Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
С.Н. Рерих|Л.В. Шапошникова|Ю.М. Воронцов|Б.И. Булочник

Святослав Николаевич Рерих (1904 – 1993)

«Мысли Николая Константиновича и мои всегда были тесно связаны с Родиной, с русским народом. Где бы мы ни были, где бы ни путешествовали, мы всегда думали о нем и держали в наших сердцах образ русского человека. Все мы, вся наша семья горячо верили в великую будущность русского народа. Русский народ покажет пример и даст человечеству новые пути, новые врата и тем обогатит и создаст прекрасную новую жизнь».

Эти слова принадлежат Святославу Николаевичу Рериху, мыслителю, художнику и ученому, младшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов – человеку, благодаря которому уникальное наследие наших великих соотечественников стало достоянием России.

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Санкт-Петербурге. Двенадцатилетним мальчиком вместе с родителями и старшим братом он покинул Россию, жил и учился в Европе и Америке. В возрасте 19 лет впервые ступил на землю Индии и был покорен ее красотой и мудростью. Индия стала его второй родиной, здесь он провел большую часть своей жизни. С начала 1930-х годов Святослав Николаевич жил в гималайской долине Кулу вместе с родителями, со второй половины 1940-х годов, после женитьбы на индийской кинозвезде Девике Рани, – в Бангалоре, на юге Индии.

С.Н. Рерих широко известен своей деятельностью по расширению и углублению культурного и научного сотрудничества между Индией и Россией. За выдающиеся достижения в области культуры и вклад в дело мира он был награжден правительственными наградами разных стран. Его картины находятся во многих музеях мира. Это свидетельствует о значимости его творчества, пронизанного высокими гуманистическими идеями.

Многие годы Святослав Николаевич мечтал о создании в России музея, который бы носил имя отца. Его старшему брату Юрию Николаевичу, всемирно известному ученому-востоковеду, который в конце 1950-х годов по приглашению руководства СССР вернулся на Родину вместе с частью наследия Е.И. и Н.К. Рерихов, обещали создать Музей имени Н.К. Рериха. Но обещания властей так и не были выполнены.

После смерти Юрия Николаевича в 1960 году Святослав Николаевич остался единственным хранителем наследия Рерихов. Вместе с супругой Девикой Рани он не раз приезжал в СССР с выставками картин отца и своих собственных, встречался с руководителями страны, выступал перед большими аудиториями, рассказывая о подвижнической жизни и многогранном творчестве семьи Рерихов, читал лекции, в которых делился своими мыслями о назначении и роли искусства в духовном совершенствовании человека. Все эти годы его волновал вопрос о передаче на Родину второй части наследия родителей, но при этом его тревожила судьба архива Елены Ивановны, который в условиях тоталитарного государства мог оказаться под угрозой гибели.

Только с началом перестройки Святослав Николаевич почувствовал, что настало время передачи духовного наследия родителей в Россию. В мае 1987 года, в ходе его встречи в Кремле с Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачевым, идея создания в Москве центра-музея имени Н.К. Рериха получила поддержку.

Для Святослава Николаевича чрезвычайно важным был вопрос о том, кому можно доверить это бесценное наследие. «Главное, хотелось бы все передать в надежные руки, а где они? – писал он в одном из писем биографу Рерихов П.Ф. Беликову. – Конечно, есть преданные друзья и работники, но их мало очень. Мало таких, кто был бы знающим, ответственным сотрудником и мог бы вести дело по правильному Пути. Мало таких, кто сочетал бы реальность с внутренним устремлением – Служением. А без этого трудно мыслить о каком-то Продвижении».

Таким человеком стала для Святослава Николаевича Людмила Васильевна Шапошникова – индолог, писатель, глубокий и серьезный исследователь творчества Рерихов. Именно ей он поручил руководство будущим Центром-Музеем, сделав ее своим доверенным лицом. Святослав Николаевич пригласил Людмилу Васильевну к себе в Бангалор с тем, чтобы подготовить остававшуюся в Индии часть наследия своих родителей к вывозу в СССР.

В марте 1990 года он оформил завещание [1] на передачу наследия семьи Рерихов Советскому Фонду Рерихов, а в мае специальным авиарейсом в Москву были доставлены сотни замечательных полотен Н.К. Рериха, бесценный архив планетарного значения, основу которого составляют рукописи Е.И. Рерих, семейная библиотека, содержащая редчайшие издания, драгоценные реликвии, личные вещи семьи.

Под Музей московские власти выделили бывшую усадьбу Лопухиных, выбранную для этой цели самим Святославом Николаевичем. Место, где она располагалась, он назвал прекрасным уголком старой Москвы, атмосфера которого проникнута духовностью и красотой.

В 1991 году, в связи с распадом Советского Союза, по инициативе С.Н. Рериха Советский Фонд Рерихов был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР). «Создание Международного Центра Рерихов, – писал художник в апреле 1992 года в «Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств», – способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов». В этом же обращении он подтвердил полномочия Л.В. Шапошниковой как вице-президента МЦР, директора Музея имени Н.К. Рериха и своего доверенного лица по хранению и использованию наследия, переданного на Родину.

В наследии, которое С.Н. Рерих передал Международному Центру Рерихов [2], заключено исключительное богатство мысли – и художественной, и философской. Будучи не только последователем учения Живой Этики, но и его продолжателем, Святослав Николаевич сам разрабатывал некоторые из важнейших его положений и идей.

Как философа С.Н. Рериха интересовала тема становления совершенного человека. Он считал, что самовоспитание, обогащение своего внутреннего «я», пробуждение скрытых духовных сил – главная задача человека. «Будем стремиться к Прекрасному» – эти слова Святослава Николаевича, ставшие девизом его жизни, исполнены глубочайшего смысла. Как и Николай Константинович, он хотел, чтобы человек пришел к осознанию Красоты как лучшего проводника на пути духовного восхождения. Он был убежден, что «поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой». «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, – утверждал Святослав Николаевич, – является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта».

Творчество Святослава Николаевича Рериха доказывает неисчерпаемые возможности искусства. Посредством прекрасной гармонии красок и линий, используя великие достижения прошлого и собственный уникальный опыт, художник вводит нас в мир беспредельной Красоты, приоткрывает волнующие тайны Природы, увлекает за собой к вершинам вдохновения и озарения, позволяя проникнуть в еще скрытые от нас планы Бытия.

Как и все члены семьи Рерихов, Святослав Николаевич обладал редчайшим даром синтеза. Воспринимая мир в его целостности, он соединял в себе различные грани творчества. Занимаясь химией и ботаникой, фармакологией и медициной, изучая агрономию, минералогию, орнитологию, он сохранял трепетное чувство любви к природе, радость познания ее неразгаданных тайн.

Великие мастера, подлинные творцы Красоты на нашей Земле, всегда были заняты поисками Прекрасного. Их жизнь является вдохновенным примером беззаветного служения высшим идеалам. Их произведения несут нам дыхание иных миров, миров более высоких состояний материи. По мысли С.Н. Рериха, многие полотна таких мастеров являются «кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся на них». Святослав Николаевич Рерих был таким мастером, вестником Красоты, ее творцом.

Созданный в соответствии с его концепцией Центр-Музей имени Н.К. Рериха за короткое время превратился в подлинную культурную жемчужину России. Он стал поистине народным памятником великой семье Рерихов.

Святослав Николаевич Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года. До последнего дня он оказывал постоянную поддержку МЦР, писал письма в его защиту.

В сердцах сотрудников Музея неизменно будут звучать слова его основателя и Почетного Президента МЦР Святослава Николаевича Рериха: «Мои благословения и сотрудничество всегда пребывают с нашим Центром в Москве и его работниками».

Подробнее о С.Н. Рерихе


Примечания: