Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Публикации


Опубликовано: Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. науч. трудов. Мн.: Технопринт, 2005. С. 282–286.

Ю.В. Никулина. Живая Этика: проблема ее статуса в современной культуре 1

Ушедшее ХХ столетие – эпоха для западной цивилизации знаковая, переломная. Это век крушения многих чаяний и надежд. Пошатнулась столь непоколебимая со времени Просвещения вера в человеческий разум и прогресс; подверглись сомнению и переосмыслению казавшиеся незыблемыми устои социальной реальности, достижения науки, философские системы. Духовный кризис, сотрясающий сами основы современного социума, очевиден и заставляет прогрессивную общественность бить тревогу во многих уголках планеты. Традиционная религиозность, на протяжении веков претендовавшая на роль нравственной опоры общества, его утешительницы и спасительницы, сегодня также зачастую оказывается не в состоянии адекватно ответить на духовные искания современного человека. Многие догматы и вероучительные основоположения религиозных традиций не соответствуют мировоззрению и миропониманию нашего современника.

В силу этих и многих других кризисных явлений порождаются новые формы осмысления реальности, новые подходы к объяснению природного и социального миров. Возникают и оформляются такие синтетические учения, которые интегрируют в себе религиозные и нерелигиозные подходы к интерпретации человека и мира.

История культуры – вспомним хотя бы эпохи зарождения и станов­ления всех мировых религий – убедительно свидетельствует, что все новое, нетрадиционное, идущее вразрез с существующими представлениями и нормами, всегда встречает настороженное, а иногда и просто враждебное отношение со стороны традиционно настроенного большинства.

С подобного рода отношением встречается сегодня и Живая Этика, содержащая новое по отношению к традиционному миропонимание и мирообъяснение, предложенное Рерихами[2]. Нередко она преподно­сится как чуждая нашему сознанию форма духовности. Однако отметим, что в большинстве случаев в подобного рода трактовках отсутствует глубокий научно-философский анализ, учение Живой Этики излагается весьма поверхностно, а многие идеи и положения истолковываются вне контекста.

Между тем необъятное творческое наследие Рерихов, включая текс­ты Живой Этики, – всемирное достояние, а наша российская гордость. Оно заслуживает объективного и беспристрастного философского и научного анализа.

Следует особо подчеркнуть, что живописные и литературно-поэти­ческие произведения, естественнонаучные и языковедческие труды, важнейшие нормативно-правовые документы, ратифицированные между­народным сообществом (например, Пакт Рериха об охране культурных ценностей), – все многообразное наследие великой семьи Рерихов как исключительный вклад в мировую культуру и развитие ценностей гуманизма является объективацией фундаментальных философских идей Живой Этики.

В самом широком смысле Живая Этика может быть истолкована как философско-этическая концепция, рассматривающая пути духовной эволюции человечества. Это не религиозное и не эзотерическое учение, как часто ее интерпретируют. Но это и не отрицание религиозной традиции, ее семантического ядра, ибо она касается всех аспектов жизни, как таковой, и синтезирует позитивный нравственный опыт различных религиозных традиций, исходя из той презумпции, что все они внутренне едины, а разделяются лишь внешней атрибутикой. ­Поэтому неправомерны попытки оторвать Рерихов от христианства, а Живую Этику противопоставить Евангелию.

Философия Живой Этики обращена к людям, осознавшим необходимость духовного обновления и стремящимся к самосовершенст­вованию. Живая Этика предлагает путь духовного возрождения, который органично связан с социальным обновлением всего человечества в свою очередь невозможным без обновления духовного.

Живой Этике свойственен целостный подход к осмыслению явлений природы и духовно-культурного развития человечества. Это интегральное научно-философское учение о Мироздании, его устройстве и законах, происхождении и эволюции Вселенной, роли космического разума в природном и социальном бытии, о месте человека в Мироздании, его тесной связи с Космосом, об эволюции человека и человечества, нравственных основах бытия и путях духовного совершенствования как необходимого условия эволюции.

Духовная мысль Востока, наука, религия, искусство гармонично связаны в Живой Этике универсальной идеей творческого развития и совершенствования человека на основе законов космической ­эволюции[3].

Центральная онтологическая и нравственная идея Живой Этики – это идея эволюции Вселенной в целом и всех составляющих ее частей, включая человечество и каждого отдельного индивида. Путь эволюции включает в себя материальные и духовные аспекты, в том числе – культурно-социальные. Философской предпосылкой осмысления космической эволюции человека и общества выступает представление о Беспредельном Космосе, который одухотворен, разумен, целесообразно и гармонично устроен и находится в состоянии непрерывного прогрессивного развития. Эволюция не имеет предела ни в прошлом, ни в будущем. Она протекает по универсальным законам, которые не зависят от воли и желаний людей. Смысл ее состоит в восхождении различных форм жизни от несовершенного к совершенному, в одухотворении материи, ее утончении.

Космология Живой Этики исходит из представления о Вселенной как о состоящей из множества миров, в которых существует жизнь, находящаяся на различных этапах развития сознания. Земля – один из таких миров, где осуществляется совершенствование человеческого духа. Космическая эволюция и безграничные возможности самого человека связываются в Живой Этике с понятием Беспредельности, которая равнозначна в своем смысловом выражении Абсолюту.

Земное человечество как космопланетарный феномен развивается в процессе взаимодействия со всем многообразием космических явлений и систем. Цель планетарной эволюции – совершенствование и одухотворение всей земной материи. На человека в этом процессе возложена ключевая задача, – совершенствуясь, одухотворять себя, природу, общество, что предполагает осознание ответственности за свою судьбу, судьбу других людей, природы, общества и всей планеты[4]. Эволю­ция, идущая сообразно космическим законам, способна открыть перед человеком возможности влияния на развитие Вселенной. ­Согласно ­позиции Живой Этики, процесс планетарной эволюции замедлен в результате того, что в мировой культуре оказался утраченным приоритет духовно-нравственных ценностей, сменившись приоритетом ценностей утилитарно-прагматического порядка. Цель Живой Этики, таким образом, – трансформировать человеческое сознание, поднять его до космического уровня. Указанная цель основана на уверенности в том, что человек – существо не только земное, но и космическое. В силу этого человеку присущи практически неограниченные возможности реализации неисчерпаемой космической энергии, освоение которой – задача будущего.

Философия Живой Этики пронизана духом творчества новой реальности, своего рода этического Космоса, в котором рассудочное сознание уступает место «разуму сердца». Нравственное сознание, ­основанное на понимании космических законов, становится системообразующим фактором Космоса.

В этом контексте воля выступает как индивидуализированное проявление «всеначальной энергии» – сущностной энергии Космоса. ­Живая Этика обосновывает наличие свободной воли человека, который своими деяниями и мыслями творит личную карму, несет ответственность за последствия своих мыслей, слов и поступков. Для согласования воли человеческой и космической в определенные моменты, согласно закону космических ритмов, эволюционные интенции Космоса фокусируются в отдельных личностях. Как говорится в текстах ­Живой Этики, свободная воля есть прерогатива человека, но без гармонии с высшими уровнями бытия, Иерархией Космоса она может оказаться деструктивной[5].

Эволюция человека ведет к экзистенциальному постижению сущности различных уровней бытия, которые фиксируются в Живой Этике в содержании понятий «физический мир», «тонкий мир», «ментальный мир» и «мир огненный». Сердце человека в этом контексте трактуется Живой Этикой как связующее звено между мирами, «средоточие жизни и духа», «солнце микрокосма», «храм» человеческого сознания. Только чистое сердце способно воспринимать наиболее творческие духовные энергии Космоса, быть «очистителем жизни». Живой Космос, пронизанный огненной энергией мысли, всегда реагирует, отзывается на каждую светлую либо дурную мысль человека, в свою очередь несущего в себе «искру» великих мыслеогненных космических энергий. Развитие и совершенствование человека трактуется создателями Живой Этики как медленный и длительный процесс, совершающийся в течение многих жизней. Каждый человек, таким образом, – итог длительной эволюции; он занимает вполне определенное место в эволюции Космоса.

Важнейшим фактором проявления и творческого развития человеческого духа на Земле является Культура. В этом контексте она понимается как поддержание и развитие «творческого огня» в людях[6]. В пространстве Культуры осуществляется осознание таких феноменов, как Красота, Любовь, Творчество, которые выступают столпами космической эволюции. Поэтому сохранение и развитие духовных ценностей культуры – важнейшая задача человеческого сообщества.

Создатели Живой Этики широко трактовали такие фундаментальные философские категории, как материя, дух, энергия, эволюция, и рассматривали Мироздание как грандиозную беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающего в себя и человека. Идеи Живой Этики, не будучи ни отвлеченными, ни абстрактными, подчинены вполне конкретной задаче, актуальной и в наши дни, – пробуждению находящегося в глубоком духовном кризисе человечества. Выход из этого кризиса авторы Учения видели в разрешении извечной антитезы – «культура – цивилизация». Речь идет о том, что само цивилизационное развитие должно быть центрировано не только и даже не столько на ценностях утилитарно-прагматического характера. Оно должно рассматриваться человечеством как средство духовного развития. Так, в Живой Этике говорится о том, что главная задача государства состоит в создании оптимальных условий для творческой самореализации ­личности, ее духовного совершенствования и развития.

* * *

Сегодня, когда переосмысливаются привычные догмы, появляются новые направления в науке, формируются модели Мироздания, отличные от привычных, появляются и качественно новые подходы к научным исследованиям – интегральные, междисциплинарные, системные. Целостный подход к миру и человеку становится постепенно приоритетным в науке. Появляется осознание единства микро- и макрокосма, неразрывности человека, Земли и Вселенной. Ориентацию на такой целостный подход находим мы и на страницах Живой Этики.

Тем не менее многие идеи Живой Этики (в частности, основанные на духовно-философской мысли Востока) воспринимаются западным сознанием с трудом. А все, что сложно для понимания, зачастую вызывает раздражение, отрицание, а иногда и неприкрытую агрессию. Именно поэтому философия Живой Этики подчас вызывает резкое неприятие со стороны традиционно настроенных ее критиков. Многие специалисты проявляют удивительную нетерпимость в вопросах познания по отношению к иным, нетрадиционным формам миропонимания и мирообъяснения, к которым относят и Живую Этику. При этом сама ее философская концепция часто вульгаризируется и искажается – причем не только оппонентами, но и последователями, разделяющими ее ценности, но далекими от понимания глубины ее содержания.

Можно по-разному относиться к философии Живой Этики. Ее можно разделять, с ней можно не соглашаться. Но бесспорно одно – она заслуживает глубоко уважительного к себе отношения и систематического профессионального изучения, ибо проникнута высшим гуманизмом и ориентирована на поиск выхода из современного духовного тупика. Живая Этика затрагивает такие животрепещущие для каждой личности и для общества в целом вопросы, как бессмертие, смысл жизни, нравственные нормы. Философия Живой Этики основывается на принципах альтруизма и Общего Блага, в ней высказывается неприятие эгоизма, бездуховности, культа наживы и насилия. При этом в Живой Этике провозглашается духовная свобода, а единственным авторитетом становится авторитет знания. Она призывает людей учиться, познавать окружающий мир и самих себя, расширять свой кругозор и преодолевать невежество. Живая Этика с большой терпимостью относится ко всем другим философским и религиозным учениям (что, к сожалению, чаще всего не свойственно ее оппонентам), не навязывая никому самое себя. Согласно Живой Этике, ее философия может быть воспринята и принесет пользу только в том случае, если такое происходит добровольно уже созревшим для этого сознанием.

В наше сложное время идеи Живой Этики, а также культурно-просветительская деятельность ее последователей могут послужить нравственной опорой для многих людей. Поэтому важно не забыть, не отбросить с порога представляющее мировую значимость духовное и философское наследие семьи Рерихов. Оно должно тщательно сохраняться, ибо великий гуманизм, заложенный в рериховской философии, выраженной прежде всего в учении Живой Этики, может стать крае­угольным камнем в деле духовного возрождения человечества.


Примечания

1 Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. науч. трудов. Мн.: Технопринт, 2005. С. 282–286.

2 Сочетая в своей философии древние традиции мудрости Востока с новейшими достижениями западной мысли и ценностями западной культуры в их философской, научной, религиозной и других проекциях, Рерихи, однако, не считали себя авторами книг Живой Этики; такая позиция соответствовала их представлениям о безымянности истинного творчества.

3 Гиндилис Л.М., Фролов В.В Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Защитим имя и наследие Рерихов. М., 2001. Т. 1. С. 649.

4 Там же. С. 655.

5 Живая Этика: Избранное. М., 1992. С. 375.

6 Письма Елены Рерих. 1929–1939. В 2 т. Мн., 1999. Т. 1. С. 72.

PAGES  Публикации

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов