском отделе очередного плана на год, я, молодой сотрудник, позвонила хранителю коллекции Татьяне Георгиевне Роттерт и радостно, еще ни о чем не догадываясь, сообщила, что утверждена как редактор Каталога Музея, она с присущей ей лаконичностью сказала: «Ну, ты попала в переплет!»

Я тогда подумала: странно, что же здесь сложного? Картинки есть. Названия есть. К ближайшей конференции вполне можно успеть. Не тут-то было!

Мудрая Татьяна Георгиевна, перевидавшая на своем веку немало каталогов, лично участвовавшая в академических изданиях, конечно, знала, какая гигантская предстоит работа. Вскоре это поняла и я.

Планка, установленная Людмилой Васильевной, была поднята очень высоко, уровень издания – самый высокий, научный. Были просмотрены каталоги авторитетных музеев, взято за образец самое удачное, получены консультации у сотрудника ГРМ доктора искусствоведения Елены Пантелеевны Яковлевой.

И даже после этого мы мало приблизились к намеченному уровню.

Показать личность каждого из Рерихов, их духовные устремления, их неустанную работу на ниве Красоты и совершенствования оказалось не только сложно. Это требовало от сотрудников творческого поиска, неутомимости в накоплении знаний и обработке информации, чуткости, внимательности, постоянного саморазвития. Сама личность Николая Константиновича Рериха и членов его семьи не помещалась в установившиеся в официальном искусствоведении жесткие рамки. Потому и мало примеров таких каталогов, как наш.

Если с «паспортными данными» на картины все понятно: они даны максимально широко и полно, что редко встречается в каталогах музейных собраний (речь идет о подробном описании оборотной стороны произведения), то интерпретация философского, символического, мифологического значения произведения в творчестве художников требовала от авторов серьезной подготовки при написании комментариев.

Самым дисциплинированным автором явилась Людмила Васильевна, которая написала предисловие к Каталогу еще в 2004 г. Комментарии остальных авторов редактировались неоднократно, прежде чем быть утвержденными Людмилой Васильевной.

Работа год от года набирала темп. Ключевым событием, благодаря которому удалось вывести издание на намеченный уровень, стала работа с авторскими списками картин Н.К.Рериха, хранящимися в Отделе Рукописей МЦР. О них есть сведения и у самого Н.К.Рериха, и у С.Н.Рериха. Святослав Николаевич говорил о них как об основе классификации произведений Н.К.Рериха. О существовании этих списков подробно писал в своих письмах П.Ф.Беликов в 1960–1970-х гг. Их же положил в основу «Перечня произведений Н.К.Рериха» известный систематизатор художественного наследия Николая Рериха Владимир Васильевич Соколовский, чей труд до настоящего времени не утратил своей актуальности.

Благодаря принятой Н.К.Рерихом кодировке удалось установить соответствие названий и дат произведений с самими картинами. Эта работа была осуществлена благодаря энергии, радению и внимательному отношению к делу Галины Васильевны Дарузе.

Были проверены все обороты картин, соотнесены с документами, выявлены названия, данные произведениям самим автором, Н.К.Рерихом, проведены заседания экспертно-фондово-закупочной комиссии, где утверждены и документально оформлены итоги исследований.

Оказалось, что из 435 произведений реальными «Гималаями» оказались далеко не все. Ряд картин Н.К.Рерих называл просто: «Вечер», «Утро», «Рассвет», «Ночь». Другим же давал географические названия: «Ладак», «Лахул», «Эверест», «Канченджанга».

Выяснилось, что одинаковых названий в коллекции Музея может быть два, три, пять и более, не говоря уже о сотнях «Гималаев». Для различения произведений были приняты расширяющие названия – в Каталоге они указаны в скобках. Работу по утверждению этих расширяющих названий курировала Людмила Васильевна, как человек, лично прошедший почти всеми теми же горными тропами, что и Рерихи.

Выявление первоначальных авторских названий для картин Н.К.Рериха явилось настоящим открытием. Это не только документальная база, не только верное решение проблемы атрибуции, но и мощнейший импульс для расширения исследовательской деятельности, для постановки и решения актуальных в рериховедении вопросов. Это, безусловно, опыт, которым сотрудники нашего Музея готовы поделиться с коллегами из других музеев, хранящих произведения Рерихов.

Такое удачное сотрудничество уже состоялось с Государственным художественным музеем Новосибирска, когда впервые за 50 лет были идентифицированы картины 1942, 1944, 1945 гг. из собрания этого музея и их названия, данные самим автором.

Работа с авторскими списками стимулировала развитие и терминологии в рериховедении. В настоящем издании дано определение такому понятию, как «Авторский код» произведений Н.К.Рериха, намечены пути дальнейшего изучения всей системы кодов.

Также в процессе работы над Каталогом были сделаны и другие открытия. Одно из них связано с изучением монограмм художников. При компьютерной обработке цифрового снимка с картины, принадлежащей, как считалось ранее, руке Н.К.Рериха, Михаил Благодар, верстальщик Каталога, обнаружил монограмму не Николая Рериха, а Святослава Рериха. Невооруженным глазом это было сложно заметить. Благодаря этому открытию картина «Молитва» будет опубликована во 2-ом томе среди живописных работ С.Н.Рериха.

Огромное внимание было уделено Людмилой Васильевной оформлению Каталога. Художники Светлана Чернова и Виктория Эйдинова подняли издание на такой уровень, что от современных художников-живописцев, желавших, чтобы и их произведения были изданы именно так, можно слышать слова восхищения: ведь на больших репродукциях видны все мазки и фактура основы, а это является очень важным для художника.

Конечно, издание настоящего Каталога – это первый опыт подобной работы для всего коллектива Музея, и мы отдаем себе отчет, что можно сделать книгу еще лучше, еще информативнее, что, несомненно, при переиздании будет учтено.

Оглядываясь назад, на годы кропотливой работы, могу открыто сказать, что это время прошло в радостном труде, и во многом благодаря этой радости Каталог получился таким представительным.

Потому, по большому счету, сейчас в рериховедении праздник! И я как один из составителей и редактор Каталога вас всех с этим поздравляю и благодарю очень многих помощников, близких людей, сотрудников за сочувствие, поддержку, участие в этом трудном марафоне длиною в несколько лет.

В действительности в Международном Центре Рерихов, пожалуй, нет сотрудника, который бы за эти годы хоть как-то не помог созданию Каталога – я имею ввиду и библиотеку, и Отдел рукописей, Отдел передвижных выставок, техотдел, охрану, отдел развития, отдел мемориального и предметного фонда, хранителей и смотрителей постоянной экспозиции, руководство МЦР.

Это наш общий труд и наш общий вклад в мировую культуру.

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов