Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Отзывы

Ученые и общественные деятели о Рерихах и их наследии


Джавахарлал Неру, премьер-министр Республики Индии.

Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно – тысячи живописных полотен, и каждая из них – великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, многие из которых изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследия, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах.

Хорошо, что эта выставка состоялась, несмотря на печальное обстоятельство смерти творца этих полотен, потому что искусство и труд Рериха имеют мало общего с жизнью и смертью личности. Они выше этого. Они продолжают жить и в действительности являются более долговечными, нежели человеческая жизнь [1]

***

А.Л. Яншин, академик РАН, председатель научного совета по проблемам биосферы РАН, президент Российской экологической академии. Советник Президента РФ.

Чета Рерихов была двойной звездой, обе составляющих которой светили одинаково ярко. Международный Центр Рерихов делает великое дело, не только сохраняя, как архивы, творчество Рерихов, но пропагандируя их идеи и приобщая к этому творчеству большие массы народа [2].

Картины Рериха всегда рождали глубокие мысли и поэтому поражали меня своей внутренней мощью. <…>

О сути Учения. Можно сказать совершенно определенно, что Учение Живой Этики – это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться все человечество. <…> Начался предсказанный процесс объединения – этнического и политического – всего человечества. В этом отношении очень важно развитое Рерихами – Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем – Учение Живой Этики.

<…> Все заповеди, все призывы Живой Этики отвечают призывам чистого христианства, тому, что мы можем прочесть в Евангелиях. <…>

Сравнивая нравственные основы всех многочисленных религий, убеждаешься в том, что они совершенно одинаковы… Можно предположить, что Христос признал бы Живую Этику, ибо его Учение, его стремление исправить человечество очень близки тому, что проповедовала семья Рерихов, что излагается в книгах Живой Этики, Письмах Елены Рерих.

Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. <…> Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества.

Пропаганда по всей Сибири этого Учения, пропаганда действенная – это очень важно сегодня. Мне рассказывают, что из самых разных уголков Сибири поступают письма с благодарностью за присланные материалы, с вопросами и с выражением собственного мнения. Эти письма свидетельствуют о том, что в наш век, когда сильно дифференцировалось человечество: с одной стороны, разгул преступности, любых пороков, с другой стороны – стремление к Свету, к знанию, – всё больше прорастают зерна Живой Этики. В Сибири, пожалуй, активнее, чем в европейской части России, растет количество городов и сел, где находятся понимающие люди, организуются Рериховские общества и кружки, пропагандируют Учение Живой Этики. И эти зерна, давшие уже всходы, несомненно, будут расти, будут развиваться. Боюсь предсказывать сроки, но я верю, что в России, может быть, быстрее и лучше, чем на слишком практичном Западе, разовьются этические основы будущего общества.

Однако должен сказать, что люди, понимающие Учение, есть во множестве стран. <…> И Общества эти объединяют людей в разных странах. Так что по всему миру уже раскинулись ростки этого Учения. <…> Я верю, что вам, деятелям Сибирского Рериховского Общества, своими очами удастся увидеть рост посеянных вами зерен. <…>

Земля Русская и весь мир стремятся к этому предсказанному великими предшественниками будущему [3].

Учение Живой Этики, изложенное в 14 томах, несомненно, могло бы служить фундаментом в построении нового человеческого общества, фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира, то есть приближением к тому, что Владимир Иванович Вернадский называл ноосферным этапом развития биосферы Земли. Вот почему деятельность Рериховских обществ в России – Московского и Сибирского – представляет большую ценность и имеет большое значение для будущего человечества. <…>

Семья Рерихов представляет собою выдающееся явление в истории мировой культуры. Ее значение общепризнано. Пакт сохранения культурных сокровищ мира, принятый по инициативе Николая Константиновича Рериха почти всеми существующими странами, является одним из камней того фундамента единения народов, к которому, несомненно, идет человечество [4].

В России всегда было много светлых умов, подлинных творцов в разных областях науки и искусства, признанных во всем цивилизованном мире. Оглядываясь сейчас, с порога третьего тысячелетия, на первую половину нашего XX века, мы замечаем среди множества вершин две особенно высокие, свет которых не угасает, не ослабевает, а наоборот, с течением времени становится все более ярким.

Это – Николай Константинович Рерих и Владимир Иванович Вернадский. Люди разных сфер жизни, ни разу не встречавшиеся друг с другом, не переписывавшиеся, не писавшие друг о друге и в то же время связанные рядом общих особенностей, которые делают их близкими нам, современникам.

Первый – великий художник, но в то же время мудрец, Учитель с большой буквы, путешественник, писатель, поэт, автор вместе со своей женой Еленой Ивановной многотомного труда «Живая Этика», который в будущем, возможно, станет Библией общей религии объединенного человечества [5].

Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных ученых, которые еще до полета в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса, то есть рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, конечно, должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха [6].

***

В.К. Шумный, академик РАН, директор Института цитологии и генетики СО РАН (1986–2007).

Наследие Рерихов – это воистину общенациональное достояние, и мы обязаны его, с одной стороны, понимать, а с другой – глубоко разрабатывать.

<…> Все члены семьи Рерихов – Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич – были крупными учеными, внесшими значительный вклад в развитие таких наук, как востоковедение, археология, тибетология, тибетская медицина, этнография, история и т.д.

<…> Наследие Рерихов – с одной стороны, это великолепная живопись, а с другой – выражение в живописи своеобразной философии, которую еще нужно понять и систематизировать. И что самое важное, наследие Рерихов – это своеобразная, оригинальная и не до конца еще проанализированная философия, которая в основу свою ставит, прежде всего, приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и космоса. Эта философия, пронизывающая все научные труды Рерихов и великолепную живопись, нуждается в значительном анализе и понимании.

<…> Пакт Рериха – это сочетание культуры, мира и сохранения духовных ценностей человечества. И если человечество это понимает, тогда в дни самых больших потрясений оно должно выстоять и найти пути выхода из кризисных ситуаций. <…> Это его предостережение наиболее злободневно сегодня, когда мы действительно находимся в периоде потрясений, в периоде ломки, и именно сегодня философия Рерихов должна помочь нам выйти из этой кризисной ситуации. Но для того, чтобы это сделать, нужно понимать философию Рерихов.

Еще одна, очень важная и не до конца понятая ситуация взаимоотношений человека и природы, человека и Космоса… В том, что касается человека и Вселенной, человека и Космоса, – здесь только и открывается эра исследований; и, конечно, прав академик А.Л. Яншин, поставивший Н.К. Рериха в один ряд с К.Э. Циолковским и другими исследователями Космоса. К решению этой проблемы нам еще только предстоит приступить, и мы всегда должны помнить, что есть Живая Этика, есть философия Рериха, которая может очень существенно помочь в освоении данной проблемы, находящейся на грани науки и философии…

Анализируя наследие Н.К. Рериха, обращаешься к мысли, что его имя должно быть в ряду выдающихся ученых России, которые обладали синтезом научных знаний и философского мышления.

<…> Институт «Урусвати», организованный Рерихами, по праву является форпостом российской науки на Востоке. <…> Наследие Рерихов можно оценивать как крупнейшее национальное достояние. <…> И чем мы быстрее и глубже поймем философско-этические проблемы, которыми занималась семья Рерихов, тем быстрее обретем те параметры, по которым нужно строить стратегию нашего бытия в это сложное время [7].

***

В.А. Черешнев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН.

Развитие современной науки предполагает осмысление ее философских основ. В связи с этим конференция «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции» может дать богатый материал для размышлений, так как философская система Живой Этики в последнее время привлекает внимание ученых тем, что способствует выявлению места человека в структуре Мироздания. Такой подход, с точки зрения некоторых современных ученых, получил название нового космического мышления.

Истоки космического мышления обнаруживаются в культуре многих народов. Это древние мифы, первые философские системы, научные построения. В последнее столетие идеи космического мышления, в особенности если брать культурное пространство России, стали формироваться более интенсивно. В этой связи нельзя не вспомнить русских философов Серебряного века – В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского. Огромный вклад в развитие космического мышления внесли Рерихи [8].

Большой вклад в развитие космизма внесли Рерихи. Международный Центр Рерихов продолжает традиции, заложенные космистами. Его коллектив много делает для изучения философии космизма, в особенности тех его идей, которые содержатся в мироощущении Рерихов [9].

***

Е.М. Примаков, академик РАН, президент Торгово-промышленной палаты РФ, Председатель Правительства РФ в 1998–1999 гг.

Люди, подобные Рерихам, – это кладезь искусства, культуры, философии. Наверное, такой семьи больше нет в мире [10].

***

В.С. Стёпин, академик РАН, президент Российского философского общества.

Философская система Живой Этики представляет собой оригинальное направление русского космизма. Осуществляемый в рамках мировоззрения космизма диалог философской традиции Запада и мудрости Востока, выявление объединяющих мировые цивилизации общих ценностей, безусловно, важны в современном мире [11].

***

В.В. Струминский, академик РАН.

О Живой Этике. Это та этика, которая находится в действии. Мир долго жил без четко обоснованных этических положений. При МЦР надо организовать обсуждение этих проблем и чаще приглашать ученых, которые могли бы проработать и объяснить их с точки зрения современной науки. Здесь много молодежи, а молодежь должна осознать основные итоги новой науки. Если мы будем убаюкивать ее только словами, лозунгами, это будет совсем не то [12].

***

М.Е. Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, первый Президент Республики Саха (Якутия).

Сегодня день рождения Николая Константиновича – 129 лет. Это замечательный сын России и подвижник Востока, яркий философ космического миропонимания, мастер слова, пера и кисти. В гармонии культур Запада и Востока видел Николай Константинович будущее человечества, в духовном становлении которого огромную роль должно сыграть Учение Живой Этики, данное Махатмами, Учителями Индии. В создании книг этого Учения принимали непосредственное участие сам Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна. Вся история человечества рассматривается здесь в неразрывной связи с эволюцией одухотворенного Космоса. Нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли культуры в развитии человеческого общества – вот те важнейшие моменты, без которых невозможно продвигать дальше культурно-историческую эволюцию планеты.

Живая Этика представляет новое мышление, в основе которого лежит энергетическое миропонимание. Земные исторические процессы определяются процессами космической эволюции, законами Космоса. Значительное внимание в книгах Живой Этики уделяется вопросам гармонии человека и природы. Природа абсолютна. «Даже непродолжительное общение с нею облагораживает и освещает», – писал Николай Рерих. Он одним из первых выступил с идеей сохранения экологического равновесия в природе [13].

Одним из ярких философов, мастеров слова, пера и кисти стал замечательный сын России и подвижник Востока – Николай Константинович Рерих, видевший будущее человечества именно в гармонии культур Запада и Востока. Как сказал премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи, побывав в доме Рерихов в долине Кулу у подножия Гималаев: «Сложно привести имя другого исследователя, который за свою жизнь добился столь многого в качестве художника, философа, путешественника, этнографа, писателя и подвижника культуры, мира и международного понимания. Его драгоценное культурное наследие является бесценным вкладом в мировое культурное наследие».

Рериха особенно притягивала Индия. Он мечтал найти тот общий источник, из которого тысячелетия назад возникли индийская и славянская культуры. Основательное изучение проблемы позволяет говорить о близости культуры, искусства, черт национального характера и религиозного восприятия мира, несмотря на абсолютную внешнюю несхожесть христианства и буддизма. Огромную роль в духовном становлении Николая Рериха сыграли книги махатм – учителей Индии – «Живая этика» («Агни-йога»), к созданию которых он имел самое непосредственное отношение. Вся история человечества рассматривается здесь в неразрывной связи с эволюцией одухотворенного Космоса. Нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли культуры для развития человеческого общества – вот те важнейшие условия, без которых невозможно продвигать дальше культурно-историческую эволюцию планеты. Федор Михайлович Достоевский говорил, что Красота спасет мир. «Живая этика» уточняет: осознание Культуры спасет мир.

Значительное внимание в книгах «Агни-йоги» уделяется вопросу гармонии человека и природы. Природа абсолютна. «Даже непродолжительное общение с ней облагораживает и освещает» (Николай Рерих). Одним из первых Рерих выступил с идеей сохранения экологического равновесия в природе. Мне, уроженцу Якутии, это особенно близко. Ведь в вероисповеданиях и мировоззрении якутов и других сибирских и азиатских народов идеи жизни в гармонии с живой природой, сбережения ее для потомков занимают самое значительное место [14].

***

О.Л. Кузнецов, президент РАЕН, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники.

Учение Живой Этики и все научное и художественное творчество Рерихов, их забота о сохранении общечеловеческих ценностей культуры проникнуты мыслью о будущем и помогают в наше трудное и полное испытаний время обрести вечный и вдохновенный Свет Знания и Красоты, бесстрашно, невзирая на стереотипы и предрассудки, устремиться по беспредельному пути познания и духовного творчества [15].

Новое эволюционное Учение [Живой Этики] было дано Учителями Востока человечеству и начало распространяться благодаря высоким духовным способностям и мощному творческому потенциалу уникальной семьи Рерихов.

Грандиозное наследие Рерихов увенчало беспрецедентное в истории явление Русского космизма и открыло широчайшую панораму эволюционного развития человечества в одухотворенном Космосе. <…>

Высокие знания о космических законах эволюции, подлинные гуманистические ценности, необходимые для развития более совершенного человека и качественно нового человечества, принесенные Учением Живой Этики через Рерихов, явились мощной основой для становления преображенной Культуры будущего, органичной частью которой явится обновленная наука [16].

***

А.А. Золотов, член президиума Российской академии художеств, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ, профессор.

…Концепция культуры, построенная на идее Живой Этики, тесно связанной с проблемами космической эволюции, – детище художественно-философских воззрений Н.К. Рериха, академика Императорской Академии художеств, выдающегося русского живописца. Видный общественный деятель, ученый, писатель и поэт, величайший, по словам А.М. Горького, «интуитивист», автор и организатор ряда культурных проектов XX века, Н.К. Рерих внес большой вклад в развитие многих областей гуманитарного знания [17].

***

Ш. Бира, академик Монгольской академии наук, профессор, руководитель Монгольского общества Рерихов.

Тема конференции является, на мой взгляд, очень актуальной для современной науки и для тех, кто в той или иной степени знаком с творческим наследием семьи Рерихов. Идеи Живой Этики, принятые современными учеными и основанные на мудрости Востока, могут привести к новым открытиям в области познания человека, планеты и космического мироздания [18]

***

В.В. Плоских, доктор исторических наук, профессор, академик Национальной академии наук Кыргызстана, заведующий кафедрой истории и культурологии Кыргызско-Российского Славянского университета, директор Института мировой культуры, Кыргызстан.

Сегодня мы стоим у порога Нового мира – нового, главным образом, своим мышлением, в котором все предшествующие культурные слои синтезируются. Ядром этого мировоззренческого «сплава» выступает философия Космической Реальности – источник идей широкого, целостного мировоззрения.

Концепция науки и культуры, которую несет в себе Живая Этика и наследие семьи Рерихов, коренным образом изменяет научные представления о законах эволюционных изменений в природе и обществе, побуждая к поиску глубинных взаимосвязей космоса, планеты и человека.

Фундаментальные труды Л.В. Шапошниковой и разносторонняя культурная деятельность Международного Центра Рерихов, несомненно, приближают «новую эру» космического миропонимания [19].

***

Э.В. Ртвеладзе, академик Академии наук Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор, член Сената Олий Маджлиса Республики Узбекистан.

Уникальность такого явления, как русский космизм, состоит в том, что он оказал влияние на многие направления искусства, значительно обогатил мировую философию и науку, способствовал формированию нового типа мышления – космического мировоззрения.

Имена К.Э. Циолковского, А.Н. Скрябина, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, гениев человечества – ученых, поэтов, композиторов, гармонически объединялись для решения эволюционных задач.

Особо хочется отметить бесценный вклад семьи Рерихов. Сегодня идеи русского космизма требуют нового осмысления, т.к. именно космическое мировоззрение способно решить актуальные во всем мире вопросы воспитания и образования, этики научных исследований, мира и улучшения качества жизни.

Идеи русского космизма имеют и воспитательное значение, т.к. необходимо приобщать молодежь, грядущие поколения к синтезу культурных и научных идей! [20]

***

И.В. Бармин, президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, чл.-корр. РАН.

Тема конференции [«Проблемы русского космизма»] <…> в нынешних условиях развития человечества даст возможность лучше понять смысл и цели освоения космического пространства, а также место и роль человека в мироздании.

Об этом размышляли выдающиеся русские ученые-космисты – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Именно они проложили дорогу человечеству к осмыслению Космоса и внесли неоценимый вклад в формирование космического мышления и его методологии.

Уверен, что обсуждение научных проблем <…> даст импульс к новым научным поискам по определению места человека и его роли в космической эволюции [21].

***

А.Н. Баландин, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза.

Живая Этика, в которой много говорится об эволюционном значении Знамени Мира, – это философская основа нового космического мышления. Космическая деятельность – это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления [22].

***

А.М. Сибагатуллин, министр культуры Республики Татарстан.

Еще в начале XX века астрофизик А.Л. Чижевский, ученик К.Э. Циолковского, говорил о влиянии космических явлений на человека и планету. Наука сейчас подтверждает это новыми открытиями.

Картины Н.К. Рериха, а также философия космической реальности – Живая Этика, данная Учителями Востока через Рерихов, говорят о метанауке – единстве видимого и невидимого, единстве человека с космосом и связи его с Вечным. Знамя Мира есть символ эволюционного пути человечества [23].

***

А.В. Лихоманов, генеральный директор Российской национальной библиотеки.

Мы отмечаем возрастание интереса к теме эволюции сознания человечества в нашем обществе. В связи с этим особое внимание привлекают труды русских философов, ученых и деятелей искусства конца XIX – начала XX века – представителей Русского космизма эпохи Серебряного века. Безусловно, значительное место в развитии идей эволюции человечества занимает Живая Этика – философская система, созданная семьей Рерихов.

Идеи Живой Этики интересны сегодня ученым, философам, исследователям и различным представителям культурной общественности, в том числе студенческой и учащейся молодежи. В 2011–2012 годах Российская национальная библиотека совместно с Международным Центром Рерихов реализует научный проект – цикл лекций «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания», что также станет вкладом в развитие идей, изложенных
в Живой Этике [24].

***

А.В. Федотов, доктор филологических наук, профессор Софийского университета имени Святого Климента Охридского, София, Болгария.

…Бесперспективно типологизировать Живую Этику на основе сугубо религиозных традиций, поскольку по своей сути она является не религиозным учением, а скорее может быть определена как ориентированная на практику этико-философская система или, как предпочитали называть ее основатели, духовное «Учение Жизни». Конечно, Живая Этика имеет явные восточные корни, что практически никем не оспаривается. Более того, ученые сходятся во мнении, что ее философский каркас составляют идеи, разработанные в индийских и тибетских учениях, среди которых краеугольное место отводится йоге, буддизму, санкхье, веданте и некоторым другим системам. <…>

Живая Этика явилась именно тем новым учением, которое помогает людям осознать имеющиеся в мире и социуме проблемы, осмыслить их и принять правильные решения в отношении будущего всей нашей планеты. <…>

Название Учения говорит само за себя – все книги Живой Этики обращены прежде всего к земным, реальным условиям жизни каждого человека. Призывая людей жить в соответствии с Космическими законами, они открывают беспредельные возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров и идеалов [25].

Международный Центр Рерихов своей культурной и научной работой уже сделал значительный вклад не только в исследование нового космического мышления, но и в его возрождение и развитие. Эта работа чрезвычайно необходима – события сегодняшней жизни еще раз доказывают актуальность идей Живой Этики. Выяснив теснейшую взаимосвязь макро- и микрокосмоса, всех аспектов жизни человека, планеты и Космоса, Живая Этика убедительно показала необходимость ведущей роли Культуры в решении всех труднейших кризисов современности. Только на основе истинной Культуры и существующих в ее пространстве любви к человеку, Красоты и знания возможно установление прочного мира на Планете и реализация заложенного в человеке творческого потенциала во имя блага всего живого [26].

***

Локеш Чандра, доктор философии, профессор, директор Международной академии индийской культуры, Нью-Дели, Индия.

Елена Рерих разработала философию Агни Йоги, чтобы прийти к высшей цели, где даже отрицатели могли бы обрести Божественное, сокрытое в самой сердцевине любого разрушительного действия. Агни Йога была гимном внутренней наполненности, освещающей разнообразные стороны жизни в тишине непознанного и непознаваемого. Это был глубокий и проникновенный мыслительный опыт, опыт души и тела, который вылился в действия, творческие в своем покое и энергичные в неподвижности. <…>

Агни Йога – это воплощение идеального огня, чье пламя воспламеняет энергию индивидуального сознания и оживляет уже застывшие границы бытия. Это новая социология конечных целей. Это ренессанс многочисленных центров ценностей и значений. Божественный центр вездесущ, и в каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Агни Йога являет собой глубочайшую заботу о сердце, сознании и духе в соприкосновении с жизнью. Это зона сопряжения с вневременным и космическим, не приказ, но пробужденное знание, не идеология, но идеи [27].

***

Прамила Шарма, доктор философии, профессор, Нагпур, Индия.

Агни Йога, переданная нам Рерихами, является одной из форм Раджа-йоги, или «ментальной» йоги. Агни – это созидательный или разрушительный духовный огонь, поэтому Агни Йога обращает нас к огню как методу привнесения в сознание духовного огня. Речь идет о силе мысли, той энергии, которая лежит в основе любой энергии и является самой мощной силой во
Вселенной. <…>

Живая Этика трудна и обращена в большей степени к русскому менталитету. Она требует большой преданности и высоких целей – того, что русский человек вкладывает в понятие духовного пути. Говорят, что тексты Живой Этики можно сравнить с ниткой жемчуга: рассмотрев каждую жемчужину, можно прийти к представлению обо всем ожерелье в целом. Концепция текстов заключается в рекомендации использовать каждый момент жизни как средство управления своей волей и энергией мысли. Свобода для создания необходимой трансмутации достигается внутренним устремлением. Каждый день повседневной жизни – это лаборатория для самонаблюдения и совершенствования. Это живое воплощение восточной мудрости, посредством которой человек может обрести знание Истины путем собственных усилий и постоянной работы над собой.

Живая Этика фокусируется на трех составляющих: Любви, Красоте и Действии. Любовь представляется как движущая сила Вселенной, и это понятие включает в себя осознание альтруистической красоты. Мы учимся использовать «концепцию красоты» в повседневной жизни и ищем вдохновение в красоте Вселенной. Затем возникает действие, как результат нашего восприятия красоты. Если нам не удается ее воспринять, говорится в Живой Этике, значит, наше восприятие несовершенно.

Изучая Живую Этику, человек учится видеть и чувствовать, какие качества характера ему необходимо изжить или усовершенствовать. Затем чувства и мысли приводят к конструктивному развитию в физическом мире, в том числе путем служения ближнему [28].

***

В.С. Глаголев, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного института международных отношений (МГИМО – Университет) МИД РФ.

Учение Живой Этики (или Агни Йоги) является синтезом духовных традиций Востока и научных достижений Запада. В философско-этическом учении Живой Этики рассматриваются важнейшие проблемы космической эволюции человека и человечества, нравственные основы Бытия, пути духовного совершенствования и развития культуры. Все книги «Живой Этики» обращены прежде всего к земным условиям жизни каждого человека. Это учение входит в жизнь путями науки, искусства и труда.

Вся деятельность Рерихов носила культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России, никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину и завещали все свое духовное
наследие России [29].

***

А.Г. Назаров, доктор биологических наук, академик РАЕН, Экологический центр Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Изучение творчества Вернадского показало, что оно очень созвучно творчеству Рериха, в наследии этих мыслителей очень много схожих идей. Более того, Рерих ответил самостоятельно на некоторые поставленные Вернадским вопросы, и эти ответы имеют ноосферное звучание. Их драгоценную россыпь можно отыскать в Живой Этике. Здесь сливаются воедино научное предвидение ноосферной реальности и отвечающая ей должная духовная сущность ноосферного человечества [30].

***

Р.Е. Ровинский, доктор технических наук, профессор, Израиль.

…Серия важнейших научных открытий второй половины ХХ века в физической науке меняет ранее сложившиеся мировоззренческие представления об устройстве и функционировании нашего Мира. Тем самым подтверждается одно из основных положений Живой Этики о науке как предтече нового мировоззрения [31].

***

В.П. Ануфриев, доктор экономических наук, профессор кафедры «Энергосбережение» Уральского государственного технического университета – УПИ (УГТУ-УПИ), генеральный директор Уральского Центра энергосбережения и экологии, вице-президент Уральского отделения Международной Лиги защиты Культуры, Екатеринбург.

В книгах Живой Этики намечено много вех будущих научных исследований. Это и взаимосвязь магнита с мышлением, и единая сущность магнита и психической энергии, и использование магнитных вихрей для получения энергии, и изучение атомной энергии в связи с исследованием психической энергии и изучением теории магнитов, и лечение сердца магнитами, и изучение излучений человека, и влияние лития на организм человека и др. Можно создать не один институт по новым научным направлениям в изучении металлов и сплавов и открыть до сих пор неизвестные тайны металлов.

<…>

Нам в наших исследованиях нужно чаще обращаться к Живой Этике, которая развивает научное мышление и дает мощный творческий импульс к новым поискам и подходам в науке [32].

***

М.Н. Дудина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Уральского государственного университета,  Екатеринбург.

Мыслители-космисты, такие разные и непохожие, объединяются целостным пониманием Истины, Добра и Красоты, способным соединить не только их, но и нас, и людей будущего. Поэтому современное образование должно пополниться идеей Вселенского Космоса Е.П. Блаватской, создавшей теософскую доктрину, попытавшейся синтезировать различные религии, мифологию, магию, оккультизм и достижения естественнонаучного знания своего времени, идею о Единой Истине, ее великой мощи и предупреждении об опасности ее неразумного использования. В настоящее время все более актуальной становится идея объединения людей через культуру, изложенная как концепция космической Живой Этики Н.К. и Е.И. Рерихами. Согласно этой концепции, идет борьба двух космических начал – Добра и зла как в Космосе, так и в человеческом обществе, и особенно в душе каждого человека. Мир творит по законам Истины, Добра и Красоты только Свет, который способен преобразовать хаос Космоса, несовершенство природного и социального миров [33].

[34].

***

В.В. Фролов, доктор философских наук, зам. ген. директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель ОНЦ КМ МЦР.

В настоящее время в связи с развитием космизма в науке и философии сложилась проблемная ситуация. Представление о человеке и мире с точки зрения традиционной философии ограничивает науку в ее определении предмета научных исследований и понимании структуры познания явлениями физического мира. При этом за пределами внимания ученых остаются проявления материи иных состояний и измерений, изучение которых может качественно расширить границы нашего познания. <…>

Выход из этой ситуации заключается в формировании нового научного метода познания на основе Живой Этики, принципы которой дают возможность, во-первых, рассматривать в качестве предмета исследований не только явления плотной материи, но и проявления материи иных состояний и измерений; во-вторых, использовать в процессе познания духовные, или метанаучные, методы, заложенные в природе человека. <…>

Новая наука отличается от традиционной тем, что, согласно философии Живой Этики, носит одухотворенный характер благодаря ее связям с более высокими структурами Космоса и опирается на новую систему познания, которая объединяет эмпирические и духовные методы познания; кроме того, новая наука в силу ее связи с Высшим несет в себе мощную этическую составляющую. Однако, обращая внимание на новую науку, мы не отрицаем науки традиционной. <…> новая наука вырастает в недрах науки традиционной, постепенно проявляя по отношению к последней свою ведущую методологическую роль.

Принципы новой научной методологии содержатся в философии Живой Этики. Задача ученых состоит в их осмыслении и применении в своих исследованиях [35].



[1] Дань Рериху. Нью-Дели. 1947, декабрь.

[2] Пути восхождения. Материалы международных общественно-научных конференций «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики» (1993), «Художественно-философское наследие Н.К. Рериха и проблемы современной цивилизации» (1994). М.: МЦР, 1995. С. 188.

[3] Яншин А.Л. Живая Этика – мировая этическая система // Перед Восходом. 1996. № 5. С. 2.

[4] Яншин А.Л. «Учение Рерихов – фундамент будущего» // Перед Восходом. 1997. № 12. С. 2.

[5] Рериховские чтения. Материалы Международной общественно-научной конференции. 1997. М.: МЦР, 1999. С. 19–23.

[6] Наука в Сибири. 1984. 10 нояб.

[7] Рериховские чтения. Материалы Международной общественно-научной конференции. 1997.

[8] Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2012. С. 33.

[9] Проблемы русского космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013. М.: МЦР, 2016. С. 40–41.

[10] 100 лет со дня рождения С.Н. Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2004. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. С. 25.

[11] Проблемы русского космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013. С. 32–33.

[12] Пути восхождения. Материалы международных общественно-научных конференций «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики» (1993), «Художественно-философское наследие Н.К. Рериха и проблемы современной цивилизации» (1994). С. 192.

[13] Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М.: МЦР, 2004. В 3 т. Т. 1. С. 33–34.

[14] Николаев М.Е. Пришло время вспомнить о Рерихе // http://www.ng.ru/politics/2003-07-03/2_rerich.html. Независимая газета от 03.07.2003.

[15] 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2008. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2009. С. 27–28.

[16] Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. С. 50.

[17] Там же. С. 27–28.

[18] Там же. С. 29.

[19] Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. С. 24–25.

[20] Проблемы русского Космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013. М.: МЦР, 2016. С. 48.

[21] Проблемы русского Космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013. С. 45.

[23] Проблемы русского Космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013. С. 44.

[24] Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. С. 56.

[25] Живая Этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2008. С. 500–504.

[26] Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. С. 26.

[27] 130 лет со дня рождения Е.И. Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2010. С. 221–222.

[28] Там же. С. 239–240.

[29] Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С. 300–301.

[30] Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. Т. 1. С. 156.

[31] Живая Этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007. С. 166.

[32] Живая Этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007. С. 246–248.

[33] Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. Т. 2. С. 267.

[34] Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. С. 53.

[35] Проблемы русского Космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013. С. 120–121.

PAGES  12345Примечания|Публикации|Конференции|Лекции|Отзывы|Зал Живой Этики

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов