Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Путь к Музею: 12|Становление Музея: 123|Развитие музея

Путь к Музею

Рерихи любили Родину самоотверженно и жертвенно. Они верили в ее великую будущность и понимали сложность поставленных задач. «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения», – писал Николай Константинович Рерих. «Русский народ покажет пример и даст человечеству новые пути, новые врата и тем обогатит и создаст новую прекрасную жизнь», – утверждал Святослав Николаевич Рерих. «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира», – писала Елена Ивановна Рерих, отмечая роль России в планетарном историко-эволюционном процессе.

Не избранность, но неизмеримо огромная ответственность виделась Рерихам в той миссии, которая была суждена их Родине. Собранный в «грозе и молнии», в страданиях и лишениях, ждущий своего раскрытия мощный духовный потенциал русского народа служил надежным фундаментом для преображения сознания. Без этого преображения эволюция была невозможна. Именно в пространстве России по ряду культурно-исторических причин начали складываться и новое мышление, и новое сознание, получившие позже название «космическое». Именно в Россию на русском языке была передана через Рерихов Живая Этика – философия Космической Реальности.

Вернуться на Родину старшим Рерихам не удалось – советские власти не были в этом заинтересованы. Выполнить задачу, поставленную родителями, смогли сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Уникальное наследие – результат героических трудов всей семьи – было доставлено из Индии в Россию. Дальнейшая его судьба соотносится с характером самой России: она трудна, драматична и порой трагична.

Юрий Рерих возвращает Родине Рерихов
Ю.Н.Рерих в кабинете своей московской квартиры
Ю.Н. Рерих. 1958 – 1960
в Московской квартире

Путь к созданию в Москве Музея имени Н.К. Рериха начался в конце 50-х годов прошлого века, когда в 1957 году по приглашению Н.С. Хрущева в СССР из Индии приехал старший сын Н.К. и Е.И. Рерихов, Юрий Николаевич, – выдающийся ученый-востоковед с мировым именем. Он привез с собой сотни картин своего отца, архив Центрально-Азиатской экспедиции, обширную личную библиотеку, часть фамильных коллекций (древнебуддийская живопись, древняя бронза), личные вещи старших Рерихов – ту часть наследства, которая перешла к нему после ухода родителей.

Пребывание Юрия Николаевича на Родине было насыщено воистину подвижническими трудами. Его вклад в дело возрождения и развития загубленного репрессиями российского востоковедения огромен, а опыт и знания, приобретенные во время странствий по просторам Центральной Азии, бесценен. Этим опытом он щедро делился и с учениками, и со всеми, чей интерес к Востоку и его философским учениям не был праздным любопытством.

Ученый редкого синтетического склада, имевший мировое признание, удивительный человек – деликатный и мудрый, с характером воина, Юрий Рерих обладал какой-то особой, трудно объяснимой для современников притягательностью. «Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не хватало в те годы культурной России, – подчеркнула в выступлении на юбилейной конференции в честь 90-летия Ю.Н. Рериха Л.В. Шапошникова. – В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни».

Открытие выставки Н.К.Рериха. Москва. 1958
Ю.Н. Рерих на открытии выставки Н.К. Рериха
в Третьяковской галерее. Июль 1959 г.

Именно Юрию Николаевичу удалось пробить стену запретов и умолчания, окружавшую в СССР имена и творчество Рерихов, и тем самым вернуть Родине ее национальное достояние. 12 апреля 1958 года в Москве на Кузнецком мосту впервые за долгий период открылась выставка полотен кисти Н.К. Рериха. «Выставка продвигается. Грандиозный успех. Ежедневно тысяч пять посетителей», – писал Юрий Рерих брату Святославу в Индию. «Когда 4 мая думали, что выставку закроют, толпа не выходила до 11 ч. вечера и не выпускала дирекцию. Книга отзывов – в 6 томах!», – радостно сообщал он позднее. Москва, Ленинград, Киев, Рига, Тбилиси – и повсюду колоссальный успех.

За этот срок было выпущено два издания каталога с выставки Н.К. Рериха в Москве. Вышли статьи в центральных журналах, снимался фильм, готовилась монография. Ю.Н. Рерих неутомимо выступал с лекциями и докладами в музеях и галереях, участвовал в передачах радио и телевидения. Но главной его целью был Музей Н.К. Рериха, о создании которого Юрий Николаевич вел продолжительные и ответственные переговоры с высокопоставленными чиновниками советского правительства.

На выставке картин С.Н.Рериха. 1960
Ю.Н. Рерих, Л.М. и И.М. Богдановы на открытии
выставки картин С.Н. Рериха в Музее изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина. Май 1960 г.

Но Мемориальный Музей Н.К. Рериха в Ленинграде или в Сибири (Алтае) так и не был устроен. Не состоялась и обещанная автономная экспозиция картин Н.К. Рериха в Русском музее Ленинграда. Для ее организации Ю.Н. Рерих передал из своей личной коллекции более трех сотен великолепных полотен Н.К. Рериха, большинство из которых ныне томятся в запасниках. Еще 60 принадлежавших ему картин Н.К. Рериха пополнило собрание Новосибирской галереи.

11 мая 1960 года при содействии Ю.Н. Рериха в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка произведений его младшего брата, выдающегося художника Святослава Николаевича Рериха. Она пользовалась колоссальным успехом и собирала несчетное количество посетителей.

Спустя десять дней после открытия выставки, 21 мая 1960 года, Ю.Н. Рериха не стало. Он ушел из жизни внезапно, на взлете всех своих творческих сил и возможностей.



СТРАНИЦЫ  Путь к Музею: 12|Становление Музея: 123|Развитие музея